Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1828

На сайте:

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Сценарии » Другие сценарии

Деловая игра "Клуб молодого учителя"
Автор: Чистова Татьяна Викторовна
учитель русского языка и литературы МБОУ МПЛ г. Димитровграда Ульяновской области
Скачать (33.9Kb) 03.09.2014, 01:31

Чистова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ МПЛ г. Димитровграда Ульяновской области
Деловая игра
«Клуб молодого учителя»
(психологическая помощь молодым учителям)

Цели: оказать помощь молодым педагогам в решении сложных педагогических задач; показать ошибки и пути их исправления; формировать компетентности педагога в основных сферах профессиональной деятельности: коммуникативной, креативной, технологической.
Предварительная подготовка: команды учителей готовят инсценировку первого урока, пишут советы молодым педагогам.
Рекомендации к проведению мероприятия: данная игра может быть рекомендована к проведению в любом общеобразовательном учреждении как одна из форм проведения Школы молодого учителя или Открытого профессионального клуба.
Ход игры
Ведущий: Сегодня мы проводим игру «Экология воспитания: что можно, я чего нельзя?» Наша задача – помочь молодым педагогам в выборе форм, методов, приемов в работе с детьми. Попробуем показать, что допустимо использовать в своей практике, а что запрещено.
Первое и, наверное, основное кредо педагога – любовь и уважение к ребенку. Но любовь, как известно, требует подготовленности: душевного тепла, заботливости, внимательности, непринужденности, нежности и мастерства. То есть всего того, чему в институтах не учат, но чему нужно учиться во что бы то ни стало, для того чтобы была школа. Иначе происходят никому не нужные конфликты и бесполезные ссоры, которые приводят к человеческим потерям. Но, что такое учительская любовь, никому точно не известно. Попробуем найти ее критерии сегодня.
Идея этой игры родилась, видимо, потому, что совершенно недавно я оказалась свидетелем одной сцены в учительской. Посмотрим ее.
Сценка с участием молодых педагогов, участвуют пять учителей, четверо из них ведут диалог, пятый просто сидит и о чем-то мечтает.
Первый учитель: Проработав один год, я решила: не гожусь для своей работы. Когда я только начинала работать учителем, то была полна различными фантазиями и любовью к детям. Теперь иллюзии улетучились, и любовь прошла. Учитель – это не профессия. Это медленное убийство, смерть, которая наступает каждый день.
Второй учитель: Если я скажу вам, насколько я ненавижу школу, вы подумаете, что я сумасшедший. Я – учитель музыки. Я люблю музыку. Но мечтаю о том, чтобы сжечь школу, а во время пожара играть на скрипке. Я питаю отвращение к директору школы, я не выношу инспектора, я ненавижу всю систему. Я хочу выбраться отсюда быстро и живым. А ведь когда-то мне предлагали поступать в консерваторию!
Третий учитель: А мне так грустно, что я могу расплакаться. Я расстроена и разочарована, потому что ожидала так много. Я хотела делать добро, приносить пользу. Я хотела изменить ребенка, школу, окрестности, весь мир. До чего же я была наивна! Я улыбалась, глядя на гремучих змей, а они укусили меня, и теперь я, как и они, наполнена ядом.
Четвертый учитель: Когда я прихожу в школу, я полна энергии. Домой возвращаюсь почти мертвой. Не вижу ни ребенка, ни мужа… А в школе я схожу с ума от шума. Он забивает все: мой философский подход к образованию, мои теории обучения и все мои благие намерения.
Первый учитель, обращаясь к другим: Нет, так больше продолжаться не может, нужно что-то делать!

Ведущий: Итак, вечный вопрос «Что делать?», который задал в 19 веке Н. Г. Чернышевский, как ни странно, актуален. Попробуем найти на него ответ.
Послушайте небольшую притчу. Один философ как-то переплывал большую реку на маленькой лодке. Он спросил у лодочника: «Вы знакомы с философией?» - «Не могу сказать, что да», - ответил тот. – «Вы потеряли одну треть своей жизни, - сказал философ. – А знакомы ли вы с литературой?» «Не могу сказать, что да», - ответил лодочник. «Вы потеряли две трети своей жизни», - объявил философ. В этот момент лодка получила пробоину и начала тонуть. «Вы умеете плавать?» - спросил лодочник. «Нет», - ответил философ. «Тогда вы потеряли всю жизнь», - сказал лодочник.
Существует старинный спор: что важнее теория или практика? На него нельзя дать однозначный ответ. Сейчас вам предстоит решить несколько ситуаций, которые происходят в классе каждый день и найти практической ситуации теоретическое обоснование. Но прежде давайте посмотрим фрагмент кинофильма «Мэри Поппинс» (завтрак с миссис Эндрю) и убедимся в том, как делать «нельзя».

Задания для групп: прочитать ситуацию, разыграть ее и ответить на поставленный вопрос, другая группа может дополнять.

Педагогические ситуации.
1. Краешком глаза учитель заметил, что Лена передает однокласснице записку. Он вскочил с места и выхватил записку из рук девочки. Затем начал было читать ее вслух, но внезапно остановился; он наткнулся на свое имя, к которому прилагались отнюдь не лестные эпитеты. Лицо учителя побагровело – так он разъярился.
-Ты, маленькая негодница! – заорал он на Лену – Да как ты смела?!
Девочка расплакалась.
-На этот раз крокодиловы слезы тебе не помогут. Хочу увидеться с твоими родителями и рассказать им, что за мерзкую девчонку они воспитали.

Какие ошибки совершил учитель?
Комментарий: Записку нужно было уничтожить, не читая. Оказанное учителем «лечение» было опаснее самого «заболевания». Реакция учителя причинила ребенку больше вреда, чем обмен записками на уроке. Учитель оскорбил ученицу на глазах у всего класса. Брань вообще не уместна в речи учителя, он показал, что сам плохо воспитан.

2. Учитель задал задание классу. Оля не справилась в срок. Учительница сказала ей:
-Ты ленива, легкомысленна и безответственна.
После урока Оля сказала учительнице:
-Вы, очевидно, плохо меня знаете. Я не ленива и не легкомысленна. Я внимательно отношусь к своей учебе. Я очень стараюсь делать все как можно лучше. Я прихожу на ваш урок только на сорок минут, потому, возможно, вы не знаете меня так, как другие мои учителя.
На что учительница ответила:
-Ты дерзкая юная леди, вот ты кто. У тебя слишком длинный язык. Скажи своей маме, чтоб пришла в школу поговорить со мной о своей слишком несдержанной дочери.

Объясните, какие ошибки допустил учитель.
Комментарий: Брань – табу для педагога. Иначе он только научит ребенка браниться. Брань вызывает чувство обиды. Ребенок часто смотрит на себя глазами учителя. То, что учитель говорит о ребенке, имеет серьезные последствия. Необходимо выбирать слова, средства и приемы. Преступление и наказание – вовсе не антонимы. Напротив, одно порождает другое и даже усиливает наказание. Наказание не предотвращает провинности детей, а просто заставляет их быть осмотрительнее. Было бы лучше, если бы учитель поддержала положительную самооценку ученицы. Она могла бы сказать: «Спасибо тебе за то, что ты рассказала мне о своем внимательном отношении к учебе. Я, возможно, слишком поторопилась оценивать твои способности». Эти слова сохранили бы мир и пробудили энтузиазм ребенка. Еще одна ошибка учителя: нужно говорить о ситуации, но не о личности и ее характере – вот основной принцип взаимоотношений.

3. Шел сильный снег. Несколько детей смотрели на падающий снег через расписанные морозом стекла. Учитель разозлился: “Что случилось? Вы что, никогда снег не видели? Вам все равно, что делать, лишь бы не заниматься. Если вы не перестанете смотреть, я вас выгоню. Последнее предупреждение! Вам понятно?”

К чему может привести злость учителя? Как лучше поступить?
Комментарий: Не нужно подавлять любознательность детей. И помните: поэзия победит любую прозу жизни. Наслаждайтесь красотой природы вместе с детьми!

4. Леня опоздал на занятия. Учитель спросил: “Почему ты задержался на этот раз? ” Лёня рассказал забавную историю, как он встретился с человеком, который был выше Статуи Свободы. На что учитель ответил: “Я не верю ни одному твоему слову. А опоздал ты, потому что лень было вовремя подняться. Я слишком хорошо помню твоего брата, он тоже был прирожденным лентяем. Если ты не задумаешься над своим поведением, то плохо кончишь”.

Какие принципы нарушил учитель? Как можно было поступить?
Комментарий: В течение какой-то минуты педагог умудрился нарушить несколько принципов, на которых основана методика успешного общения. Он успел навесить на мальчика ярлык, высказать свое недоверие и пристыдить в присутствии товарищей. Он задел честолюбие ребенка и честь его семьи, высказал мрачные предостережения насчет будущей жизни мальчика.

Ведущий: Думаю, что вы согласитесь, что в работе любого педагога очень важно установить теплые, доверительные отношения со своим коллегами, учениками, их родителями. Это +10 баллов успеха в нашей непростой деятельности.
Предлагаю вам апробировать необычное упражнение «Падение на руки». Собственно упражнение заключается в том, что один человек встает спиной к другому на расстоянии шага от него - и падает назад, а второй встречает его на свои руки. А потом расстояние постепенно увеличивается.
Игра «Падение на руки».
Поделитесь своими впечатлениями. Ну что ж, вы прошли сейчас своеобразный экзамен.

Ведущий: Послушайте еще одну притчу.
Известный фотограф рассказывает своему другу о страданиях и отчаянном положении бедной индейской деревушки: «Женщины были беременны, дети – больны, а мужчины – безработные. Деревня развалилась, а земля истощилась» «Что же сделал ты?» - спрашивает его приятель. «Я сделал цветную фотографию», - ответил фотограф.
Как же сделать красивее нашу школьную жизнь учителям? Представьте, что вы идете на первый урок, сделайте так, чтобы ваши ученики смогли заинтересоваться предметом, который вы преподаете. Вы можете выбрать любой школьный предмет. (Пока команды готовятся, зрители смотрят отрывок из кинофильма «Мэри Поппинс» - ее песня «Мисс Совершенство»)
Выступление команд.

Ведущий: Часто можно услышать такое мнение, что учителя – своеобразные строители души своих воспитанников. Но прежде чем строить человека, нужно подумать и о здании, в котором будет проходить этот сложный и ответственный процесс. Вам предоставляется возможность создать свою школу, и наиболее важно, с какими чувствами вы придете в нее. На ваших столах лежат «кирпичики» разного цвета, символизирующие те чувства, которые создают атмосферу вашей школы. Дайте название своим кирпичикам и сложите из них свою школу. Какие чувства будут лежать в фундаменте, какие займут первый этаж, самый низкий, а какие окажутся на верхнем, что будет крышей дома – решать вам.

«Строительство» здания школы.

Ведущий: Как важно в жизни доверять людям! Как часто этого недостает, и как много порой мы от этого теряем. Пожалуйста, все встаньте, закройте глаза и походите по комнате в разные стороны в течение 2 — 3 минут. Так, хорошо. Теперь произвольно разбейтесь на пары. Один из вас закроет глаза, а другой водит его по комнате, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновения с другими парами, дает соответствующие пояснения по поводу их передвижения и т. п. Как давать команды? Лучше всего стоя за спиной на некотором отдалении. Пожалуйста, начали. Хорошо, а теперь поменяйтесь ролями. Каждый должен пройти «школу доверия». Начали!
Игра «Слепой и поводырь»

Хорошо, теперь сядьте и подумайте, кто чувствовал себя уверенно, надежно. У кого было желание полностью довериться партнеру? Что вселило в вас эту уверенность? Пусть каждый оценит своего партнера, поднимая руку с нужным количеством пальцев - оцениваем по пятибалльной системе.

Ведущий: Каждая команда приготовила небольшие «полезные» и «бесполезные», как у Г. Остера, советы. Слово командам.

Полезные советы команды учителей.
Евангелие для молодых учителей (команда опытных учителей)
1. Возлюби ученика своего, как себя самого.
2. Не возжелай доли иной, гордись званием учителя.
3. Не убий в ученике стремления к пониманию, радости.
4. Не укради себя у семьи своей, не засиживайся до полуночи за тетрадками, не губи очи светлые.
5. Не растеряй в житейской суете оптимизма, веры в людей, интереса к жизни.
6. Не избегай уроков открытых, дабы имя честное твое было многим ведомо.
7. Почитай директора и завучей, как родителей своих, и да будут дни твои благоденствием наполнены.
8. В буднях и горестях помни о днях светлых и радостных – о каникулах, длинном отпуске!

«Бесполезные» советы команды молодых учителей.
1. Если вы в первый раз заходите в класс, не бойтесь: худшее, что с вами может случиться, - вы через минуту выбежите оттуда.
2. Если в вашем классе есть такой ученик, который своим поведением отвлекает весь класс, не пожалейте пяти минут от урока, спойте всем классом ему колыбельную, тогда он уснет или будет в шоке весь урок. В любом случае он уже не помешает вам!
3. Если вы обнаружите кнопку у себя на стуле, купите кнопок на весь класс, разложите их по двадцати пяти стульчикам - и будет вам счастье!
4. Если вы хотите, чтобы ваш класс лучше выполнял домашнее задание по вашему предмету, скажите классу, так, невзначай, что, когда у вас много работы по проверке домашнего задания, вы не успеваете составить контрольную работу.

Ведущий: Спасибо участникам игры. Наверное, молодые учителя услышали сегодня для себя много интересного и полезного. Но мы не «досмотрели» ту сцену, которую я увидела в учительской. Чем же она закончилась?

Первый учитель, обращаясь к пятому учителю, не вступающему в диалог в первой части сценки: Лена, ну почему ты все время молчишь? Может быть, ты знаешь какой-нибудь секрет?
Пятый учитель: Знаете, ко мне вчера подошла девочка, такая маленькая, и ручки у нее маленькие, а косички тоненькие, глаза голубые, и так мне стало ее жалко…
Второй учитель: На самом деле, пропади она пропадом, эта консерватория. Ведь каждый день на каждом уроке здесь, в школе, я десяткам юных душ открываю путь в мир Прекрасного. Это сделает их сердца отзывчивее, мысли чище, и обязательно кто-нибудь из них полюбит музыку так же, как и я.
Третий учитель: А у меня была недавно такая история. На уроке мне пришлось повысить голос, и от этого он сорвался, я расстроилась, замолчала, стало неудобно и перед детьми, и перед самой собой. Так неприятно было на душе. Но на следующий день ко мне подошли две девочки, протянули сверток и сказали, что принесли мне эвкалипт, чтоб у меня не болело горло.
Четвертый учитель: А я недавно пришла на каток, а кататься-то не умею. И тут ко мне подбежали мои ученицы, помогли встать на лед, и так весь вечер и учили меня кататься на коньках. Нет, все-таки здорово, что мы выбрали профессию учителя и работаем в школе. Здесь мы взрослеем, умнеем, растем, здесь мы живем!
Ведущий: Приятно, когда все наши школьные инциденты заканчиваются так оптимистично. Самое главное, что все эти эпизоды были взяты из жизни этих молодых учителей. Кажется, они вместе со своими учениками учатся и сами. Учатся науке Любви. Друг к другу, к ближнему, к миру! Хочется вспомнить еще один совет, который дал известный русский педагог В. Казанский, считающий, что в школе, прежде всего, должна быть создана территория любви. А вот ее правила!
«Правила» любви
1. У каждого есть своя «территория», но пространство любви общее.
2. У каждого есть время для себя, но для любви необходимо все наше время.
3. У каждого есть свои «за» и «против», но мы принимаем друг друга без рассуждения.
4. Каждый имеет право сделать что-то не так, но вместе мы можем друг друга понять, не упрекая и не критикуя.
5. Каждый делает то, что у него лучше получается, но, помогая друг другу, мы обретаем себя. И не взаимозаменяя, а взаимодополняя.
6. Каждый свободен в своих поступках, и никто никого не держит, и даже если расстанемся, мы ответственны за свои действия.

Использованная литература:
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – М, 1998.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1998.
3. Игры из книги: Игры - обучение, тренинг, досуг…/Под редакцией В.В. Петрусинского. - М., 1994.
4. В. Казанский «Правила любви» - Ростов-на-Дону, 2000 г.
5. Н. Козлов. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург, 1997.
6. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. – М., 1993.
7. Рахматшаева В.А. Психология взаимоотношений. – М., 1996.

Категория: Другие сценарии | Добавил: тат
Просмотров: 3202 | Загрузок: 221 | Рейтинг: 0.0/0

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Тема: « В гости к бабушке» (0)
  • Практический форум по психологии развития (1)
  • "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ" (1)
  • Практический форум-Инновации в логопедии: опыт и перспективы (1)
  • Это актуально и интересно! (0)
  • Коррекционные классы в средних общеобразовательных школах (1)


  • ©  Самарский школьный портал 2017

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета