Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1834

На сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Начальные классы » Русский язык и литература

Урок внеклассного чтения по произведению Самарских авторов-сказочников братьев Бондаренко для 4 класса
Автор: Дементьева Татьяна Александровна
учитель начальных классов МОУ-кадетская школа №95
Скачать (117.0Kb) 10.12.2011, 14:38
Урок внеклассного чтения в 4 «А» классе

Тема урока: Сказки братьев Бондаренко

Тип урока: комбинированный

Форма урока: литературная гостиная

Используемые технологии: беседа, иллюстрирование прочитанного, отгадывание кроссворда, показ компьютерной презентации, демонстрация видеофильма.

Задачи урока:
Образовательные:
1. Познакомить с биографией Вениамина и Владимира Бондаренко.
2. Познакомить с различными видами творчества братье Бондаренко.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство гордости за свой край, своих земляков.
2. Воспитывать честность, доброту, уважение к окружающим.
Развитие личности:
1. Развивать умение анализировать, выделять главное.
2. Совершенствовать умение работать с книгой.
Оснащение урока: книги, рисунки детей, кроссворд, проектор, экран, телевизор.
Оформление доски: выставка книг писателей, рисунки детей к прочитанным сказкам, надпись:

Сказочники земли Самарской




Бондаренко     Бондаренко
Вениамин        Владимир
Никифорович   Никифорович
(1926 – 1999)  (1932 – 2001)

Ход урока.
1. Начало урока.
Организационный момент (2 минуты)
Мотивация этапа: проверить готовность учащихся к уроку, настроить на дальнейшую работу.
Учитель:
-Здравствуйте, садитесь.
Известны сказки с давних пор,
Не верь тому, кто скажет,
Что это выдумка и вздор,
Его не слушай даже.

Скорее сказки почитай,
Запомни их получше.
И мудрость древнюю узнай-
Они всему научат.

Мы сказки знаем на зубок,
Ведь с детства их читаем,
Но что-то новое, дружок,
Сегодня мы узнаем.

-Как вы, наверное, поняли из стихотворения и оформления класса, речь сегодня на уроке у нас пойдёт о сказках.
Можно, конечно, спросить у вас, любите ли вы сказки?

Мне кажется, что большинство ответит, что да.
2. Основная часть.
Вводная беседа (2 минуты)
Мотивация этапа: проверка существующих у детей знаний, их обработка, систематизация, подготовка к усвоению нового материала.
Учитель:
Давайте попробуем дать определение «сказка».
(учитель выслушивает варианты ответов детей, затем обобщает и даёт определение из словаря)
В словаре даётся такое определение сказки. Сказка – это поэтическое или прозаическое произведение, в котором есть что-то необычное, волшебное. Большая часть ваших ответов совпала с данным определением.
Первые сказки появились много веков назад, когда люди ещё не умели читать и писать. Сказки сочиняли простые люди, в них они выражали свою мечту: слабый и бедный мог стать сильным и богатым, потому что он умён, добр и справедлив. Люди хотели быстро передвигаться, научиться летать - придумали ковры-самолёты, сапоги-скороходы. Животные в сказках разговаривали.
Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать их стали только в 19 веке.
А какие бывают сказки? (авторские, народные, бытовые, волшебные, о животных).
_Почему так говорят? «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». (Чаще всего сказки поучительны).
Проверка домашнего задания (9 минут)
Мотивация этапа: проверить выполнение учащимися домашнего задания, исправить ошибки, допущенные при его выполнении, решение воспитательных задач урока.
Учитель:
Как обычно, к уроку внеклассного чтения вы готовились дома. Какое домашнее задание у вас было? (Прочитать сказки, запомнить названия и героев, ответить на вопрос «Чему сказка учит?», сделать иллюстрацию).
Сказки у вас были разные, поэтому домашнее задание мы будем проверять таким образом. Сейчас я буду читать пословицу, а вы попробуйте определить, к каким сказкам она подходит. Тот, кто считает, что пословица подходит к его сказке, будет показывать свой рисунок и знакомить нас со сказкой по плану:
Название.
Герои.
Чему эта сказка может научить?
1. Каков мастер, такова и работа.
«Доброе сердце»
Берёшься за дело, так делай его хорошо

2. На воре шапка горит
«Солнечный зайчик»
Не бери чужого !

3. Завистливый по чужому счастью сохнет
«Яшкин горб»
Не завидуй!
4.Глаза боятся, а руки делают
«О пне и ёжике»
Не говори, что не справишься, пока не попробуешь!

5. Кто не врёт, тот спокойно живёт
«Пошутил»
Не обманывай!
6. Плох хозяин, что вперёд не смотрит
«Подвела берёза тетерева»
Не круши всё, относись бережно!
7. Жизнь дана на добрые дела
«Ручеёк»
«Перо Страуса»
Помогай другим!
8. Называется дружком, а обирает кругом.
«Давняя история»
Не будь льстивым!
Учитель:
Молодцы, хорошо выполнили домашнее задание. К уроку один ученик нашего класса получил индивидуальное задание. Он подготовил выразительное чтение сказки. Сейчас он её прочитает, а мы все вместе послушаем. Задание, которое нужно выполнить остаётся таким же: название, герои, чему сказка может научить.
(Чтение сказки учащимися)
(«Лось из Гореловской рощи», лось из осинников, лось из Гореловской рощи, любви к Родине)
Учитель:
На доске записаны пословицы.
« На чужой стороне Родина милей вдвойне»
«За морем веселье, да, чужое, а у нас и горе, да своё»
«Всякому мила своя сторона»
« За морем теплее, а у нас светлее»
Как вы считаете, подходят ли они к той сказке, которую нам сейчас прочитали? Почему вы так думаете?
(Да, они о любви к Родине, о тоске по ней)
Учитель:
Есть ли в классе ребята, которые считают, что эти пословицы подходят к сказкам, которые они прочитали дома?
( Да. Сказки: «Ходил ёжик в страну заморскую», «Край, где всё самое лучшее». Называют героев, объясняют, чему сказки учат)
ФИЗМИНУТКА (1 минута)
Мотивация этапа: дать возможность учащимся отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности.
В огороде, возле грядки,
Где растёт большой лопух,
Гимнастической зарядке
Обучал цыплят петух.
Изучение нового материала
Учитель:
Сегодня на уроке мы познакомились с большим количеством интересных и очень полезных сказок. А кто-то может назвать их автора.
(Братья Бондаренко)
Учитель:
Со сказками этих авторов мы с вами встречались и раньше, особенно часто на уроках самоопределения. Но никогда не говорили о них самих. Сегодня я предлагаю познакомиться с их биографией. Сейчас вы будете смотреть, подготовленную презентацию, во время которой я ничего не буду говорить. А вас я попрошу не только внимательно читать, что написано на слайдах, а ещё и послушать песню.

Просмотр презентации (7 минут)
Мотивация этапа: в форме, отличной от традиционной, познакомить с биографией писателей, дать возможность совместно с усвоением теоретического материала, прослушать музыкальный фрагмент.

Учитель: (Обращение к оформлению на доске «Сказочники земли Самарской»)
Посмотрев слайды вы, надеюсь, поняли, что все эти сказки написали Вениамин и Владимир Бондаренко.
Знакомство с выставкой книг (5 минут)
Мотивация этапа: познакомить с книгами, подсказать, где их можно найти для прочтения, дать пояснения об авторстве книг.
Учитель:
На нашей выставке представлены книги этих авторов, которые вы можете найти в школьной библиотеке. Часть из них подписана «Братья Бондаренко». Это совместно написанные книги, но есть здесь и книги, где автор Владимир Бондаренко. Это младший из братьев, который продолжил совместно начатое дело после смерти старшего брата.
Владимир Бондаренко писал произведения для взрослых, писал стихотворения. Одно из них вы слышали во время просмотра презентации. К стихотворению была сочинена музыка и получилась трогательная душевная песня. На нашей выставке есть сборник стихов В. Бондаренко. В нём вы найдёте стихи о природе, о крае, где родился и вырос писатель, о Родине в большом смысле этого слова – стране, в которой мы живём.
Но всё же основное место в творчестве братьев Бондаренко занимают сказки. К сожалению, большинство книг изданы достаточно давно. Только три сборника в настоящее время напечатаны издательством «Самовар». Их вы можете купить их в книжных магазинах.
На нашей выставке представлены некоторые сборники их сказок. А когда вы возьмёте эти книги, то обратите, пожалуйста, внимание на уникальность некоторых из них. Дело в том, что Владимир Бондаренко был в гостях в нашей школе. Он же подарил несколько книг с автографами. В тех коротких строчках, которые написал Владимир Никифорович Бондаренко на обложках книг, очень глубокий смысл.
Надеюсь, что в душе каждого из вас возникло чувство гордости, потому что вы являетесь земляками таких талантливых людей.
К уроку я подготовила вам сюрприз, но чтобы узнать какой, нужно разгадать этот кроссворд. Отгадывая его, мы повторим то, о чём говорили на уроке и узнаем что-то новое о братьях Бондаренко.
Разгадывание кроссворда (5 минут)
Мотивация этапа: в необычной форме проверить усвоение материала, закрепить полученные знания, выявить содержание следующего этапа урока.
7. Имя одного из братьев Бондаренко 8 (Вениамин)
1. Один из героев сказки «Ходил ёжик в страну заморскую» 5(хомяк)
9.Герой сказки «Край, где всё самое лучшее» 6 (голубь)
5. Одна из профессий Владимира Бондаренко 7 (учитель)
8. Герой сказки «Солнечный зайчик» 6 (суслик)
6. Бондаренко – это…… 7(фамилия)
2. Положительный герой сказки «Доброе сердце» 5 (Мишук)
10. Человек, с которым проживаешь на одной территории 5(земляк)
3. Имя одного из братьев Бондаренко 8 (Владимир)
4. Герой сказки «Лось из Гореловской Рощи» 4 (лось)



Контрольное слово: мультфильм.
Учитель:
По 15 сказкам братьев Бондаренко сняты мультфильмы. К великому огорчению ваших родителей, эти мультфильмы практически не показывают по телевизору. Но эти добрые, забавные мультяшки вы можете найти в интернете. Так как интернет есть не у всех, то мы воспользуемся возможностью, и посмотрим один из мультфильмов.
Просмотр мультфильма (6 минут)
Мотивация этапа: в занимательной, интересной для детей форме познакомить с ещё одним произведением авторов.
3. Заключительная часть
Рефлексия (2 минуты):
Учитель:
-Что нового вы узнали?
- Чему могут научить сказки братьев Бондаренко?
Информация об оценках на уроке (1 минута): Выставление оценок за рисунки.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Mutter
Просмотров: 3383 | Загрузок: 296 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1

0
Всего комментариев: 1
20.12.2011 Спам
1. Юлия Хл (july)
Замечательные, но незаслуженно забытые сказки! Надо знакомить детей с творчеством земляков. Спасибо за хороший урок, обязательно познакомлю своих ребятишек с этими сказками.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Тема: « В гости к бабушке» (0)
  • Практический форум по психологии развития (1)
  • "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ" (1)
  • Практический форум-Инновации в логопедии: опыт и перспективы (1)
  • Это актуально и интересно! (0)
  • Коррекционные классы в средних общеобразовательных школах (1)


  • ©  Самарский школьный портал 2017

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета