Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1866

На сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Начальные классы » Русский язык и литература

Конспект урока литературного чтения «Конструирование рассказа» 3-4 класс
Автор: Плутахина Валентина Федоровна
учитель начальных классов МБОУ ООШ № 19
Скачать (51.0 Kb) 18.10.2012, 00:07
Конспект урока литературного чтения.

Тема урока: «Литературное обучение по теме: «Конструирование рассказа».

Цели урока:
1. Знакомить детей с построением литературного произведения – экспозицией, завязкой, кульминацией, развязкой.
2. Развивать речь, логическое мышление, воображение, творчество.
3. Развивать навыки выразительного чтения.
4. Развивать внимание к образным средствам языка.
5. Воспитание чувства прекрасного.

Оборудование: Портрет поэта К. Бальмонта, презентация «Зима в произведениях изобразительного искусства», «Зима в картинах кубанского художника А.П. Лях», клип - песня «Зимняя сказка», музыкальная запись отрывка из балета «Щелкунчик», «Танец снежинок» П.И. Чайковского, отрывки из произведений о зиме, бумажные снежинки для сюрпризного момента.

Оформление доски: Загадка о снежинке.

1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
-Какое сейчас время года?
-По каким признакам мы узнаём зиму? (Мороз, снег).
-Как вы думаете, кого можно назвать главным героем зимы, без чего мы не можем узнать зиму, не можем любоваться ею? (Без снега, без снежинок). Почему мы радуемся снегу? (снег украшает природу, делает её сказочной).
-А что вы можете рассказать о снежинках? (Замёрзшие капельки воды, белого цвета, имеют шесть кончиков).
-Что мы видели с вами на экскурсии? ( Снег на солнце переливался, искрился, серебрился, хрустел под ногами).
-Почему в морозный день снег под ногами хрустит? (Отламываются его кончики).
-Что мы видели, когда рассматривали снежинки в лупу?

Проверка домашнего задания.
Учитель.
-Какое стихотворение вы учили к этому уроку?
-Кто автор этого стихотворения? (К. Бальмонт).
-По каким стихам мы уже знаем этого автора? («Осень»)

А сейчас мы проведём конкурс – кто лучше и выразительнее прочтёт стихотворение «Снежинка».
Чтение стихотворения учащимися и сами они выбирают лучшего чтеца.

Закрепление пройденного материала. Работа над образностью стихотворения.
Какие образные средства использовал автор в своём стихотворении?
Метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения.
А для чего он это делал? (Чтобы влюбить нас в снежинку, чтобы сочувствовать ей).
-Кто ещё из поэтов писал стихи о зиме? (А.С.Пушкин, С.Есенин, Н.А.Некрасов, И. Суриков, Ф.И. Тютчев, И.А.Бунин и другие).
О зиме писали не только поэты, но и писатели.
Сегодня я в виде внеклассного чтения принесла небольшие рассказы о зиме. Сейчас я раздам вам эти рассказы, вы прочтёте их про себя, а потом постараетесь выразительно прочитать нам вслух.
( Рассказы: «Утро» И. Бунина, «Зима» В. Петрова, «Синие глаза Зимы»
Н. Рыленкова; стихи «Берёза» С.Есенина, «Первый снег» И. Сурикова .)
Показ слайдов о зиме из презентации.
Учитель.
А сейчас, ребята, мы немного отдохнём и послушаем музыку, которая, как мне кажется, очень подходит к рассказу « Синие глаза Зимы».
Звучит запись отрывка из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского .

Работа над новым материалом.
Учитель.
Ребята, мы рассказывали стихи о зиме, рассказы, прослушали музыкальное произведение. А не попробовать ли нам самим придумать рассказ на зимнюю тему? И не просто придумать, а построить его по всем правилам построения литературного произведения, т.е. сконструировать.
-А что значит сконструировать? (Из разных частей собрать целое)
Отгадайте загадку и вы узнаете, о чём мы придумаем наш рассказ.

Что за звёздочка резная
На пальто и на платке?
Вся сквозная вырезная,
А возьмёшь вода в руке? (Снежинка)
Вот мы снежинку и сделаем главным героем нашего рассказа.
С чего начнём рассказ? (Со вступления, с экспозиции).
Где вы слышали слово экспозиция? Что оно обозначает?
Как же мы представим нашу снежинку?
Давайте мы сначала проведём такую работу: на доске в нашей загадке поменяем знаки препинания – заменим вопросительные знаки на восклицательные. Изменится ли смысл четверостишия?
Прочитайте про себя, а теперь вслух.
Какое чувство нам помогает выразить первый восклицательный знак?
(Чувство восхищения). А второй знак? (Чувство удивления)
Как же мы представим снежинку: кто она такая, откуда она появилась?
Чем была снежинка раньше? Где она жила? Как ей жилось в море? Что делали капельки в море? (Плавали, играли, плескались).
Давайте составим маленький рассказ о жизни капельки в море.
От чьего имени будем вести рассказ? (От имени капельки)
Экспозиция «Капелька в море».
Я жила в Азовском море маленькой капелькой.
Нам маленьким капелькам становилось всё холоднее, но всё равно нам было весело в море и, чтобы не замёрзнуть, мы играли в волнах, плескались.
Учитель
Теперь в рассказе должна быть завязка.
Что произошло с капелькой потом? (Она испарилась и поднялась в небо).
Кто помог капельке оказаться в облаках? (Солнышко).
Как солнышко могло забрать капельку? (Своим лучиком)
Составим фрагмент нашего рассказа и начнём его со слова: однажды.
И так мы придумали первый эпизод завязки:
«Капелька в облаках».
Но вот однажды солнышко протянуло к нам свои лучики. Оно, наверное, хотело нас погреть. Солнышко подхватило меня и понесло вверх. Я оказалась в облаках, которые плыли по лазурному небу.
Учитель.
Ребята, как вы думаете, капелька там была одна? (Их было много)
Но что происходит с облаками в природе? (Собираются в тучи и идёт дождь).
А зимой? Кто же капельки в облаках зимой превращает в снежинки? (Волшебник-Мороз).
Давайте представим себе встречу нашей капельки с Волшебником-Морозом.
Составление фрагмента рассказа в виде диалога.
Второй эпизод «Волшебник-Мороз».
Вдруг я увидела, что к нам кто-то приближается.
Я спросила: «Кто Вы?»
И в ответ услышала: «Я – Волшебник – Мороз. Я украшаю природу, наряжаю деревья, поля и леса в белый праздничный наряд. Хотите, я и вас превращу в настоящих красавиц? Вами будут все любоваться!»
Это было так интересно и загадочно! И мы – капельки согласились.
Учитель.
И так мы подходим к самому напряжённому, волнующему моменту нашего рассказа. Как он называется? (Кульминация).
Представьте себе, что делал волшебник-Мороз, что произошло? Нравилось ли это снежинкам? Как они себя вели? Что предложил Волшебник-Мороз снежинкам. Рассказ детей.

Кульминация «Волшебное превращение».

Тряхнул Мороз своей бородой, взмахнул своими руками, произнёс какие-то волшебные слова. И мы увидели, что превратились в белые лёгкие пушистые снежинки. Нам было так интересно, весело! Мы кружились, летали, порхали, танцевали. На нас дул ветер, отчего нам становилось ещё веселее.
А Мороз нам шептал: «Летите на землю! Там вас все увидят, и будут радоваться вам, играть с вами и любоваться»
Учитель.
Послушались ли снежинки Мороза? Почему? (Они действительно хотели, чтобы ими любовались)
Что может рассказать снежинка, понравилось ли ей на земле?
Кто любовался снежинками (Дети и взрослые люди).
А скажите, ребята, могла ли снежинка видеть нас, когда мы ходили на экскурсию? Как вы думаете, снежинки стараются понравиться людям?
А кто им в этом помогает? (Солнышко)
Рассказ детей.
Развязка «Снежинки на земле».
И мы прилетели к вам на землю и очень рады этому.
Мы увидели, как радовались взрослые и дети, увидев в воздухе порхающие, кружащиеся снежинки. А на следующее утро ярко засветило зимнее морозное солнышко. Мы видели, как пришли ребята на экскурсию, брали снежинки и рассматривали нас. Ребята говорили много красивых слов о снежинках. А мы очень старались понравиться им.
Учитель.
И так мы закончили наш текст-сказку.
Повторим, из каких частей состоит текст?
Экспозиция, завязка, которая состоит из эпизодов, кульминация и развязка.
Сколько эпизодов в нашей завязке? (Два).
Эпизоды подготавливают нас к кульминации.
Чем закончился рассказ?
Ученик. Это развязка, т.е. завершение всех действий в рассказе.
Учитель.
Действия от завязки до развязки создают сюжет произведения. Последовательность действий, событий рассказа - это сюжетная линия.
Часто мы слышим выражение – остросюжетный фильм, сюжет картины.
Сюжетная линия хорошо просматривается и в других видах искусства.
Например, в музыке.
Вспомните, мы с вами слушали произведение Эдварда Грига «Утро»…Начиналась музыка очень тихо, спокойно. Была ночь. Потом звучание нарастало, мы чувствовали пробуждение природы и т. д.
А сейчас мы с вами послушаем музыкальный фрагмент «Танец снежинок» из балета «Щелкунчик», который написал композитор П.И. Чайковский.
Звучит «Танец снежинок».

Рефлексия
- Что вас удивило на уроке?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Чему научил наш урок?
- Что вы сегодня на уроке делали впервые?
Понравилась ли вам музыка, которую вы слушали?
-Понравился ли рассказ, который мы с вами составили?
Оценивание учащихся.
Учитель. Снег делает нашу землю очень красивой, чистой, волшебной. Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим и послушаем клип-песню
«Зимняя сказка»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Учитель1948
Просмотров: 6638 | Загрузок: 682 | Рейтинг: 0.0/0

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Вопрос администратору (25)
  • Новое интернет-шоу для учителей и учащихся "Викторинщик" (0)
  • Поздравляем! (19)
  • Фотоконкурс "Мисс и мистер Осень - 2011" (1)
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Физруков поставили перед альтернативой: обвинение в педофили (0)
  • И в шутку, и всерьёз... (9)


  • ©  Самарский школьный портал 2018

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета