Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1871

На сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Русский язык и литература » Уроки, конспекты

Подготовка к сочинению-размышлению над содержанием картины М.В. Нестерова "Видение отроку Варфоломею" в 9 классе
Автор: Алдабаева Наталья Васильевна
учитель русского языка и литературы ГБОУ ОШИ "Шебекинская гимназия-интернат" г. Шебекино
Скачать (11.4 Kb) 20.04.2012, 22:40

Цель. Подготовка к написанию домашнего сочинения.

Тип урока. Развитие речи. 

Содержание работы на уроке 

I. Слово о художнике М.В. Нестерове. (Отчёт работы группы учащихся Поиски созвучий человека и природы в чистоте души и веры)

Имя Михаила Васильевича Нестерова вызывает в памяти человека череду образов Святой Руси: чистые отроки, святые отцы, готовые принять постриг девушки…

Становлению религиозной темы в творчестве живописца способствовали факты биографии художника.

Родился будущий художник в Уфе в религиозной купеческой семье и первое время отличался слабым здоровьем: «Был хилым, дышащим на ладан ребёнком». В семье же особо почитался среди прочих угодников Сергий Радонежский, и его заступничество помогло. Младенец выжил и окреп.

Путь в искусство начался в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителем был В.Г. Перов. Второй школой стала Петербургская  художественная академия. «Работать, работать не покладая рук!.. Другого исхода нет! Я должен быть художником!» - повторял себе в трудные минуты М.Нестеров, которому ещё предстояло познать радость семейной жизни с Марией Мартыновской, будущей женой, и пережить трагедию её внезапной смерти. Помогла любовь к искусству и подрастающая дочь Ольга. Именно её изобразит художник в 1906 году на картине с говорящим названием «Амазонка». Жизнь и любовь победили личное горе.

II. Основное направление творчества М.Нестерова было указано картиной 1889 года «Пустынник». Поиск созвучий человека и природы в чистоте души и веры станет общей идеей полотен художника на долгие годы, на всю жизнь. (Знакомство с творчеством художника. Презентация учителя.)

III. Аналитическая беседа. Особенности живописи художника. Работа над составлением плана к сочинению.

1) Какое эмоциональное состояние создают картины М. Нестерова?

2) Образы картины "Видение отроку Варфоломею": старец и отрок. Каково  символическое значение их изображения на одном полотне?

(Герои многих нестеровских картин, среди которых  не только "Видение...", но и "Великий постриг", "Дмитрий,  царевич убиенный" ,  ряд других погружены в созерцание, сосредоточены на своём внутреннем состоянии, словно изнутри озарены светом размышления-откровения или духовного диалога. Кажется, что они невесомо стоят на земле, парят над миром,  душой соединены с небесными пределами. Они заключают в своём облике идеал подлинной духовной красоты, соединённой с верой, выражают идею гармоничного существования человека в мире. Отрок Варфоломей становится олицетворением начала жизни человека, чистой страницей, на которой ещё только предстоит написать содержание. Юноша обращён к старцу, но их разделяет расстояние - время жизни, будущие поступки. Сам же старец знаменует мудрость и устремлённость к святой вечности. Наверное, таким мыслился самому художнику итог земного пути человека.)

3) Какая  роль отведена природе, ведь она присутствует на всех картинах художника?

(Пейзаж у М. Нестерова исключительный: это и отдельная тема, и важная смысловая составляющая. Как правило, художник стремится запечатлеть переходное состояние поздней осени или ранней весны. Объединяет их настроение увядания и идея хрупкой жизни. Пейзаж "Видения ..." можно считать ещё одним героем картины. Хмурое пасмурное небо, как серенький выцветший ситец, приглушённые, будто подёрнутые туманом, краски, сквозь которые чудится зыбкое свечение.  Весь он соткан из  узоров трав, напоминает гобеленовую вышивку.)

Комментарий учителя.

На полотнах М.Нестерова мы видим раздолье русской природы с лесными долами, реками и холмами – «маковицами» (Маковец – название холма, на котором Сергий основал свою первую обитель, ставшую символом соборной русской души). В картинах художника холмы, как купола земли, напоминают природные храмы. Пейзаж М.В. Нестерова пронизан чувством гармонии души человека и природы, в которой отразился лик Божий.

IV. Тема Сергия Радонежского в живописи художника.

Самая знаменитая картина М.В. Нестерова, пожалуй, "Видение отроку Варфоломею". Появилась она в 1890 году и сразу привлекла себе внимание глубиной содержания, имя автора сделала знаменитой.  На XVIII Передвижной выставке возле картины постоянно толпились изумлённые зрители. Во время работы над живописец жил  в окрестностях Троице-Сергиевой Лавры, лично посещал места, связанные с именем святого. Духовное насыщение художника было столь велико, что он просто не имел права остановиться на одной, пусть и мастерски написанной картине: она стала частью цикла произведений М. Нестерова о Сергии Радонежском и вообще о Святой Руси. Сам Сергий Радонежский воплощает русский религиозный идеал. Житие этого святого привлекало внимание писателей (Борис Зайцев), а в 80-х годах XIX столетия  с образом Сергия Радонежского были связаны надежды интеллигенции на духовное возрождение общества. В памяти хранились предания о временах Куликовской битвы, ведь именно Сергий дал благословение Дмитрию Донскому пред боем, и сам молился о русских воинах.

4) Назовите другие картины М. Нестерова, которые продолжают тему  "Видения..."

1.Святой Сергий Радонежский. 1891-1899

2. Юность преподобного Сергия. 1892-1897

3. Труды Преподобного Сергия Радонежского

4. Христос, благословляющий отрока Варфоломея

5.На Руси(Душа народа). 1915-1916 и многие другие.

5) Сюжет картины знаком вам по урокам литературы. Вспомните изученные произведения и коротко расскажите о жизни отрока Варфоломея.

(учащиеся вспоминают изученное в 8 классе "Житие преподобного Сергия Радонежского" )

V. Работа с дидактическим материалом. Отрывок из очерка Б.Зайцева. Составление "словарной копилки" для сочинения.

VI. Учимся у русских писателей. (§31, с. 178, упр. 282 по учебнику М.М. Разумовской) Отзыв К.Г. Паустовского о картине "Видение отроку Варфоломею".

6) Определите стилевую принадлежность текста.

7) Оформите анализ изобразительно-выразительных средств К.Г. Паустовского в таблицу, дополнив собственными примерами:

Эпитеты

Метафоры

Сравнения

"Сокровенная тихая красота" России

"Крошечная девочка-берёзка"

"Воздух, чистый, как ключевая вода"

"Неоглядные дали"

 

"Картина эта -как хрустальный светильник, зажжённый художником во славу ...своей России"

"Тихие леса"

 

 

"Скромный венчик полевого цветка"

 

 

"Синеглазые реки"

 

 

 (Значение слова Видение по Ефремовой:  1.Видение - то, что возникает в воображении в виде фантастических образов, картин прошлого и т.п., представляется, кажется.2. Способность воспринимать и оценивать окружающее // Точка зрения, взгляд на что-либо.)

VII. Обобщение. В чём смысл нашего общения с искусством: живописью и художественным словом? Можно ли сказать, что картина художника - это философия, выраженная в красках? (Ответ на этот вопрос может стать вступлением или заключением сочинения)

Наш урок хотелось бы завершить словами М.Нестерова:

Сокровенная суть искусства в том, чтобы «взять человеческую душу, поступки, деяния, жизнь человека в момент наивысшего напряжения».

Домашнее задание. Скорректировать план к сочинению, содержание урока и материалы подготовки обобщить в письменной работе " Созвучие человека и природы в чистоте души и веры".

Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Лада
Просмотров: 4240 | Загрузок: 300 | Рейтинг: 1.0/1

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Вопрос администратору (25)
  • Новое интернет-шоу для учителей и учащихся "Викторинщик" (0)
  • Поздравляем! (19)
  • Фотоконкурс "Мисс и мистер Осень - 2011" (1)
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Физруков поставили перед альтернативой: обвинение в педофили (0)
  • И в шутку, и всерьёз... (9)


  • ©  Самарский школьный портал 2019

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета