Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1824

На сайте:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Дошкольное образование » Физическая культура

Проведение подвижных игр с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО дошкольный
Автор: Киселёва Е.В., дошкольный
преподаватель ГБПОУ Самарской области «Самарский социально-педагогический колледж»
г.Самара
Скачать (44.2Kb) 22.02.2017, 11:16

Проведение подвижных игр с дошкольниками

в соответствии с ФГОС ДО

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.

На сегодняшний день все педагоги, работающие в этой сфере прекрасно знают, что ФГОС ДО должен способствовать:

- обеспечению равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования,

-  сохранению  единства образовательного  пространства  РФ относительно уровня дошкольного образования.

ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии должны будут пересматриваться, и переводиться с учебно-дидактического уровня на игровой, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.

Инновационность Стандарта - это сочетание в себе одновременно индивидуализации и социализации на уровне дошкольника.

Индивидуализация характеризует уникальный вектор развития каждого ребенка в этом возрасте, который задаёт параметры возможностей ребёнка в рамках целевых ориентиров программы.

Социализация - выражена в регламентации системы условий развития ребенка, в том числе и воспроизведение различных видов деятельности (подвижных игр), общения ребенка с воспитателями и сверстниками.

Воспитатели дошкольных учреждений всегда проводят в режиме детского сада подвижные игры и стараются выстраивать взаимоотношения детей в этих играх. Однако, чаще всего, эти игры не совсем соответствуют возрастным возможностям детей и не способствуют их физическому развитию в полной мере. Например, с детьми средней группы ДОУ (пятый год жизни) может проводиться на прогулке подвижная игра с бегом - «Два Мороза» потому, что она соответствует сезону.

При этом совершенно не учитывается:

- что уже в первом варианте игры присутствуют два водящих: мороз Синий нос и мороз Красный нос,

- площадка делится на три игровые зоны,

- на которых следует выполнять четыре действия: слышать слова и реагировать на них, перебегать в быстром темпе и уворачиваться от двух ловящих.

Важно, что и по выполнению бега, и по быстроте реакции, и психологически это слишком сложная задача для детей пятого года жизни (средняя группа ДОУ).

Как не ошибиться в выборе подвижной игры, соответствующей возрасту и индивидуальным возможностям ребёнка? Как сохранить разнообразие в освоении основных движений детьми и не навредить им?

Конечно, обращаться к образовательной программе, утверждённой Министерством образования РФ.

Да, не во всех комплексных программах есть рекомендации по подбору подвижных игр в соответствии с возрастными возможностями дошкольников. Предлагаю обратить внимание на программы, соответствующие ФГОС ДО:

  • ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С.Комаровой, (М. Мозаика-Синтез 2015г. - раздел Физическая культура в каждой возрастной группе);
  • программа «ОТ  РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» редакцией Вераксы Н.Е. (2015г – Приложение №7)

Рассмотрим на примере создания картотеки подвижных игр для детей средней группы ДОУ. Обратите внимание, что все рекомендованные игры классифицируются в обозначенных программах по выполнению основного движения.

Средняя группа

С бегом. Самолеты, Цветные автомобили, У медведя во бору, Птичка и кошка, Найди себе пару, Лошадки, Позвони в погремушку, Бездомный заяц, Ловишки.

С прыжками. Зайцы и волк, Лиса в курятнике, Зайка серый умывается.

С ползанием и лазаньем. Пастух и стадо, Перелет птиц, Котята и щенята.

С бросанием и ловлей. Подбрось — поймай, Сбей булаву, Мяч через сетку.

На ориентировку в пространстве, на внимание. Найди, где спрятано,

Найди и промолчи, Кто ушел?, Прятки.

Народные игры. У медведя во бору и др.

Ориентируясь на верный подбор игр,  воспитателю нужно составлять картотеку подвижных игр для всех основных движений, где предусмотреть:  двигательную задачу, соответствующую индивидуальным возможностям детей данной группы; дать описание этой игры; выделить правила; сигналы на начало и окончание игровых действий; варианты усложнений двигательной задачи.

Во многих играх опубликованных в литературе и интернете в описании игры не продуманы сигналы на начало или окончание игровых действий, не указываются расстояния до игрока, выполняющего роль водящего, не предполагаются усложнения двигательной задачи игры. В некоторых подвижных играх сама двигательная задача не определяется чётко.

Воспитателю следует обратиться к целевым ориентирам и содержанию образовательной программы по выполнению основных движений для детей данной возрастной группы и определять двигательную задачу с учётом уровня освоения данного движения детьми этой группы.

В карточке на одну игру лучше вверху дать обозначения: основного движения (в соответствии с программой), названия игры и возрастной группы. Если воспитатель последовательно будет создавать картотеку подвижных игр от младшей группы до подготовительной, то, в последующем времени, эта информация поможет не перепутать игры по возрасту и рекомендуемому основному движению.

Почему лучше иметь картотеку подвижных игр, а не пользоваться электронной информацией? В деятельности воспитателя, во-первых, часто бывают ситуации, что некогда ждать, пока загрузится компьютер или телефон; во-вторых, в случае необходимости замены воспитателя на рабочем месте (заболел) другой воспитатель может сохранить систему в проведении игры и её правил. Ниже приведён пример заполнения карточек картотеки подвижных игр по одному основному движению с исправлением всех неточностей, данных в описании этих игр в литературе.

ПРИМЕР составления «Картотеки подвижных игр» с прыжками для детей средней группы ДОУ, содержание которой соответствует рекомендациям  программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е. (2015г).

Сравним  варианты игр из литературных источников с карточкой картотеки

Описание игры из литературы -  «ЛИСА В КУРЯТНИКЕ» (средняя группа).

Задачи: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Описание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется. Правила: Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».

Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.

Карточка из картотеки.

ПРЫЖКИ

«ЛИСА В КУРЯТНИКЕ»

 

СРЕДНЯЯ группа

Задачи: Упражнять в прыжках в глубину на расстояние - 20-25 см. Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием.

Описание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры. По сигналу КУРЫ ВО ДВОР – куры ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями (подлезают под дугу). По сигналу - ЛИСА куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору до окончания этого проигравания. После подсчёта пойманных лисой кур, назначается новая ЛИСА, КУРЫ возвращаются на «насест» - игра возобновляется.

Правила:

Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только после сигнала воспитателя «Лиса!»,

Сигналы: КУРЫ ВО ДВОР - для выхода кур на игровую площадку;

ЛИСА - для начала ловли Лисой и возвращения кур на насест.

Варианты: - Увеличить число ловишек – 2 лисы.

- Дополнить другое основное движение во время действий кур во дворе: подлезание под высоту 50 см.

Отличие в картотеке:

  1. выбрано одно ведущее основное движение – прыжки, рекомендованное  для этой игры программой и конкретизирована двигательная задача в соответствии с программой средней группы;
  2. дополнен сигнал на начало действия «кур»;
  3. более конкретно обозначены действия ЛИСЫ (ловишки) и КУР на момент окончания одного проигрывания.

Описание игры из литературы - ЗАЙЦЫ И ВОЛК   (средняя группа)

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

Правила:

Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут.

Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».

Варианты: Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.

Карточка из картотеки

ПРЫЖКИ

«ЗАЙЦЫ И ВОЛК»

СРЕДНЯЯ группа

 

Задачи: Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд на расстояние 2м, позже -3 м. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увёртыванием. 

Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – да – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, кушают, осторожно слушают, не идет ли волк» (в это время зайцы выпрыгивают из кружков и прыгают на двух  ногах, с продвижением вперёд, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка). После слов «не идёт ли Волк», волк выходит из оврага и ловит зайцев, стараясь коснуться плеча убегающего зайца. Волк не может ловить зайцев, забежавших в свой дом. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как все зайци забежали в дом,  подсчитывается количество пойманных зайцев, выбирается другой волк, а пойманные зайцы возвращаются в свой дом.

Правила:

Воспитатель даёт сигнал: ЗАЙЦЫ ВЫПРЫГНУЛИ НА ПОЛЯНКУ– зайцы скачут на двух ногах с продвижением вперёд.

После слов «..НЕ ИДЁТ ЛИ ВОЛК»  - волк начинает ловить, а  зайцы бегут в  свой домик.  

Сигналы: ЗАЙЦЫ ВЫПРЫГНУЛИ НА ПОЛЯНКУ - для выхода зайцев из домика;

..НЕ ИДЁТ ЛИ ВОЛК! – для начала ловли Волком и возвращения зайцев в дом.

Варианты: - выбрать 2 волков;

- волку, выходя из логова, перепрыгнуть через преграду – ручей.

 

Отличие в картотеке :

  1. выбрано одно ведущее основное движение – прыжки, рекомендованное  для этой игры программой; конкретизирована двигательная задача в соответствии с программой средней группы - прыжки на двух ногах с продвижением вперёд на расстояние 2м, позже -3 м.;
  2. дополнен сигнал на начало действия «зайцев»;
  3. более конкретно обозначены действия ВОЛКА (ловишки) и ЗАЙЦЕВ на момент окончания одного проигрывания.

Описание игры из литературы - «ЗАЙКА СЕРЫЙ УМЫВАЕТСЯ» (прыжки)

Задачи: Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд. Учить соотносить действия со словами.

Описание: Все становятся в круг, выбирается зайка, он становится в центр круга.

Дети, образующие круг говорят:

Зайка серый умывается - вымыл хвостик,

Видно, в гости собирается - вымыл ухо, вымыл носик,  вытер сухо!

Зайка проделывает все движения, соответствующие тексту. Затем он подпрыгивает на двух ногах, продвигаясь вперёд - идёт в гости к кому-нибудь, из стоящих в кругу. Тот становится на место зайки

Карточка из картотеки

ПРЫЖКИ

«ЗАЙКА СЕРЫЙ УМЫВАЕТСЯ»

СРЕДНЯЯ группа

 

Задачи: Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд  на расстояние 2м, позже - 3м. Учить соотносить действия со словами.

Материал: Маска зайки.

Ход игры: Все становятся в круг (д- 4м), по считалке выбирается зайка, он становится в центр круга. Воспитатель произносит: ГОВОРИМ  СЛОВА.

Дети, образующие круг говорят: Зайка серый умывается - вымыл хвостик!

Видно, в гости собирается -  вымыл ухо, вымыл носик, вытер сухо!

Зайка проделывает все движения, соответствующие тексту. Затем он подпрыгивает на двух ногах, продвигаясь вперёд - идёт в гости к кому-нибудь из детей, стоящих в кругу, касается его руки. Тот, до руки которого кого коснулся зайка, становится на место зайки и будет выполнять эту роль.

Сигналы:  ГОВОРИМ  СЛОВА – (произносит педагог) произнесение текста игроками;

КАСАНИЕ РУКИ  ИГРОКА – передача роли Зайки.

Варианты: зайка подпрыгивает на двух ногах на расстояние 2-3 м, перепрыгивая через кочки, камни высотой 5-10 см.

Отличие в картотеке :

  1. Конкретизирована двигательная задача в соответствии с программой средней группы - прыжки на двух ногах с продвижением вперёд на расстояние 2м, позже -3 м.;
  2. дополнен сигнал на начало действия игроков;
  3. введён дополнительный сигнал: КАСАНИЕ РУКИ ИГРОКА – передача роли Зайки.

Если воспитатель разучил все рекомендуемые программой подвижные игры, то можно  проводить и другие, но двигательные задачи игры должны соответствовать программе возрастной группы.

Например. Описание игры из литературы  - ЧЕРЕЗ РУЧЕЁК (средняя группа)

Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

Карточка из картотеки.

ПРЫЖКИ

«ЧЕРЕЗ  РУЧЕЕК»

СРЕДНЯЯ группа

 

 

Задачи: Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд на расстояние 2м, позже -3 м.     Развивать у детей ловкость,  равновесие.

Описание: Все играющее стоят у черты — на берегу ручейка  у одного из 2 шнуров, положенных на пол, расстояние между ними 2 метра (позже 3 м) – это ручеек. Дети должны по камушкам – кружочкам (д-15см) перебраться на другой берег, не замочив ног. Кружочки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного «камушка» на другой (смотреть в программе расстояние для прыжка в длину с места). По сигналу воспитателя - «ПРЫГАЕМ!» дети перебираются через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». После того, как все дети перебрались через ручей, те, «кто не замочил ног» получают знак – кружок зелёного цвета(д-1см). затем игра повторяется.

Правила:

Проигравшим считается тот, кто не получает ни одного зелёного кружка.

Перебираться можно только по сигналу.

Сигналы: ПРЫГАЕМ!  – начало прыжков по кружочкам.

Варианты: - увеличить расстояние между шнурами, - прыгать на одной ноге 9тогда кружочки положить ближе между собой.

 

Отличие в картотеке:

  1. Конкретизирована двигательная задача в соответствии с программой средней группы - прыжки на двух ногах с продвижением вперёд на расстояние 2м, позже -3 м.;
  2. дополнен сигнал на начало действия игроков;
  3. введён дифференцированный подход к оценке действия детей: знак – кружок зелёного цвета (д-1см).

Таким образом, грамотное создание картотеки подвижных игр для каждого возраста дошкольников сделает подвижную игру более понятной  детям и будет способствовать в дальнейшем проявлению их самостоятельности в организации игр со сверстниками, а педагогу поможет обеспечить  выполнение целевых ориентиров образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО.

Использованы источники:

1.      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ [Электронный ресурс]//  http://mdou-197.ucoz.ru/infa/federalnyj_gosudarstvennyj_obrazovatelnyj_standart.pdf

2.      ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа  дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика- Синтез, 2015. – 368 с.

 

Категория: Физическая культура | Добавил: kisev
Просмотров: 370 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 5.0/1

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Тема: « В гости к бабушке» (0)
  • Практический форум по психологии развития (1)
  • "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ" (1)
  • Практический форум-Инновации в логопедии: опыт и перспективы (1)
  • Это актуально и интересно! (0)
  • Коррекционные классы в средних общеобразовательных школах (1)


  • ©  Самарский школьный портал 2017

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета