Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1824

На сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Музыка » Уроки, конспекты

Методическая разработка "Формирование учебно-познавательной компетенции младших школьников на занятии сольфеджио"
Автор: Прибыльщикова Светлана Александровн
педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Гимназия №83"
Скачать (15.0Kb) 21.02.2015, 21:14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года поставила перед школой ряд задач, одна из которых – формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Необходимо отличать ключевые компетенции как результат образования от других результатов образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков. Принципиальным отличием компетенций является то, что, освоив их, ученик может применять этот результат образования в других видах деятельности.
В данной методической разработке представлено занятие по сольфеджио (2 год обучения), которое направлено на развитие и формирование учебно-познавательной компетенции учащихся. Данный тип урока – комбинированный, поэтому нужно обязательно отметить то, что на различных этапах урока будут так или иначе затрагиваться и другие ключевые компетенции (коммуникативная, информационная и др.).
Тема «Интервалы» в курсе обучения сольфеджио сквозная и на каждом этапе происходит ее усложнение, дополнение, развитие. С интервалами учащиеся знакомятся в конце 1 года обучения. На данный момент учащиеся освоили окраску каждого интервала, фонизм, умеют строить и находить их на нотном стане. Данная тема имеет важное значение в последующем освоении учебного материала. Тема обращений является опорной темой в теме обращений трезвучий (3 год обучения), обращение септаккордов (6 год обучения).
Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных задач. Рационально распределено время на этапы урока, каждый этап – около 3-10 минут, в соответствии с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста.
Учебно-познавательная компетенция является универсальной метапредметной компетенции. А на разных этапах урока могут формироваться разные ключевые компетенции.
Главный акцент на уроке сделан на новую тему. Для освоения нового материала использован проблемный метод обучения. Данный метод в формирования учебно-познавательной компетенции на уроке наиболее эффективный. Эта активность проявляется в том, что ребенок, анализируя, сравнивая, обобщая материал, сам получает из него новую информацию. Интересен приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий.
Контроль усвоения ЗУНов осуществляется на уроке не только педагогом, но и самими детьми друг у друга, а также в форме самоконтроля.
Для достижения хороших результатов помогают:
1) включения учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
2) необычная форма преподнесения материала.
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение.
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы.
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии.
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение.
Развитие учебно-познавательной компетентности невозможно усилиями только одного учителя, как бы он талантлив ни был. Необходим целостный педагогический коллектив, понимающий важность данной компетентности, обладающий необходимым уровнем профессиональной компетентности.

Предмет: сольфеджио
Возраст обучающихся: 8 - 9 лет (2 год обучения)
Тема урока: «Обращение интервалов»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-путешествие
Цель урока (для учителя): Создать условия для формирования учебно-познавательной компетенции учащихся, познакомить детей с понятием обращение интервалов, обобщить и систематизировать знания по пройденным темам.

Задачи (для учителя)
• Формирование предметной компетенции:
- Развитие познавательного интереса через игровые методы обучения, личное творчество учащихся.
- Приобретение знаний о новом понятии – обращение интервалов.
- Развитие внутреннего и звуковысотного слуха при интонировании мелодий, гаммы, слушания элементов музыкального языка.
- Развитие чувства ритма при помощи осознанного исполнения ритмического рисунка.
- Развитие навыков точного интонирования звуков через эмоциональное исполнение музыкального материала.
• Формирование метапредметной компетенции
- Развитие способностей целеполагания, анализа, рефлексии при постановке цели и задач в начале урока и их анализирования в конце.
- Развитие коммуникативной компетентности (умение сотрудничать в группе).
- Воспитание организованности, активности, самостоятельности в работе с новым материалом.
• Развитие личностной компетенции
- Развитие потребности к освоению и обогащению новыми знаниями путем применения нестандартных задач, вопросов, индивидуальной деятельности учащихся и т.д.
- Развитие творческих способностей детей, образно-эмоциональной сферы на основе использования творческого проекта «Кукушка», применения формы сольного и группового выступления.
Цель урока (для учащихся): познакомиться с новым понятием - обращение интервалов, закрепить умения работать с интервалами.
Задачи (для учащихся):
- Учиться работать в группе
- Научиться исполнять на фортепиано и записывать обращения интервалов.
- Тренироваться слушать интервалы, точно воспроизводить ритмический и мелодический рисунок.
- Развивать внутренний слух.
- Развивать творческие способности.

Методы обучения: игровой, проблемно-поисковый, эвристический..
Методическое обеспечение: столбицы, дидактическое пособие «Рыбка», карточки, шумовые инструменты, кубики-ступени.



Весь текст материала находится в приложенном файле

Категория: Уроки, конспекты | Добавил: liga
Просмотров: 950 | Загрузок: 51 | Рейтинг: 0.0/0

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Тема: « В гости к бабушке» (0)
  • Практический форум по психологии развития (1)
  • "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ" (1)
  • Практический форум-Инновации в логопедии: опыт и перспективы (1)
  • Это актуально и интересно! (0)
  • Коррекционные классы в средних общеобразовательных школах (1)


  • ©  Самарский школьный портал 2017

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета