Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1861

На сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Дошкольное образование » Физическая культура

Влияние физкультурных занятий на развитие целенаправленности и самоорганизации старших дошкольников преподаватель
Автор: Киселева Е.В. Фирсина Л.В., преподаватель
преподаватель высшей категории ГБПОУ Самарской области «Самарский социально-педагогический колледж»
г.Самара
Скачать (67.3 Kb) 11.01.2018, 10:56

Киселева Елена Всеволодовна,

преподаватель высшей категории 

ГБПОУ СО   «Самарский социально-педагогический колледж»

Фирсина Людмила Валентиновна,

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида  № 83»  г.о. Самара

 

Н.А. Бернштейн писал: Представление что в любом двигательном тренинге...упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.

Становление целенаправленности и самоорганизации в двигательной сфере является одной из задач образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО. Действие самоконтролям целенаправленности рассматривается Н.И. Гуткиной как необходимое условие успешности обучения, Т.В. Апухтиной и Л.В. Федоровой подчеркивается его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости.

Накопленный в психологии опыт изучения особенностей самоорганизации деятельности и поведения личности, а также недостаточная изученность типологических особенностей её развития на примере дошкольного возраста актуализируют противоречие между возможностями более раннего формирования осознанной самоорганизации дошкольника и отсутствием необходимых знаний у педагогов в этом направлении.

В январе 2017 года на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида  № 83» г.о. Самара началась организация работы по формированию целенаправленности и самоорганизации на физкультурных занятиях у детей старшего дошкольного возраста (25 человек).

Нами выдвинуто предположение, что развитие целенаправленности  и самоорганизации на занятиях по физической культуре у детей старшего дошкольного возраста может быть эффективным, если: методика формирования движений будет включать работу второй сигнальной системы;  у дошкольников будет сформирована техника в выполнении основных движений,  а также активно использоваться упражнения способствующие формированию всех физических качеств.

В план деятельности по формированию целенаправленности и самоорганизации  старших дошкольников на физкультурных занятиях МБДОУ № 83  г.о. Самара вошли:

- обследование детей старшей группы по уровню развития физических качеств: силы, равновесия, выносливости, гибкости и быстроты;

- разработка перспективного плана мероприятий по формированию целенаправленности и самоорганизации детей в достижении лучших результатов развития их физических качеств;

- проведение физкультурных занятий, направленных на развитие физических качеств  (2 раза в неделю в помещении и 1 – на прогулке);

- мониторинг уровня развития физических качеств у старших дошкольников.

В  феврале 2017г. для обследования проявления целенаправленности и самоорганизации в развитии физических качеств дошкольников применялся ряд двигательных тестов:  статическая и динамическая координация – «Цапля» (по Н.И. Озерецкому); гибкость - наклон туловища вперёд из положения «сидя» (по В.И.Усакову);  сила - подъём туловища в сед за 30 сек, руки за голову, выносливость - бег на расстояние 120м, быстрота - бег на 30м  (в соответствии с показателями утверждеными Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001г. №916). Результаты см. таблица 1 и рисунок 1.

Таблица 1

Результаты диагностики физических качеств  детей старшего дошкольного возраста МБДОУ № 83 г.о.Самара в феврале 2017

Из всех диагностируемых показателей, дети проявили лучшие результаты - по гибкости. Это объясняется направленностью деятельности инструктора по физической культуре: с 2016 года активно занимаются стрейчингом. На невысоком уровне проявление выносливости и силы, худшие результаты - по выполнению упражнений на равновесие.

Во время обследования детям задавались вопросы: как ты собираешься выполнять это упражнение; что надо сделать, чтобы очень хорошо его выполнить? Многие дети умеют видеть цель двигательной деятельности, но нечасто стремятся добиться возможного высокого результата. Самостоятельно определять свою цель, выстраивать предполагаемую последовательность двигательной деятельности затруднялись все дети. Это тоже объяснимо: инструктор во время выполнения движений указывает, какие мышцы надо напрячь сильнее, сколько времени стараться держать заданную позу и хвалит тех, кто лучше выполнил задание. Всё выполняется детьми на основании доверия к указаниям взрослого.

Далее был разработан перспективный план мероприятий по формированию целенаправленности и самооранизации детей в достижении лучших результатов развития их физических качеств (таблица 2).

Таблица 2

Перспективный план мероприятий МБДОУ № 83 г.о. Самара по формированию целенаправленности и самоорганизации старших дошкольников в достижении лучших результатов развития их физических качеств  на период  с 1 февраля по 15 декабря 2017 года

Для проведения физкультурных занятий в помещении использовались разные типы занятий, преимущественно: занятие-тренировка, круговая тренировка. Активно применялись все варианты зрительных ориентиров (за какую линию прыгнуть, добросить снаряди т.д.), простых и сложных схем выполнения движений.

Большую роль сыграло освоение ранее детьми упражнений на фитболах, стрейчинга, особенно включение с февраля 2017 года  упражнений на балансировочных подушках и проведение отдельных занятий с этим оборудованием. С интересом отнеслись в семьях воспитанников к предлагаемым домашним соревнованиям по выполнению тестов Н. Озерецкого.

При разучивании основных движений уделялось внимание формулировке вопросов к детям, выявляющих техническую особенность движения. Например, в подготовительной группе при разучивании прыжка в длину с места на вопрос: что нужно сделать, чтобы прыгнуть дальше, дети не могли сразу ответить: постараться соединить взмах руками с толчком ногами. После выяснения технической особенности  (т.е. постановка цели выполнения движения) результат прыжка у 30% детей улучшился.

Мониторинг развития физических качеств детей в сентябре 2017г дал некоторые положительные результаты (см. таблица 3 и рисунок 2).

Таблица 3

Результаты обследования физических качеств  детей старшего дошкольного возраста МБДОУ № 83 г.о.Самара  в сентябре 2017

 

Таким образом, определяются рекомендации по развитию у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции на занятиях по физической культуре.

- при планировании физкультурных занятий учитывать этапность формирования волевого действия, выявленную рядом психологов (Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Гуткина Н.И. и др.).;

- при разучивании основных движений задавать детям вопросы, направленные  на техническую особенность выполнения движения;

- продолжать включать семьи воспитанников в домашние соревнования по формированию движений.

Весь текст материала находится в приложенном файле

Категория: Физическая культура | Добавил: kisev
Просмотров: 64 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 4.0/1

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Вопрос администратору (25)
  • Новое интернет-шоу для учителей и учащихся "Викторинщик" (0)
  • Поздравляем! (19)
  • Фотоконкурс "Мисс и мистер Осень - 2011" (1)
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Физруков поставили перед альтернативой: обвинение в педофили (0)
  • И в шутку, и всерьёз... (9)


  • ©  Самарский школьный портал 2018

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета