Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1834

На сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Дошкольное образование » Логопеду

Опыт работы по теме: "Использование игровых технологий как средства повышения эффективности коррекционной работы"
Автор: Жукова Елена Ивановна
Учитель-логопед МДОУ №12 "Голубок" город Коряжма Архангельская область
Скачать (69.5Kb) 24.01.2013, 10:41
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
№12 «Голубок»
города Коряжма Архангельской области

Опыт работы по теме: "Использование игровых технологий как средства повышения эффективности коррекционной работы"

подготовила:
учитель - логопед
Жукова Елена Ивановна

г. Коряжма
2012

"Использование игровых технологий как средства повышения эффективности коррекционной работы"


В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии, так как для дошкольника ведущий и наиболее приятный вид деятельности - игра. В игре ребёнок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры.
В литературе по логопедии отмечается специфика игровой деятельности у детей с нарушениями речи, разрабатываются научно-методические аспекты применения игры как коррекционного средства (Г.В. Косова, Р.Г. Лазарева, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Л.Н. Усачева, Т.Е. Филичева и др.). Однако в публикациях остаются недостаточно раскрытыми возможности и целесообразность использования разных видов игр и элементов игры на разных этапах логопедической работы с детьми, имеющими те или иные речевые нарушения.
В связи с этим мной была определена тема работы "Использование игровых технологий как средства повышения эффективности коррекционной работы".
Главная цель моей работы преодоление проблем, связанных с нарушением речи у детей, а также, предупреждение речевых расстройств с помощью игровых технологий.
Приоритетными задачами моей работы можно назвать следующие:
1. Способствовать формированию речевой готовности к обучению в школе
(исправление недостатков звукопроизношения, развитие фонематического слуха, совершенствование грамматического строя речи, закрепление словаря, развитие связной речи).
2. Способствовать формированию психологической готовности к школьному обучению:
- активизация психических процессов (внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти и мышления);
- развитие позитивного отношения к процессу обучения и повышение эмоционального комфорта на занятиях.
Начиная работу с детьми, провела диагностику. Были получены следующие результаты:
сентябрь 2010г.- с чистой речью - 34% , с нарушениями – 66%
сентябрь 2011г.- с чистой речью – 37%, с нарушениями - 63%
Элемент игры я вводила буквально с первых занятий. Так, на этапе подготовки артикуляционного аппарата, на этапе вызывания звука для более четкого зрительного восприятия артикуляционных укладов наряду с показом артикуляционных профилей, показом положений языка с помощью кисти руки, я использовала куклу " Клаву" и бегемотика "Боню". Цель: показ точных движений органов артикуляционного аппарата; создание игровой мотивации.
При отработке артикуляционных укладов эффективен прием обыгрывания артикуляционных движений или поз. Я использовала небольшие стихотворения или сказки "о веселом язычке" с опорой на наглядность.
Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. И поэтому я, уделяла пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.
Автоматизация звука - важный, но малоинтересный для ребёнка вид работы, заключающийся в многократном повторении слогов, слов, предложений, текстов.
Я предлагала задания, направленные не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.
Закреплению изолированного произношения звуков, а особенно таких как С, З, Ш, Ж, Л, Р, способствовали следующие игровые пособия: "Звуковые дорожки", " Лабиринты" - на одном вдохе ребенок должен был тянуть автоматизируемый звук и одновременно ведет пальчиком по дорожке (СССС….). Это может быть движение самолета, машины, и т. д.
Использование данных игровых пособий позволяло не только отрабатывать изолированное произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику.
При автоматизации звука в слогах соединяется закрепляемый согласный с гласными А, О, У, Ы сначала в прямые слоги (РА, РО, РУ, РЫ), затем в обратные (АР, ОР, УР, ЫР).
Далее отрабатывался звук в позиции между гласными и со стечением согласных: АРА, ОРЫ, ДРА, КРА и т. д.
В большинстве случаев это было утомительное и не интересное задание для ребенка, я старалась превратить его в увлекательную игру благодаря игровым пособиям:
"Подружи звуки", "Слоговая ромашка", "Слоговые дорожки", "Подружи звуки", "Слоговые листочки", "Догонялки", "Ступеньки", "Чудесная лесенка", и другие. Детям предлагалось "шагать" пальчиками по дорожкам, следам, ступенькам, стрелочкам, лужам и одновременно проговаривать нужные слоги. Заинтересованный ребенок, в стремлении кому-то помочь или кого-то догнать старался выполнить задание правильно и быстро.
Автоматизация звука в словах требует более длительной систематической тренировки. Игровой материал был подобран так, чтобы автоматизируемый звук отрабатывался в начале, середине и конце слов. Параллельно с автоматизацией звуков в словах совершенствовала и лексико-граматический строй речи, развивала фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и синтеза. На каждом занятии ребенку приходилось проговаривать большое количество слов, поэтому целесообразным и эффективным решением в данной ситуации, было использование следующих игровых наглядных пособий:
"Магазин", "Логопедическое лото", "Волшебный цветок", " Назови слова", "Один - много" и другие. В описанных играх дети совершали покупки в магазине, собирали лепесточки в цветок, расселяли животных в домики, а также проговаривали слова с заданным звуком, активизируя словарь и развивая фонематический слух.
Автоматизация звука во фразах и предложениях, я проводила уже на знакомых, отработанных с ребенком словах. Желательно также, чтобы в каждом слове, входящем в предложение или стихотворение, был автоматизируемый звук.
На данном этапе использовала различные игровые пособия с усложнением речевого материала: "Логопедические лото", "Скороговорки в картинках", "Рррычащий рассказ", "Связанные одной цепью", "Найди ошибки", "Зоопарк", "Лабиринт", "Загадочные картинки", "Что есть у Иры?", "Придумай предложение", "Рифмушки" и другие.
В процессе игр дети овладевали умениями придумывать предложения с заданными словами, находили в них нужные звуки, работали над структурой слова, учились правильно употреблять и контролировать звуки в собственной речи.
Подтверждением эффективности работы по теме служат следующие показатели:
май 2011г. обследовано 39 детей: количество детей с чистой речью увеличилось с 34%до 69 % детей, с нарушением (автоматизация) уменьшилось с 66% до 31%.
май 2012г. обследовано 42 ребёнка: количество детей с чистой речью увеличилось с 37%до 86% детей, с нарушениями (автоматизация) уменьшилось с 63% (25) до 14%(6) детей.
Вывод: результаты игровой организации логопедических занятий убедили меня в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи.
Категория: Логопеду | Добавил: юльча
Просмотров: 2424 | Загрузок: 179 | Рейтинг: 0.0/0

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Директорский произвол!!! (3)
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Тема: « В гости к бабушке» (0)
  • Практический форум по психологии развития (1)
  • "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ" (1)
  • Практический форум-Инновации в логопедии: опыт и перспективы (1)
  • Это актуально и интересно! (0)


  • ©  Самарский школьный портал 2017

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета