Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1835

На сайте:

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Иностранные языки » Разное

Статья "Активизация обучения иноязычному монологическому высказыванию с помощью наглядной опоры"
Автор: Завертяева Ирина Васильевна
преподаватель иностранного языка Петропавловский гуманитарный колледж имени Магжана Жумабаева
Скачать (105.4Kb) 08.02.2015, 14:27

Полилингвальная личность – это не просто индивидуум, владеющий разными наборами речевых возможностей, а культурно-историческая личность, имеющая свою социальную маркированность и свои этнические корни.
В процессе реализации полилингвальных программ все чаще используют различные приемы обучения, именуемые моделями или подходами, и в самых разнообразных вариациях. Во многих странах мира общеобразовательные предметы преподаются на нескольких языках. Иногда на уроках говорят на одном, а в процессе неформального общения – на другом языке. Существует интересная практика использования языков в ходе одного урока. Например, новый материал излагается на английском, а при повторении и закреплении используют казахский или русский языки. Такие методы позволяют активизировать и пополнять лексический запас, более эффективно закреплять понятийный аппарат. Существует и другая интересная методика. Во время уроков преподаватель и учащиеся говорят на одном языке, а на внеклассных мероприятиях – на другом.
Какими же принципами и подходами необходимо пользоваться при реализации полилингвальных программ, руководствуясь интересами учащихся и уважением к личности ребенка?
• Во-первых, необходимо поддерживать национальную, культурную, религиозную и лингвистическую идентичность в процессе обучения.
• Во-вторых, чем быстрее учащийся усваивает второй или третий язык, тем больше учебных предметов ему следует преподавать на этих языках.
• В-третьих, программы желательно разрабатывать, руководствуясь целью достижения языкового плюрализма, а не для ассимиляции. Следовательно, ни один из языков не должен иметь преимущества перед другими [14,c.218].
За годы независимости Казахстан прочно вошел в ряды мирового сообщества. В республике сложилась система образования, во многом отвечающая мировым стандартам. Подготовка молодых специалистов – дело государственной важности. С выходом Казахстана на арену международного сотрудничества, укрепления его международных контактов, как со странами Запада, так и Востока, проблема подготовки кадров приобретает особую значимость. Государству нужны не только образованные, но критически мыслящие люди, с активной жизненной позицией, умеющие ориентироваться в потоке возрастающей информации, владеющие иностранными языками. Особую актуальность эта задача приобретает сегодня, когда речь идет о конвертируемости казахстанских дипломов и подготовке специалистов за рубежом в рамках президентской программы “Болашак”.
При обучении различным видам коммуникативной деятельности на иностранном языке наиболее проблематичным выступает обучение иноязычному монологическому высказыванию, что является предметом многих исследований в области методики. Монологическое высказывание является действием, которое осуществляется субъектом речевой деятельности — учащимся, выражающим свое личностное отношение к окружающей действительности [8,c.34].
Сформировать и сформулировать монологическое высказывание учащемуся непросто. Причины этого кроются в ограниченных временных возможностях обучения, в личностных особенностях обучаемых, в их лингвистическом опыте, недостаточной сформированности у учащихся умений осуществлять речевую деятельность, в отсутствии интереса. Нейтрализовать эти причины можно за счет активизации обучения иностранному языку.
Активизация обучения — это процесс, направленный на достижение состояния активности учителя и учащихся как субъектов учебного процесса, на выявление и сохранение этой способности [1,c.7; 5,с.21]. Активность учителя заключена в эффективной передаче знаний, в эффективном формировании навыков, умений в монологической речи учащегося, в оптимальной организации учебного материала, средств, приемов, способов обучения. Активность учащихся направлена на усвоение знаний, приобретение необходимых речевых умений и навыков.
Основные трудности, которые не позволяют учащемуся осуществить монологическое высказывание на иностранном языке и которые учитель должен помочь учащемуся преодолеть, следующие: учащиеся часто не осознают цели монологического высказывания; учащиеся нередко плохо ориентируются в теме, по которой необходимо высказаться; учащиеся не владеют структурой высказывания, не знают, с чего начать, что сказать далее и как завершить высказывание [7,c.28].
Процесс порождения монологического высказывания протекает в трех фазах [4,c.51]. Первая, наиболее важная при формировании у учащихся состояния заинтересованности и активности, — мотивационно-побудительная фаза. Эта фаза характеризуется единством потребности как ведущего отправного пункта, мотива и цели действия. В случае обучения иноязычному монологическому высказыванию интерес к порождению высказывания необходимо вызывать специально. Нахождение учителем источника потребности, мотивов имеет значение для организации иноязычного говорения и позволяет преодолеть ряд трудностей. Таким образом, путь от мысли к речи начинается с мотива и цели речевых действий. На второй, аналитико-синтетической фазе, происходит формирование и формулирование мысли высказывания во внутренней речи. Именно на этой фазе учащийся сталкивается с трудностями, связанными с тем, что и как сказать на, иностранном языке. Реализация монологического высказывания осуществляется на третьей фазе, исполнительной. Учащийся осуществляет фонацию и интонирование своего монологического высказывания.
Учителю следует осуществлять управление обучением речевым действиям монологического характера, совершаемым учащимися, на всех трех этапах порождения высказывания.
Развитие монологических умений предполагает совершенствование соответствующих механизмов речепорождения высказываний. Н.И. Жинкин в своих работах отмечает, что «механизм речи — это живой, постоянно перестраивающийся и в норме постоянно совершенствующийся механизм. Его формирование, перестройка и запуск происходят в результате обмена сообщениями. Это необходимо и достаточно для того, чтобы накопились элементы отбора и сформировалась способность производить акт отбора» [8,с.38]. Речь идет о таких механизмах, как механизмы осмысления (анализа и синтеза), механизмы оперативной и долговременной памяти, механизмы упреждающего синтеза (опережающего отражения).
Таким образом, в процессе речепорождения учащийся формирует и формулирует продукт своего монологического высказывания — монологический текст. Монологический текст по той или иной программной теме должен являться отправной точкой высказывания, постоянной опорой, должен заинтересовать и мотивировать действия учащихся [13,c.72]. Работа с таким текстом вызывает интерес у учащихся, усиливает мотив для выражения отношения, снижает в какой-то мере «страх» совершения речевого поступка, однозначность высказывания, убеждает в возможности правильного выбора языковых средств для высказывания.
В методике обучения иностранному языку имеются исследования, направленные на активизацию обучения монологическому высказыванию не только с опорой на текст, но и с помощью наглядных опор.
Основополагающими для разработки таких наглядных опор явились следующие положения [2,c.13; 3,с.65]:
• необходимость учета трех уровней речепорождения;
• обязательность отбора языковых и речевых средств для усвоения учащимися и дальнейшего использования в процессе перехода от заданной к собственной программе высказывания;
• обязательность соблюдения последовательности, структурированности построения зрительной опоры, что обеспечит эффективное запоминание языковых и речевых единиц, будет способствовать развитию зрительной, долговременной и оперативной памяти учащихся в процессе обучения;
• необходимость учета накопленных знаний в памяти учащихся.
В качестве примера рассмотрим возможность использования наглядной опоры в комбинации с аудио- или графическим текстом. Источником информации служит текст по теме «Travelling».
На начальном этапе введения текста учитель проводит подготовительную работу, дает установку для последующей работы. Предполагается, что на этом этапе от учителя зависит концентрация внимания учащихся, развитие интереса к высказыванию. Эта тема предварительно была введена учителем на предыдущих уроках. Он объясняет учащимся сущность предстоящей работы по прослушиванию текста. После прослушивания учащиеся выполняют следующую работу: 1) знакомятся с содержанием наглядной опоры и выбирают необходимые компоненты из первой части таблицы для построения самостоятельного высказывания;
1. Зачин (Замысел)
1) Like many people in the world I like travelling. I like to travel with...
• my parents
• friends
2. Главная часть
1) People travel to...
2) There are different ways of travelling. So people can travel by ... (train, plane, ship, car, bicycle)
3) Last summer I went to... for my holidays.
4) I went there by train. Travelling by train is...
5) I like trains. Travelling by train... • learn many interesting things about other countries
• the village, the seaside
• England, Russia, Kazakhstan
• London, Moscow, Astana
• see different countries, places and different nations
• make friends with people of other countries
• learn customs and tradi¬tions of other people
• visit theatres, museums and exhibitions
• I can admire the whole countryside out of the windows

3. Заключение
1) Travelling by...
was very interesting
and gave me chance to...
2) I prefer travelling by bicycle.
Travelling by bicycle... . • get much information about...
• spend my holidays well
• the cheapest way of travelling
• good for health
• I can admire the country I am passing through
• I can stop where I want.
• I can breathe in fresh air
2) зачитывают компоненты из левой и правой частей опоры, эта работа проводится в режиме ученик—ученик, ученик—класс. Таким образом, управление порождением монологического высказывания осуществляется по четырехэтапной программе: 1) аудирование текста, 2) работа с наглядной опорой, 3) воспроизведение прослушанного, 4) самостоятельное высказывание по аналогии с прослушанным.
После проведения работы по таблице учитель может использовать в процессе обучения другую наглядную опору — коллаж [11,c.42]. Предлагается вариант работы по самостоятельному оформлению монологического высказывания с опорой на слова, предложенные в коллаже.

Учитель предварительно объясняет ученикам способ работы с коллажом и способ выбора слов для своего предполагаемого высказывания. Учащиеся выполняют следующую работу: 1) самостоятельно прочитывают все слова, предложенные в коллаже; 2) самостоятельно выбирают необходимые компоненты для своего высказывания; 3) при необходимости делают заметки в своих тетрадях.
Предполагается следующий текст ответа ученика: «Like many people in the world I like travelling. I like to travel with my parents. Most of all I like travelling by bicycle. Travelling by bicycle is the cheapest way of travelling and good for health. I can breathe in fresh air. Also I can admire the country I am passing through. I can stop where I want. Last summer I went to my grandparents to the country. I went there by bicycle. In the country I enjoyed fishing, swimming in the river and sunbathing. Also I went to the forest to pick up berries. I liked my summer holidays in the country».
Предложенные виды наглядных опор являются надежным средством обучения, способствующим всесторонней мотивации речевой деятельности учащихся и организации самостоятельных видов работы в процессе обучения.

Категория: Разное | Добавил: espanola
Просмотров: 760 | Загрузок: 32 | Рейтинг: 1.0/1

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Директорский произвол!!! (3)
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Тема: « В гости к бабушке» (0)
  • Практический форум по психологии развития (1)
  • "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ" (1)
  • Практический форум-Инновации в логопедии: опыт и перспективы (1)
  • Это актуально и интересно! (0)


  • ©  Самарский школьный портал 2017

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета