Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1824

На сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Классному руководителю » Внеклассные мероприятия

К проблеме психолого-педагогического сопровождения детей, воспитывающихся в приемных семьях
Автор: Фомина Светлана Александровна
учитель русского языка и литературы, истории и обществознания ГБОУ СОШ села Криволучье-Ивановка м.р. Красноармейский Самарской области
село Криволучье-Ивановка Красноармейский район
Скачать (18.2Kb) 09.02.2017, 16:12

По данным статистики, ежегодно на воспитание в семьи граждан России устраиваются более 100000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эффективное решение задач воспитания и соблюдения прав детей-сирот возможно только при объединении усилий приёмной семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребёнка, приёмных родителей и социума. Практика показывает, что приёмная семья нуждается в сопровождении не только со стороны органов опеки и попечительства, но и со стороны образовательного учреждения, которое посещает ребёнок из приёмной семьи. Это и побудило нас принять участие в создании и реализации программы опытно-экспериментальной работы по теме: «Система социально-педагогической поддержки детей, воспитывающихся в приёмных семьях» на базе ГОУ СИПКРО на 2014-2016 г.г. «Школа сад – здоровая семья», разработанной совместно с кафедрой педагогики и психологии ГОУ СИПКРО. Актуальность данной проблемы исследования очевидна: дети-сироты представляют определенную специфическую группу, которая не способна без помощи и поддержки государства, социальных институтов, важным из которых является приемная семья, школа, адаптироваться в современном обществе. За последние 5 лет контингент учащихся ГБОУ СОШ села Криволучье-Ивановки пополнился за счет детей, воспитывающихся в приемных семьях, большинство из которых, как свидетельствуют результаты проведенной нами диагностики, - это дети с нарушением эмоционально-психической сферы, которые остро нуждаются в дополнительной социально-педагогической поддержке. Тема психолого-педагогического сопровождения приемных детей изучена сегодня недостаточно, поэтому она актуальна не только для нашего образовательного учреждения, но и для современного образования. В целом, психолого-педагогическая поддержка приемных детей в нашей школе осуществляется в рамках систематизированной работы с детьми, родителями, педагогами, ближайшим окружением на основе индивидуализации воспитания каждого ребенка, а также таких основных принципов, как:
- принятие ребенка таким, как он есть, со всеми положительными и отрицательными качествами;
- создание каждому ситуации успешности;
- включение каждого в ту деятельность, в которой он может реализовать себя, раскрыть себя для других и т.д.
Исходя из этих принципов, в программу работы с приемными детьми включены такие виды деятельности, в которых создается зона успеха, поддержки и реализации их способностей; возможность получить опыт «предпринимательства», волонтерства, а также опыт участия в терапевтических видах деятельности (уход за животными, выращивание растений как методы лечебной педагогики). Ведущей идеей нашего эксперимента является воспитание человека, способного на социально оправданные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины. Но патриотическое воспитание невозможно осуществлять только в процессе изучения теоретического материала школьных дисциплин, не подкрепляя их практической деятельностью. Вот почему одним из направлений работы по социально-педагогической поддержке приемных детей является социальное проектирование, которое позволяет:
1) соединить теоретические знания, практические навыки и умения с формированием активной жизненной позиции;
2) помочь адаптации школьников к жизни в меняющемся обществе;
3) формировать чувство сопричастности с близким социумом, чувство толерантности, ответственности за свои поступки.
Участие в социальном проекте, как показывает практика, позволяет школьникам осознать свою значимость как граждан в решении актуальных социальных проблем и предложить свои варианты решения данных проблем, а также более успешно пройти этап социализации.
Систематизированная подготовка к созданию социальных проектов осуществляется в нашей школе на занятиях элективного курса «Я – гражданин», направленного не только на обучение технологии социального проектирования, но и на развитие у молодых людей навыков проектного мышления, получение ими знаний и навыков проектной деятельности для активного участия в жизни местного сообщества. Стоит отметить, что наша школа уже на протяжении 10 лет успешно занимается социальным проектированием: реализованы такие значимые проекты, как: «Школа-сад» по созданию парковой зоны; «Спортивное будущее нашего села», в результате которого построена спортивная площадка; «Я остаюсь среди людей» по созданию школьного краеведческого музея имени В.Н Бондаренко; «Сквер памяти нашего села» и другие.
В процессе реализации программы опытно-экспериментальной работы мы стремимся привлечь и учащихся из приемных семей, и их родителей к созданию и реализации социальных проектов, исследовательских работ по изучению истории села и решению проблем социальной значимости; к организации обзорных экскурсий в школьном краеведческом музее для учащихся других школ района.
Так, в начальной школе приемные дети приняли участие в таких проектах, как «Мое село», «Моя родословная», «Декупаж для дома», созданные совместно с приемными родителями. Безусловно, совместная проектная деятельность не только улучшает взаимоотношения родителей и детей, но и способствует успешной семейной адаптации.
Ученики 9 и 11 классов, создав мини-проекты по музейным экспозициям: «Я остаюсь среди людей» (о самарском писателе-земляке В.Н. Бондаренко); «Археологические памятники родного села»; «Село мое родное» (артефакты быта населения прошлого), представили их в обзорных экскурсиях в школьном краеведческом музее, выступив в роли экскурсоводов.
Воспитанники приемных семей, учащиеся старших классов, приняли участие в создании и реализации социально-экологического проекта «Спасем реку Чагру», целью которого стала защита реки Чагры от массового загрязнения и исчезновения. В процессе проекта «Спасем реку Чагру» ребята организовали деятельность по решению серьезной экологической проблемы: была разработана и выполнена программа действий, куда вошли важные мероприятия: трудовые десанты, проведение конкурса рисунков, распространение листовок. Учащиеся успешно справились с законотворческой деятельностью: разработали законопроект «Об охране водных объектов на территории поселения Криволучье-Ивановка» и добились его принятия на Собрании Представителей сельского поселения. Опубликовав статью в районной газете «Знамя труда», выпустив школьную газету «Ивановские зори», они привлекли внимание общественности и жителей не только родного села, но и всего Красноармейского района. В результате работы над проектом профессиональная расчистка русла реки была включена в государственную программу «Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014-2020 годах». Сегодня ситуация меняется: ведь жители, благодаря ребятам, знают об административной ответственности за умышленное загрязнение реки. Да и самим школьникам участие в этом проекте помогло изменить отношение к природе. В 2014 году учащиеся, успешно представив социально-экологический проект «Спасем реку Чагру» на областном конкурсе социальных проектов, стали победителями. В этом же году они приняли участие во Всероссийской акции «Я – гражданин» в Москве и были награждены Дипломом за активное участие. Работа над проектом позволила учащимся осознать собственную значимость в решении серьезных проблем. Ну, а самое главное, дети из приемных семей, реализовав свои способности, достигнув определенных успехов в проектной деятельности, почувствовали себя полноправными гражданами и села, и страны.
Обобщая опыт работы, хочется отметить, что, помогая подросткам развивать надпредметные компетенции, мы даем им возможность почувствовать свои силы, противостоять негативным влияниям, осознать необходимость участия в жизни общества. Эти навыки оказывают большое влияние на дальнейшую жизнь подростков: личные и социальные навыки такого рода имеют даже большее влияние на личный и карьерный успех индивидуума, чем какие-либо академические показатели. Особенно это важно для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-педагогической поддержке.
Таким образом, участие воспитанников приемных семей в разработке и реализации проектов привело к личностному образовательному росту, приобретению и совершенствованию знаний и навыков, которые стали полезны им в самостоятельной жизни: в настоящее время они продолжают учебу в педагогических вузах и колледжах и успешно адаптируются в современном обществе. В целом же, позитивные показатели воспитанности детей из приемных семей, их благоприятная социализация - это подтверждение эффективности социально-педагогической поддержки процесса воспитания детей в приемных семьях в нашей школе.

Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: cvetlanaaleksandrovnafom
Просмотров: 207 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Тема: « В гости к бабушке» (0)
  • Практический форум по психологии развития (1)
  • "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ" (1)
  • Практический форум-Инновации в логопедии: опыт и перспективы (1)
  • Это актуально и интересно! (0)
  • Коррекционные классы в средних общеобразовательных школах (1)


  • ©  Самарский школьный портал 2017

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета