Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1866

На сайте:

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Дошкольное образование » Другое

Опыт работы по теме: «Осуществление воспитательно-образовательного процесса дошкольников на принципах народной педагогики русского Севера"
Автор: Гладышева Наталья Николаевна
воспитатель по приоритету МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №12 "Голубок"
Скачать (10.9 Kb) 10.12.2012, 20:40
Опыт работы по теме: «Осуществление воспитательно-образовательного процесса детей дошкольного возраста на принципах народной педагогики русского Севера»

Мы живём в интересное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, много заново переоцениваем и открываем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому, которое мы знаем поверхностно. Что заботило, о чём мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Истоки национального высыхают там, где не поют народных песен, не рассказывают сказки, где преданы забвенью обряды, обычаи, потехи прошлого.
Обратиться к истокам поможет фольклор. Ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Фольклор – устное народное творчество, существующее в виде пословиц и поговорок, загадок и сказок, народного героического эпоса, песенного искусства, потешек, народных игр.
Универсальность фольклора как средства народной педагогики очевидна. Сам фольклор имеет тесную связь с другими средствами народной педагогики: природа, изобразительная деятельность, этнография, литература, родной язык, музыка. Все жанры русского фольклора имеют педагогическую направленность. Поэтому мною была поставлена следующая задача: воспитание личности ребёнка на основе народной культуры Севера, через знакомство детей с устным народным творчеством, некоторыми видами прикладного искусства. Я хорошо понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа. Задача эта на года, поэтому в течение трёх лет я вела работу – знакомство детей с русским фольклором.
Для реализации намеченной цели я изучила и подобрала литературу.
А дальше была огромная работа по изучению истоков жанров русского фольклора, народного театра, прикладного искусства, составлению конспектов игровых развивающих ситуаций, сценариев обрядовых праздников, всего того, что постепенно складывается в систему.
Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно было увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта предметы я проводила игровые развивающие ситуации в этнографическом уголке детского сада. Макет печки, чугунок, самовар, прялка, зыбка, вышитые полотенца, самотканые половики, лоскутные одеяла, предметы быта и кухонной утвари создают атмосферу традиционной русской избы. Так я начинала.
Я старалась применять русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Подобрала серию потешек, пестушек, прибауток и, оформив их в картотеку использовала в работе с детьми в группах младшего возраста.
Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности, они удовлетворяют у ребёнка рано возникающую потребность в художественном слове, в ритмических движениях. Младших детей знакомила и с колыбельными песнями. Колыбельные песни наполнены материнской любовью. В колыбельных песнях подбираются ласковые слова, звучат они плавно нежно, как мамин голос. Малыши не только слушали песенки, но и сами пели куклам – и про котеньку, гулей, дрёму, приучая ухо к интонационному строю родной речи.
Очень интересно было познакомиться с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками. Мною была разработана серия конспектов по ознакомлению детей с пословицами и поговорками, в содержании которых есть названия предметов русского быта. Использовала следующие дидактические игры «Собери пословицы», «Продолжи пословицу», «Детское лото» и др. Старалась показать происхождение пословиц и поговорок, такие их особенности, как иносказательность, совмещение в них общего и конкретного, выразительность. Дети тонко чувствовали воспитательное и познавательное значение пословиц и поговорок.
Особое место занимали игровые развивающие ситуации по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Я старалась раскрыть смысл загадок. Термин «загадка» очень древний. Он произошёл от слова «гадать», что значит – думать, рассуждать. Каждая загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку бывает довольно трудно. Во–первых, для этого нужно обладать хорошим образным мышлением, во – вторых, быть очень сообразительным. Поэтому важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы. А результат – составленные детьми загадки.
Детей старшего дошкольного возраста знакомила с русской лирической и хороводной песней, демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно – музыкального искусства, отразилась жизнь русского человека, её горести и радости. В песнях как, и в других видах народного творчества воспевались трудовые подвиги народа, красота природы, воспевались человеческие добродетели, высмеивались пороки. Поэтому она имеет ярко выраженный воспитательный характер. Дети с удовольствием учат песни, которые исполняли их прабабушки.
Себе пару выбирал. (Мезенский район Архангельск. обл.)
С песней «Ах, берёза ты моя кудрява» Йеменского района Архангельской области я с детьми принимала участие в фестивале «Крылья надежд», заняв одно из призовых мест.
Изучение календарного детского фольклора я осуществляла через участие детей в календарных праздниках. Ведь не было ни одного народного праздника, в котором дети не принимали бы участие. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Ни один праздник, где участниками были дети, не обходился, конечно же, без народной игры. Игры – своеобразная школа ребёнка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, которые, я оформила в картотеки, сделали игру более интересной, обогатили её содержание.
Народное искусство способствует формированию художественного вкуса, развитию эстетического отношения к природе, окружающей действительности. Народное искусство близко по своей природе творчеству ребёнка (простота) именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. Большую радость приносят детям глиняные народные игрушки, игры с ними. Детей привлекают яркие забавные игрушки. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение. Почему детям самим не поучится делать такие игрушки? Поэтому возникла необходимость в создании кружка «Мастерилка», руководителем которого я являюсь. Дети знакомятся с мастерами игрушки, с историей её возникновения. Дети с удовольствием лепят из глины игрушки и разрисовывают их. Регулярно пополняется работами детей выставка декоративной лепки, оформляется группа. Неоднократно мы являлись участниками городских выставок изделий художественного творчества.
Работа идёт намного успешней, если она интересна другим педагогам и родителям. Для повышения их интереса на педсоветах и родительских собраниях я проводила устные консультации. Были изготовлены письменные консультации. Подводя итоги работы по данной теме можно сказать, что за это время создана система работы с детьми, педагогами, родителями. Разработаны диагностические листы, позволяющие выявить уровни усвоения детьми знаний. Существенным итогом работы можно считать проявление и усиление интереса детей к русскому народному творчеству, истории русского народа, бережному отношению к художественному и культурному наследию своего народа.
В заключении хотелось бы сказать. Культуру России невозможно себе представить без народного творчества, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа. Наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлении подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
Категория: Другое | Добавил: МВС
Просмотров: 1509 | Загрузок: 156 | Рейтинг: 0.0/0

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Вопрос администратору (25)
  • Новое интернет-шоу для учителей и учащихся "Викторинщик" (0)
  • Поздравляем! (19)
  • Фотоконкурс "Мисс и мистер Осень - 2011" (1)
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Физруков поставили перед альтернативой: обвинение в педофили (0)
  • И в шутку, и всерьёз... (9)


  • ©  Самарский школьный портал 2018

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета