Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1828

На сайте:

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Главная » Начальные классы » Материалы для коррекционных школ

Разработка индивидуальной образовательной программы учащегося 3 класса с ОНР по формированию коммуникативных универсальных учебных действий
Автор: Пазухина Татьяна Сергеевна
учитель начальных классов Сызранский филиал ГБС(К)ОУ школы-интерната № 2 г.о. Жигулёвск
Скачать (87.1Kb) 28.12.2014, 13:20

I. Аннотация:
1. Актуальность и перспективность.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Выделяются 4 основных вида универсальных учебных действий:
• личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);
• регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);
• познавательные (общеучебные, логические, знаково- символические);
• коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, умение слушать, слышать, согласовывать свои действия с партнером; толерантность к разнообразным мнениям; умение свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему, правильно ставить вопросы, адекватная передавать информацию.
В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная сотовая связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается снижение качества общения между ребенком и взрослым. Это влечет за собой появление различных по характеру выраженности проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения.
В настоящее время проблема формирования навыков общения у детей с общим недоразвитием речи актуальна.
Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа школьников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложность в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь, что увеличивает количество детей с ОНР.
Для коррекции учащегося по формированию коммуникативных универсальных учебных действий необходима слаженная и согласованная работа педагогов, родителей, логопеда, психолога, социального педагога, медиков.

2. Научная обоснованность (Анализ изученной литературы по теме)
Анализ современной психологической и логопедической литературы показывает, что трудности общения детей с нарушениями речевого развития проявляются в несформированности основных форм коммуникации (В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, Н.К. Усольцева и д.р.), снижении потребности в общении (Б.М. Гришпун, О.С. Павлова, Г.В. Чиркина и др.). Недостаточность вербальных средств общения лишает детей возможности взаимодействия со взрослыми и сверстниками, становится препятствием в формировании игрового процесса (Л.Г. Соловьёва, Л.Н. Усачёва и др.).
Профессор Р.Е. Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение, которое характеризуется нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике. При этом особенно сложным и стойким является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи.
Недоразвитие речевых средств ведет к снижению уровня общения, к коммуникативной пассивности детей с ОНР, к нежеланию общаться вербальными средствами, к проявлению специфических психологических особенностей (робости, нерешительности, стеснительности). Отмечаются трудности общения со сверстниками, невозможность установления длительных коммуникативных контактов, центрированность на взрослом, специфические затруднения неречевого характера: некоммуникабельность, негативизм, раздражительность (И.С. Кривояз, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Л.Н. Мищерская, О.С. Павлова, Н.А. Чевелева, А.В. Ястребова и др.).
Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность препятствуют полноценному когнитивному развитию детей, поскольку не обеспечивают в должной мере процесс свободного общения. У большинства детей с общим недоразвитием речи слабо выражена эмоциональная чувствительность к окружающему, недостаточно развита способность к оценочным отношениям, которые формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Недостаточно сформированная потребность в общении и его невысокая вербальная продуктивность препятствуют пониманию мотивов поведения партнёра, установлению и поддержанию межличностных взаимодействий.
Появились исследования ученых, отмечающие затруднения в формировании коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения у детей с ОНР. Они связанны с задержкой развития у детей регулирующей функции речи в произвольных формах поведения. Коммуникативное поведение во многом зависит от уровня представления ребенка, его направленности на социальное окружение, от овладения различными формами и средствами общении «как речевыми и неречевыми».
Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина отмечают, что без специального обучения дети с ОНР не овладевают операциями анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Вот тут-то и приходят на помощь учитель, психолог, логопед, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

3. Практическая направленность
Индивидуальная образовательная программа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий разрабатывалась для учащегося 3 класса, обучающегося по программе СКОУ VIII вида, имеющего речевые нарушения, поэтому носит коррекционную и развивающую направленность. Данная программа нацелена на преодоление типичных трудностей младшего школьника с нарушениями интеллекта, вызванных нарушениями интеллекта и общим недоразвитием речи.

4. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.
Данная программа осуществляет межпредметные и внутрипредметные связи со следующими учебными предметами: «Письмо и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Развитие устной речи», «Математика». Занятия способствуют активизации познавательной деятельности ребенка, развитию его творчества и воображения, накоплению необходимого сенсорного опыта, запас разнообразных ярких отчетливых представлений, которые воплощаются в грамотную связную речь.

5. Цель программы:
- Осуществить условия работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у учащегося с ОНР, обучающегося по программе СКОУ VIII вида.

6. Задачи:
1. Изучение состояния проблемы в педагогической теории и практике.
2. Создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
3. Нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками.
4. Обучение ребенка правильному речевому общению, контролю собственных эмоций, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми.
5. Умение понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований.
6. Повышение у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни.

7. Адресат.
Мальчик поступил в данное учебное учреждение в сентябре 2011 года, обучался по программе V вида. С апреля 2013 года обучается по программе VIII вида с диагнозом F-70, ОНР-III уровня, эмоционально-волевые нарушения. Проживает с мамой и бабушкой.
Процесс обучения затруднен. Программу усваивает с большим трудом. Не умеет решать задачи, частично владеет прямым счетом в пределах 20. Испытывает затруднения в выполнении арифметических действий даже с помощью линейки.
Читает по слогам. Пересказом не владеет. Не может составить рассказ по картинке. Не умеет вы¬делять первый и последний звук в слове. Испытывает большие затруднения при составлении предложений. На все вопросы отвечает пожиманием плеч. Под диктовку не пишет, каллиграфия нарушена. Плохо ориентируется на листе бумаги, не видит строки и границы клеток.
Очень плохо ориентируется в пространственных отношениях. Не достаточные знания о ближайшем окружении: не знает домашнего адреса, свой возраст, дату рождения. Темп работы очень медленный. Мелкая моторика не развита.
Мышление конкретное, психические процессы анализа, синтеза, сравнения не развиты. Внимание преобладает неустойчивое, с быстрым переключением на игровую деятельность. Память механическая, кратковременная. При воспроизведении допускает неточности, пропуски основных деталей.
Речь односложная, малопонятная. Словарный запас ограничен бытовыми словами. При непонимании его окружающими не переживает. Не умеет вести диалог и договориться со сверстника¬ми. Разговаривает постоянно на повышенных тонах.
По характеру неуравновешен, может быть пассивным ко всему или наоборот крайне возбудим. Мальчик любит играть с детьми в подвижные игры, но правила игры не запоминает и не соблюдает. Самостоятельная деятельность носит хаотичный, неорганизованный характер. Очень хочет контактировать с детьми, но не умеет и не может взаимодействовать с ними.
К учебе относится с безразличием, учебная мотивация сформирована слабо.
Трудиться не любит, но выполняет поручения взрослых. Санитарно-гигиенические правила выполняет.

8. Продолжительность курса. 9 месяцев
9. Срок обучения: сентябрь – май

10. Ожидаемые результаты реализации программы:

Учащийся:
научится задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
научится владеть диалоговой формой речи;
научится формулировать собственное мнение и позицию;
научится адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Учителя:
расширят и освоят разные приёмы взаимодействия с детьми с ОНР;
совершенствуют систему форм и методов работы по формированию коммуникативных УУД;
отбирают содержание и конструируют учебный процесс с учетом формирования универсальных учебных действий школьников;
обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группе

Родители:
освоят единую образовательную, воспитательную, коррекционную стратегию;
будут знать единые требования к ребенку;
включатся в коррекционный процесс и дальнейшую работу с детьми



Весь текст материала находится в приложенном файле

Категория: Материалы для коррекционных школ | Добавил: PTania
Просмотров: 1187 | Загрузок: 81 | Рейтинг: 0.0/0

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Тема: « В гости к бабушке» (0)
  • Практический форум по психологии развития (1)
  • "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ" (1)
  • Практический форум-Инновации в логопедии: опыт и перспективы (1)
  • Это актуально и интересно! (0)
  • Коррекционные классы в средних общеобразовательных школах (1)


  • ©  Самарский школьный портал 2017

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета