Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1828

На сайте:

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Начальные классы » Русский язык и литература

Конспект урока русского языка "Мягкий знак для обозначения мягкости согласных" во 2 классе
Автор: Еремеева Инна Владимировна
учитель начальных классов ГБС(К)ОУ школа-интернат г. Отрадный
Скачать (8.4Kb) 17.04.2013, 16:11
ГБС(К)ОУ школа-интернат г. Отрадный

Автор: Учитель начальных классов Еремеева И.В.

Класс 2.

Программа С(К)ОУ VIII вида.

Тема урока русского языка: Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слова.

Цели:

1.    Закреплять навыки написания с мягким знаком на конце, выделять мягкую согласную в конце слов.

2.    Развивать избирательность и полноту осознанного зрительного и слухового восприятия и внимания.

3.    Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: иллюстрация коня, схема слова "конь", конверты с рыбками, рыбки для фронтальной работы, предметные картинки: морковь, соль, картофель, сыр, груши, конфета, карточки со словами: морковь, соль, картофель, десять, девять, сеть, камень, день, пень. Карточка с предложениями для индивидуальной работы, сюжетная картинка "Назови слова".

Ход урока.

I. Организационный момент

    - Подравнялись. Сядет тот, кто, верно, ответить на мои вопросы:

·       Какой сейчас по счёту урок?

·       Какой урок?

·       Какое сегодня число?

·       Какой сегодня день недели?

·       Какую тему мы изучаем на уроках русского языка?

·       Какое правило выучили на прошлых уроках?

·       Назовите слова с мягкой согласной на конце.

II. Сообщение темы урока.

      - Сегодня мы продолжим знакомство с темой: "Мягкий знак для обозначения мягкости   согласных на конце слова".

III. Пальчиковая гимнастика.

      Подготовим пальчики к письму, проведём пальчиковую гимнастику,       выполним   упражнения:      

Лодка

Лодочка плывёт по речке

Оставляет по воде колечки.

 Гусь

Гусь стоит и всё гогочет

Ущипнуть тебя он хочет.

Лошадь.

У лошадки вьётся грива,

Бьёт копытами игриво.

Цепь.

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

 IV. Минутка чистописания.

       - Сегодня на минутке чистописания мы повторим правильное написание буквы  -ь-.

      Посмотрите как правильно писать  -ь-:

Пишу на рабочей строке маленькую наклонную палочку с закруглением вправо, на  середине строки довожу до овала.

V. Закрепление.

    1. Звукобуквенный анализ слова.

       - Ребята, а вы любите путешествовать?

       - А на чём или на ком можно путешествовать?

       - Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в воображаемее, т.е. ненастоящее, путешествие за город на природу.

       - А на ком мы отправимся, в наше воображаемое путешествие вы узнаете, если верно отгадаете загадку:

С подстриженной гривой,

Скачет ретиво.

Чуть шпорами тронь.

Кто же это?

      - Правильно, путешествовать мы будем на коне.

      - Чтобы отправиться в путь, нужно выполнить звукобуквенный разбор слова – конь-.

      - Ребята, сколько слогов в слове – конь? (1 слог).

      - А давайте проверим, прохлопаем.

      - Сколько звуков в слове конь, сосчитайте самостоятельно.

      - Сосчитаем вместе (счёт на пальчиках).

      - Сколько клеточек вы нарисуете?  (три)

      - Какой звук слышите первым? (к – согласный, твёрдый, нарисую чёрную точку)

      - Какой вы звук слышите вторым? (о – гласный, поставлю красную точку)

      - Какой звук вы слышите третьим, последним? (н – согласный, мягкий, поставим синюю точку)

      - Запишите слово конь под диктовку.

      - Сколько букв в слове конь? Вы, записали? (4 буквы)

      - Почему же в слове конь три звука, а буквы четыре? (ь – буквы не обозначает)

      - А почему мы написали его в слове конь? (для обозначения мягкости согласного в конце слова)

      - А давайте расскажем четверостишье про -ь-:

                                                Мягкий знак – хитрый знак,

                                                Не сказать его никак.

                                                Он не произносится,

                                                Но в слово часто просится.       

  2. Дифференциация слов.

- Ребята представьте, что мы прискакали к реке. А вы любите рыбачить?

- А чем можно ловить рыбу? (удочкой, сетью, сачком)

- Сетью можно ловить только в тех случаях, когда рыбалка разрешена, мы с вами представим, что ловим рыбу удочкой. У вас на столах конверты, в них рыбки. Достаньте их из конвертов, прочитайте названия рыб.

- А много у вас рыбы?

- Всю рыбу мы "вылавливать" не будем, мы будем беречь родную природу, я вам предлагаю, "поймать" только те рыбки, в написании которых есть -ь- на конце. А рыбки без -ь- представим, что выпустили в реку, уберите их в конвертики.

- Какие рыбки остались у вас на столах? (карась, окунь, линь)

- Почему в написании этих рыб есть -ь- на конце? (ь – знак для обозначения мягкости согласного)

- Запишите названия рыб с "ь" в тетрадь. Подчеркните согласный с "ь" на конце слова.

- Как начнём выполнять запись?

- Проверка: - прочитайте слова, какую согласную подчеркнули?

- Положим по одной рыбке в сеть.

- А для чего ловят рыбу?

- Что делают из рыбы?

- Рассмотрите предметные картинки, назовите, что на них изображено.

- Какие из этих предметов вы бы взяли, чтобы приготовить уху? (учитель открывает карточки со словами: соль, морковь, картофель)

- Ребята, а что одинакового вы заметили в написании этих слов ("ь" на конце слов)

- Почему в этих словах нужно писать "ь" на конце? (для обозначения мягкости согласного на конце слова)

- Назовите мягкий согласный на конце данных слов.

3. Работа с учебником.

   - Ох, ребята, а про коня-то мы забыли. Он довёз нас до реки, устал, а что нужно сделать, чтобы конь отдохнул, узнаем, когда выполним упражнение 9 на странице 82.

   - Ваня, прочитай задание.

   - Прочитайте текст упражнения самостоятельно.

- Послушайте, я прочитаю.

- Ребята, посмотрите на меня, скажите, как называется текст? (Наш конь.)

- О ком мы читали?

- Как звали коня?

- Что нужно сделать, чтобы конь отдохнул? (напоить, искупать)

- Прочитайте задание после текста.

- Назовите слова с мягкой согласной на конце. (конь, напоить, искупать)

- Какая буква пишется после мягкой согласной на конце слова? (Мягкий     знак.)

- Почему нужно писать мягкий знак? (Для обозначения мягкой согласной.)

- Ребята, какие слова вы выпишите? (Повторение единого орфографического режима  записи.)

Проверка: учитель спрашивает 2-3 учеников.

- Что писали на конце слов?

 

   ФИЗМИНУТКА

У реки росла рябина,

А река текла, рябила.

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

4. Работа с предложениями.

- А теперь, ребята, вернёмся мысленно в класс и вспомним, как мы     путешествовали, как отдыхали у речки. Составим небольшой рассказ. На доске записаны искомые предложения, их нужно дополнить словами. А  слова выбрать из предложенных вариантов. Прочитайте неполные предложения:

Был хороший  ____.  Мы бросили в реку _____. Вот _____ рыбок. Вари уху.

- Прочитайте слова: пень, день, камень, сеть, десять, девять, карась.

- Подумайте, какие слова нужно вставить вместо черточек.

- Какой рассказ у вас получился? (учитель спрашивает 2-3 учеников)

- Прочитаем рассказ хором.

- Сколько предложений в тексте? (4)

- Прочитайте первое, второе, третье, четвёртое предложение.

- Как вы будете записывать предложения? (С большой буквы, в конце ставить точку.)

- Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните слова с мягким знаком.

Проверка.

VI. Итог урока.

- На ком мы путешествовали?

- Какие задания выполняли?

- Какую тему повторили?

- Назовите слова с мягкой согласной на конце.

Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

    Повторить правило на странице 80. рассмотреть и отыскать на картинке       предметы с мягкой согласной на конце.

Литературные источники:

1.    Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. В. Цвынтарный, С-Петербург, 1999.
2.   
Волшебные линии. В. Илюхина. Дрофа. Москва. 2005.

3.   
Занимательная азбука. А. Шибаева. М., Махаон, 2011.

4.   
Игра «Я учу буквы». Радуга, 2012.

5.   
Чудо-обучайка. Е. Бортникова. Литур. 2008.


Категория: Русский язык и литература | Добавил: inna100
Просмотров: 6279 | Загрузок: 518 | Рейтинг: 0.0/0

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Тема: « В гости к бабушке» (0)
  • Практический форум по психологии развития (1)
  • "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ" (1)
  • Практический форум-Инновации в логопедии: опыт и перспективы (1)
  • Это актуально и интересно! (0)
  • Коррекционные классы в средних общеобразовательных школах (1)


  • ©  Самарский школьный портал 2017

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета