Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1834

На сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Логопеду » Уроки, конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия с группой учащихся 2 класса "Гласные звуки"
Автор: Тараскина Татьяна Анатольевна
Учитель-логопед г.о.Новокуйбышевск, ГБСКОУ школа-интернат"Перспектива", ул. Миронова, 26
г.о.Новокуйбышевск
10.06.2015, 17:49

Конспект фронтального логопедического занятия с группой учащихся второго класса по теме: «Гласные звуки»

Выполнил: учитель-логопед
ГБСКОУ школы-интерната «Перспектива» г.о. Новокуйбышевск Тараскина Татьяна Анатольевна

Данное занятие проводилось с группой учащихся 2 класса (логопедическое заключение: Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Моторная алалия. Сложная форма дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустическая дисграфия). Фонематическая дислексия); третье занятие по данной теме.
Предлагаемые задания и упражнения могут быть также использованы педагогами начальных классов массовых общеобразовательных школ.

Цели: развитие фонематических представлений; формирование звукобуквенного анализа; развитие слогового анализа и синтеза; закрепление понятия о слогообразующей роли гласных; формирование навыков работы с деформированной фразой; развитие навыков анализа и синтеза структуры предложения; воспитание навыков самопроверки и взаимопроверки; формирование связной монологической речи; развитие устойчивости внимания.
Оборудование: «посылка» с заданиями; кассета от Лесной Волшебницы; пособие «Помоги зверятам»; пособия для работы со схемой слова; предметные картинки; кассета «Тропический остров» (музыка для релаксации); индивидуальные карточки для работы в тетрадях; календари; магнитофон; компьютер; электронное пособие для начальной школы «Букварь».

Ход занятия:
I . Орг. момент:
Логопед: - Ребята, я получила необычную посылку (открывается посылка).
Логопед: - В ней кассета и письмо. Давайте послушаем то, что записано на кассете (включается магнитофонная запись).
Звучит магнитофонная запись: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лесная Волшебница. Сегодня мы с вами отправимся в Лесную школу. Наше путешествие будет интересным, иногда трудным. Чтобы дойти до конца, вам нужно будет выполнить все мои задания. О них вы узнаете из письма. Если вы справитесь с заданиями - в конце путешествия вас ждет сюрприз.
II. Основная часть:
1) Введение в тему занятия.
Логопед:- Ребята! В письме сказка о звуках: жили-были веселые звуки, их можно долго петь и тянуть. Как называются эти звуки?
Дети: - Эти звуки называются гласными.
Логопед: - Сколько всего гласных звуков?
Дети: Всего 6 гласных звуков.
Логопед: - Перечислите гласные звуки.
Дети:- а, у, и, о, ы, э.
Логопед: - Каким цветом мы их обозначаем?
Дети:- Мы их обозначаем красным цветом.
Логопед: - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?
Дети:- Сегодня на занятии мы будем говорить о гласных звуках.
2) Определение звука по беззвучной артикуляции. Соотнесение с соответствующей буквой.
Логопед:- Я буду произносить звуки без голоса. Вы должны догадаться, какой звук я хочу произнести и поднять соответствующую букву (дети выполняют задание).
3) Узнавание начального гласного в слове (выполнение задания с использованием электронного пособия «Букварь»).
Перед детьми монитор, на мониторе появляется картинка с начальным гласным звуком.
Логопед: - Назовите картинку. Определите первый звук в слове. Какой буквой обозначим данный звук? Найдите эту букву на экране и переместите её в пустой шарик. Прочтите получившееся слово (дети выполняют задание)
4) Развитие звукобуквенного анализа.
Логопед: - Назовите гласный звук, который встречается в середине слова: сыр, мак, руль, шар, лак, рак, гусь.
Дети: - В середине слова «сыр» встречается гласный звук «ы».
- В середине слова «мак» встречается гласный звук «а».
- В середине слова «руль» встречается гласный звук «у».
- В середине слова «шар» встречается гласный звук «а».
- В середине слова «лак» встречается гласный звук «а».
- В середине слова «рак» встречается гласный звук «а».
- В середине слова «гусь» встречается гласный звук «у».
5) Развитие фонематических представлений.
• Логопед: - Лесная Волшебница приготовила для вас интересное задание. Я произношу слово, вы называете первый гласный в слове; придумываете свое слово, начинающееся с любого другого гласного звука.
Словарный материал: аист, индюк, экскаватор, игрушки, Айболит, иголка, автобус, остров, улитка.
Дети (примерные ответы): - Первый гласный в слове «аист» «а». Слово, начинающееся с другого гласного - «утюг».
- Первый гласный в слове «индюк» «и». Слово, начинающееся с другого гласного - «аптека».
- Первый гласный в слове «экскаватор» «э». Слово, начинающееся с другого гласного - «уши».
- Первый гласный в слове «игрушки» «и». Слово, начинающееся с другого гласного - «астра».
- Первый гласный в слове «Айболит» «а». Слово, начинающееся с другого гласного - «утка».
- Первый гласный в слове «иголка» «и». Слово, начинающееся с другого гласного - «альбом».
- Первый гласный в слове «автобус» «а». Слово, начинающееся с другого гласного - «искра».
- Первый гласный в слове «остров» «о». Слово, начинающееся с другого гласного - «антенна».
- Первый гласный в слове «улитка» «у». Слово, начинающееся с другого гласного - «Ира».
• Работа с пособием «Помоги лесным зверятам» (работа в парах)
Логопед:- Помогите лесным зверятам - назовите гласные, которые
встретятся им на пути, и придумайте слово на каждый гласный.
Дети: (ответы первой пары) - Лисе на пути встретился гласный «у»,
«утро»; встретился гласный «а», «аист». Коту на пути встретился гласный «о», «обувь»; встретился гласный «и», «игры»; встретился гласный «э», «эхо».
Дети: (ответы второй пары) – Петуху на пути встретился гласный «э»,
«экскаватор»; встретился гласный «у», «ухо». Ежу на пути встретился гласный «а», «армия»; встретился гласный «и», «иголка»; встретился гласный «о», «остров».
6) Физ. минутка «Лесная» (звучит музыкальное сопровождение
« Тропический остров»).
Логопед: - Сейчас Лесная Волшебница предлагает немного отдохнуть:
Руки подняли и помахали - это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули, ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем - это к нам птицы летят,
Как они сядут покажем - крылья сложили назад.
7)Работа со схемой слова.
Логопед:- Продолжаем выполнять задания Лесной Волшебницы. Перед вами карточка: вверху - картинка; внизу - схема, обозначающая количество букв в слове. Определите, какие гласные слышатся в этом слове. Обозначьте их на схеме соответствующей буквой.
Дети: - Слово «шар». В слове «шар» слышится гласный «а». Обозначаю его на схеме буквой «а».
- Слово «рак». В слове «рак» слышится гласный «а». Обозначаю его на схеме буквой «а».
- Слово «бант». В слове «бант» слышится гласный «а». Обозначаю его на схеме буквой «а».
- Слово «дом». В слове «дом» слышится гласный «о». Обозначаю его на схеме буквой «о».
- Слово «лук». В слове «лук» слышится гласный «у». Обозначаю его на схеме буквой «у».
- Слово «сыр». В слове «сыр» слышится гласный «ы». Обозначаю его на схеме буквой «ы».
- Слово «жук». В слове «жук» слышится гласный «у». Обозначаю его на схеме буквой «у».
- Слово «рыба». В слове «рыба» слышатся гласные «ы», «а». Обозначаю их на схеме буквами «ы», «а».
- Слово «рыба». В слове «рыба» слышатся гласные «ы», «а». Обозначаю их на схеме буквами «ы», «а».
- Слово «слива». В слове «слива» слышатся гласные «и», «а». Обозначаю их на схеме буквами «и», «а».
- Слово «банан». В слове «банан» слышатся гласные «а». Обозначаю их на схеме буквами «а».
- Слово «труба». В слове «труба» слышатся гласные «у», «а». Обозначаю их на схеме буквами «у», «а».
- Слово «лиса». В слове «лиса» слышатся гласные «и», «а». Обозначаю их на схеме буквами «и», «а».
- Слово «шашки». В слове «шашки» слышатся гласные «а», «и». Обозначаю их на схеме буквами «а», «и».
- Слово «паук». В слове «паук» слышатся гласные «а», «у». Обозначаю их на схеме буквами «а», «у».
8) Развитие слогового анализа и синтеза.
Логопед:- Мы знаем, что все слова состоят из слогов. Вспомним, с помощью какого правила мы определяем количество слогов в слове.
Дети:- Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Работа с карточками: сапог, грелка, скрипка, лейка, фартук, марки, плита, окно, коньки, майка (в случае необходимости проводится словарная работа с малознакомыми словами).
Логопед: - Назовите слово. Сколько гласных в этом слове? Сколько слогов в данном слове? Произнесите слоги, из которых состоит слово.
Дети: - В слове «сапог» два гласных звука, два слога: са-пог.
Дети: - В слове «грелка» два гласных звука, два слога: грел-ка.
Дети: - В слове «скрипка» два гласных звука, два слога: скрип-ка.
Дети: - В слове «лейка» два гласных звука, два слога: лей-ка.
Дети: - В слове «фартук» два гласных звука, два слога: фар-тук.
Дети: - В слове «марки» два гласных звука, два слога: мар-ки.
Дети: - В слове «плита» два гласных звука, два слога: пли-та.
Дети: - В слове «окно» два гласных звука, два слога: ок-но.
Дети: - В слове «коньки» два гласных звука, два слога: конь-ки.
Дети: - В слове «майка» два гласных звука, два слога: май-ка.
9) Работа в тетради.
Логопед:- У вас в конверте карточки со словами, из которых нужно составить предложение. Возьмите карточки, прочитайте ваши слова.
Логопед: - Как мы догадаемся, какое слово будет первым в предложении?
Дети: - Первым в предложении будет то слово, которое записано с большой буквы.
Логопед: - Что будет стоять в конце предложения?
Дети: - В конце предложения будет стоять точка.
Логопед: - Составьте свои предложения. Прочитайте.
Дети: - Мама готовит нам ужин.
- Утюг стоит на столе.
- Утка летит на озеро.
- Аня идёт на работу.
Логопед: - Откройте тетради, запишите число и свое предложение.
Самопроверка:
Логопед: - Прочитайте то, как вы записали. Проверьте правильность выполнения задания (дети выполняют задание).
Логопед: - Найдите в предложении слово, начинающееся с гласного. Подчеркните его (дети выполняют задание).
Взаимопроверка:
Логопед: - Поменяйтесь тетрадями. Проверьте правильность написания друг у друга (дети выполняют задание).
10) Составление рассказа-описания.
Логопед:- Ребята! Мы так долго гостили в Лесной школе. Но так и не видели Лесную Волшебницу. Но каждый из вас ее себе как-то представляет. Расскажите:
• Как ее зовут?
Примерные ответы детей:- Её зовут Роза, Белоснежка, Красавица, Маркиза.
• Какого цвета у нее глаза, волосы?
Примерные ответы детей: - У неё голубые, красивые, ласковые, добрые глаза; у неё длинные, кудрявые, волнистые, золотистые волосы.
• Какого она роста?
Примерные ответы детей:- Лесная Волшебница невысокого роста, она высокая.
• Как она одета?
Примерные ответы детей: - У неё красивое вечернее платье, модный костюм,
лёгкий сарафан, длинные брюки.
• Добрая она или злая?
Примерные ответы детей:- Она добрая, ласковая, нежная, заботливая.
• Хотели ли вы еще раз отправиться с ней в путешествие?
Примерные ответы детей: - Хочу снова побывать в гостях у Лесной Волшебницы.
Логопед:- Молодцы! Дома нарисуйте портрет Лесной Волшебницы и на следующем занятии мы познакомимся с ними.
III. Итог занятия:
• Подведение итогов занятия:
Логопед: - Где мы сегодня побывали?
Дети:- Сегодня мы были в гостях у Лесной Волшебницы.
Логопед: - Какие звуки мы сегодня повторяли?
Дети:- Сегодня мы повторяли гласные звуки.
Логопед: - Какие задания вам понравились больше всего? Почему?
Логопед: - Какие задания были трудными? Почему?
• Дифференцированная оценка деятельности учащихся на занятии.
• Логопед:- Вы молодцы! Справились со всеми заданиями Лесной
Волшебницы. Ей очень понравилась ваша работа и она дарит вам календари с изображением лесных зверят.
Литература:
1.Калмыкова И.Р.50 игр с буквами и словами – Ярославль: «Академия развития», 1999.
2. Логопедия в школе: Практический опыт/ Под ред. В.С. Кукушина.Изд. 2-е, перераб. и дополн. – М. , «Просвещение», 1998.
3. Лалаева Р.И.Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда.- М: ВЛАДОС,1999.
4. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб. пособие. – Спб:СОЮЗ, 1998.
5.Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – М.: Аквариум, 1995.

Категория: Уроки, конспекты | Добавил: tatnsk
Просмотров: 1637 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Директорский произвол!!! (3)
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Тема: « В гости к бабушке» (0)
  • Практический форум по психологии развития (1)
  • "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ" (1)
  • Практический форум-Инновации в логопедии: опыт и перспективы (1)
  • Это актуально и интересно! (0)


  • ©  Самарский школьный портал 2017

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета