Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1818

На сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Дошкольное образование » Физическая культура

Развитие дыхательной системы дошкольников на занятиях плаванием, проводимых в форме творческой игры старший дошкольный
Автор: Киселева Елена Всеволодовна, старший дошкольный
преподаватель ГБПОУ Самарской области «Самарский социально-педагогический колледж»
г.Самара
Скачать (37.3Kb) 06.09.2016, 10:21

Для обучения детей дошкольного возраста плаванию разработаны и обоснованы различные методики проведения занятий (Осокина Т.И., 1991; Меньшуткина Т.Г., 1999; Булгакова Н.Ж., 2001; Еремеева Л.Ф., 2005; Петрова Н.Л., Баранов В.А., 2006). Исследованием формирования навыка плавания у детей дошкольного возраста путем включения в программу занятий различных элементов игры занимались В.В. Дукальский, Е.Г. Маряничева (1990); Н.Г. Пищикова (2008) и др.
Вместе с тем, известная практика обучения детей плаванию показала, что эффект использования этих методик связан также с возникающими трудностями психологического плана. Так по данным В.Я. Лопухина(1995) и Е.А. Мухиной(1999) только 15% детей в возрасте 5-6 лет испытывали удовольствие и радость на первых занятиях по обучению плаванию, а у 10-12% занимающихся контакт с водой вызывал вообще отрицательную психическую реакцию. Отсутствие чувства уверенности и комфорта в водной среде отрицательно влияло на время и эффективность проведения начальных этапов обучения плаванию дошкольников.
Начиная с середины XX века, в обучении плаванию стало уделяться большое внимание игровому методу и на сегодняшний момент существует большое количество игр в воде (более 200 игр по разным источникам). Однако существует потребность в таких играх, которые будут легко проводиться в воде, легко регулировать физическую нагрузку и, в то же время, интересны, понятны и известны детям дошкольного возраста.
Использование творческих игр может быть эффективным средством в начальном обучении плаванию. Выполнение детьми привлекательных ролей на занятиях в воде, требующих систематически возрастающих познавательных и физических усилий поможет преодолеть боязнь воды у занимающихся. Если ещё и дифференцировать индивидуальные возможности детей в это время, то будет наблюдаться эффективное развитие двигательных, плавательных и функциональных способностей дошкольников.
Мы с педагогами дошкольных групп МБОУ лицей «Технический» г.о. Самара решили проверить влияние использования творческих игр, используемых на занятиях плаванием с детьми 5-6 лет, на работу дыхательной системы дошкольников.
В план исследовательской деятельности вошли:
- диагностика работы дыхательной системы старших дошкольников во время плавания;
- отбор игр, подходящих для обучения плаванию старших дошкольников;
- проведение занятий плаванием с использованием игр в воде: подвижных, творческих, театрализованных, сюжетно-ролевых;
- контроль изменений работы дыхательной системы старших дошкольников во время плавания.
Диагностика работы дыхательной системы старших дошкольников во время занятия плаванием проводилась по методике М.Д. Маханевой: определялась продолжительность задержки дыхания в позе «поплавок». Детям предлагалось набрать воздух, задержать дыхание и опуститься под воду в позе «поплавка». При помощи секундомера фиксировалось время, которое ребенок проводит под водой. Результаты подсчитывались. Каждому значению было присвоено определенное количество балов: 1 балл = 1 секунде. Высокий уровень - 25 с и более, средний уровень - до 23 с, низкий уровень – менее 20с. Результаты обследования детей старшего дошкольного возраста отражены в Таблице 1.
Мы решили повторить методику Герасимовой Ю.В. и провести обучение плаванию в сочетании с театрализованной игрой.
Для повышения функциональности работы дыхания на утренней гимнастике проводились подготовительные упражнения на развитие дыхания и укрепления всех групп мышц: «Покажем и спрячемся», «Жучок на спине», «Ветер», «Насос», «Остуди чай», «Пускаем мыльные пузыри» и другие.
В процессе выбора игр, мы заметили, что при большом количестве игр в воде: простейших (без сюжета), командных, нет игр по обучению плаванию, которые можно было бы использовать на протяжении всего занятия, что эмоционально объединило бы детей. Основой содержания занятий стало проведение сюжетно-ролевых игр в воде (по методике Герасимовой Ю.В.). Было отобрано 5 сказок, каждая сказка изучалась на 4 занятиях. Во время занятий в воде, использовались следующие сказки (по методике Герасимовой Ю.В.), которые распределялись по возрастающей сложности:
- сюжет сказки «Колобок» был использован для выполнения контрастных упражнения по освоению с водой;
- сказка «Репка» - для выполнения упражнений на дыхание;
- «Три поросенка» - для выполнения (упражнений на погружение);
- «Гуси лебеди» - для выполнения упражнений на всплывание.
После 16 занятий, с учетом двухразового посещения бассейна в неделю и продолжительностью каждого занятия 30 минут, в мелком бассейне (глубина воды 0,7 - 0,9 м) был проведён контроль работы дыхательной системы детей, участвующих в исследовании. Контроль промежуточных результатов проводился на занятии по плаванию построенного по сюжету сказки «Три поросёнка». Эти результаты отражены в Таблице 2.
В данном случае снизилось количество детей с низким уровнем и повысилось со средним и высоким. Сравнивая результаты промежуточных результатов с данными диагностики, мы получили Таблицу 3.
Проведённая работа показала, что дети, играя в сказку, вживаются в образ главных героев, пытаясь преодолеть стоящие на их пути препятствия и трудности, погружаясь в мир фантазии и волшебства, забывают страх, и скованность в движениях пропадает.
Частичное включение в занятия по обучению плаванию сюжетов сказки в экспериментальной группе положительно повлияло на качество овладения не только навыками плавания, но и на укрепление дыхательной системы детей.
Наша гипотеза подтвердилась: проведение театрализованных и творческих игр в воде при систематическом проведении занятий плаванием (2 раза в неделю) повысило функцию работы лёгких у детей 5-6 лет.
Таким образом, можно сказать, что использование творческих игр на основе сказочных сюжетов в занятиях плаванием, повышает эффективность процесса работы лёгких у детей 5-6 лет и позволяет лучше решать задачи обучения плаванию, развития и оздоровления, способствует формированию устойчивого интереса детей к занятиям.
Список использованных источников.
1. Воронова, Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду / – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 80 с.
2. Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду./ Методическое пособие.- М: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.
3. Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста: занятия, игры, праздники / – М.: Изд-во «Скрипторий», 2008. – 88 с.

ВСЕ ТАБЛИЦЫ ОТКРЫВАЮТСЯ В ФАЙЛЕ МАТЕРИАЛА

Категория: Физическая культура | Добавил: kisev
Просмотров: 326 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (160)
  • Тема: « В гости к бабушке» (0)
  • Практический форум по психологии развития (1)
  • "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ" (1)
  • Практический форум-Инновации в логопедии: опыт и перспективы (1)
  • Это актуально и интересно! (0)
  • Коррекционные классы в средних общеобразовательных школах (1)


  • ©  Самарский школьный портал 2017

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета