Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1834

На сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » История и обществознание » Уроки, конспекты

Методическая разработка урока-размышления «Гражданская война в России. Красный и белый террор"( для студентов 1-2 курсов)
Автор: Кулиева Евгения Евгеньевна
преподаватель истории и обществознания ГАОУ СПО "Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций"
Скачать (83.0Kb) 28.07.2014, 14:02

Кулиева Евгения Евгеньевна
Преподаватель истории и обществознания
ГАОУ СПО «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»

Методическая разработка урока-размышления по теме «Гражданская война в России.
Красный и белый террор» ( для студентов 1-2 курсов)

Цели урока:

1. Обучающая - Обобщить знания о причинах и основных участниках Гражданской войны,
красном и белом терроре, сформировать представление о том, что
гражданская война стала национальной трагедией народа.

2. Развивающая - Продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умения
анализировать, делать выводы при работе с исторической информацией,
определять собственную позицию по отношению к событиям прошлого.

3.Воспитательная - Воспитание гражданственности, патриотизма через понимание того,
что трагедия Гражданской войны предостерегает от ненависти,
произвола и насилия как метода государственного строительства,
осмысление этих событий с общечеловеческой точки зрения.

Методическая цель: Развитие способности понимать и критически анализировать
полученную историко-социальную информацию, через личностное
осмысление на основе технологии проблемного обучения.

Тип урока: урок усвоения знаний на основе имеющихся.
Технология: проблемное обучение.
Форма урока: урок-размышление.
Материально-техническое обеспечение:
1. Эпиграф «Но вихрь прошел, и пропасть пролегла…»
2. Карта «Гражданская война и иностранная интервенция».
3. Выставка книг по теме.
4. Мультимедийный проектор и экран.

Основные понятия: гражданская война, иностранная интервенция, красный террор, белый террор.

С Х Е М А У Р О К А:
1. Вступительное слово преподавателя:
приветствие, мотивация учебной деятельности через
осознание учащимися значимости получаемых знаний, сообщение темы урока, постановка целей и задач урока, информация о форме проведения урока.
3 мин.
2. Основная часть урока: усвоение новых знаний и понятий на основе имеющихся через активизацию мыслительной деятельности учащихся:
1. Опрос по предыдущей теме.
2. Причины и факты красного и белого террора.
3. Итоги террора для обеих сторон. 35 мин.
3. Заключительное слово преподавателя 3 мин.
4.
5. Итоги урока.
Домашнее задание. 2 мин.
2 мин.

Х О Д У Р О К А

«Любит, любит кровушку русская земля».
А. Ахматова

«Но вихрь прошел, и пропасть пролегла…»
М. Цветаева

Было время безумных действий,
Время диких стихийных сил
С. Есенин
Ⅰ. Вступительное слово преподавателя.
На прошлом уроке мы с вами начали изучение темы «Гражданская война и иностранная интервенция в России в 1918 - 1920 гг.», говорили о ее причинах, особенностях, основных этапах и двух противоборствующих лагерях – «красные» и «белые». Сегодня на уроке мы продолжим изучение этой темы, но теперь речь пойдет о небывалой по накалу, глубине и жестокости братоубийственной войне. Война сама по себе ужасна и страшна для человечества, а тем более - гражданская война. В качестве эпиграфа к нашей теме я выбрала строки трех известных поэтов, которые жили в то самое время и по-своему пережили события тех лет.
Наш урок пройдет в форме урока-размышления, в ходе которого вы попытаетесь проанализировать историческую информацию, дать объективную оценку событиям прошлого, сделать политические и нравственные выводы. По ходу урока вы составите опорный конспект по теме.
Ⅱ. Основная часть урока.

1. Опрос по пройденной теме: «Гражданская война и иностранная интервенция в России в 1918 - 1920 годах».

В начале урока давайте вспомним основные понятия прошлой темы.
Вопрос: Дайте определение гражданской войны.
Гражданская война - это, вызванная глубокими социальными, политическими и экономическими противоречиями, вооруженная борьба за власть между различными группами и слоями населения внутри какой-либо страны.
Вопрос: Какова особенность гражданской войны в России?
Особенностью гражданской войны в России была антисоветская военная интервенция стран Антанты и Германии, которые вмешались во внутренние дела России и поддерживали белогвардейские войска.
Вопрос: Назовите даты начала и завершения гражданской войны.
Общенациональный характер вооруженная борьба приобрела с середины 1918 года, когда начался мятеж чехословацкого корпуса. Это стало как бы сигналом к началу гражданской войны в стране.
Гражданская война закончилась после ликвидации в ноябре 1920 г. последнего белого фронта в Крыму. В целом же гражданская война закончилась после изгнания с территории Дальнего Востока остатков белых и иностранных военных частей.
Вопрос: Каковы причины гражданской войны в России?
Основные причины гражданской войны:
1. Национализация земли, заводов, банков, транспорта вызвала недовольство буржуазии и помещиков.
2. Зажиточные крестьяне были недовольны политикой большевиков.
3.Царское офицерство, духовенство, богатая интеллигенция были недовольны Советской властью.
4. Недовольство Брестским миром и уступками Германии.
5. Политика большевиков оттолкнула демократические и социалистические партии.
Вопрос: Известно, что гражданская война расколола страну на два лагеря –
«красные» и «белые». Какие силы были на стороне каждого лагеря?

«Красные» - рабочие, большая часть крестьянства, часть офицерского корпуса русской армии (1/3 его состава), мелкие чиновники, часть интеллигенции.
Вот как отразил настроения красных поэт Александр Блок в поэме «Двенадцать»:
Как пошли наши ребята
В Красной гвардии служить,
В Красной гвардии служить,
Буйну голову сложить!

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови.
Господи, благослови!

«Белые» - помещики, буржуазия, казачество, часть офицерского корпуса, духовенство, зажиточные крестьяне, большая часть интеллигенции Белый лагерь был неоднородным по своему составу. В него входили монархисты и либералы, сторонники военной диктатуры, люди разных политических убеждений, но все они были против Советской власти. Из-за разногласий у белых не было своего общепризнанного лидера. В годы войны в Сибири, на Урале, в Поволжье возникло около 30 различных правительств, которые вели борьбу против большевиков, но они все просуществовали недолго.
Преподаватель: Многие русские писатели и поэты затрагивали тему гражданской войны в своем творчестве. Например, Максимилиан Волошин в стихотворении «Гражданская война» писал:

Учащийся: Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.

И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас – тот против нас.
Нет безразличных: правда, с нами».

А я стою один меж них
В ревущем пламене и дыме.
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

2. Причины и факты «красного» и «белого» террора.
Преподаватель: Итак, на фоне гражданской войны и интервенции в России
разворачивалась самая страшная, самая беспощадная, самая зверская война: эту войну русские вели друг с другом.
Одновременно гражданская война сопровождалась террором и репрессиями. С понятием «террор» мы уже встречались раньше.
Террор — это политика запугивания и насилия, расправы с политическими противниками, желание держать население в состоянии страха через репрессии и убийства. Методами террора пользовалась как советская власть, так и представители свергнутых классов, которые лишились политических и гражданских прав. Отсюда появились понятия «красный» и «белый» террор.
Кто первый развязал террор установить невозможно, но насилие стало нормой поведения, методом решения проблем.
Давайте обратимся с вами к некоторым фактам белого террора.

Приложение № 1. «Белый террор»

Источники свидетельствуют, что белый террор энергично проводился против всех несогласных с действиями белых правительств в самых разных формах: арестах, безрассудных расстрелах, в том числе заложников, рейдах карательных отрядов.
Командующий американскими войсками в Сибири генерал В. Гревс писал: «Жестокости были такого рода, что они долго будут вспоминаться и пересказываться среди русского народа».
30 августа 1918 г. эсерка Фаина Каплан покушалась на Ленина и ранила его. Фаина Каплан – революционерка, сидевшая еще при царе за подготовку террористического акта. Из показаний Каплан: «Я стреляла в Ленина, …потому что большевики – заговорщики, захватили власть без согласия народа». Следствие было быстрым. Уже 3 сентября комендант Кремля Мальков вывел Каплан во двор Кремля и выстрелил ей в затылок. Тело Каплан сожгли в бочке. Впоследствии ЧК был пущен слух, что Ленин лично помиловал Каплан, этот слух продержался десятилетия.
26 Бакинских комиссаров, которые представляли Советскую власть в Азербайджане, были арестованы и расстреляны эсерами и английскими интервентами 20 сентября 1918 г. в Закаспии.
Осенью 1918 года были убиты эсерами В.Володарский, комиссар по делам печати, пропаганды и агитации, и Председатель Петроградского ЧК М.С.Урицкий.
В 1918-1919 гг. только в Екатеринбургской губернии колчаковцами было расстреляно 25 тыс чел.
5 апреля 1920 г. Сергей Лазо, командир партизанского отряда в Приморье после пыток был сожжен в паровозной топке.
Из приказа № 564 генерала Майковского от 09.09.1919 г.: «В каждой деревне района восстания подробно обыскивать захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте».
Находясь в эмиграции, писатель Алексей Толстой любил показывать фотографию, сделанную в годы гражданской войны. На ней был снят огромный детина, увешанный оружием, который, картинно развалясь, сидел в кресле, а рядом с ним на тумбочке стояла отрубленная человеческая голова. Это был атаман Ангел – один из бесчисленных главарей банд, грабивших и убивавших мирных жителей.
На территориях, занятых иностранными оккупантами процветали анархия, произвол и жестокий террор. В рабочих кварталах постоянно проводились облавы и обыски, аресты. Многих арестованных расстреливали без всякого суда и следствия.
Народ голодал.
Вместе с оккупантами в Сибирь, Прибалтику, на Украину возвращались и помещики, которые не только опять становились хозяевами своих поместий, но накладывали на крестьян огромные штрафы за понесенные убытки. Капиталисты вернули себе фабрики и заводы, но, вместо организации производства, занимались распродажей оставшихся сырья, топлива, оборудования. В результате катастрофически сокращалось производство, и росла безработица.

Преподаватель: Как вы думаете, почему действия белого движения вызывали недовольство у простых граждан? Была в их действиях какая-то продуманная тактика поведения или это было только желание запугать и подавить всякое сопротивление? Можно ли выделить среди белогвардейских генералов общепризнанного лидера?

А теперь рассмотрим вопрос о «красном терроре», но сначала предлагаю вам посмотреть небольшой видеофильм.
( просмотр видеофильма)

Какие факты говорят о красном терроре в стране?
Приложение № 2 . «Красный террор»
Впервые в широких масштабах террор был применен по отношению к крестьянству после принятия декрета от 9 мая 1918 года о придании чрезвычайных полномочий комиссару продовольствия.
Началом красного террора стало убийство царской семьи. В ночь на 17 июля 1918 г. царская семья была казнена: царь с женой, пятеро детей и прислуга.
Из сообщения газеты «Известия» (20 июля 1918 г.): «В ночь с 16 на 17 июля по постановлению президиума областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Урала расстрелян бывший царь Николай Романов. Этим актом революционной кары Советская Россия торжественно предупреждает всех своих врагов, которые мечтают вернуть царский режим и даже выступают с оружием в руках».
В городах «красный террор» принял широкие размеры с сентября 1918 г. после покушения на жизнь В.И.Ленина и убийства руководителя петроградских чекистов М.С.Урицкого. Большевики объявили о красном терроре против лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам. Террор носил массовый характер. Только в ответ на покушение на В.И. Ленина Петроградская ВЧК расстреляла 500 заложников.
Власти в массовом порядке стали брать заложников из среды дворянства, буржуазии и интеллигенции. Многие из них были расстреляны.
В том же году в республике начинает развертываться сеть трудовых концлагерей, куда попадали все арестованные «на всякий случай». По официальным данным туда было брошено около 80 тыс.человек.
В январе 1919 г. большевистское руководство принимает решение приступить к «беспощадной войне со всеми верхами казачества путем их поголовного истребления». В результате этой жестокой акции станицы Дона, по словам очевидцев, «обезлюдели».
В знаменитом бронепоезде, на котором Лев Троцкий совершал свои переезды по фронтам, без устали работал военно-революционный трибунал с неограниченными полномочиями. Между фронтом и тылом формируются специальные заградительные отряды, ведущие борьбу с дезертирами. Из приказа № 65 от 24.11.1918 г. «Дома, в которых будут скрыты дезертиры, подвергать сожжению».
В сентябре 1918 г. расстреляно 2600 человек. За осенние месяцы по 20 губерниям расстреляно 5 тыс. человек. За июль-декабрь 1918 года в белогвардейских губерниях казнено 22 тыс. человек.

Преподаватель: Как вы считаете, нужен ли был расстрел царской семьи? Можно ли оправдать действия большевиков? Нужны ли были такие жесткие меры?

3. Итоги террора для обеих сторон.
Преподаватель: В результате красного и белого террора в России погибло более 8 млн. человек. Марина Цветаева в эти страшные годы с невыразимой болью писала:
Все рядком лежат,
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.

Мы не можем идеализировать ни большевиков, ни их противников. Обе стороны участвовали в этой братоубийственной войне, и каждая сторона считала себя правой. Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, сражались и умирали за великую в их понимании Россию. В свою очередь, большевики были убеждены, что являются выразителями интересов всех трудящихся, борцами против угнетения и эксплуатации, за скорое и окончательное освобождение не только собственного народа, но и всего мира.
В заключение нашего урока давайте ответим на следующие вопросы:

Задумайтесь, какие уроки после гражданской войны могли извлечь белые?
Белые:
- могли осознать необходимость единства действий;
- необходим был единый военный или политический лидер;
- надо было выдвинуть более привлекательную и понятную массам программу, лозунги.

Какие уроки после гражданской войны могли извлечь красные?
Красные:
- убедились, что самые жестокие действия способствуют достижению победы;
- разуверились в надежде на быструю мировую революцию;
- осознали невозможность продолжать прежнюю экономическую политику.

Какие уроки гражданской войны мы можем извлечь с вами сегодня?
- Гражданская война – страшное бедствие, национальная трагедия.
- Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни.
- В гражданской войне нет победителей.
- Обществу надо уметь заключать компромиссы.
- Диктатура одного класса или партии должна быть исключена.
Ⅲ. Заключительное слово преподавателя.
Главный урок Гражданской войны состоит в том, что она не решает проблемы, а порождает насилие и произвол, приводит к массовой гибели соотечественников.
Это особенно должны помнить современные политики, которые иногда своими непродуманными заявлениями провоцируют гражданскую войну. Исторический опыт говорит, что гражданскую войну легче предотвратить, чем остановить.
Эта тема занимает особое место в исторической и художественной литературе, статьях, фильмах, в театре, на телевидении. Для того, чтобы у вас сложилось свое мнение об этой трагической странице истории России я советую прочитать следующие книги: «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Доктор Живаго» В.Пастернака, «Хождение по мукам» А.Толстого и др.

Ⅳ. Итоги урока. Благодарю всех за активное участие в обсуждении темы урока. (Оценки за урок).
Ⅴ. Домашнее задание. Прочитайте конспект и ответьте письменно на вопрос: каковы причины победы большевиков в гражданской войне?

Список использованной литературы
1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История России: учебник. — М., 2006.
2. Интегрированные уроки 11 класс. История-литература.- Волгоград, изд.«Учитель», 2003.
3. Б.В.Соколов. Сто великих войн. – М., «Вече», 2007.

Дополнительные источники
1. Антонова Т.С., Данилов А.А., Косулина Л.Г., Харитонов А.Л. История России: ХХ век.
Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М., Клио Софт, 2000.

Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Evgenya19
Просмотров: 2513 | Загрузок: 168 | Рейтинг: 3.0/2

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Директорский произвол!!! (3)
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Тема: « В гости к бабушке» (0)
  • Практический форум по психологии развития (1)
  • "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ" (1)
  • Практический форум-Инновации в логопедии: опыт и перспективы (1)
  • Это актуально и интересно! (0)


  • ©  Самарский школьный портал 2017

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета