Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1834

На сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » История и обществознание » Разное

Использование ЭОР при изучении темы по обществознанию "Безработица и её последствия" для 8 класса
Автор: Марченко Марина Осьевна
учитель обществознания ГБОУ СОШ №1971
Скачать (996.4Kb) 06.07.2013, 10:28


Слайд 1. Тема урока «Безработица».

Слайд 2. Особенностью развития рынка труда является наличие безработицы. Она возникает тогда, когда не все люди, могущие и желающие работать, находят свое рабочее место. Впрочем не каждый человек, не имеющий работы, является безработным.
В структуре занятости наряду с безработными экономисты выделяют также еще и добровольно незанятых, занятых и нетрудоспособных
Слайд 3. Все население страны делится на трудоспособных и нетрудоспособных.
Трудоспособные в свою очередь подразделяются на занятых, трудоспособных и добровольно незанятых.
Незанятые – это люди, не работающие и не желающие работать.
Нетрудоспособные – инвалиды, пенсионеры (женщины после 55 лет, мужчины – после 60 лет, дети до 16 лет)
Слайд 4. Небольшое практическое задание на закрепление понятий : сходство и различие безработные –занятые, безработные – добровольно незанятые.
Слайд 5. Конечно, если говорить о безработице в современном мире, она существенно отличается от того, что было, например, сто лет назад.
Например, с точки зрения вытеснения работника с производства – безработица может быть добровольной:
- примеры? (не хочет работать на той работе , которая предлагается – низкий заработок, тяжелая, не престижная и т.д.,
- устаревшая профессия машинистки нигде не требуется;
- нехватка рабочих мест в отдельных регионах – Тула, Иваново, Курск и т.д)
А может быть и вынужденной, то есть не зависящей от воли работника?
Примеры? (- увольнение в связи с сокращением во время кризиса, либо по воле работодателя)
Слайд 6. В связи с этим и выделяют различные виды безработицы: фрикционную, циклическую, сезонную, структурную.
Слайд 7. Рассмотрим фрикционную и структурную безработицу.
Фрикционная безработица — связана с затратами времени на поиск новой работы и длится 1-3 месяца.
Фрикционная безработица возникает вследствие динамичности рынка труда.
Некоторые работники добровольно решили поменять место работы, найдя, например, более интересную или высокооплачиваемую работу. Другие пытаются трудоустроится из-за увольнения с предыдущего места работы. Третьи впервые вступают на рынок труда или вновь выходят на него, перемещаясь из категории экономически неактивного населения в противоположную категорию.
Структурная безработица — связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой).
Данный вид безработицы возникает, если изменяется отраслевая или территориальная структура спроса на труд. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии производства происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Если спрос на работников данной профессии или в данном регионе падает, то появляется безработица. Высвобождающиеся работники не могут быстро изменить свою профессию и квалификацию или поменять место жительства и остаются какое-то время безработными.То есть данный вид безработицы часто связан с миграциями людей, переселением - это реалии сегодняшнего времени
- Обращаем внимание на особенности каждого из видов и причины
Многие экономисты не проводят четкого разграничения между фрикционной и структурной безработицей, так как в случае структурной безработицы уволенные работники начинают искать новое место работы.
Слайд 8. Естественный уровень безработицы — это такой ее уровень, который соответствует полной занятости (включает фрикционную и структурную формы безработицы), обусловлен естественными причинами (текучестью кадров, миграцией, демографическими причинами), не связан с динамикой экономического роста.
Полной занятостью называют ситуацию, когда в экономике наблюдается только естественная безработица. Объем производства, соответствующий функционированию экономики при полной занятости, называется производственным потенциалом экономики.
Естественная безработица возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих равно числу свободных рабочих мест. Таким образом, полная занятость подразумевает не отсутствие безработицы, а лишь некоторый минимально необходимый ее уровень. Ведь естественная безработица представляет собой в какой-то степени положительное явление: "фрикционным" безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места, "структурным" безработным нужно время, чтобы приобрести квалификацию или переехать в другое место, если это необходимо для получения работы.
Слайд 9.
Сезонная безработица — обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей.
Сезонная безработица схожа с циклической в том плане, что ее также вызывают колебания в спросе на труд. Однако в данном случае эти колебания можно прогнозировать с достаточно большой точностью.
В отраслях с сезонным спросом фирмы предпочитают увольнять работников, а не снижать заработную плату по тем же самым причинам, что и в случае циклических колебаний.
Работники же соглашаются на работу в таких отраслях потому что, для некоторых работников наличие страховых пособий по безработице, а также знание того, что с течением времени, после окончания сезона низкого спроса они вновь будут наняты на работу, позволяет им рассматривать такие периоды как оплачиваемый отпуск. Другие работники, зная, что часть года они будут безработными, требуют более высокой заработной платы, которая обеспечит им определенный уровень доходов в "мертвом" сезоне.
Циклическая безработица — возникает в период циклического экономического спада и недостатка спроса. Циклическая безработица связана с колебаниями деловой активности (Экономическим циклом- то есть периоды подъема сменяются периодами спада).Страна, переживающая экономический кризис, вступает в период так называемой циклической безработицы.
- Обращаем внимание на особенности каждого из видов и причины
Слайд 10
Экономическая теория отрицала существование безработицы в плановом хозяйстве. Это утверждение нельзя признать абсолютно верным. Меняя работу добровольно или в связи с увольнением, люди затрачивали определенное время на поиски новой работы, оставаясь в этот период безработными. Не все выпускники школ, техникумов и вузов могли сразу найти работу, соответствующую их склонностям и квалификации. Иными словами, существовала фрикционная безработица. Кроме того, структурные сдвиги в экономике приводили к сокращению потребности в работниках определенных профессий, что обусловливало существование структурной безработицы. Следует признать, однако, что циклическая безработица не свойственна плановой системе. Дефицит, как общее свойство командной экономики, характеризовал и ситуацию с трудовыми ресурсами. Спрос на рабочую силу устойчиво и существенно превышал ее предложение. Число людей, ищущих работу, было намного меньше количества свободных рабочих мест.
Таким образом, можно сказать, что для плановой экономики характерна полная занятость, безработица не превышает ее естественного уровня, равного сумме уровней структурной и фрикционной безработицы.
В рыночной экономике действует тенденция к экономической нестабильности, которая выражается в ее циклическом развитии, безработице, инфляционном росте цен.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и носит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Многие политики для оценки состояния экономики или успешности экономической политики используют так называемый «индекс нищеты», представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции.
Слайд 11.
В экономической теории существует много различных точек зрения на причины безработицы.
Можно выделить три основные позиции по данному вопросу.


Итак, основные причины безработицы – ( закрепление по слайду)
Повторим: Безработица – это ……………………………………………………….

(Безработица – это социально экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда.)

Безработица может проявляться в следующих формах.


Слайд 12. Для характеристики безработицы используются два основных показателя: уровень безработицы и средняя продолжительность.

Безработицу характеризуют показатели ее уровня.

В периоды подъемов в экономике уровень безработицы падает, в периоды спадов – возрастает.

Слайд 13. Решаем задачу
в 2001 г. в России численность занятых в экономике составила 64,7 млн человек, а численность безработных — 6,3 млн человек. Определите уровень безработицы в России в то время.
(Ответ: Уровень безработицы 9,8% )
Слайд 14. Задание:
В США сотрудник, постоянно использующий компьютер, получает в среднем на 15 процентов больше своего менее квалифицированного коллеги. Среднегодовой доход у мужчин, имеющих диплом колледжа, примерно на 70 процентов выше, чем у тех, кто некогда начал работать сразу же после окончания школы.
Сделайте выводы на основе приведенных данных.
(Ответ: роль и оценка квалифицированного труда в США, влияние квалифицированного труда на его результаты и размер оплаты, связь между уровнями квалификации работника и условиями его занятости. )
Слайд 15, 16, 17
Позитивные и негативные последствия безработицы. Есть ли взаимосвязь безработицы с социальной, духовной, политической сферами общества?
В реальной экономике текущий фактический уровень безработицы, как правило, не равен ее естественному уровню, превышая его в периоды экономических спадов и оказываясь ниже в периоды подъемов. Циклический вид к естественной безработице не относится.
Если реальный уровень безработицы превышает естественный уровень, безработица может породить тяжелые социально-экономические последствия (потеря квалификации, падение уровня жизни, снижение платежеспособного спроса, сокращение сбережений и инвестиций).

Безработица обладает негативными экономическими и социальными последствиями. Некоторые исследователи отмечают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий.


Слайд 18. Обеспечение занятости населения — одна из функций государства в экономике, регулирование же ры¬ночных отношений, финансовая и социально-экономичес¬кая политика государства тесно связаны с проблемой распределения трудовых ресурсов общества и создания ус¬ловий для их воспроизводства. Далее учитель предлагает познакомиться на основе учебного текста с двумя основ¬ными направлениями деятельности государства: а) созда¬нием условий для занятости; б) реализацией мер социаль¬ной защиты от безработицы.
Чтобы каждый человек, желающий работать, не сидел без дела, должно заботиться и государство и городские власти.

Поскольку безработица грозит социальной напряженностью в обществе, государство воздействует на нее.


Работа с Порталом государственных и муниципальных услуг города Москвы http://pgu.mos.ru/ru/ в режиме 1 ученик – 1 компьютер
• Открываем раздел «Работа» , начинаем работу с вкладками ПОИСК РАБОТЫ
o Вакансии Москвы
o Выплаты и пособия безработным
o Подбор вакансий
• ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА

Задание: Как осуществляется поддержка безработных органами государственной власти в Москве ? (ответ на слайде)
Слайд 19, 20. Пока учащиеся работают – интересные факты
Слайд 21. Задание: Выскажите аргументировано свою позицию: согласия или несогласия, а может быть одновременно и согласия и несогласия с выражениями мудрых о безработице. ( В ответе должно быть не более 4 предложений по аналогии POPS- формулы-ответа)
• "О пользе безработицы больше всего уверены те, кто не знаком с ней по личному опыту". (Джон Кеннет Гэлбрейт)
• "Чем тяжелее работа, тем легче на нее устроиться." (Константин Мелихан)
• "Спад - это когда ваш сосед теряет работу, кризис - когда работу теряете вы." (Гарри Трумэн)
Слайд 22, 23. Начинаем практическую работу. Работа с текстом. Внимательно читаем текст о безработице
Такой же текст перед учащимися на компьютере
Далее отвечаем на вопросы:
Слайд 24-29 . Вопрос С1 - С6 (Ответ проверяется после щелчка слайда перелистыванием страницы)
Слайд 30. Задание на закрепление видов безработицы и категорий занятости.
Подведение итогов урока.
Задание на дом: 1. Составление кроссворда на тему «Безработица»
2. Особенности оказания городской помощи и контроля за ее осуществлением в экономически развитых странах (сообщение на блогах учащихся)
3. Параграф 25.
4. Задание в рабочих тетрадях
5. Выписать порядок установления размера пособия по безработице (Портал государственных и муниципальных услуг Москвы)

Приложение

Дополнительный материал по установлению размера пособия по безработице

Предусматривается следующий порядок установления размера пособия по безработице. Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы. Для граждан, ищущих работу впервые, пособие назначается в размере минимальной заработной платы. Для остальных граждан в размере:

• за первые три месяца — 75% среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы;
• следующие четыре месяца — 60% среднего заработка;
• в дальнейшем — 45% среднего заработка.
Максимальный размер пособия не должен превышать среднюю заработную плату по области (республике), но и не быть ниже минимальной заработной платы.
Устанавливается срок выплаты пособия: в большинстве случаев — не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 1,5 года, т. е. с учетом возможного обучения, болезни или иной уважительной причины пособие безработному выплачивается не более 18 месяцев.
Выплата пособия производится не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации.
Выплата пособия может быть прекращена, приостановлена или сокращен его размер.
Выплата пособия по безработице может быть прекращена в случаях:

• трудоустройства безработного;
• прохождения им профессиональной подготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости, т. е. с момента получения стипендии;
• длительной неявки безработного в службу занятости без уважительной причины;
• переезда в другую местность;
• получения пособия обманным путем;
• осуждения лица, получавшего пособие;
• назначения пенсии по закону.
Выплата пособия по безработице может быть приостановлена до истечения трех месяцев в случаях:
• отказа безработного от двух вариантов подходящей работы;
• увольнения с последнего места работы за виновные действия, в том числе за нарушения трудовой дисциплины;
• нарушения условий и сроков перерегистрации в качестве безработного;
• самовольного прекращения обучения по направлению службы занятости.
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:

• неявки без уважительной причины на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления службы занятости;
• отказа без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу (учебу).
Выплата пособия по безработице не производится в периоды:
• временной нетрудоспособности безработного;
• отпуска по беременности и родам;
• выезда безработного из места постоянного проживания в связи с заочным или вечерним обучением в учреждениях профессионального образования;
• призыва на военные сборы.
Размер стипендии за время обучения безработного определяется следующим образом:
• гражданам, имевшим до безработицы непрерывный стаж работы не менее 26 недель, — 75% среднего, заработка за последние три месяца работы по последнему месту работы;
• гражданам, имеющим перерыв в работе более одного года или ищущим работу впервые, — в размере стипендии учебного заведения соответствующего профиля.
Кроме того, устанавливаются минимальные и максимальные границы размера стипендии.
Размер стипендии может быть уменьшен на 25% или ее выплата приостанавливается до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий обучаемым безработным без уважительной причины,
Время нахождения без работы для официально зарегистрированного безработного включается в его общий трудовой стаж.
При установлении порядка назначения и выплаты пособия по безработице во многих странах в целом применяют единые подходы. Прежде всего учитываются предыдущий трудовой стаж, средняя заработная плата работника и число иждивенцев в семье. В ряде стран порядок выплаты пособия имеет свои особенности. Например, во Франции и в Дании отсутствует государственная система обеспечения пособиями; здесь действуют частные системы страхования от, безработицы под контролем профсоюзов. В Великобритании и Германии работник должен предварительно регулярно выплачивать так называемые страховые взносы от безработицы. В Бельгии, Дании и Ирландии работник, уволенный с предприятия за участие в забастовке, не может быть зарегистрирован службой занятости в качестве безработного.
В настоящее время в России проводится работа по совершенствованию практики выплаты пособия по безработице с учетом опыта, накопленного зарубежными странами.
Категория: Разное | Добавил: Светик
Просмотров: 3991 | Загрузок: 403 | Рейтинг: 0.0/0

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Тема: « В гости к бабушке» (0)
  • Практический форум по психологии развития (1)
  • "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ" (1)
  • Практический форум-Инновации в логопедии: опыт и перспективы (1)
  • Это актуально и интересно! (0)
  • Коррекционные классы в средних общеобразовательных школах (1)


  • ©  Самарский школьный портал 2017

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета