Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1834

На сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Начальные классы » Русский язык и литература

Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода" 4 класс
Автор: Казакова Татьяна Владимировна
учитель начальных классов МКОУ СОШ № 8 с. Ульяновка Минераловодского района Ставропольского края
Скачать (1.55Mb) 06.08.2012, 23:30
Автор: Казакова Татьяна Владимировна 
учитель начальных классов 
МКОУ СОШ № 8 с. Ульяновка Минераловодского района Ставропольского края 

Урок русского языка в 4 классе 
по теме «Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода 

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода. 

Задачи урока: 

Образовательные: сформировать у детей общее понятие о склонении прилагательных женского рода; обогащать речь и словарный запас. 

Развивающие: развивать умение в определении падежа имён прилагательных; орфографическую зоркость, умение анализа, синтеза, обобщения; внимание, мышление. 
Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы; формирование потребности писать грамотно; воспитание учебной активности; расширение знаний о родном языке. 

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык. 4 класс» Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point. 

Оборудование: 
компьютер, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point, учебник «Русский язык. 4 класс» Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, рисунки снежинок с заданием для самостоятельной работы, вырезанные из бумаги снежинки. 

Аннотация: 
тип урока: урок изучения нового материала 
форма урока: урок – путешествие « В гости к зимушке – зиме» 

Ход урока. 

I.Организация внимания учащихся, создание эмоционального настроя. 

На уроке не зевай – Слайд № 2 
Сразу всё запоминай. 
Чтоб минутка не пропала, 
Мысль чтоб точно в цель попала! 
Чтобы в русском языке 
Равных не было тебе! 

II. Сообщение темы и целей урока. 
- Начну наш урок с загадки. Отгадайте её. Слайд № 3 
Тройка, тройка прилетела, 
Скакуны в той тройке белы. 
А в санях сидит царица, 
Белокоса, белолица. 
Как махнула рукавом – 
Все покрылось серебром. 

- Да, это зима. Какие прилагательные вы бы подобрали к слову зима? Слайд № 4 

- Кто-то скажет: ”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: "Вовсе не холодная и не вьюжная”. "Красивая, пушистая и белоснежная!” – восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем. 
- Ребята, а вы любите зиму? За что? 
- Сегодня у нас с вами необычный урок, волшебный урок. Мы оправимся в гости к зимушке – зиме. Пожалуем к ней не с пустыми руками. А принесём ей снежинки, которые вы будете получать за правильное выполнение задания на уроке. В этом путешествии мы будем закреплять умения: находить прилагательные, изменять их по падежам, определять у прилагательных род и число. 
- Вы хотите побывать в гостях у зимы? Тогда в путь! 
- Откройте тетради. Произнесём хором стихотворение: 
Я тетрадь свою открою и наклонно положу. 
Я от вас друзья не скрою: ручку я вот так держу. 
Сяду прямо, не согнусь, 
За работу я возьмусь. 
- Запишите дату. 
Тринадцатое января. 
Классная работа. 
-Выделите орфограммы. 

III. Каллиграфическая минутка. 
- Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И» 
- Отгадали. Какая это буква? 
- Правильно, это буква З. Но прежде чем написать её, выполним «гимнастику для пальчиков». 
«пальчики здороваются» 
«змейка» 
«молоточки» 
- Молодцы, приступаем к работе. 
- Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать. 
Зз 
зима зимний зимняя зимнее зимние 
- Подберите к слову зима однокоренные прилагательные мужского, женского, среднего родов и прилагательное множественного числа. Запишите их. Выделите окончания. 
- Оцените сами себя. 
- Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому первая снежинка ваша. 
( прикрепляю снежинку на доску) 

IV. Словарная работа. 
- Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку. 
По снегу покатите- 
Я подрасту. 
На костре согрейте- 
Я пропаду. 
- Да, это снежок. Вы любите играть в снежки? 
- Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв. 
- Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы, а ниже «снежки» с этими буквами. 
- С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова. 
- Запишите: словарный диктант. 
- Записывать будем в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы, ставя ударение. 
-Первым бросает снежок… 
д… кабрь за…. ц 
ин… й к… ртина Слайд № 5 
сев… р ф… враль 
к… л… ндарь пр … красный 
мес … ц …нварь 
ул… ца п… года 
- Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием, заработали ещё одну снежинку. 
( прикрепляю снежинку на доску) 

V. Актуализация знаний об имени прилагательном. 
- Ребята, по пути в гости к зиме, вам предстоит встреча с одним интересным и необычным героем. 
- А кто это, вы узнаете, как только мы его «вылепим из снега», правда не из настоящего снега. 
- Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем собирать этого героя, то есть «лепить». 
( на слайде появляются детали снеговика) Слайд № 6 
1)На какие вопросы отвечает имя прилагательное? 
2) Что оно обозначает? 
3) Как изменяется имя прилагательное? 
4)Как определить род, число, падеж у имени прилагательного? 
5)С какой частью речи связано? 
6) Что образует с существительным? 
7) На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода 
именительного падежа, и какие имеют окончания? 
8) На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода 
именительного падежа, и какие имеют окончания? 
9) На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода 
именительного падежа, и какие имеют окончания? 
10) Какую роль играют прилагательные в нашей речи? 
- Кого мы «вылепили»? 
- Снеговика. 
- Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени прилагательном, а значит получаете ещё одну снежинку. 
( прикрепляю снежинку на доску) 

VI. Изучение нового материала. 
- Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата. 
- Кто они? Вы догадались? 
-Да, это зимние месяцы. 
- Героев какого произведения вы видите? Слайд № 7 
- Назовите зимние месяцы по порядку. 
- Каждый из братьев – месяцев подготовил для вас задание. 
- Назовите первый зимний месяц. Слайд № 8 
- О Декабре нам расскажет Маша. 
Декабрь – завершает год, начинает зиму. Прибавляет света и поддаёт стужи. Его прозвали «студень» или «стужайло». 
1. Задание Декабря. 
- Декабрь предлагает вам выполнить упр.1. 
- Откройте учебники на стр. 3, найдите упр. 1. Запишите. 
- Прочитает задание… 
- Вспомните, на какой вопрос отвечают и какие родовые окончания имеют имена прилагательные женского рода в форме именительного единственного числа? 
- Прочитайте слова. Поставьте их в форме женского рода именительного падежа единственного числа 
- Запишите данные прилагательные, выделите окончания. 
-Прокомментирует… 
Синяя, лесная, последняя, серебряная, поздняя, новогодняя, деревянная. 
- При какой основе (твёрдой или мягкой) прилагательные имеют на письме окончание –ая? При какой – яя? 
- Молодцы! С зданием Декабря успешно справились, и он дарит вам ещё одну снежинку. 
(прикрепляю снежинку на доску) 

2. Задание Января 
- Ребята, какой месяц приходит на смену декабрю? Слайд № 9 
- Зосимова Надя, что ты знаешь о январе? 
В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы. 
- Вот задание Января. 
- На слайде вы видите словосочетания Слайд № 10 
волшебная синяя звезда 
волшебная синяя птица 
- Прочитайте их. 
- Попробуйте объяснить смысл словосочетания волшебная синяя птица. 
- Как вы думаете, в прямом или в переносном значении оно употребляется в речи? 
- Ребята, а вы знаете, что в русском языке есть устойчивые сочетания слов, которые называются фразеологизмами, например: « водить за нос», работать спустя рукава» и т.д. 
- Фразеологизм синяя птица - символ счастья, прекрасная, но недостижимая мечта – произошёл от названия пьесы М. Метерлинка, в которой дети ищут синюю птицу. Тот, кто найдёт синюю птицу, будет всё знать и всё видеть. Но дети так и не нашли синей птицы – это оказалась только красивая сказка о счастье. 
- Укажите род, число, тип основы прилагательных (устно). 
- С каким существительным (одушевлённым или неодушевлённым) сочетаются имена прилагательные каждого словосочетания. 
- Ребята, Январь предлагает вам понаблюдать, как склоняются имена прилагательные единственного числа женского рода (Работа по таблице упр.3 в учебнике на стр. 4) 
- Рассмотрите таблицу. 
- Какие вопросы имеют имена прилагательные с твёрдой и мягкой основой? 
- На какие вопросы отвечают прилагательные женского рода единственного числа в косвенных падежах? В именительном падеже? В винительном падеже? 
- Какие падежные окончания имеют прилагательные женского рода с твёрдой основой, которые сочетаются с одушевлёнными и неодушевлёнными сущ.? 
- Какие падежные окончания имеют прилагательные женского рода с мягкой основой, которые сочетаются с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными? Слайд № 11 
- Как же склоняются имена прилагательные женского рода с твёрдой и мягкой основами при сочетании с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными? 
- Сделайте вывод о вопросах, на которые отвечают имена прилагательные единственного числа женского рода в косвенных падежах. 
- Сравните свой вывод с выводом в учебнике на стр. 5 Слайд № 12 
- Скажите, на какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода ед. числа в косвенных падежах? В винительном падеже? 
- Как склоняются имена прилагательные ед. числа женского рода с твёрдой и мягкой основами при сочетании с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными? (одинаково, т.е. имеют одни и те же окончания в каждом падеже) 
- Молодцы! Задание Января вам тоже оказалось «по плечу». Получайте ещё одну снежинку. 
(прикрепляю снежинку на доску) 

3. Физкультминутка. 
Поднимает руки класс – это «раз», 
Повернулась голова – это «два», 
Руки вниз, вперёд смотри – это «три», 
Руки в стороны – пошире, развернули на «четыре», 
С силой их к плечам прижать – это «пять», 
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть». 

4. Задание Февраля. 
-А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль. 
- Расскажет об этом месяце Чатанчева Надежда. Слайд № 13 
Февраль- месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится». 
- Откройте учебники на стр. 6 и найдите упр. 5. Запишите. Это и есть задание Февраля. 
- Прочитайте словосочетания самостоятельно. 
- Определите род прилагательных. 
Дубовая роща, большая поляна, лесная тропинка. 
- Употребите данные словосочетания в винительном падеже. Вспомните, на какой вопрос отвечают прилагательные единственного числа женского рода в винительном падеже? (какую?) Запишите их самостоятельно. 
- А теперь задание по рядам. 
1 ряд составит предложение, используя словосочетание дубовую рощу 
2 ряд составит предложение, используя словосочетание большую поляну 
3 ряд составит предложение, используя словосочетание лесную тропинку 
( спрашиваю по одному человеку с каждого ряда) 
- Как хорошо вы справились с заданием Февраля. Каждый ряд заработал по одной снежинке. 
(прикрепляю три снежинки на доску) 

5. Физкультминутка для глаз. Слайд № 14 

6.Самостоятельна работа. Слайд № 15 
- Сегодня весь урок мы собирали снежинки. Да и какая зима без снега, снежинок. 
Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. Кружатся, порхают в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! 
- К вам на парты тоже легли снежинки, но это необычные снежинки, а волшебные. На них для вас написано задание, которое будете выполнять самостоятельно, записывая его в тетрадь. 
- Прочитайте задание. Дополнительное задание не для всех, а для тех, кто быстро вставит окончания и определит падеж у прилагательных. 
( Задание написано на снежинках) 
Списать, дописывая окончания. 
Определить падеж у имён прилагательных. 
В син… луже, с зимн… рыбалки, 
о русск… лесе, с дальн… севера. 
в дальн… дорогу, на березов… ветке. 
Дополнительное задание: составить с одним из словосочетаний 
одно предложение, указать части речи. 
( выборочно проверяю) 
- Молодцы! Работали хорошо и поэтому эта снежинка ваша. 
(прикрепляю снежинку на доску) 

VII. Домашнее задание (разноуровневое). 
- Откройте дневники и запишите домашнее задание. 
- Подберите и запишите как можно больше прилагательных, относящихся к слову зима, составьте одно предложение. Это задание на «4», а на «5» - составить небольшой рассказ о зиме, используя эти прилагательные. 
- Справитесь с эти заданием? Хорошо. Я в вас верю! 

VIII. Итог урока. Рефлексия. 
Подведём итог тому, что узнали нового. Я буду начинать предложение, а вы продолжайте. 
Имена прилагательные единственного числа женского рода во всех косвенных падежах, кроме винительного, отвечают на вопрос… какой? 
Имена прилагательные единственного числа женского рода с твёрдой основой как и имена прилагательные с мягкой основой, при сочетании с одушевлённым. и неодушевлёнными существительными склоняются…. одинаково 
То есть имеют… одни и те же окончания в каждом падеже. 
- Давайте посчитаем все снежинки. 
- Наше путешествие подошло к концу. Вот мы и пришли к Зиме. Она рада нас всех видеть, благодарит вас за урок, а эти снежинки мы дарим ей. Слайды № 16, № 17 
- Продолжите: Слайд № 18 
Сегодня на уроке я: 
*повторил….. 
*было интересно… 
*было трудно …. 
- Всем, кто получили оценки, подойдут ко мне с дневниками. 
- Наш урок окончен. Спасибо! 
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Tatyana
Просмотров: 31357 | Загрузок: 4805 | Рейтинг: 2.5/6

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Тема: « В гости к бабушке» (0)
  • Практический форум по психологии развития (1)
  • "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ" (1)
  • Практический форум-Инновации в логопедии: опыт и перспективы (1)
  • Это актуально и интересно! (0)
  • Коррекционные классы в средних общеобразовательных школах (1)


  • ©  Самарский школьный портал 2017

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета