Магистерская по архитектуре. Спбгасу: магистерские работы. Обучение в школе за рубежом

Год основания школы — 1863
Срок обучения — 3+2 года
Стоимость обучения — 3300 евро
Язык обучения — бакалавриат и магистратура

Миланская архитектурная школа, среди выпускников которой Ренцо Пьяно и Альдо Росси, считается самой крупной в Италии. На английском языке обучение ведется все пять лет. Бакалавриат состоит из трех курсов. Каждый год преподаются по 7-8 предметов , посвященных основам архитектуры — истории, графике, проектированию, градостроительству и сохранению наследия. Причем уже с первого года можно выбирать между общим архитектурным, тенико-инженерным и градостроительным направлениями.

Магистратура, поступление на которую возможно только после окончания бакалавриата и прохождения полугодовой практики, предлагает сразу несколько различных направлений: сохранение наследия, архитектура интерьера, технологии и конструкции, градостроительство и защита окружающей среды.

Политехнический университет Турина, Италия

Год основания школы — 1925
Срок обучения — 3+2 года
Стоимость обучения — 2600 евро
На английском — бакалавриат и частично магистратура

Местный факультет архитектуры, где обучение также ведется на английском с первых лет, называет своей главной целью изучение связи архитектуры и контекста: природы, исторической застройки, экономических и социальных аспектов. Так же, как и в Миланском Политехе, учебный план не перегружен. На каждый год бакалавриата отведено изучение 7 предметов. Интересно, что на первом курсе сразу изучается история современной архитектуры, а наследие прошлых лет осваивают на второй и третий год обучения.

Год основания школы — 1867
Срок обучения — 3 года (только магистратура)
(745 евро для нерезидентов ЕС)

Институт архитектуры в Венском Университете Прикладных Искусств стоит особняком среди других школ Европы. Во-первых, здесь обучение ведется только в магистратуре, которая длится три года, во-вторых, во главе всех трех проектных студий стоят настоящие звезды современной архитектуры: Кадзуо Седзима , Грег Линн и Хани Рашид. С учетом названных имен очевидно и основное направление школы — поиски новой экспериментальной архитектуры.

Трехлетняя магистратура создавалась с тем, чтобы за время обучения дать студентам возможность последовательно поработать во всех трех студиях, но нередко бывает, что кто-то остается в одной на весь срок. Тем более, что каждая студия организует собственный набор студентов на основе портфолио и последующего интервью. Следуя параметрическому уклону, институт оборудован круглосуточной макетной мастерской с промышленными лазерами и 3D-принтерами. Мировая известность преподавателей позволяет ежегодно приглашать с лекциями лучших современных архитекторов.

Университет Баухауса , Германия

Год основания школы — 1860
Срок обучения — 3+2 года
Стоимость обучения — бесплатно

Продолжающий традиции Баухауса Университет в Веймаре считается одним из самых крупных в Германии, насчитывая 22 различных кафедры. Следуя исторической концепции мастерских, архитектурный факультет тесно связан с другими направлениями: строительством, искусством и дизайном. Для студентов оборудованы лаборатории для макетирования, экспериментов с фотографией и работы со светом.

На английском языке обучают только в магистратуре по нескольким нестандартным курсам. Школа MediaArchitecture была основана как реакция на все возрастающую важность взаимного влияния средств массовой информации и архитектуры. Среди тем для изучения заявлены, например, «Драматургия в проектировании интерактивного пространства» и «Архитектура как многокомпонентная среда: восприятие машины, техника тела, физиология пространства». Также доступны две магистерских программы в области градостроительства — European Urban Studies и Advanced Urbanism. Первый курс построен на традиции изучения формирования европейских городов и выпускает специалистов в области городского планирования. Второй организован совместно с сингапурским Университетом Тунцзи (второй год обучения проходит именно там) и посвящен более общим и масштабным вопросам градостроительства.

Мюнхенский технический университет, Германия

Год основания школы — 1868
Срок обучения — 4+2 года
Стоимость обучения — бесплатно
Обучение на английском — несколько отделений магистратуры

Мюнхенский факультет архитектуры (как и немецкая школа в целом) славится, прежде всего, своим уклоном в изучении строительных технологий. Большое внимание уделено конструкциям, проработке деталей и применению новых методик строительства. Студенты работают в лабораториях с промышленными роботами и делают совместные проекты с другими техническими факультетами. При этом университет остается одной из немногих школ, где поощряется ручная графика. В магистратуре на английском предлагаются курсы «Энергоэффективная и устойчивая архитектура», «Ландшафтная архитектура» и «Консервация и реставрация зданий».

Лёвенск ий католический университет, Бельгия

Год основания школы — 2012 (1862)
Срок обучения — 3+2 года
Стоимость обучения — 0-890 евро
Обучение на английском — магистратура

Факультет архитектуры Лёвенского университета создан в 2012 году на основе двух самых старых архитектурных школ Бельгии, которые, впрочем, так и не были объединены под одну крышу. Первое отделение находится в Брюсселе, второе — в Генте. И если бакалавриат преподается по идентичной программе в обоих городах, то магистратура различается. В Генте изучают архитектуру в контексте устойчивого развития по курсу «Architecture: Resilient and Sustainable Strategies». Помимо экспериментов с современными конструкциями обсуждаются такие темы, как адаптация существующих зданий, использование ограниченных ресурсов, вторичная переработка и т.д. В магистратуре брюссельского отделения сам город во многом становится объектов изучения. Курс называется «Urban Projects, Urban Cultures» и посвящен феномену города, а также проектированию городских ансамблей среднего масштаба.

Год основания школы — 1872
Срок обучения — 3+2 года
Стоимость обучения — бесплатно
Обучение на английском — магистратура

Архитектурный факультет университета Аалто традиционно известен своим углубленным изучением деревянной архитектуры. Если заехать в университетский кампус, то отделение архитектуры будет найти очень просто — здание окружено разными малыми архитектурными формами, выполненными из дерева. Помимо магистратуры на английском языке факультет предлагает отдельную школу Wood Program, посвященную исключительно работе с деревом.

В магистратуре помимо непосредственной работы с деревом читается и несколько лекционных курсов — например, Wooden Town, где обсуждается вопрос об использовании дерева в проектировании современных городов. Сразу восемь предметов посвящены урбанизму. Также отдельный модуль выделен под реставрацию зданий. Из выборочных предметов доступны такие курсы, как «Архитектор — руководитель проекта», «Рабочие чертежи и документация» или «Ориентированное на пользователя пространственное проектирование».

Флорентийский университет, Италия

Год основания школы — 1936
Срок обучения — 3+2 года / 5 лет
Стоимость обучения — 2425 евро (зависит от дохода семьи)
Обучение на английском — магистратура

Флорентийский университет несет на себе бремя наследника эпохи Ренессанса, поэтому старается не отступать от традиций. Помимо Болонской системы 3+2, на факультете ведется также обучение по единой пятилетней программе. Этот курс в 2014 году был признан второй лучшей учебной программой Италии. К сожалению, преподавание ведется только на итальянском, но можно перевестись из двух указанных выше учреждений, освоив там за первые пару лет местный язык.

В университете Флоренции на английском языке доступна только магистратура, где особое значение придается проектным студиям (Design Labs). В отличие от других школ, где обычно студенты магистратуры сразу выбирают конкретное направление, во Флоренции каждый семестр посвящен своей теме: «Архитектура и конструкции», «Реставрация», «Зеленые технологии» и «Градостроительство».

Университет Загреба, Хорватия

Год основания школы — 1919
Срок обучения — 3+2 года
Стоимость обучения — 2000 евро (бакалавриат) / 3000 евро (магистратура)
Язык обучения — хорватский

Хотя архитектурная школа Загреба и не представляет никаких курсов на английском языке, мы посчитали нужным также включить ее в список. Схожесть языка с русским позволяет освоиться за несколько месяцев, чему способствует и специфика архитектуры с превалированием графики над текстом. Поэтому даже только со знанием английского вполне возможно без длительной подготовки продолжить обучение на Балканах.

Как и вся страна в целом, Университет Загреба исторически испытал большое влияние Австрии. Программа архитектурного факультета построена на основе университетов Вены и Граца, с которыми налажены партнерские отношения. Уникальность загребского факультета состоит в том, что больше в стране нет ни одной полноценной архитектурной школы. Поэтому Университет Загреба еще и является центром архитектурной жизни Хорватии. На всех кафедрах преподают ведущие практикующие специалисты страны, которые постоянно поддерживают связи с Европой и устраивают международные семинары по вопросам архитектуры.

Школа делит одно здание со строительным факультетом, что позволяет создавать совместные проекты. Обучение в магистратуре возможно по четырем направлениям: «Архитектура» (с уклоном в тему современного жилья), «Городской урбанизм», «Градостроительство» (там изучают планирование стратегий развития территорий) и «Конструкции», где студенты занимаются рабочим проектированием и вопросами современных технологий строительства.

Год основания школы — 1846
Срок обучения — 3+2 года
Стоимость обучения — 3000 евро
Язык обучения — английский или сербский

Белградский университет имеет долгую историю взаимоотношений с Россией, в том числе и с МАрхИ, что позволяет рассчитывать на простой перевод из российского ВУЗа, например, со второго или третьего курса. Кроме того, белградский архитектурный факультет в 2014 году прошел сертификацию по британским стандартам RIBA, что поможет признать диплом на территории Великобритании. Школа находится в тесном сотрудничестве с университетами Дельфта, Цюриха и Граца, в которые организуется годовые программы по обмену студентов.

Как и во Флоренции, здесь наряду с новой системой 3+2 сохранился пятилетний полноценный курс, который в значительной степени похож на российскую традицию образования. Магистратура предлагается в двух направлениях — архитектура и градостроительство, но существует также развитая система аспирантуры, где можно пройти обучение по курсам «Энергоэффективность зданий», «Сохранение наследия» и «Города в новом тысячелетии».

Фото architecture.aalto.fi, facebook.com, i-o-a.at, arch.polimi.it

Проекты были разработаны на кафедре архитектурного проектирования СПбГАСУ в рамках подготовки диссертации на соискание степени магистра архитектуры.

Екатерина Громова
Проект откормочного комплекса «ЙОЛА» на 3000 голов КРС


Специализация: Архитектурное проектирование жилых и общественных зданий.
Тема диссертации: Архитектура агропромышленных животноводческих комплексов средней полосы России.


Проект предполагает создание откормочного комплекса на 3000 голов крупного рогатого скота в республике Марий Эл. Комплекс составляют производственные, инженерные и административно бытовые корпуса, связанные между собой крытым надземным пешеходным переходом. Откормочный блок выполнен с использованием клееных деревянных конструкций. Дерево - основной материал, используемый в строительстве животноводческих ферм, поскольку по эксплуатационным свойствам деревянные конструкции выгодно отличаются от металлических и железобетонных.



Мария Козинова
Проект гостиничного комплекса на территории Трамвайного парка №1 в Санкт-Петербурге

Кафедра архитектуры Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Тема диссертации: Архитектура многофункциональных полносервисных гостиничных комплексов.


Поскольку автор предлагает построить современный гостиничный комплекс в исторической части города, необходимо обеспечить его гармоничное сочетание с окружающей застройкой. Максимальная высотность корпусов в данном проекте - 9 этажей. Комплекс состоит из нескольких блоков разного назначения: бывшие трамвайные депо будут выполнять общественные функции (здесь появятся залы для переговоров, пункты питания, спортивно-развлекательный центр), в новом здании, которое сблокируют с депо, разместят гостиницу, бизнес- и конгресс-центры.



Екатерина Кропачева
Проект преобразования Прядильно-ниточного комбината им. С.М. Кирова

Кафедра архитектурного проектирования Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.
Специализация: Архитектура жилых и общественных зданий.
Тема диссертации: Преобразование промышленных территорий текстильных предприятий.


Благодаря реализации этого проекта появляется возможность объединить зеленые зоны - такие, как комплекс Смольного монастыря, территорию Александро-Невской Лавры и Таврический сад - в единую систему. Для этого требуется дополнительное озеленение улиц и создание «зеленого» моста над Синопской набережной. На месте текстильного предприятия автор предлагает создать многофункциональный центр. На проектируемом участке планируется разместить четыре здания. Одно из них - сохраняемый корпус фабрики, вмещающий офисные, торговые, выставочные помещения, а также гостиницу. Остальные здания - новые (образовательный корпус, спортивный центр и саунд-бар).


Александр Мельниченко
Проект горизонтального небоскреба на территории Трамвайного парка №3 в Санкт-Петербурге

Кафедра архитектурного проектирования Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.
Специализация: Архитектурное проектирование зданий и сооружений.
Тема диссертации: Горизонтальный небоскреб, многофункциональный комплекс в Санкт-Петербурге, принципы формообразования.


Многофункциональный комплекс, спроектированный автором в виде горизонтального небоскреба, располагается в Петроградском районе Санкт-Петербурга - самой зеленой части центра города. Структура комплекса включает как новые объекты, так и исторические здания. Новые корпуса горизонтального небоскреба, нависающие над бывшими трамвайными депо, решены в футуристическом ключе, что подчеркивает индустриальное прошлое участка, не создавая при этом диссонанса с характером существующей застройки. Наличие открытых благоустроенных общественных зон под зданиями позволяет комплексу стать местом притяжения жителей района.

Одно из величайших искусств, освоенных человечеством. Именно архитекторы создают искусственную пространственную среду, в которой люди могут жить и работать. Невозможно приуменьшить значение архитектуры для современного мира и истории, именно поэтому прогрессивные молодые архитекторы стремятся получить самое лучшее образование.

При этом магистратура является одним из важнейших шагов на пути к получению профессионального архитектурного образования.

Мы составили список из 5 лучших учебных заведений мира для получения степени магистра в архитектуре. Узнайте о том, где за рубежом стоит изучать различные отрасли архитектуры, чтобы стать настоящим специалистом!

Программа: Design (Architectural Design Management) MA

Продолжительность: 1 год

Стоимость: £11,440 (693,809 RUB/год)

Эта программа предназначена для студентов, которые хотят получить общее современное архитектурное образование. Здесь преподается архитектурный и ландшафтный дизайн, а также использование современных методов маркетинга и менеджмента в сфере архитектуры.

Охватывая широкий спектр не только творческих, но и коммерческих дисциплин, программа готовит своих выпускников к построению успешной карьеры в области архитектуры и дизайна с учетом современных реалий.

Программа: Master of Architectural Design and Urbanism

Продолжительность: 2 года

Стоимость: $45,610 (1,648,742 RUB/год)

Программа подходит для серьезных молодых архитекторов, желающих продолжить свое образование и получить новые знания в области классической архитектуры и традиционного городского дизайна.

Программа включает в себя: теоретический семестр, во время которого студенты изучают архитектуру, принципы городского дизайна, общую историю архитектуры и историю римской классической архитектуры, а также практический семестр студийной работы (его можно пройти в Риме) и семестр индивидуальной проектной работы.

Unitec Institute of Technology, Новая Зеландия

Программа: Master of Architecture

Продолжительность: от 18 месяцев

Стоимость: NZ$21,800 (667,071 RUB/год)

Студенты этой программы углубляют свои знания и навыки за счет изучения современных архитектурных и дизайнерских технологий, а также практики в области визуальной презентации своих проектов перед аудиторией.

Оттачивая свое архитектурное мастерство, молодые специалисты здесь учатся по-новому смотреть на дизайн и архитектуру, создавать уникальные проекты, в соответствии с современными тенденциями.

Delft University of Technology, Голландия

Программа: MSc in Architecture, Urbanism and Building Sciences - Architecture

Продолжительность: 2 года

Стоимость: €12,650 (612,756 RUB/год)

Архитектурная программа Делфтского технологического университета охватывает широкий спектр дисциплин, включая: дизайн и внешний вид искусственной среды, высококачественную жилую городскую застройку, архитектурные стратегии и менеджмент, разработку новых строительных материалов и т.д.

Студенты программы учатся создавать современные архитектурные проекты, рассматривая их с научной точки зрения, а также с учетом соответствия структуры, формы и функциональности.

Universiti Sains Malaysia, Малайзия

Программа: MSc Master of Science in Architecture

Продолжительность: 1 год (2 семестра)

Стоимость: RM 10,600 (119,363 RUB/год)

Данная магистерская учебная программа предполагает специализацию во множестве дисциплин, таких как: архитектурный и интерьерный дизайн, теория и история архитектуры, безопасность строительных работ, строительные материалы и техника, дизайн и строительство высотных зданий, педагогика в области архитектуры, менеджмент и т.д.

Занятия предполагают интенсивное получение теоретических знаний и практических навыков в сравнительно сжатые сроки (1 год). Помимо этого, молодые архитекторы здесь учатся профессиональной работе в специализированных компьютерных программах (например, CAD) и презентации собственных проектов перед аудиторией.

Обучение в школе за рубежом

Путь в лидирующие университеты в большинстве случаев лежит через подготовку в зарубежной школе с художественным уклоном.

Например, ключевые требования для поступления на архитектурный факультет University College London, на бакалавриат:

  • результаты экзаменов A Levels (программа британской школы) или International Baccalaureate (международная программа средней школы). Поступают, как правило, только отличники;
  • международный сертификат, подтверждающий уровень владения английским языком;
  • прохождение интервью, на котором нужно представить портфолио художественных работ.

Поступление по окончании школы в России

В университеты большинства западных стран поступить с российским аттестатом нельзя. Для того, чтобы подготовиться к обучению в зарубежном вузе, можно поступить на программу Foundation. Средняя продолжительность этой программы – 1 год. Обучение обычно проходит в том университете, в который студент планирует поступить. Студент изучает английский язык и те предметы, которые ему нужны для дальнейшего обучения.

Существуют также программы подготовки к поступлению в британские, американские и австралийские вузы INTO и Navitas. Обе эти программы гарантируют поступление в один из университетов, участвующих в программе. По окончании Navitas студент поступает сразу на второй курс вуза.

Вузы, в которые можно поступить на архитектурный факультет по программе INTO:

Великобритания

  • Queen"s University, Belfast
  • The University of Manchester

Вузы, в которые можно поступить на архитектурный факультет по программе Navitas:

Великобритания

  • Anglia Ruskin University
  • Birmingham City University
  • Plymouth University
  • University of Hertfordshire

Олег Диомидович Бреславцев, профессор, декан факультета аспирантуры и магистратуры МАРХИ

Вот уже три года как Московский архитектурный институт отказался от специалитета и перешел на трехступенчатую систему образования. Теперь из стен вуза выходят бакалавры, магистры и кандидаты архитектуры. Новоиспеченные выпускники с гордостью вписывают полученную степень в свои резюме. А вот многие абитуриенты (да и не только абитуриенты, честно говоря) до сих пор не понимают, какая из ступеней сегодня позволяет выпускнику чувствовать себя полноценным специалистом и дает право называться АРХИТЕКТОРОМ. В чем суть магистратуры? Ясность внес профессор О.Д. Бреславцев , декан факультета аспирантуры и магистратуры МАРХИ в интервью пресс-службе МАРХИ. Ниже публикую выдержки из этого большого материала.

О разнице между бакалавриатом МАРХИ и специалитетом

…В некоторых западных странах принята так называемая трехступенчатая система образования, которая постепенно перекочевала в российские вузы; сегодня она существует в том числе в МАРХИ. Первая ступень - это бакалавры , подготовка которых у нас происходит в течение пяти лет . Это фундаментальная подготовка, для того чтобы стать архитектором. Человек с дипломом бакалавра тоже может стать архитектором, и если судить по старым меркам, то это квалифицированный техник-архитектор .
Раньше мы выпускали специалиста за шесть лет, теперь того же специалиста примерно с тем же набором предметов выпускаем за пять лет. После бакалавриата люди могут поступить на вторую ступень, в магистратуру, - еще поучиться плюс два года .

О сути магистратуры

Теоретический смысл (образования - ред. Listok ) магистра в том, что, в большей степени, имеется прицел на научную или исследовательскую работу , которой не хватало в образовании специалиста. Делалась реальная, дипломная, выпускная, проектная работа, и к ней некая пояснительная записка со смежными разделами.
Времена меняются, информации все больше, сейчас требуются новые мысли, новые предложения. Просто так родиться они не могут, нужна теоретическая база, обоснование словесной модели, словесной программы того, что в результате превратится в проект. И вот для этого, начиная с первого курса магистратуры (практически, с шестого курса обучения), человек выбирает себе исследовательское направление, тему своей работы в магистратуре, занимается ею на протяжении двух лет и на базе этих исследований в конце концов делает дипломный проект. Их может быть два типа, а то и три. Один тип - это теоретическая магистерская диссертация , а другой тип - проектный , то есть результатом диплома является архитектурный проект плюс обоснование его программы.
Умение сочетать исследование и умение делать из него соответствующие выводы - это и заложено в смысл подготовки в магистратуре. Таким образом, магистратура - это вторая ступень высшего образования. Третья ступень - аспирантура.

Правда ли, что в магистратуру МАРХИ принимают с любым дипломом?

В магистратуру МАРХИ могут поступать не только бакалавры, имеющие диплом архитектурного вуза, но, формально, все, кто вообще имеет диплом бакалавра . Это может быть и медик, и зоотехник, и юрист - кто угодно. Это непривычная для нас модель, которая родилась из размышлений не близко связанных с профессией людей, но такая министерская установка существует . По сути человек, закончивший среднюю школу, получивший аттестат зрелости, может поступать в любой вуз. Точно также и здесь, считается, что бакалавр - это общая подготовка, после которой можно выбрать себе специальность.
Тем не менее, вступительные экзамены в магистратуру (их в МАРХИ три) заточены на то, чтобы проверить уровень подготовки, соответствующий уровню архитектурного бакалавра. Один из них - письменная работа , сочинение или эссе на заданную тему, где человек должен проявить знание предмета, содержащее те теоретические программы, которые он должен был получать в архитектурном бакалавриате. Второй экзамен - уже профессиональный; короткий проект , показывающий, как студент умеет быстро среагировать на заданную программу, проявить мастерство, оригинальность, словом, все те требования, которыми мы оцениваем наши студенческие проекты. Ну и третий - творческие работы , так называемое портфолио

…стоит иногда вопрос, насколько возможно, допустим, ветеринару сдать этот экзамен ? Бывают случаи, что человек, имея какую-то подготовку, склонности, параллельно со своей учебой в неархитектурном вузе каким-то образом касался этой профессии. Иногда кое-кто может поступить. Не говоря о том, что социология очень близка к тому, чем в своих программных исследованиях занимается архитектор. Искусствоведы, юристы (в части, касающейся, положим, градостроительного права)…

…пока еще у нас был специалитет (который три года назад перестал выпускаться), последний выпуск специалистов тоже мог поступать в магистратуру, так почти никто из наших, мархишных, не захотел. Поэтому в том наборе оказалось довольно большое количество людей, закончивших неархитектурные институты или иногородний архитектурный факультет, или вуз. Некоторая разница подготовки, привычная нам, мархишникам, ощущалась.

Последний выпуск бакалавров показал, что довольно большое количество мархишников хотят дальше учиться в магистратуре.

О портфолио для поступления в магистратуру

Это их (абитуриентов-бакалавров - прим. Listok ) архитектурные проекты, которые они где-то делали, творческие работы, показывающие умение рисовать, живописать, владение компьютером. Если это архитектурный бакалавр, то туда попадают курсовые проекты, плюс часто ребята участвуют в конкурсах, часто их выигрывают, и в архитектурных, и в творческих… То, что заложено в содержание подготовки архитектора, в том числе всякое творческое рукоделие, та же скульптура, та же живопись - все, что человек считает нужным предъявить. И вот этот набор, эта тетрадка портфолио, оценивается наряду со сданными экзаменами…

О преимуществах магистратуры перед бакалавриатом и специалитетом

Такие преимущества есть в связи с тем, что не так давно, помимо образовательного стандарта, по всем профессиям придуман профессиональный стандарт , где изложены условия, права, потребности, предъявляемые к выпускникам-магистрам и бакалаврам. И там учитывается, что (в плане - ред. Listok ) карьерного и профессионального роста у магистра несколько больше возможностей… Скажем, чтобы архитектор с дипломом бакалавра стал главным архитектором проекта, ему не менее пяти лет нужно отстажироваться, а для магистра достаточно двух-трех. Конечно, все не так жестко, как в армейском уставе, но тем не менее, преимущества эти изложены в профессиональном архитекторском стандарте. Поэтому такой интерес к поступлению в магистратуру.

…имеющие склонность и желание к научной работе, получают (теперь - ред. Listok ) больше возможностей для самореализации. Не так часто люди (имеется в виду с дипломом специалитета - прим. Listok ) , закончившие аспирантуру за три года, успевали завершить свою кандидатскую работу. А если к этому пристегнуть двухлетнюю магистратуру, то срок написания кандидатской диссертации уже не три года, а пять лет … Однако положительно занятие наукой для каждого магистранта, вне зависимости от склада его ума…
…параллельно с научной работой идет и практическая сторона - проектирование, - что у нас, архитекторов, и есть основная часть профессиональной работы. Она не утрачивается, а всячески поддерживается, чтобы ее ни в коем случае не стало меньше.

Еще одно обстоятельство в отличие от предыдущего специалитета : в магистратуре есть большие возможности для самостоятельной работы. Более 50% отводится на самостоятельную работу студентов. Мы пытаемся строить расписание так, чтобы в учебной неделе было как минимум два дня для библиотечной, самостоятельной или просто исследовательской работы, где нет аудиторных лекционных курсов, где магистранты работают дома и потом отчитываются. (У бакалавра таких свободных дней нет. Бакалавр учится в вузе очно 6 дней в неделю.) Это тоже подготовка к проектной деятельности. Ведь когда человек с дипломом идет на работу, то у него работа в большей степени самостоятельная.