Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1828

На сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Физика и астрономия » Уроки, конспекты

Конспект урока и презентация по физике "Плавление кристаллизация» 8 класс
Автор: Шелемова Людмила Владимировна
учитель физики МОУ СОШ п.Янталь
Скачать (176.6Kb) 28.08.2012, 09:22
ТЕМА: Плавление и кристаллизация.

Урок №2. по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

Цель урока:
Общеобразовательная- сформировать представление о плавления
кристаллизации как тепловых процессах.
Развивающая: -развивать умение наблюдать, анализировать и
делать выводы.
- развивать умение определять по графику основные
характеристики теплового процесса.
Воспитательная - воспитание личности через бережное отношение к природе. расширение кругозора учащихся, развитие коммуникативных способностей.

ХОД УРОКА:
1.Организационный этап:
Каждый урок – это возможность получить новые знания, возможность понять многие природные явления и научиться использовать эти знания на практике.
Я искренне верю, что вы позовете себе на помощь слуг, о которых писал Р.Киплинг.
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все что вижу я вокруг, -
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.

2.Мотивационный этап:
Ребята, давайте вместе определимся с темой нашего урока!

В природе много мы встречаем
Явлений разных, но всегда
Чуть-чуть подумав, замечаем
Все время происходит измененье вещества.

А что же это за явленья,
Которые сегодня предстоит нам изучать.
Вы сами сможете назвать без промедленья,
Я вам хочу подсказку дать.

Я в школу принесла кусочки льда,
Для изученья свойства вещества.
Пока готовила урок, друзья,
То вместо льда, в стакане
Появилась вдруг вода!

Поправить дело мне бы удалось,
Будь чуточку не улице бы посильней мороз,
Процессы эти будем мы сегодня изучать,
И вас прошу я их назвать.

Как назовем подобное явление?
-Плавление
А если льдом становится вода?
Всем ясно- это…

ТЕМА: Плавление и кристаллизация ( запись темы и числа в тетрадь)

Цели нашего урока таковы:
1.Рассмотреть изменение строения вещества при переходе из твердого состояния в жидкое.
2.Определить условия процессов.
3.Научиться работать с графиком плавления и кристаллизации, определять основные характеристики.
Давайте дадим определение процессу плавления.
Определение в тетради заменим схемой в опорном конспекте.
3.Изучение нового материала.

Повторение строения вещества в твердом и жидком состоянии.

Плавление вещества - процесс, требующий времени для наблюдения. Плавление вещества происходит не сразу, и требует определенных условий.
Фронтальный эксперимент.
Подведение итогов.
При каком условии протекает процесс?
Ответ: при сообщении веществу количества теплоты.

Передавая телу энергию, можно перевести его из твердого состояния в жидкое (например, расплавить лед)
Плавление и отвердевание кристаллических тел можно объяснить на основании атомно-молекулярной теории строения вещества.
Мы знаем, что в кристаллах молекулы (или атомы) расположены в строгом порядке. Этим объясняется, что все кристаллы одного и того же вещества имеют определенную форму. Однако и в кристаллах молекулы или атомы находятся в движении. Но в отличие, например, от газов, где частицы движутся независимо друг от друга, в твердом теле каждая из частиц влияет на движение других.
От скорости движения молекул, как мы знаем, зависит температура тела. При нагревании тела средняя скорость движения молекул возрастает, - следовательно, возрастает и их средняя кинетическая энергия. Вследствие этого размах колебаний молекул (или атомов) увеличивается, при этом силы, связывающие их, уменьшаются. Когда тело нагреется до температуры плавления, размах колебаний настолько увеличится, что нарушится порядок в расположении частиц в кристаллах. Кристаллы теряют свою форму: вещество плавится, переходя из твердого состояния в жидкое.
Физминутка.
Вы немножечко устали,
Надо силы нам вернуть,
Проведем мы физминутку,
Дадим мышцам отдохнуть.
Ручки плавно опустите,
Ноги вытянем вперед,
И представим на минутку,
Как мы плавиться начнем.
Все мы дружно отдохнули,
Силы мы себе вернули.

При отвердевании вещества все происходит в обратном порядке
Процесс перехода вещества можно представить на графике.
Работа с графиком (фронтальная беседа по вопросам)
1.Сколько участков вы можете выделить на графике?
2.Дайте название каждому участку.
3.Почему для превращения твердого тела в жидкость необходимо сначала его нагреть?
4 Почему участок, соответствующей плавлению изображен горизонтальной линией, если тело нагревают. Телу передают количество теплоты, на что оно расходуется?
5.При каком условии возможен процесс плавления?
6.Что происходит с внутренней энергией тела?
7. Как можно назвать температуру, при которой вещество начинает плавиться?

А как можно назвать температуру, при которой вещество кристаллизуется?
Что вы можете сказать о значении этих температур?
Каждое вещество имеет свою температуру плавления, это определяется свойствами кристаллической решетки.

Таблица температур плавления. (беседа по вопросам)
1.Какое вещество можно назвать тугоплавким? Легкоплавким?
2.Может ли вещество плавиться при отрицательной температуре?
3.Какие вещества можно расплавить при комнатной температуре?
4.Если бы у нас была возможность пронаблюдать процесс плавления на уроке, какие вы взяли вещества?

Основная характеристика вещества- удельная теплота плавления.
Удельная теплота плавления показывает какое количество теплоты необходимо для превращения 1кг твердого тела в жидкость.

λ – удельная теплота плавления
[λ]- Дж/кг ( таблица)
Количество теплоты, необходимое для плавления
Q=λ • m
Количество теплоты, выделяемое при кристаллизации
Q=-λ • m

4.Закрепление материала.
Решение задачи.
Какое количество теплоты потребуется для плавления 2кг меди?

5.Проверка качества усвоения изученного. ( самопроверка)
Тест (презентация)
Вы отлично потрудились,
Процесс плавления изучили,
Работать с графиком вы научились,
И отличные отметки получили.

Домашнее задание.
Заполнение опорного конспекта.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.
Цель: пронаблюдать за процессом плавления парафина.
Помни про технику безопасности при работе с нагревательными приборами и стеклянной посудой!
ХОД РАБОТЫ:
1.Установи колбу с парафином над электрической плиткой.
2..Определите начальную температуру парафина.
t0=
3..При какой температуре парафин начинает плавиться?
tпл =

4.Определите промежуток времени, в течение которого плавился парафин.
Время =

5..Подготовьте ответы на вопросы:
1.Плавиться ли парафин при комнатной температуре?
2.Как необходимо изменить температуру парафина, для того чтобы твердое его состояние начало переходить в жидкое?
3.Что можно сказать о значении температуры в процессе плавления.

Полностью ознакомиться с конспектом урока и презентацией к нему можно, нажав на кнопку "скачать"
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: янталянка
Просмотров: 10265 | Загрузок: 2236 | Рейтинг: 3.0/8

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Тема: « В гости к бабушке» (0)
  • Практический форум по психологии развития (1)
  • "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ" (1)
  • Практический форум-Инновации в логопедии: опыт и перспективы (1)
  • Это актуально и интересно! (0)
  • Коррекционные классы в средних общеобразовательных школах (1)


  • ©  Самарский школьный портал 2017

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета