Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1823

На сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Начальные классы » Материалы для коррекционных школ

Статья "С Днем рождения буква!" (как правильно познакомить обучающихся (воспитанников) первых классов коррекционных школ с новой буквой)
Автор: Котюкова Ирина Викторовна
учитель КОУ "Исилькульская школа-интернат"
Скачать (43.0Kb) 20.03.2013, 22:43
Казенное образовательное учреждение Омской области
«Исилькульская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»
Котюкова Ирина Викторовна, учитель начальных классов

С Днем рождения буква!!!
(как правильно познакомить обучающихся (воспитанников) первых классов
коррекционных школ с новой буквой)

Устная речь лежит в основе овладения грамотой, а значит, и всеми другими школьными дисциплинами. Для формирования навыков чтения необходима последовательная работа речеслухового, речедвигательного, зрительного и двигательного анализаторов. Любые сбои в этой цепи приводят к специфическим ошибкам, наиболее встречающиеся у детей это дисграфия, дислексия.
Все больше и больше приходит детей с нарушением речи разной тяжести, разного генеза. Что таить греха, не всегда хватает специалистов в школе, кто может помочь таким деткам, а в эту группу входят и дети возрастной нормы, и дети особой заботы.
В рамках коррекционных школ это проблема более решаема, так как выделена ставка логопеда, на плечи, которого и ложится ответственность за правильную постановку звуков, за развитие артикуляционного аппарата.
Что касается массовых школ, то ответственность за выше перечисленное, ложится на плечи учителя. Да и в коррекционных школах времени на индивидуальную работу с детьми отводится ничтожно мало, в связи с большим количеством детей, нуждающихся в помощи, а хочется, как правило, помочь всем детям.
Уроки чтения и развития речи в коррекционной школе должны включать в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, мелкой и общей моторики, внимания, памяти, мышления, снятие мышечного тонуса и др.
В данной статье пойдет речь о том, как правильно знакомить детей с новой буквой. Этап изучения новой буквы делится на следующие подэтапы:

1. Этап. Знакомство с графическим изображением буквы.
Знакомство с новой буквой должно быть ярким, запоминающимся. Задействуйте все психические процессы ребенка. Используйте элемент игры, игры должны быть современные, интригующие, пробуждающие в детях интерес. Пригласите, например, детей на День рождение буквы.
Важен момент появления буквы на доске, например можно подудеть в «волшебные» дудочки, хлопнуть в ладоши, взять «волшебные палочки», то есть максимально сконцентрировать внимание детей на ситуации и предмете (то есть букве).
Затем, желательно в стихотворной форме, представить букву, в рифме обязательно должен прозвучать ассоциативный ряд, то есть те предметы, на которые похожа буква, главное опираться на опыт детей, называть те предметы, которые дети видели раньше, можно называемые предметы представить на предметных карточках, так как абстрактное мышление у детей данной категории не развито. А затем предложить детям самим пофантазировать и сказать, на что похожа буква. Я использую обычно игру «Мир фантазий»: дети закрывают глаза, звучит релаксационная музыка, которая, как правило, расслабляет детей, снимает напряжение, дети погружаются в себя и начинают фантазировать. Так как обычно фантазии опираются на жизненный опыт, а жизненный опыт опирается, как правило, на социальное положение семей, в которых живут дети, то для некоторых учеников такое задание поначалу будет вызывать массу трудностей. Но, затем с каждым разом вы увидите, что дети все-таки начнут фантазировать, придумывать, это очень важно. Фантазии ведут к тому, что дети быстрее начнут мыслить абстрактно.
2. Этап. Закрепление графического образа буквы.
Работа на данном этапе должна способствовать тому, чтобы зрительный образ буквы остался в долговременной памяти каждого ребенка.
Поиграйте в фотографов, пусть дети пофотографируют букву, в этот момент важно, чтобы дети не оставались на местах, а могли подойти к букве, то есть двигаться, у многих в этом возрасте доминирует двигательная память, дети запоминают через определенные движения. Человеческая память устроена так, что мы запоминаем в основном не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что мелькает, то есть, то, что вызывает раздражение, то и запоминается. В данном случае «раздражителем» является буква.
Затем можно раздать, так называемы «фото» буквы на память каждому ребенку. И попросить пальчиком обвести букву. Тем самым подготовить к печатанию изучаемой буквы. Основным средством, посредством которого учащиеся усваивают зрительный образ буквы, является печатание.
Печать можно ручкой или карандашом на обычном тетрадном листочке, но больший интерес вызывает печатание буквы детей на листочке с кофе, или песком, для этого и песок и кофе не должны быть слишком мелкими. Для того, чтобы развивать тактильную чувствительность детей. Здесь же присутствует момент развития мелкой моторики, двигательной функции руки. Печатать можно у себя на ладони, на спине у соседа по парте пальчиком. Так же можно составлять букву из ниточек, то есть учитель сам может подобрать тот вариант, который более всего подходит ученика данного класса.
Чтобы первоклассники лучше усвоили образ буквы, рекомен¬дуются следующие упражнения:
- работа с кассой букв: поставить на наборное полотно изученную букву, то есть ту, которая на карточке на доске,
- выбрать нужную букву среди других, разного цвета и размера.
3. Этап. Чтение слогов с изученной буквой.
Наиболее распространенным является чтение «по следам анализа». Данный прием заключается в том, что подлежащий чтению слог анализируется по зву¬ковому составу, составляется из букв разрезной азбуки и прочи¬тывается. Процесс этот проходит без особого труда, так как опи¬рается на естественное слитное звучание разговорной речи. Поскольку новые слоги близки по характеру звучания и артикуляции, они также не вызывают больших трудностей в чтении. Если вы изучаете гласную, то образовываются и читаются слоги со всеми пройденными соглас¬ными; если согласную, то образовываются и читаются слоги с данной согласной и всеми пройденными гласными. Слог прочитывает учитель, или хорошо читающий ученик, затем остальные ученики — одновременно и по очереди.
Эти же приемы мы используем в чтении слов с изученной буквой.

4. Этап. Работа с букварной страничкой.
Если в добукварный период букварь был дополнительным средством обучения, то в букварный период он является основным. Классическая букварная страница, как правило, включает ма¬териал для выделения звука, знакомства с буквой, составления слогов, слов из этих слогов. Открывая букварную страничку учитель, как правило, преследует цель закрепить полученные знания детей о новом звуке и букве. Предлагает детям поработать с представленными звуковыми таблицами, в которых как правило сверху схематичного обозначения звука (обычно это кружок красного или синего цвета, в зависимости от того какой звук и букву изучаем) напечатана изучаемая буква. Очень важно, чтобы ребенок понял, почему над синим кружком напечатана, к примеру, буква д, потому что буква д обозначает согласный звук д и т.д. И только после этого учитель, а затем дети читают слово. Перед тем как перейти к включению данных слов в текст, обязательно провести работу с иллюстративным материалом учебника. Небольшая вступительная беседа по типу «кто изображен на картинке», «что делает» и т.д., затем читает учитель, обращая внимание на то, чтобы дети пальчиком следили в тексте. После читают ученики, обычно используем чтение по цепочке или на выбор учителя, сначала читают более сильные ученики, затем более слабые, важно, чтобы активным был весь класс, в чтении принимали участие все ученики. Если есть совсем плохо читающие дети, можно предложить читать хором с более сильным учеником или с учителем проговаривая четко каждый слог, при этом, ученик должен понимать какое слово он читает и где оно находится на букварной страничке, вести по нему пальчиком, не отрывать взгляд.
5. Этап. Подведение итога.
На этом этапе важно выяснить, на сколько, дети осознанно освоили новый звук и букву. Обязательно спросите, с каким звуком познакомились, какой это звук гласный или согласный, попросите доказать. Спросите «какая буква обозначает данный звук», «эта буква гласная или согласная», «почему», просите от детей доказательств, тем самым заставляя их не просто говорить то, что они возможно механически запомнили на уроке, а именно рассуждать, осознавать то, что они говорят. Важен момент рефлексии, спросите, «узнали ли дети что-нибудь новое», «научились ли сегодня чему – нибудь новому», обязательно спросите какие задания выполняли, и какое из этих заданий для них было трудным, а какое они выполнили с легкостью. И обязательно попросите поделиться впечатлением от урока, спросите с каким настроением уходите с урока и почему? что вызвало хорошее настроение или наоборот грустное? В момент рефлексии я иногда использую прием «волшебная шкатулка», обычно это прием я использую, если мы идем на день рождения к букве. В «волшебной шкатулке» лежат конфеты, дети берут по цепочке конфету, и затем делятся своими эмоциями, через приятные вкусовые ощущения я пытаюсь подарить и пробудить интерес к уроку, то есть дети, в любой момент вспомнят, как им вкусно было, и почему, потому что они были на дне рождении такой-то буквы. И эти приятные эмоции они не забудут очень долго.
Поэтому экспериментируйте, пусть урок изучения нового звука и буквы будет для вас и ваших детей маленьким праздником, который принесет вам как можно больше положительных эмоций.
Дополнительно.
Так же я бы хотела обратить ваше внимание на подбор физминуток на уроке изучения нового звука и буквы. Физминутки - это как правило, рифмованный текст, который побуждает к выполнению тех или иных действий, так вот на уроке изучения нового звука и буквы, возьмите физминутку, в которой как можно чаще встречается изучаемый звук, проведите физминутку пару раз, один раз проговорите сами, второй раз можете попросить повторять за вами детей. Но обязательно обратите внимание на то, чтобы звук произносили дети правильно (корректируйте, исправляйте), так как, если ошибку вовремя не исправить, то ошибка очень быстро закрепляется.
Многие учителя на уроке чтения и развития речи не использую гимнастику для развития мелкой моторики, ссылаясь на то, что дети на уроке чтения не пишут, пальчики не устают, то и необходимость проведения данной гимнастики отпадает. Я считаю, что развивая мелкую моторику и координацию движений руки, тем самым мы влияем на речевое развитие ребенка и готовим его к овладению навыком письма. Поэтому Вы можете включать пальчиковую гимнастику: гимнастика с массажными мячиками, работа с веревочками и узелками и д.р. виды работ.
Категория: Материалы для коррекционных школ | Добавил: kotukova1980
Просмотров: 1674 | Загрузок: 181 | Рейтинг: 0.0/0

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (160)
  • Тема: « В гости к бабушке» (0)
  • Практический форум по психологии развития (1)
  • "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ" (1)
  • Практический форум-Инновации в логопедии: опыт и перспективы (1)
  • Это актуально и интересно! (0)
  • Коррекционные классы в средних общеобразовательных школах (1)


  • ©  Самарский школьный портал 2017

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета