Что позволяет солнцу быть источником тепла. Внеурочное занятие по курсу "Мой мир" на тему "Солнце-источник света и тепла". (1 класс). Солнце имеет форму…

Формирование Солнечной системы

Солнечная система сформировалась приблизительно 5 миллиардов лет назад в результате сжатия газово-пылевого облака, размеры её весьма внушительны: диаметр орбиты самой дальней карликовой планеты Плутон составляет 15 триллионов километров, световой луч преодолевает их за 11 часов. А между тем солнечная система составляет лишь очень малую часть нашей Галактики - млечного Пути, чей диаметр около 100 тысяч световых лет. Мы, земляне, живём практически на полпути от центра Галактики до её края - 27 тысяч световых лет в обе стороны.

Что такое Солнце?

Cолнце - единственная звезда и центральное тело солнечной системы - вращается вокруг галактического центра со скоростью 220 км/с и совершает полный оборот за 226 миллионов лет - столько времени длится галактический год. По сравнению с земным годом - 365 дней размеры Галактики представляются просто грандиозными. Солнце – это небесное тело – источник света, тепла и жизни на Земле.

По своей структуре Солнце представляет собой огромный газовый шар, внутри и на поверхности которого уже на протяжении миллиардов лет сохраняется предельно высокая температура. На Солнце постоянно происходит процесс преобразования водорода в гелий.

Этот процесс ученые называют термоядерной реакцией. Водород составляет 74% от массы солнечного ядра, гелий – 25% от этой массы. При преобразовании одного химического элемента в другой частички водорода объединяются в более тяжелые частички, и одновременно высвобождается большое количество энергии в виде тепла и света.

Из-за высокой температуры частицы газов на Солнце – ядра атомов и свободные электроны – движутся с сумасшедшей скоростью. В каждом ядре атома есть частицы, называемые протонами и нейтронами. Протоны имеют положительный электрический заряд, нейтроны же заряда не имеют. Атомы различных элементов отличают друг от друга по количеству протонов и нейтронов, которые служат своеобразными «кирпичиками» для построения. В каждом ядре атома водорода содержится один протон, в атоме гелия – два протона и два нейтрона.

Когда четыре ядра водорода соединяются вместе, они образуют одно ядро гелия, фотоны и прочие мелкие частицы. Именно фотоны и представляют собой свет, разлетающийся во все стороны. По подсчетам ученых, каждую секунду в солнечном ядре в лучистую энергию превращается около четырех миллионов тонн вещества. Эта энергия рассеивается в космосе и достигает Земли. Стоит отметить, что вблизи солнечного ядра температура составляет около 14-ти миллионов градусов, а мощность излучения, доходящего до нашей планеты, составляет приблизительно 1000 ватт на квадратный метр поверхности.

Гелиоцентрическая система Коперника

Солнце по-гречески называется Гелиос. Греки считали, что Гелиос живёт на востоке в прекрасном дворце, окружённом временами года - летом, зимой, весной и осенью. Когда утром Гелиос выезжает из своего дворца, звёзды гаснут, ночь сменяется днём. Звёзды вновь появляются на небе, когда вечером Гелиос исчезает на западе, где он пересаживается из колесницы в прекрасную лодку и переплывает море к месту восхода.

В Древней Руси тоже поклонялись богу Солнца. Его называли Ярило и в честь него каждый год весной устраивали празднества и гулянья.

На протяжении очень долгого времени люди считали, что в центре Вселенной покоится неподвижная Земля, а вокруг неё движутся все небесные тела, включая Солнце. (Такая модель называется геоцентрической: греческое слово «geo» означает «Земля».) У астрономов возникала масса трудностей в изучении движения звёзд и планет. Получалось, что они движутся по замысловатым траекториям, выделывая сложные петли и зигзаги.

Но вот, наконец, в XVI веке польский астроном Николай Коперник разработал гелиоцентрическую систему мира. В её основе лежали следующие утверждения:

1) в центре мира находится не Земля, а Солнце;

2) Земля вращается вокруг своей оси;

3) Земля, как и все другие планеты, обращается вокруг Солнца по окружности.

С открытием Коперника всё встало на свои места: стало понятно, как движутся планеты вокруг Солнца, и нашло объяснение видимое движение Солнца среди звёзд. Солнце удерживает своим притяжением планеты и их спутники, астероиды, метеориты и прочие тела, которые вращаются вокруг него в одном направлении по эллиптическим орбитам. Самой большой угловой скоростью обладает ближайшая к Солнцу планета Меркурий - она совершает полный оборот вокруг Солнца всего за 88 земных суток; самая удалённая планета Нептун - за 165 лет. Между ними расположились Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн и Уран. Плутон, открытый в 1930 году, считался планетой до 24 августа 2006 года. В тот день на основании результатов последних исследований Международный астрономический союз лишил его этого статуса.

Почему Солнце светит и греет

Солнце находится на расстоянии 150 миллионов километров от Земли. Несмотря на такую в буквальном смысле слова космическую дистанцию, все жизненно важные процессы на нашей планете зависят именно от Солнца.

Мы бы не могли существовать, если бы Солнце вдруг перестало светить и греть. Наша планета стала бы холодной и мертвой. На Земле стало бы так холодно, что замёрзла бы не только вода в реках, морях и океанах, но даже и воздух, которым дышат люди, животные и растения. Солнечное излучение поддерживает жизнь на Земле, влияет на погоду и климат, участвует в фотосинтезе.

А светит и греет Солнце потому, что оно очень горячее: у поверхности - почти 6 тысяч градусов, а в центре - 15 миллионов градусов. При такой температуре железо и другие металлы не просто плавятся, а превращаются в раскалённые газы. Значит, Солнце - огромный, массивный шар, состоящий из раскалённого газа. На самом деле, на Солнце не могут существовать даже крохотные частички - атомы, из которых вообще состоит всё живое и неживое в природе. Атомы, очень прочные на Земле, на Солнце расщепляются на ещё более мелкие частицы. Каждую секунду в энергию превращается 4,26 миллиона тонн солнечного вещества, но это ничтожное количество по сравнению с массой Солнца. Даже на огромном расстоянии Солнце может растопить льды, поднять температуру воды в реках и морях, согреть или остудить Землю - оно может всё!

Каким же образом внутри Солнца всё время поддерживается температура в миллионы градусов? Это очень сложный и важный вопрос, над которым долго размышляли многие астрономы и физики. Сейчас почти все они не сомневаются в том, что в центральной части Солнца идут термоядерные реакции, в результате которых водород превращается в гелий. Причём плотность вещества там в 150 раз больше плотности воды и в 7 раз больше плотности самого тяжёлого металла на Земле - осмия. Такой необыкновенный «костёр» пылает внутри Солнца миллиарды лет. И пока он там пылает, Солнце будет посылать свет и тепло каждому из нас и всему живому на Земле. Многие задаются вопросом: что произойдет, когда потухнет Солнце? Ученые отвечают: в скором будущем такого поворота опасаться не стоит. Солнце может потухнуть только после того, как растратит весь имеющийся на нем водород, и процесс его трансформации в гелий прекратится. Но за все время существования Солнечной системы в гелий превратилось меньше половины имеющегося на Солнце водорода. А значит, Солнце будет светить и греть еще очень долго.

Наблюдения людей за Солнцем

Первым астрономическим инструментом для наблюдений за Солнцем была обыкновенная палка. Ею пользовались когда-то древние астрономы. Палка - инструмент, конечно, очень простой, но если воткнуть её вертикально в землю, то можно наблюдать за тенью, которую она отбрасывает, когда освещается Солнцем. В астрономии её называют «гномон». Чем выше поднимается Солнце, тем короче тень от гномона. Самая короткая тень бывает в полдень, когда Солнце находится на юге, в наиболее высокой точке своего пути.

Люди придумали разные способы, с помощью которых можно определить расстояние до небесных тел - Луны, Солнца, звёзд. Для этого потребовались и математика, и очень точные измерительные приборы, и многое другое. Но самым главным помощником в определении расстояния до звёзд и планет стал световой луч. Проворнее луча нет ничего, только он может за одну секунду пролететь целых 300 тысяч километров. Например, световой луч от Солнца достигает Земли за 8 минут 20 секунд и пролетает за это время почти 150 миллионов километров - именно на таком расстоянии от Солнца находится наша Земля. +Вообразить себе 150 миллионов километров очень трудно, в обычной жизни людям с такими расстояниями не приходится иметь дело. Если человек отправляется из Москвы в Санкт-Петербург, ему предстоит проехать или пролететь всего около 700 километров. Тысячи километров отделяют Москву от Владивостока. Десятки тысяч километров потребуется преодолеть, чтобы совершить кругосветное путешествие. Конечно, быстрее всех Землю облетали космонавты. Например, Юрий Алексеевич Гагарин - первый в мире космонавт - облетел Землю за 108 минут с первой космической скоростью - 8 км/с. А до Солнца даже при второй космической скорости - 11,2 км/с - пришлось бы лететь несколько месяцев.

Когда люди узнали, на каком расстоянии от Земли находится Солнце, они поняли, что оно очень большое. С чем же сравнить Солнце, чтобы понять, как оно велико? Наверное, лучше всего - с Землёй, на которой мы живём. Попробуем вообразить себе большущий пустой шар такой величины, как Солнце, и много «маленьких» шариков размером с Землю. Сколько же «маленьких» шариков поместится в одном большом? Оказывается, 1 миллион 300 тысяч! Диаметр Земли - 12 756,2 километра, а Солнца - в 109 тысяч раз больше. В Солнце сосредоточено около 99,8 процента массы всех тел Солнечной системы, вместе взятых, - это приблизительно 2 1027 тонн.

Почему происходят затмения Солнца

Нам часто приходится наблюдать, как в ясный солнечный день тень от облака, подгоняемого ветром, пробегает по Земле и достигает того места, где мы находимся. Облако скрывает Солнце. Во время солнечного затмения Луна проходит между Землей и Солнцем и скрывает его от нас. +Наша планета Земля вращается в течение суток вокруг своей оси, одновременно движется вокруг Солнца и за год делает полный оборот. Луна - спутник нашей Земли - движется вокруг Земли и полный оборот совершает за 27,3 суток. Взаимное расположение всех трех небесных тел все время меняется. При своем движении вокруг Земли Луна оказывается между Землей и Солнцем. Луна - темный непрозрачный твердый шар, она, словно громадная заслонка, закрывает собой Солнце.

Солнечное затмение может наступить только во время новолуния, когда Луна обращена к Земле темной неосвещенной стороной. Луна, по сравнению с Солнцем, ближе к нам почти в 400 раз, и в то же время ее диаметр меньше диаметра Солнца также приблизительно в 400 раз. Поэтому видимые размеры Солнца и Луны почти одинаковые, и Луна, таким образом, может закрыть Солнце.

Расстояния Солнца и Луны от Земли не остаются постоянными, а слегка изменяются, так как орбиты Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли не окружности, а эллипсы. В связи с этим солнечные затмения бывают полными, когда Луна целиком закрывает Солнце, или кольцеобразными, когда Луна от Земли в наибольшем удалении и лунный диск меньше солнечного. Если Луна проходит не посередине Солнца, а по краю, говорят, что это частичное затмение.

Тень, которую Луна отбрасывает на Землю, движется по поверхности Земли со скоростью 1 км/с, т.е. быстрее ружейной пули. Поперечник теневого пятна менее 270 км. +Полоса солнечного затмения очень мала по сравнению с площадью поверхности Земли, Вокруг пятна тени располагается область полутени, она значительно больше (6-7 тыс. км). Здесь наблюдается частичное затмение.

из Википедии, фото из интернета

Занятие по теме: « Солнце – источник света и тепла»

Класс: 1

Целевая установка: систематизация и расширение знаний о Солнце, как источнике тепла и света, его роли для живых организмов и человека.

Основные понятия: Солнце, свет, тепло.

описывать ближайшую к Земле звезду – солнце; объяснять значение солнца как источника тепла и света; использовать в описании солнца различные приемы (сравнение, сопоставление), дополнять описание художественными образами (пословицы, поговорки, сказки)

Метапредметные:

Регулятивные : понимать учебную задачу, выполнять действия по образцу и под руководством учителя, осозновать возникающие трудности;

Познавательные : называть характерные признаки объекта; сравнивать объекты;

Коммуникативные : принимать участие в обсуждении, уметь работать в группе, слушать и слышать друг друга, строить небольшие монологические высказывания

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, осознавать трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий, поступков, интерес и уважение к природе.

ценностное отношение к окружающему миру

Оборудование: Бумага А3,фломастеры, лучики, карточки со словами, разрезные буквы, мультимедийная презентация, проектор, шары, апельсин, глобус, светильник.

Предварительная работа:

Беседа о Солнечной системе

Рисование солнышка на выставку;

Подбор закличек, песен о солнце

Наблюдение за солнцем в течение дня;

Проведение небольшого исследования на тему «Наблюдение за растениями, стоящими в разных местах: где достаточно солнечного света и где недостаток его».

Ход занятия:

    Организация класса. Эмоциональный настрой

Настрой детей на работу.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада Вас видеть.

Молодцы, все готовы к уроку.

Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.

А теперь повторяйте за мной:

Пусть наша добрая улыбка, (руки к губам)
Согреет всех своим теплом, (руки к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

-Сегодня мы будем работать дружной семейкой, поэтому соблюдаем правила семьи.Наш девиз: Поём вместе, а говорим врозь! ? У нас роли распределены. Итак!На старт!

II. Мотивация к деятельности

Побеседуем

(Ребята смотрят отрывок из мультфильма « Львёнок и Черепаха».) слайд 1

Как называется этот мультфильм? (Львёнок и Черепаха)

Какое настроение у этих героев? Почему? Как вы думаете? О чём мы с вами будем говорить? (О солнце)

Правильно, ребята. Поговорим о солнце. Слайд 2

У каждого из нас есть семья и у планеты Земля, на которой мы живем, есть своя большая семья.

Вы уже догадались, как она называется?

(появляется слово СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА). Слайд3

А кто главный в этой семье? (солнце)

Правильно, конечно же солнце. Почему он главный?

(Солнце имеет большое значение и для растений, и для животных, и для человека)

Ребята, у вас на столах лежат разрезные буквы, нужно из них попробовать составить слово. Работаем дружной семейкой!

- Если готовы, поднимайте руки (поднимают, используя закон дружбы «шалаш»)

Собирают слова «Тепло и Свет».

Что у нас получилось? В чём связь?

- Итак, тема нашего урока:

-Солнце-источник(готовый)

тепла и света. (выходят потом) слайд 4

-Что обозначает слово источник?

(Начало чему-нибудь).

III. Основная часть. Знакомство с понятием " солнце”.

Мозговой штурм.

Проведём «мозговой штурм».

- А что произойдёт на Земле, если вдруг Солнце погаснет?

Продолжите предложение: Если бы солнца не было, то….

А какую похожую сказку мы читали?

(«Краденое солнце»,К.Чуковского)

Учитель. Итак, Солнце нас обогревает и освещает в дневные часы. Так почему же оно излучает свет и тепло? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём небольш ое исследование . Слайд 5

Что вы видите на слайде? (костёр, электрическая лампа, свеча).Почему я их тоже хочу вам показать? (Они тоже излучают свет и тепло)

( раскалённая лампа и глобус демонстрируется детям)

Теперь мы можем сделать вывод, что Солнце – это тоже… слайд 6 солнца)

( Раскалённое тело)

А можно к ним близко поднести руки? А к солнцу подлететь?

Ребята, а что интересно делает наш цветок, который стоит в шкафу?

Какой мы можем сделать вывод?

Физминутка

Круг радости

К тебе я обращаюсь, друг!
Вставай скорее с нами в круг!
Почувствуй радость и тепло,
И как с друзьями хорошо!

Игра с апельсином.

Под музыку передают апельсин, на ком останавливаются читают закличку.

Все: Солнышко!!!

Ты такое чистое,

Доброе, лучистое!

Если б мы тебя достали,

Мы б тебя расцеловали!

Сравнение Земли и солнца (апельсин и мак)

Почему же он нам кажется маленьким?

Групповая работа

Прилёт инопланетян (сопровождает космическая музыка)слайд

«Уважаемые первоклассники , просим вас узнать все сведения о ближайшей к нам звезде – Солн це и прислать свои сообщения на нашу галактику ».

Ну, что ж, ребята, поможем инопланетянам. На ваших столах лежат слова, нам нужно их прочитать, и заклеить на наш маршрутный лист и объяснить инопланетянам.

1 группа:

Звезда, шар, карлик, фотоны, лучи, жизнь, Земля, природа, заяц

Солнечная система.

2 группа

Жаркое, яркое, ясное, щедрое, тёмное, лучистое, светлое, игристое, грустное, красное.

IV .Итоговая часть

- Ребята, а на что похоже солнце?

Скажите, а верно ли, что в солнечные дни гораздо реже бывает плохое настроение?

Давайте, подарим друг другу хорошее настроение, любовь и тепло. (Раздаю желтые воздушные шарики). Ребята, нарисуйте солнышко и подарите его своему другу, чтоб у него было хорошее настроение, чтоб было тепло и радостно на душе. Давайте подарим друг другу песню! (Звучит песня «Пусть всегда будет солнце! »).

Я благодарю вас за вашу работу. Вы молодцы!

Солнце - источник тепла и света

Цели: формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла;

развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать;

воспитывать бережное отношение к природе. Ход наблюдения

Что нужно для роста растений, животных?

Что дает солнце?

Солнце - источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения и животные.

Солнце - раскаленное шарообразное тело, его можно сравнить с горящей печкой, раскаленным железом.

Раскаленное вещество излучает свет, т.е. светит. Вот и Солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днем нам так тепло и светло. Свет от Солнца до Земли доходит за 8 минут 19 секунд. Солнце светит необычайно сильно, поэтому, даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света

от раскаленных тел исходит тепло. Вот и Солнце отдает тепло другим планетам, а также нашей Земле. Поэтому на солнышке мы греемся, нам тепло.

Исследовательская деятельность

Предложить посмотреть на солнце и ответить на вопросы.

Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу?

Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?

Положить два камешка. Один - на солнышко, другой - в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.

Трудовая деятельность

Помощь детям младшей группы в уборке территории.

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать малышам.

Подвижная игра

Пожарные на ученье.

Цели: закреплять умение лазать по стенке;

развивать внимание. Индивидуальная работа Попади в обруч.

Цель: упражнять в метании в цель.

Наблюдение в огороде за морковью и свеклой

Цели: учить проводить сравнительный анализ овощей;

закреплять представления о характерных особенностях овощей, называть условия, необходимые для их роста.

Ход наблюдения

Тетушка Фекла - Красная свекла. 1 Ты салаты, винегреты

Украшаешь алым цветом. Нету ничего вкусней И наваристей борщей.

Воспитатель задает детям вопросы.

Какие овощи выросли на грядке? (Свекла, морковь.)

Что произошло с растениями по сравнению с весной? (На земле подросла ботва, а в земле - клубни.)

Что помогло растениям вырасти? (Солнце, влага, уход человека.)

Назовите характерные особенности моркови. (Морковь - овощ продолговатой формы, оранжевого цвета, имеет зеленую ботву.)

Назовите характерные особенности свеклы. (Свекла - овощ округлой формы, красного цвета, имеет зеленую ботву.)

Что можно приготовить из этих овощей? (Салаты, борщ.)

Чем полезны свекла и морковь? (В них много витаминов.)

Исследовательская деятельность О пределить семена моркови и свеклы (цвет, размер). Выкопать свеклу и морковь для посадки на семена в группе.

Трудовая деятельность Сбор урожая в огороде. Цели: учить выкапывать овощи;

воспитывать желание трудиться в коллективе. Подвижная игра

Назови овощи.

Цель: закреплять названия овощей и ловить мяч. Индивидуальная работа

Улучшение техники бега (легкость, быстрота, сгибание ног в коленях).

Цель: развивать координацию движений.

Наблюдение за грибами на экологической тропе

Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения в природе.

Ход наблюдения

Важный толстый боровик В ырос у дорожки.

К уважению привык Гриб на крепкой ножке. Как увидим, что он близко - Трудно мимо нам пройти. Сразу кланяемся низко - Белый гриб встал на пути! Срежь ты бережно его, Не порань грибницу, В этом месте через год Новый гриб родится.

Грибы - удивительные растения, даровый продукт природы. Мы их не сеем и не садим, на том же месте, где срезаем грибы сегодня, вновь получаем их завтра.

Когда появляются первые белые грибы, - это чудесная, летняя пора. Лес тогда необыкновенно красив, воздух чист. Теплые летние дожди создают благоприятные условия для бурного развития и плодоношения грибов. Они растут везде, где есть береза, ель и сосна. Растут на полянах, опушках леса, заброшенных лесных дорогах, на склонах старых канав и оврагов.

Мир грибов велик и разнообразен. Все грибы можно разделить на съедобные и несъедобные.

Какие грибы съедобные, а какие нет? (Боровик, подберезовик, моховик, рыжик, груздь, волнушка, сыроежки, лисичка, сморчок, опята - съедобные, а несъедобные - бледная поганка, мухомор.)

Чем отличаются съедобные грибы от несъедобных? (Съедобные грибы можно употреблять в пищу, а несъедобные нельзя - можно отравиться.)

Назовите лечебный гриб лосей. (Мухомор.)

Чтобы источник пищевых грибов не нарушался, надо бережно и разумно относиться к грибам, даже к тем, которые не употребляются в пищу. Охранять их от истребления - долг каждого человека. Надо каждому знать правила поведения в природе: Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.

Что можно приготовить из грибов? (Суп грибной, икру, солянку. Их можно мариновать, солить, сушить.)

Трудовая деятельность

Приведение в порядок клумб на участке; сбор семян; уборка сухой травы, листьев.

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Подвижная игра

Мяч водящему.

Цель: упражнять в подбрасывании и ловле мяча обеими руками.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

Наблюдение за специальным транспортом

Цели: расширять знания о специальном транспорте;

обогащать словарный запас. Ход наблюдения

Красная машина по дороге мчится, Ей на место поскорей надо появиться. Там огня необходимо погасить лавину, Все зовут пожарной красную машину. 01 - две эти цифры часто набирают, Значит осторожными не всегда бывают.

В. Мирясова

Воспитатель задает детям вопросы.

Какие специальные машины вы знаете? (Скорая помощь, пожарная, снегоуборочная, поливальная, милицейская.)

Для чего нужны эти машины? (Чтобы помогать людям.)

Для чего на пожар вызывают еще и скорую помощь? (Чтобы помочь пострадавшим во время пожара от ожогов и дыма.)

Останавливаются ли у светофора машины, едущие с включенной сиреной? (Нет.)

Почему? (Они спешат на помощь людям.)

Назовите их. (Скорая помощь, пожарная и милицейская.)

Трудовая деятельность

Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и деревьев, их уборка.

Цель: учить пользоваться секатором, убирать только обломанные ветки.

Подвижные игры

Пчелы и медвежата, Мяч водящему. Цели: упражнять в лазанье по гимнастической лестнице чередующимся шагом;

упражнять в подбрасывании и ловле мяча. Индивидуальная работа

Игровые упражнения со скакалкой.

Цель: закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.

Солнце -- ближайшая звезда.

Солнце -- это раскаленный газовый шар, что располагается на расстоянии 150 млн. км от Земли. Солнце имеет сложное строение. Внешний слой -- это атмосфера из трех оболочек. Фотосфера -- самый низкий и ней более густой слой солнечной атмосферы, толщиной приблизительно в 300 км. Следующая оболочка -- хромосфера, толщиной в 12--15 тыс. км.

Внешняя оболочка -- солнечная корона серебристо-белого цвета, высота которой -- до нескольких солнечных радиусов. Она не имеет четких очертаний и со временем изменяет форму. Вещество короны постоянно вытекает в междупланетное пространство, образовывая так называемый солнечный ветер, что состоит из протонов (ядер Гидрогену) и атомов гелия.

Радиус Солнца -- 700 тыс. км, масса -- 2 | 1030 кг К химическому составу Солнца принадлежат 72 химических элемента. Больше всего Гидрогену, на втором месте Гелий (эти два элемента составляют 98 % массы Солнца).

Солнце существует в космосе около 5 млрд. лет и, по подсчетам астрономов, будет существовать еще столько же. Энергия Солнца выделяется в результате термоядерных реакций.

Поверхность Солнца светится неравномерно. Области с повышенной яркостью называются факелами, а со сниженной -- пятнами. их появление и развитие называется солнечной активностью. В разные годы солнечная активность не одинаковая и имеет циклический характер (с периодом от 7,5 до 16 лет, в среднем -- в 11,1 году).

Часто над солнечной поверхностью появляются вспышки -- неожиданные выбросы энергии, которые достигают Земли уже за несколько часов. Солнечные вспышки сопровождаются магнитными бурями, в результате которых в проводниках возникают сильные хаотические электрические токи, которые нарушают работу электросетей и приборов. В сейсмически активных зонах могут возникать землетрясения.

В годы повышенной солнечной активности увеличивается прирост у деревьев. В эти же периоды более активно размножаются каракурты, саранча, блохи. Обнаружено, что в годы высокой солнечной активности возникают не только эпидемии (холера, дизентерия, дифтерия), но и пандемии (гриппа, чумы).

У человека наиболее уязвимыми к изменениям солнечной активности являются нервная и сердечно-сосудистая системы. Даже у здоровых людей изменяются двигательные реакции и восприятия времени, притупляется внимание, ухудшается сон, что влияет на профессиональную деятельность. Снижается количество лейкоцитов и уменьшается иммунитет, что повышает склонность организма к инфекционным заболеваниям.

Солнечная система.

Солнце, большие и малые планеты, кометы и другие небесные тела, которые вращаются вокруг Солнца, составляют Солнечную систему.

Один оборот планеты вокруг Солнца называют годом. Чем дальше планета находится от Солнца, тем более длинным является ее оборот и тем большую длительность имеет на этой планете год (см. таблицу).

Хотя все планеты вращаются вокруг Солнца с разной скоростью, двигаются они в одном направлении. Один раз на 84 года все планеты оказываются на одной линии. Этот момент называют парадом планет.

Все большие планеты, кроме Меркурия и Венеры, имеют спутники, которые вращаются вокруг них. В Земле есть один спутник -- Луну, у Сатурна -- 17, у Юпитера -- 16, у Марса -- 2. Также вокруг Солнца вращается множество малых планет, среди них есть и каменные брылы размером 5--10 км.

Большие и малые планеты двигаются так, что их расстояние от Солнца почти не изменяется. Кометы же то отдаляются от Солнца, то приближаются к нему. 3. Солнце -- источник света и тепла на Земле.

Земля расположена от Солнца на таком расстоянии, что вода на ней находится в виде жидкости. Уникальное сочетание температуры, света и наличия воды сделало возможным зарождение и развитие жизни на нашей планете.

Под действием солнечного света у растений происходит процесс фотосинтеза -- образование органических веществ из неорганических. Побочным продуктом фотосинтеза является кислород. В результате фотосинтеза на Земле образовалась кислородная атмосфера.

Наблюдение. Все растения (и светолюбивые, и теневыносливые) нуждаются в свету. Листки на побегах располагаются таким образом, чтобы свою порцию света получал каждый, -- такое размещение листьев называется лиственной мозаикой. На протяжении дня растения возвращают листья и цветки к солнцу. У комнатных цветов листья возвращаются в сторону окна.