Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1835

На сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Классному руководителю » Классные часы

Своя игра "Природа и экология Самарской области" 8-9 классы
Автор: Королёва Елена Олеговна
учитель математики и изобразительного искусства ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук муниципального р-на Борский Самарской обл.
Самарская обл., Борский р-н, пос. Новый Кутулук
21.08.2015, 03:15

«Природа и экология Самарской области»

Экологическая экспертиза в форме программы «Своя игра»

Королёва Елена Олеговна,
ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук
муниципального района Борский Самарской области
учитель математики и изобразительного искусства

Паспорт мероприятия
Форма проведения: Экологическая экспертиза в форме программы «Своя игра»
Тема: «Природа и экология Самарской области».
Ключевая идея: Поступай так, чтобы твоё действие не нарушало основ функционирования экосистем и жизни на Земле.
Цель: Формирование устойчивой мотивации на самосовершенствование и сбережение природы родного края и активной позиции по охране окружающей среды.
Задачи: 1. Воспитание в учащихся привычки к экологически безопасному и творческому образу
жизни;
2. Развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей
деятельности человека.
3. Включение детей в активную деятельность по пропаганде экологической защиты
природы края.
Направленность мероприятия: Методическая разработка может быть использована на ступени основного общего образования в общеобразовательных учреждениях.
Принципы: адаптированности; психологической комфортности; смыслового отношения к миру; обучения деятельности; успешности.
Формы организации деятельности: общение, обсуждение, дискуссия; игра; КТД.
Методы работы: поисково-исследовательский; самореализации и самоуправления; социально-значимой деятельности,
Технологии обучения: личностно-деятельностного подхода; развития мотивации и креативности мышления; метода проекта; формирования команд; здоровьесбережения; диалоговые технологии.
Ожидаемые результаты. К концу мероприятия учащиеся должны:
1. Владеть информацией об экологической обстановке по Самарской области;
2. Иметь устойчивую мотивацию к активной пропаганде экологической защиты природы края.
3. Знать, как можно повлиять на экологическую ситуацию в посёлке, районе, области;
Качественные показатели:
1. Воспитание безопасного и экологически целесообразного образа жизни.
2. Создание условий для гармонизации опыта отношений.
3. Формирование способа мышления, стиля поведения необходимых для решения существующих
и прогнозируемых экологических проблем, используя инструментарий современной науки.
Количественные показатели:
1. Развитие умения принимать экологически целесообразные решения (регулятивные УУД).
2. Вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (коммуникативные УУД).
3. Рост сопричастности к проблемам окружающей жизни (личностные УУД).
4. Рост экологической компетентности (познавательные УУД).
5. Повышение рейтинга школы в посёлке, районе.
Оборудование: стенд для презентации проектов, раздаточный материал, слайдовая презентация POWER POINT; Карточки – сектора с названиями тем и указанным количеством очков (можно использовать электронную презентацию, магнитные экраны), сигнальные карточки, иллюстрации.
Плакаты: «Природа – единственная книга,
содержание которой одинаково значительно на всех страницах» В. Гёте
«Куда вы посоветуете мне отправиться?» - спросил он у географа.
«Посети планету Земля, - отвечал географ, - у неё плохая репутация». Экзюпери «Маленький принц»
«Как ни изобретателен человек, он не в силах ни сотворить новый вид животного,
ни воссоздать уничтоженный вид». Дж. Даррелл
«Нет на Земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды». В. Песков
«Для кого мы охраняем природу? – Для человека.
От кого мы охраняем природу? - От человека».
Организационная часть: В игре участвуют 3-4 команды по 5-6 человек или отдельные игроки. Жеребьевкой разыгрывается очерёдность. На доске игровое поле с вопросами. Команды по очереди выбирают на поле вопросов квадраты с заданиями. После 1 минуты обсуждения дают ответ, в случае отсутствия ответа право ответа переходит другой команде, если ответ неполный – другая команда может дополнить ответ. В конце каждого конкурса жюри подводит итоги.
В период подготовки к игре:
1. Оформить выставку рисунков «Удивительное рядом» - рисунки детей о природе родного края.
2. Провести обзор книг по теме «Мир природы и экология».
3. Выпуск газет или буклетов от каждого класса «Проблемы экологии и мы».
4. Подготовить выставку литературных творческих работ учащихся, победителей и участников различных конкурсов по экологической проблематике («Зелёная планета», «Моё экочудо», «Пою моё Отечество», «С чего начинается Родина», «Деревня моей мечты», «Родная глубинка», «Молодёжь выбирает ЗОЖ» и др.)

Ведущий. Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня вы примете участие в «Экологической экспертизе» в форме программы «Своя игра». Наша игра посвящается Всероссийскому году охраны окружающей среды, объявленного Владимиром Путиным.
Таким образом президент стремится привлечь внимание к необходимости охранять и рационально использовать природу планеты; объединить усилия в деле сохранения ее экосистем и защиты особо ценных объектов природы. Мы хотим привлечь внимание к нашей малой Родине. В игре представлены задания по следующим темам: География Самарской области; Растительность; Животный мир; ООПТ (особо охраняемые природные территории); Водоёмы; Красная книга Самарской области и РФ; Города; Экология области.
Девизом нашего мероприятия будут стихи Р. Рождественского:
Леса топорщатся, и степь клубится,
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы!.. Но считанные птицы
Над считанными рощами летят,
Дрожит камыш на считанных озёрах
И считанные рыбы живут в реке.
И восковые считанные зёрна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таёжной земляники
Полночный филин ухает из тьмы.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы?!

Отборочный тур.
В игре принимают участие ученики среднего звена. С помощью вопросов выбираются по 5 игроков – участников игры (отвечает кто первым поднимет руку), (возможен вариант, когда заранее сформированы команды и игра проходит между командами). Выбирается жюри из учеников старшей школы, учителей старшего звена или родителей.
1. Самые крупные ООПТ расположенные на территории Самарской области.
(Национальный парк «Самарская Лука», Жигулёвский государственный заповедник)
2. Животное - эндермик, занесённое в Красную книгу РФ, находящееся под угрозой исчезновения, обитающее на территории Борского района. (Выхухоль)
3. Процент территории области, занимаемый лесными массивами (12%)
4. Известный российский академик, опубликовавший в 1887 году работу, посвящённую геологической истории Самарской Луки. (А.П. Павлов)
5. Количество городов в Самарской области. (11)
6. Самый юго-восточный пункт распространения сосны обыкновенной. (Бузулукский бор)

Правила игры.
Игроки выбраны, послушайте правила игры.
Игра состоит из двух туров. В первом туре – вопросы по секторам. Игроки отвечают в порядке очерёдности, установленной в ходе жеребьёвки.
На экране представлены сектора по определённым темам. Каждая тема включает в себя 5 вопросов. Самый лёгкий вопрос «стоит» 10 баллов, самый трудный – 50 баллов. Если правильно отвечаете на вопрос, то зарабатываете баллы.
Во втором туре всего 3 вопроса. На них письменно отвечают все игроки и сами определяют цену вопроса.
По ходу игры ведущий объясняет назначение секторов:
«Сюрприз» - игроку вручается неожиданный подарок и он отвечает на вопрос.
- музыкальная пауза (физкультминутка).
Баллы сектора присуждаются игроку, выбравшему этот сектор.
«Своя игра» - игрок, выбравший этот сектор, сам оценивает стоимость вопроса. Если игрок даёт правильный ответ, то ему присуждается названное количество очков, если нет – столько же очков снимается. А на вопрос могут ответить другие игроки.

I тур
1 Сектор. «География Самарской области»
1. На какой равнине расположена Самарская область? (Восточно-Европейская равнина) (10 баллов)
2. Назовите города Самарской области? (Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск, Новокуйбышевск, Жигулёвск, Кинель, Октябрьск, Похвистнево, Отрадный, Нефтегорск) (20 баллов) – за каждый город – 3 балла
3. Что такое Самарская Лука? (Большая петля Волги вокруг Жигулёвских гор вместе с охватываемой территорией) (30 баллов)
4. Почему на плато Самарской Луки нет рек? (Самарская Лука сложена из растворимых пород, здесь много карстовых пещер, воронок, щелей, по которым и уходят наземные воды) (40 баллов)
5. Почему в области неустойчивая погода: засушливые годы сменяются влажными, суровые зимы – тёплыми, сильные морозы – внезапными оттепелями? Назовите 2 основные причины. (1. Территория не защищена горными хребтами от ветров. 2. Область расположена в глубине огромного континента на пути воздушных масс разного направления и свойства: из Арктики, из Средней Азии и Казахстана, с Атлантического океана). (50 баллов – Сектор – СВОЯ ИГРА) – по 30 баллов за каждый пункт

2 Сектор. «Растительность области»
1. Древесина каких 2 деревьев, произрастающих в лесах Самарской области, особо устойчива против гниения и употребляется для выделки колодезных срубов? (Дуб, Ольха чёрная) (10 баллов) - по 10 баллов за каждое дерево
2. Назовите ядовитые и вредные грибы, произрастающие в лесах области. (перечный гриб, сатанинский гриб, серый мухомор, красный мухомор, желчный гриб, огневки, смертельно ядовит – белый мухомор) (20 баллов) – по 10 баллов за каждый гриб
3. Почему вырубки хвойных лесов зарастают березняком или осинником? Назовите 3 причины. (Берёза и осина приживаются на любых почвах, не боятся заморозков и солнечных ожогов- засухи) (30 баллов) – по 20 баллов за каждую причину.
4. Растущие в открытом поле отдельные деревья очень редко валятся ветром, а в густом лесу поваленное дерево можно встретить довольно часто. Чем это объясняется? Ведь в лесу ветер бывает слабее, чем в открытом поле? (У растущего в лесу дерева центр тяжести расположен высоко, там, где расположена крона, поэтому оно значительно менее устойчиво, чем дерево, растущее на открытом пространстве) (40 баллов) (СЮРПРИЗ)
5. Какие водоохранные свойства леса вы знаете? (Леса замедляют таяние снега, уменьшают быстроту стока весенних вод, сохраняют водные источники от высыхания и обмеления, предотвращают наводнения, предотвращают размывы берегов рек, противодействуют образованию оврагов, насыщают воздух влагой, сдерживают движение летучих песков, умеряют колебания температуры, способствуют выпадению дождей в засуху) (50 баллов) – по 20 баллов за каждое свойство

3 Сектор. «Животный мир области»
1. Назовите птиц, которые зимуют в Самарской области. (Галка, ворон, ворона, сорока, сойка, воробей, тетерев, глухарь, рябчик, куропатка, дятел, синица, пухляк, московка, лазоревка, поползень, пищуха, снегирь, щегол, чечётка, щур, клёст) (10 баллов) – по 1 баллу за каждую птицу.
2. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА – (20 баллов)
3. Назовите места нереста рыб (Места нереста рыб чрезвычайно разнообразны. 1. Осетровые рыбы мечут икру на быстром течении, прикрепляя икру к камням или пряча между ними. 2. Лососевые закапывают в гальку. 3. Сазан, лещ, карась нерестуют на траве. 4.. Пескарь, подуст и другие на камнях и песке.) (30 баллов) – по 10 баллов за каждый вариант.
4. Какое млекопитающее истребляет насекомых-вредителей только в воздухе, на поверхности земли, под землёй? (Летучая мышь питается насекомыми, которых ловит исключительно налету. Землеройки добывают свой корм в на земле, в подстилке. Крот питается дождевыми червями и личинками, куколками насекомых, жуков, бабочек – вредителей леса) (40 баллов) – по 20 баллов за каждое млекопитающее.
5. Назовите 3 негативных воздействия, который оказывает шум от маломерного флота на обитателей водоёмов. (1. Нарушаются условия воспроизводства и обитания рыб. 2. Нарушаются пути их миграции к местам нереста. 3. Страдают кормовые базы водоёмов). (50 баллов) – по 30 баллов за каждое названное негативное воздействие

4 Сектор. «ООПТ (особо охраняемые природные территории)»
1. Старейший российский курорт на территории Самарской области (Сергиевские минеральные воды) (10 баллов).
2. Чем отличается заповедник от национального парка? (Заповедник территория (участок) земли, либо водного пространства, изъятый из хозяйственного пользования навсегда и охраняемый государством. Национальный парк – территория (акватория), на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. В отличие от заповедника в национальный парк пускают посетителей для отдыха). (20 баллов)
3. В каком году основан Жигулёвский государственный заповедник и чьё имя он носит? (1027 год, Заповедник носит имя Спрыгина) (30 баллов) – по 20 баллов за каждый верный ответ
4. Назовите растения Жигулей, сохранившиеся от более древних эпох – реликты. (От третичной флоры в Жигулях остались сосна, дуб, липа, ветреница алтайская, медуница, можжевельник казацкий. А от периода ледников здесь растут незабудка лесная, ветреница лютиковая, вечерница каменистая, гречишка альпийская) (40 баллов) – по 20 баллов за каждый правильный ответ.
5. Кто изучал археологические памятники Самарской Луки? (Древностями Самарской Луки занимались Поливанов, Алабин, Головкин, Гольмстен, Марков, Алихова, Горюнова, Ефимов, Мерперт, Паничнина, Смирнов) – (40 баллов) – СВОЯ ИГРА +20 баллов за каждую правильно названную фамилию, - 20 баллов за каждую неверную фамилию

5. «Водоёмы области»
1. Назовите основные реки Самарской области (Волга, Самара, Сок, Сызранка, Сарбай, Сургут, Большой Черемшан, Бошльшой Иргиз, Малый Иргиз, Большая Кинель, Малый Кинель, Карелик, Каралык, Кундурча, Кутулук, Уса, Чагра, Чапаевка,, Липовка, Шешма, Дымка) (10 баллов) – по 1 баллу за каждую реку.
2. Сколько малых рек Самарской области находятся в плохом экологическом состоянии? (136) (20 баллов) (СЮРПРИЗ)
3. Какими 3 основными факторами определяется объём водных ресурсов Самарской области? (1. Количество атмосферных осадков. 2. Поверхностный сток. 3. Подземный сток) (30 баллов) – +20 баллов за каждый верный фактор, - 20 баллов за каждый неверный – СВОЯ ИГРА.
4. Каковы источники питания рек Самарской области? (Все реки Самарской области питаются главным образом за счёт зимних снежных запасов. Летние осадки почти целиком испаряются, а грунтовое питание составляет не более 20-25% годового стока) (40 баллов)
5. Какие факторы определяют сложную экологическую ситуацию с водными ресурсами области? (1. Увеличение водопотребления. 2. Стоки с предприятий. 3. Загрязнения из-а аварий. 4. Загрязнение речным транспортом. 5. Вред от маломерного флота.) (50 баллов) по 20 баллов за каждый фактор.

6 Сектор. «Красная книга Самарской области и РФ»
1. Сколько видов растений и видов животных Самарской области занесено в Красную книгу РФ? (39 видов растений и более 30 видов животных) (10 баллов) – по 10 баллов за каждый верный ответ
2. Назовите млекопитающих и рыб Самарской области, занесённых в Красную книгу РФ? (Выхухоль, Сурок степной (байбак), Вечерница гигантская (летучая мышь), Осётр красный, Белорыбица, Белуга, Форель ручьевая, Подкаменщик обыкновенный) (20 баллов) – по 10 баллов за каждый верный ответ
3. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА (30 баллов)
4. Назовите птиц и насекомых и растения Самарской области, занесённых в Красную книгу РФ? (Орлан-белохвост, Могильник, Беркут, Стрепет, Красавка, Дрофа, Балобан, Скопа, Жук-олень, Учач альпийский (жук), Махаон, Апполон, Василёк Талиева, Шаровница точёная, Тюльпан Шренка, Астрагал Цингера, тонконог жестколистый, Чина Литвинова, Рябчик русский (растение), Пион тонколистый, Венерин башмачок настоящий, Прострел луговой, Меч-трава обыкновенная, Молочай жигулёвский) (40 баллов) – по 10 баллов за каждый вид
5. Назовите хвойные леса Самарской области, объявленные памятниками природы. (Сосновые леса Самарской Луки, участки Рачейского и Муранского сосновых боров, Бузулукский бор) (50 баллов) – по 30 баллов за каждый правильный ответ.

Жюри подводит предварительные итоги.

II тур.

А теперь второй, решающий тур. Он называется «Своя игра».
Тур может совершенно изменить положение игры. Правило второго тура: я задаю вопрос. Вы пишите на специальных листочках предполагаемый ответ, а рядом – количество баллов. Если вы уверены в ответе, ставьте больше баллов (цена вопроса не должна превышать количество набранных баллов), если не уверены – ставьте меньше. Если ответ правильный, то вы зарабатываете столько баллов, сколько написали на листочке, а если ответ неправильный, у вас отнимется столько же баллов. Вы можете всё потерять или же наоборот – приобрести!

А сейчас, внимание, 3 моих вопроса по вашей цене.

1 вопрос: Антуан Сент-Экзюпери писал: «… у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами». О чём он писал. (О воде. Без воды невозможна жизнь. Вода нужна растениям, животным и человеку.)

2 вопрос: Назовите самого опасного врага леса. (Лесной пожар)

3 вопрос. Перед вами описание 4-х городов Самарской области. Узнайте их по описанию.

1. Город построен около 50 лет назад в живописнейших местах. Развитые промышленность и социальная сфера, уникальные природные богатства. Относится к городам России с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Основные источники загрязнения атмосферы города – предприятия нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической отраслей промышленности, топливной энергетики, ТЭЦ. Город признан зоной чрезвычайной экологической ситуации. А расположенные в городской черте поселки - зоной экологического бедствия. Здесь много зелени, но даже во время дождя никогда не пахнет - ни травой, ни свежей листвой. Площадь города - 52 км2, из них 40 км2 – промышленная зона. На территории огромного завода построены несколько жилых кварталов. В середине 90-х выяснилось -город стоит на подземной бензиновой линзе. Нефтеперерабатывающий завод много лет терял "продукт" через дыры в проржавевших трубопроводах и емкостях. Почва под городом - губка, пропитанная нефтепродуктом, а воздух насытился испарениями. Город сидит на бензиновой линзе весом в 1 млн т. и площадью в 10 км2. Линза к тому же мигрирует, т.е. передвигается вместе с подземным озером в сторону городского водозабора. Были даже зафиксированы смертельные случаи. Из-за отравления подземными нефтяными газами в погребе погибли трое человек. При начале строительства, в 1949-м, в правительстве решили - здесь будет город-сад. Это вранье: уже тогда Большая Химия считалась опасной. Сначала стройку века облепили бараки и в палатки, снимали жилье у местных, деревенских. Планировалось возить рабочих вахтовым методом, но времянки превратились в город - так дешевле... Абсолютно здоровыми в городе рождаются лишь 1 % детей. Главный бич горожан — заболевания органов дыхания. Не отстают и показатели по сердечным недугам. Каждый пятидесятый горожанин болеет раком. Это на 25 % выше, чем по России в среднем. (Новокуйбышевск)

2. Основные источники загрязнения атмосферы – предприятия химического профиля, производства стройматериалов, пищевой промышленности, городская ТЭЦ, железнодорожный транспорт. Здесь несколько десятилетий производили боевые отравляющие вещества, город вымирает. За 15 лет число жителей сократилось на четверть - до 70 тысяч человек. Почва и подземные воды пропитаны диоксинами и другими ядами. Люди умирают от туберкулеза, рака горла, печени и почек. В 20-х годах здесь был возведен секретный завод по производству "начинки" химического оружия - иприта, люизита, фосгена. В годы Второй мировой войны производство смертоносных растворов шло круглосуточно, а все отходы сливались в канавы и реку - не до экологии было. Старожилы города вспоминают, что химические снаряды на предприятии заправляли, заливая иприт и люизит из... чайника! Окрестности были желтыми от газа. Воздух из цехов выбрасывался вентиляцией в атмосферу без какой-либо очистки. По словам ветеранов завода, со всех рабочих брали подписку, что претензий по поводу своего состояния здоровья они администрации не предъявят. Через три года такой работы многие люди становились инвалидами и умирали. Однако жители шли на предприятие охотно - там хорошо платили... В послевоенные годы военные предприятия города продолжали производить снаряды, взрывчатые вещества, химическое оружие, загрязняя отходами окружающую среду. В начале 90-х оборонные заводы остались без госзаказа, и на них было свернуто производство. В 1996 году город был признан специальной комиссией ООН зоной экологического бедствия: по загрязненности диоксинами он занял первое место в мире, смертность от рака горла, печени, почек и от туберкулеза в этом городе в три раза превысила областные показатели! В городе лишь 4 % здоровых детей! А бесплодие стало самым распространенным диагнозом среди молодых пар! Давно не работает и химзавод, но местные жители до сих пор находят химические снаряды, из которых вытекает жидкость со странным цветом и запахом. Река, на берегу которой расположен город, не отвечает нормам ни одному экологическому показателю. В настоящее время в городе действует 8 производств, которые считаются вредными. Кроме того, в настоящий момент на территории города функционирует несколько предприятий оборонного комплекса. Это полностью отравленный город, проживание в котором опасно для жизни! (Чапаевск)

3. Основными источниками загрязнения атмосферы города служат предприятия автомобилестроения, нефтехимии, по производству химических удобрений и стойматериалов, ТЭЦ и котельные, автомобильный и железнодорожный транспорт, речной порт. (Тольятти)

4. Основными источниками загрязнения атмосферы являются предприятия строительной, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, электротехнической, металлургической, авиа-приборостроительной, энергетической отраслей промышленности, а также автомобильный и железнодорожный транспорт. Предприятия расположены на всей территории города, однако наибольшая их часть сосредоточена в районе промзоны. В городе находятся 105 мощных промышленных предприятий, ежедневно выбрасывающих в воздух десятки тонн загрязняющих веществ, многие из них располагаются вблизи жилых массивов. (Самара)

Подведение итогов. Вручение призов и подарков.
Ведущий. Сегодня мы с вами говорили об окружающей нас природе, о её разнообразии и красоте. Сохранение многообразия природы зависит и от нас с вами. Мы можем сделать кормушки и подкормить птиц зимой, очистить от мусора берег реки. Вклад каждого человека в охрану окружающей природы невелик, но вместе мы можем защитить нашу планету.

Список литературы.
1. Алексеев В.В. К истории земли Борской, Самара, 2002
2. Астафьев В.М., Осипова Л.Я. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии, Самара, 2002
3. Атлас Самарской области, Роскартография, 2010
4. Бридзе З.А. и др. Социально-экологические последствия загрязнений в Самарской области, Самара, 2005
5. Виноградов А.В. Экологическое краеведение Самарского региона, Самара, 2006
6. Емельянов М.А. Самарская Лука и Жигули, Самара, 2005
7. Зелёная книга Поволжья, Самара, 2005
8. Земля родная. Хрестоматия по географии Самарской области. В помощь учителю средней школы. / сост. Е.С. Гордон и др., Самара, 2008
9. Знаете ли вы свой край? / Под ред. проф. Е.И. Матвеева, Самара, 2006
10. Красная книга РФ, Москва, 2007
11. Курочкин Е.И. Лекарственные растения Среднего Поволжья, Самара, 2008
12. Охрана природы: Факультативный курс. / Михеев А.В. и др., Самара, 2011
13. Самарская область. География и история, экономика и культура. Учебное пособие. / сост. Э. Я. Дмитриева и др., Самара, 2012
14. Учайкина И.Р. и др. География Самарской области. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов средней школы, Самара, 2002
15. Экологическая безопасность городов: проблемы, решения на муниципальном уровне. Материалы НПК, Самара, 2011
16. Экологическая ситуация в Самарской области: состояние и прогноз –Тольятти, 2004
17. Экология в курсе естествознания, географии и биологии в 5-9 классах. Интегрированный курс. Программы и методические разработки из опыта учителей-экспериментаторов / ред. Г.Л. Серова, Самара, 2009
Интернет-ресурсы
1. Википедия – свободная энциклопедия
2. http://osunsam.narod.ru
3. http://www.biodat.ru
4. http://adonver.pp.ru
5. http://www.mnr.gov.ru
6. http://greenplaneta.jimdo.com/экологические-конкурсы/
7. http://samara-priroda.narod2.ru/
8. http://osunsam.narod.ru/protocol/protocol.html
9. http://samaraeko.narod.ru/index.html
10. http://lince.ru/

Категория: Классные часы | Добавил: korolevaElena65
Просмотров: 948 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Директорский произвол!!! (3)
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Тема: « В гости к бабушке» (0)
  • Практический форум по психологии развития (1)
  • "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ" (1)
  • Практический форум-Инновации в логопедии: опыт и перспективы (1)
  • Это актуально и интересно! (0)


  • ©  Самарский школьный портал 2017

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета