Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1824

На сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Начальные классы » Разное

Статья "Индивидуальные образовательные траектории развития обучающихся в начальной школе"
Автор: Гаврилова О.Л., Кузьмина Е.В.
учителя начальных классов ГБОУ СОШ п.Масленниково муниципального района Хворостянский Самарской области
Скачать (12.1Kb) 02.03.2014, 22:37
Как на дереве нет двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т. д.
Построение индивидуальной образовательной траектории обусловлено тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков.
Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных. Индивидуальная образовательная траектория отражает идеи: индивидуализации и дифференциации.
Универсального рецепта создания индивидуальной образовательной траектории в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. С помощью индивидуальных образовательных траекторий происходит своевременная коррекция педагогического процесса.
При поступлении в школу с родителями будущих первоклассников проводится анкетирование о наклонностях и способностях их детей. Контингент детей разный, и не все родители знают, какими способностями обладает их ребенок. Главная функция учителя – изучить своих учеников.
Со слов родителей и воспитателей дошкольного учреждения (если между данными образовательными учреждениями налажена преемственность) у преподавателя уже имеются первые сведения о каждом ученике.
На первом этапе необходимо определить так называемые стартовые возможности ребёнка, т.е. выявить его личностные особенности, в том числе стиль интеллектуально-творческой деятельности, индивидуальные познавательные стратегии, а также уровень обученности, предметной подготовки.
Анализ результатов педагогической диагностики позволяет определить так называемые «болевые точки» об уровне подготовленности детей к обучению. Перед учителем встает вопрос: как организовать обучение учеников по их собственным, но разным траекториям? Возникает необходимость применения разных форм, методов и технологий в урочной деятельности.
Одним из примеров применения индивидуальных образовательных траекторий является деление класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.
1 группа - ученики с высокими учебными способностями (высокий уровень развития и высокая работоспособность). Эти дети ведут работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.
2 группа – учащиеся со средними способностями (средний уровень работоспособности). Эта группа учащихся выполняет задания 1 группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильных учеников.
3 группа – учащиеся со способностями ниже среднего. Эта группа требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений на уроке. В работе с такими учащимися при дифференцированном подходе нет необходимости дополнительно заниматься после уроков. Тем самым решается проблема дефицита свободного времени у детей.
При процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающейся побуждением интереса к получению знаний в учебе.
Таким образом, при обучении осуществляется учет индивидуально – типологических особенностей личности в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения.
На следующем этапе проводится промежуточная диагностика, которая помогает учителю определить уровень достижений каждого ученика, установить, каковы успехи в формировании его учебной деятельности.
На примере анализа стартовой и промежуточной диагностики каждого учащегося в первом классе можно проследить уровень достижения и путь построения индивидуальной траектории по предметам. Если при этом выстроить диаграмму, то можно проследить, где уровень усвоения материала имеет рост, а где этот рост незначительный или западает. Таким образом, результаты промежуточной диагностики помогают сразу выявить пробелы и наметить индивидуальный путь преодоления трудностей, спланировать учителю дальнейшую работу с каждым учеником.
К ним относятся:
 индивидуальные и групповые методы обучения (Индивидуализация обучения применяется на каждом уроке, работу в группах реально использовать на любых уроках);
 помощь «сильного» «слабому» и наоборот (Детям нравится в игре обучать
друг друга);
 разноуровневые карточки;
 дистанционное обучение (Бывает, складывается такая ситуация, что дети пропускают уроки по каким-либо причинам. Учитель с данным ребенком проводит индивидуальное обучение на дому и дистанционное обучение с помощью сети интернет и веб-камеры.)
 дифференцированное домашнее задание;
 самостоятельное использование ресурса школьной и сельской библиотек;
 участие в олимпиадах и конкурсах;
 компьютеризация обучения.
Компьютеризация обучения дает возможность индивидуализировать работу на уроке в целом; внести игровую ситуацию в урок, что немаловажно для младших школьников; использовать яркую и красочную наглядность; применить навык самоконтроля; увеличить темп и плотность урока.
Следующий этап – итоговая диагностика в конце первого класса. На примере одного и того же ученика, можно сделать вывод о том, что построение индивидуальной образовательной траектории ученика позволяет мотивировать процесс обучения, ученик видит положительный результат своей работы.
Дети второго класса завершают этап безотметочного обучения. В третьем и четвертом классах используются традиционные формы оценивания учащихся по 5-бальной системе: текущая успеваемость, промежуточный контроль, контрольные и тестовые работы, диктанты. Также проводится мониторинг успешных в обучении детей: олимпиады, конкурсы, игры, исследования, проекты.
Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть динамику изменения развития ребенка, проанализировать соответствие достижений с запланированным результатом, помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий, а так же спланировать дальнейшее продвижение ребенка по своей индивидуальной траектории.
Не бывает одинаковых детей! Именно поэтому, исходя из возможностей ученика, учитель предлагает тот вид деятельности, который будет интересен конкретному ребенку, а соответственно и будет способствовать его развитию.
Система внеурочной деятельности в начальной школе позволяет сформировать интересы, раскрыть творческие способности учащихся и их индивидуальные наклонности. При выборе занятий по интересам у каждого ребенка появляется свой маршрутный лист, по которому он и родители точно знают, где ученик занят каждый день. Для систематизации работы в классе по внеурочной деятельности создается маршрутный лист класса, который позволяет проконтролировать посещаемость обучающимися занятий.
Все дети по-своему талантливы! У одних это проявляется в учебе, другие раскрывают свои способности в спорте, третьи - в искусстве, труде. Каждое внеклассное мероприятие тщательно продумывается, чтобы каждый ребенок смог реализовать себя, раскрыть свои индивидуальные способности. Активное участие в организации мероприятий совместно со своими детьми принимают родители.
Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей каждого ребенка.
И в заключении трудно не согласиться со словами выдающегося педагога Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Категория: Разное | Добавил: Olya
Просмотров: 1989 | Загрузок: 159 | Рейтинг: 0.0/0

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Тема: « В гости к бабушке» (0)
  • Практический форум по психологии развития (1)
  • "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ" (1)
  • Практический форум-Инновации в логопедии: опыт и перспективы (1)
  • Это актуально и интересно! (0)
  • Коррекционные классы в средних общеобразовательных школах (1)


  • ©  Самарский школьный портал 2017

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета