Формы внеурочной работы по истории. Рабочая программа внеурочной деятельности по истории “истоки”. Цель и задачи внеурочной деятельности по истории

Организация внеурочной деятельности по истории и обществознанию в условиях реализации требований ФГОС ООО Автор: Киримова Надежда Павловна, учитель истории и обществознания НОУ гимназии «Школа бизнеса» г.-к. Сочи

На примере работы секции «Человек. История. Общество»

Научного Общества Учащихся

НОУ гимназии «Школа бизнеса»

«Не бывает глупых мыслей, если они родились в собственной голове, глупым бывает лишь их отсутствие». Рене Декарт Особенности ФГОС ООО:

  • система взаимодействия общего и дополнительного образования;
  • переход от ЗУНов к компетентностному подходу в обучении, направленному на достижение новых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных) на основе УУД;
  • системно-деятельностный подход в обучении

Внеурочная деятельность Направления

  • спортивно-оздоровительное,
  • духовно-нравственное,
  • социальное,
  • общеинтеллектуальное
  • общекультурное
Формы
  • экскурсии,
  • кружки,
  • конференции,
  • олимпиады,
  • поисковые и научные исследования
Технологии исследовательской и проектной деятельности Исследовательская деятельность
  • Деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Проектная деятельность
  • Деятельность, направленная на социализацию обучающихся, наработку социальной практики средствами исследовательской деятельности.
Цель исследовательской деятельности
  • приобретение обучающимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности,
  • развитие способности к исследовательскому типу мышления,
  • активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Отношения между участниками образовательного процесса на основе: «коллега-коллега», «наставник-младший товарищ»

В процессе исследовательской и проектной деятельности формируются УУД

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Понимать логику построения проектных и исследовательских работ. Самостоятельно выполнять работы реферативного характера.

Владеть рефлексивными умениями (самостоятельно осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; уметь отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи).

Владеть навыками коллективного планирования, делового партнёрского общения при написании проектных и исследовательских работ. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Владеть поисковыми умениями, умениями и навыками работать в сотрудничестве.

Уметь самостоятельно работать с литературными источниками как основой научного исследования.

Уметь критически осмысливать материал, представленный в литературном источнике.

Владеть навыками оценочной самостоятельности.

Владеть исследовательскими умениями, необходимыми для написания проектно-исследовательской работы.

Владеть навыками правильного оформления проектно-исследовательских работ.

Владеть презентационными умениями и навыками (навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умения отвечать на незапланированные вопросы)

Самостоятельно проводить исследования, используя различные источники информации.

Писать рецензию на проектно-исследовательскую работу.

Владеть менеджерскими умениями (умение самостоятельно проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умения принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности, её хода и промежуточных результатов.

Научное общество учащихся НОУ гимназии «Школа бизнеса», социально-гуманитарное направление Секция «Человек. Общество. История» (руководитель Киримова Н.П., учитель истории и обществознания) Секция «Социальное проектирование» (руководитель Ситливая Т.А., учитель истории и обществознания) Программа «Основы научно-исследовательской деятельности учащихся».
  • Возраст обучающихся: 11-17 лет
  • Разработана на 1 один учебный год (может быть разработана на ступень обучения)
Цели:
  • познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы,
  • способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся через включение их в исследовательскую и проектную деятельность,
  • способствовать творческому развитию начинающих исследователей.
По окончании изучения курса учащиеся должны уметь:
  • формулировать тему исследовательской работы, доказывать её актуальность;
  • составлять индивидуальный план исследовательской работы;
  • выделять объект и предмет исследовательской работы;
  • определять цель и задачи исследовательской работы;
  • формулировать гипотезу исследовательской работы;
  • работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками и материалами интернета, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности;
  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской работы;
  • готовить презентации выступлений и выступать с научными докладами на конференциях и конкурсах, принимать участие в дискуссии.
Формы подведения итогов реализации программы
  • выступления учащихся на заседании секции, участие в дискуссии;
  • школьный этап и муниципальный этап ежегодной научно-практической конференции «Первые шаги в науку»;
  • «Дни науки и научная конференция преподавателей, аспирантов и студентов СГУ»;
  • региональные и всероссийские конкурсы исследовательских работ школьников (им. В.И. Вернадского, «Эврика», «Человек в истории»)
  • предметные олимпиады школьного, городского и регионального уровней и другие городские, региональные и Всероссийские мероприятия («Избирательный лабиринт», ОВИО «Наше наследие», Ломоносовский турнир)
  • - выпуск информационных бюллетеней, буклетов, брошюр.
Тематическое планирование Социальный проект «Книга памяти»
  • Цель проекта: выявить отношение и уровень знаний современных школьников о Великой Отечественной Войне, способствовать расширению знаний учащихся о Великой Отечественной войне и судьбе своих родственников в годы войны.
  • Участники проекта: учащиеся 6-7 классов НОУ гимназии «Школа бизнеса» и их родители.
  • Планируемый результат: повышение уровня знаний учащихся о Великой Отечественной войне через изучение литературы о Великой Отечественной войне, исследование семейных архивов, опросы родственников о войне, составление Книги памяти и выпуска стенгазет.
Этапы работы
  • Анкетирование учащихся («социологи»)
  • Изучение истории Великой Отечественной войны («историки»)
  • Исследование истории семьи («историки»)
  • Создание макета «Книги Памяти» («дизайнеры»)
Рабочие группы по темам исследования
  • Решающие битвы Великой Отечественной войны
  • Дети – герои Великой Отечественной войны
  • Великие подвиги и герои Великой Отечественной войны
  • Города – герои Великой Отечественной войны
  • Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны
  • Битва за Кавказ
  • Все для фронта, все для победы
  • Сочи в годы Великой Отечественной войны
План исследования истории семьи
  • Фамилия, имя, отчество родственника, годы жизни.
  • Краткие биографические сведения
  • Участие в войне (участвовал в военных действиях , в партизанском движении , работал в тылу, пребывал на оккупированной территории , находился фашистском в плену , был ребенком в годы войны)
  • Судьба после войны
  • Работа с документами (фотографии, письма, свидетельства о рождении, смерти, о наградах и т.п.)
Содержание Книги Памяти
  • Как наши деды воевали
  • Опаленное детство
  • Все для фронта, все
  • для победы!
  • Жди меня, и я вернусь
Мысли о войне
  • Арлюкова Мила: «Когда я думаю о Великой Отечественной войне, я чувствую гордость за то, что мы победили. Я горжусь своей огромной страной и людьми, завоевавшими Победу, благодаря которым я живу!»
  • Григорьян Ашот: «Солдаты Великой Отечественной войны жертвовали своей жизнью ради своих семей, ради страны и будущих поколений, чтобы продолжался род, и люди, наконец, могли мирно жить».
  • Шереметова Виктория: «Когда я думаю о Великой Отечественной войне, я чувствую гордость за Победу, грусть за всех погибших, благодарность за то, что мы живем в мире».
  • Молчанова Валерия: «Это было самое страшное время для нашего народа. Никогда еще мир не видел такой бесчеловечной жестокости… Я считаю, что все, кто участвовал в войне, остался жив или погиб, был в тылу или на поле боя, - герои!»
Мысли о войне
  • Атулян Алина: «Война ассоциируется у меня с трагической судьбой многих людей, горем жен и матерей, потерявших своих мужей, сыновей и братьев. Несмотря на то, что сначала преимущество было на стороне фашистов, советский народ одержал победу… Память о Великой Отечественной войне должна передаваться из поколения в поколение. И даже через 100 лет потомки будут помнить о подвиге, который совершили их деды!».
  • Житинева Дана: «Война принесла много горя и лишений - разруху, голод, боль, страдания и смерть. Но благодаря нашим прабабушкам и прадедушкам, их мужеству, стойкости, любви к Родине, мы живем под мирным небом. И не смотря на то, что многих из них уже нет с нами, они живы в наших сердцах!».
  • Афоник Гордей: «Я благодарен моему прадеду и всем защитникам Родины за мирное небо над головой, за возможность не бояться бомбежек, не испытывать чувство голода и страха».
РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ЭТАПЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ Результаты научно-исследовательской деятельности обучающихся

Учебный год

Победители и призеры

Диплом 1 степени в городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку» (Сабурова Д., Хачатуров М. 8 «Б» кл.; тема «Города-побратимы г. Сочи: история и современность», секция «Краеведение»)

Диплом 1 степени в городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку» (Драган Л. 9 «Б» кл.; тема «Государство, которое никогда никто не смог победить» , секция «История»)

Диплом 3 степени в городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку»; Диплом 1 степени всероссийского конкурса юношеских работ им. В.И.Вернадского, Диплом 1 степени III регионального конкурса юношеских работ им. В.И.Вернадского, Любимова В. 10 «Б» кл., тема «История развития парусного спорта в Сочи», секция «Краеведение»

Результаты научно-исследовательской деятельности обучающихся

Диплом 1 степени в городской научно - практической конференции «Первые шаги в науку» (Атулян Алина, Тарлакян Вероника, Храбан Алиса, 6 «Б» класс, проект «Книга памяти» , секция «Социальное проектирование»).

Диплом 2 степени в городской научно - практической конференции «Первые шаги в науку» (Сунгурьян Л., 6 «Б» кл., тема «История страны, рассказанная ровесницей 20 века», секция «Краеведение»).

Диплом 2 степени в городской научно - практической конференции «Первые шаги в науку» (Суслов И., 6 «А» кл., тема «Человек и история (на примере жизненного пути моего прадеда Суслова Виктора Максимовича)», секция «История»)

Диплом 3 степени в городской научно - практической конференции «Первые шаги в науку» (Барышникова Александра, Светлова Мария, 6 «А» класс, тема «Моя семья в летописи Великой Отечественной войны», секция «История»)

Диплом 3 степени в городской научно - практической конференции «Первые шаги в науку», грамота за лучший доклад на XXII международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», очный тур конкурса «Слово о Победе» (Любимова В., 11 «Б» кл., тема «Исследование причин обострения российско-польских отношений на основе сравнения позиций российских и польских ученых в оценке событий Заключительного этапа Второй Мировой войны на территории Польши» , секция «История»)

Результаты научно-исследовательской деятельности обучающихся ПРИЗЕРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПРИЗЕРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
  • 2012-2013 уч. год - Чилингарян Артем (история)
  • 2013-2014 уч. год –Драган Леонид (история)
  • 2014-2015 уч. год- Драган Леонид (история)
  • ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ОВИО «НАШЕ НАСЛЕДИЕ» В 2014-2015 УЧЕБНОМ ГОДУ:
  • 1. Храбан Алиса, 6 «Б» класс
  • 2. Никитин Михаил, 7 «Б» класс
  • 3. Юрченко Василиса, 9 «Б» класс
  • 4. Любимова Валентина, 11 «Б» класс
  • 5. Драган Леонид, 11 «Б» класс
«Первые шаги в науку» 2013 «Первые шаги в науку» 2015 «Первые шаги в науку» 2016 Спасибо за внимание!

Муниципальное автономное общеобразовательное образовательное учреждение

«Гимназия №1»

Программа внеурочной деятельности

« История в лицах»

5-6 классы

35ч., 1 час в недел

Руководитель: Коленченко Е.М

П. Мулино

2017

Заседанием Педагогического совета Директор МАОУ Гимназия№1

Протокол №

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности имеет познавательную направленность и предназначена учащимся 5-6 классов для углубленного изучения образовательной программы основной школы «История» (5-6 классы).

Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что новые образовательные стандарты предполагают ориентацию школы на деятельностную модель обучения. Во главу угла, кроме усвоения системы знаний и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, ставится задача организации процесса учения, в рамках которого происходит становление человека, умеющего самостоятельно решать проблемы, принимать самостоятельные ответственные решения, результативно действовать в меняющихся условиях, новых ситуациях, конструктивно взаимодействовать с другими людьми.
Предлагаемая программа ориентирована на современные приоритеты. В 5 классе учебная программа предусматривает изучение первого периода Всеобщей истории.
Историю своего Отечества ученики начинают изучать в 6 классе. Поэтому необходимо познакомить детей с выдающимися личностями отечественной истории и самыми значительными событиями истории России и Нижегородского края.

Во все эпохи историки уделяли значительное внимание жизнедеятельности той или иной личности, стремились осмыслить и постичь её действия. История Нижегородского края и всей России щедро одушевлена государственными и общественными деятелями, полководцами, духовными наставниками. Все они - "живое лицо русской истории", и без них история - просто перечисление событий. Составить истинную картину исторической реальности невозможно без понимания мотивов и сущности деятельности отдельных исторических личностей. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания истории Отечества, воспитания высоконравственной, патриотической личности.

Новизна программы в том, что она ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о деятельности важнейших деятелях российской и нижегородской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Программа имеет практическое значение - приобщение к творческой работе, поиску информации в разных знаковых системах, в том числе в Интернете и подготовка к успешной итоговой аттестации в форме ГИА.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений , творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал. В соответствии с стандартами второго поколения способствует развитию способностей ученика и формированию универсальных учебных действий. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности .

Программа ориентирована на школьников подросткового возраста (учащихся 5-6 х классов) и рассчитана на 2 года, 70 часов,1 занятия в неделю. Предполагает интеграцию с историей, обществознанием , литературой, МХК.

Программа имеет следующие особенности :

проблемное изучение материала (выделение ключевых вопросов, эвристический характер их рассмотрения);

создание познавательных ситуаций ;

часть времени отводится для игровой деятельности , творческой работы учащихся;

в ходе изучения актуализируется знания и компетенции, полученные в начальной школе..

Предмет программы — организация внеурочной работы в школе по патриотическому воспитанию средствами истории.

Цели:

осмысление роли личности в истории и роли великих деятелей в судьбе Нижегородского края и всей России;

организация познавательной деятельности обучающихся;

включение школьников в различные гуманитарные акции, позволяющие приобрести важный опыт социальной деятельности.

З адачи :

Обучающие : расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях, включить в познавательную деятельность, мотивировать на творческую работу, участие в конкурсах и викторинах;

Развивающие : развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи; составлять характеристику исторической личности;

формировать потребность в самопознании и саморазвитии;

умение формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ГИА.

Воспитательные : воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества, родного края, патриотические чувства, активную гражданскую позицию.

Основные методы:

словесно - репродуктивный, наглядный, интерактивный, проблемное изложение, практическое исследование. Для повышения мотивации используются игровые методики и элементы исторической реконструкции.

Основные формы занятий:

познавательные занятия ;

интерактивные беседы, практикумы;
творческие работы (проекты, электронные презентации и др.).

исторические загадки, конкурсы, викторины, игры, тестирование;

познавательные акции;

консультации.
Виды деятельности учащихся:

Активное участие в обсуждении темы занятий;

Практическая работа с источниками, дополнительной литературой, интернет-ресурсами;

Подготовка презентаций, творческих работ, проектов;

Выступления на занятиях, школьных мероприятиях;

Участие в конкурсах, викторинах, играх школьного, районного, областного уровня.

Предполагаемые результаты реализации программы:

развитие целого ряда компетенций : гражданственной, познавательной, информационно-технологической, коммуникативной.

Важнейшие личностные результаты : осознание своей идентичности как гражданина страны; осмысление нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению; уважение к своему народу, своей стране, к своему краю.

Метапредметные результаты : способность организовывать свою деятельность; владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией; способность решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности в различных формах(сообщение, презентация, творческая работа), готовность сотрудничать с соучениками, к коллективной работе.

Предметные результаты : более глубокое понимание истории, новые исторические знания о деятельности и роли исторических личностей в истории России и Нижегородского края, приобретение социальных знаний, стимулирование учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории, к творческой, поисковой деятельности, создание творческих работ о ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России, подготовка к ГИА.

В результате изучения истории в рамках кружка ученик должен знать/ понимать

Имена выдающихся деятелей отечественной истории; основные события героических страниц истории Нижегородского края и России, влияние нравственных качеств личности на их конкретную деятельность.

Уметь характеризовать : адоптированные исторические источники, конкретных исторических деятелей,

объяснять: роль конкретных людей в историческом процессе;

приводить примеры: различных видов деятельности исторических личностей, их конкретного вклада в развитие страны; героизма и патриотизма людей в тяжелые годы суровых испытаний и мирное время; вклада российских ученых и деятелей культуры в развитие отечественной и мировой науки и культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Поиска и использования исторической информации;

Изложения собственных суждений о происходящих событиях и явлениях;

Осуществления творческих работ и проектов по исторической тематике;

Выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях.

Формой подведения итогов являются подготовка творческих работ и презентаций, проектов, участие в конкурсах, олимпиадах, патриотических акциях. Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.

Кабинет истории

Школьный м узей

Библиотека

Мультимедийный компьютер

Карты, учебные пособия

Иллюстративный материал, дополнительная литература

Учебно-методический комплекс:

1.История Нижегородского края с древнейших времен до наших времен. Программа.Н.Новгород. НИРО.2015.

2.Наш край:книга для чтения. Н.Новгород, 2008.3. Учебно-методическое пособие. К 400-летию Дома Романовых. М., 2013.

4.Федоров В.Д. История Нижегородской области.Н.Новгород. 2010

5.Селезнев Ф.А. История Нижегородского края. Н. Новгород, 2015.

6.Иткин Э.С..Дни воинской славы России. Н.Новгород, 2007.

Содержание программы. 1 год обучения.

Введение. Человек - творец истории. 6ч.

Что такое история: Всеобщая история и история России. История России и Нижегородского края.

Понятие об исторических источниках и их видах. Работа с различными источниками: справочники, энциклопедии, исторические источники, историческая и художественная литература, электронные ресурсы. Понятие об архивах, музеях, библиотеке. Знаменательные даты 2016-2017гг.

Составление и обсуждение плана характеристики исторической личности. Выбор исторических личностей для подготовки устных сообщений, презентаций, проектов.

Раздел 1. Древняя Русь. 9ч.

Возникновение Земли русской. Нестор «Повесть временных лет» Легенды об основании Нижнего Новгорода. Первые киевские князья. Князь Юрий Всеволодович -основатель Нижнего Новгорода.

Вещий Олег.Князь Игорь и княгиня Ольга: легенды и летописные сказания.

Святослав - князь-полководец. Князь Владимир Святой Красно Солнышко. Мудрое правление Ярослава Мудрого. Борьба русских князей с кочевниками. Крестовый поход князя Владимира Мономаха против половцев. Герои русских сказок и былин. Нижегородские сказания.

Раздел 2. Удельная Русь. 11ч.

Удельная Русь. Угроза Руси с Запада и Востока. Крестоносцы. Образование державы Чингиз-хана.

Александр Невский - князь -полководец. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский и Нижегородский край.

Александр Невский - лицо России. Память о полководце в Нижегородском крае.

Образование московского княжества. Московские князья и Нижегородский край.

Завоевания татаро-монгол. Битва на реке Сить. Гибель Юрия Всеволодовича. Козельск - Злой город. Герои борьбы русского народа с татаро-монголами.

Дмитрий Донской и знаменитая Куликовская битва. Дмитрий Донской и Нижегородский край.

Стояние на Угре - освобождение России от татаро-монгольского ига.

Обобщение. Великие полководцы древнего периода отечественной истории.

Раздел 3. Московская Русь - Россия. 8ч.

Роль Ивана 3 в образовании России. История герба России. Московский и Нижегородский Кремли. Походы Ивана Грозного и расширение территории России. Казанский поход. Иван Грозный и Нижегородский Край.

Обобщение. Презентация лучших проектов.

Содержание программы. 2 год обучения.

Введение.

Исторические источники. Алгоритм поиска в библиотеке, в интернете. Алгоритм подготовки проектов.

Знаменитые личности и Дни воинской славы России. Федеральный закон 13мая 1995г № 32 «О днях воинской славы и памятных датах России».

Александр Невский и День победы над немецкими рыцарями на Чудском озере. Дмитрий Донской и день победы в Куликовской битве. День народного единства и Минин и Пожарский.

Раздел 4. Смута. 13час.

Смута - тяжелейший период отечественной истории. Смута на карте. Герои и антигерои Смутного времени.

Нижегородский край и Смутное время.Минин и Пожарский - первые граждане России. Петр Первый о Минине и Пожарском. Нижегородские памятники Смутного времени.

Раздел 5. Первые Романовы. 9час.

Земский собор 1613г. Претенденты на российский трон.

Первые Романовы. Михаил и Алексей Романовы.

Известные личности эпохи первых Романовых: Патриарх Никон, Ордин - Нащокин, Степан разин, Богдан Хмельницкий.

Память о первых Романовых.

6. Подготовка и защита проектов. 6час..

Алгоритм работы над творческими проектами. Особенности презентации проектов.

Презентации лучших творческих проектов.

Обобщение. Великие имена России. Итоги деятельности. Рефлексия . Резерв. 1час.

Учебно-тематическое планирование. 1 год обучения.

п/п

Название темы, раздела

Количество часов

1-6

Теоретическое занятие.(1час) Введение. Человек- творец истории. История России - часть Всемирной истории. История Нижегородского края -часть отечественной истории.

Практикум (2ч.) Работа с различными источниками: справочники, энциклопедии, исторические источники, историческая и художественная литература, электронные ресурсы. Экскурсия в школьный музей.

Практикум (2ч.). Составление и обсуждение плана характеристики исторической личности. Знаменательные даты 2016-17гг.

Практикум (1ч.) Выбор исторических личностей для подготовки устных сообщений, презентаций.

Раздел 1. Древняя Русь.

9ч.

Теоретическое занятие . Возникновение Земли Русской.

Практикум. Нестор «Повесть временных лет» Легенды и быль об основании Нижнего Новгорода.Князь Юрий Всеволодович -основатель Нижнего Новгорода.

9- 15

Теоретическое занятие. 1час. Первые киевские князья.

Практикум . (1ч.)Вещий Олег, Игорь и княгиня Ольга: легенды и летописные сказания.

Историческая Игра. 1час. Святослав - князь-полководец

Практикум. 1час. Князь Владимир Святой Красно Солнышко. Викторина.

Практикум. 1час. мудрое правление Ярослава Мудрого.

Практикум. 1час. Борьба русских князей с кочевниками. Нижегородский край и Волжская Булгария.

Конкурс знатоков. 1час. Герои русских сказок и былин, сказаний.

16- 26

Раздел 2. Удельная Русь.

Теоретическое занятие. 1час.Удельная Русь. Угроза Руси с Запада и Востока.

Практикум.( 2ч) Александр Невский - князь -полководец. Александр Невский и Нижегородский край.

Электронный журнал (1час. Александр Невский - лицо России

Теоретическое занятие. 1час. Образование московского княжества. Московские князья и Нижний Новгород.

Практикум. 1час. Путешествие по исторической карте. Завоевания татаро-монгол.Участие нижегороцев в борьбе с Золотой Ордой.

Практикум. 2час. Герои борьбы русского народа с татаро-монголами.Городец - город-герой. Легенды о Китеже.

Игра 1 час.) «Я - полководец»: Дмитрий Донской и знаменитая Куликовская битва.Участие нижегородцев.

Практикум. 1час. Стояние на Угре - освобождение России от татаро-монгольского ига.Участие нижегородцев.

Конкурс знатоков (1час.). Великие полководцы древнего периода отечественной истории.

11ч.

27-35

Раздел 3. Московская Русь - Россия.

Теоретическое занятие 1час. Роль Ивана 3 в образовании России.

Практикум. (1час.) История герба России.

Практикум. 1час. Создатели Московского кремля.

Практикум. 1час. Строители Нижегородского кремля - выдающегося памятника зодчества 16в.

Теоретическое занятие. 1час. Грозный и его походы. Расширение территории России.

Практикум. 1 час. Казанский поход на карте России и Нижегородского края.

Практикум. 1час. Иван Грозный и Нижегородский край.

Обобщение. Конкурс лучших проектов. 2 часа. Резерв 1 час.

Учебно-методическое планирование. 2-ой год обучения.

п/п

Название темы, раздела

Количество часов

1-7

Теоретическое занятие.(1час) Введение. Человек- творец истории.

Практикум (2) Работа с различными источниками. Интернет как источник исторической информации.

Практикум (2ч.). Составление и обсуждение сложного плана характеристики исторической личности. Выбор исторических личностей для подготовки устных сообщений, презентаций, проектов.

Практикум.( 2ч..)Лучшие проекты 2015-16гг. Дни воинской славы России.

8-20

Раздел 1. Смута.

Теоретическое занятие . 1ч.День народного единства

Теоретическое занятие. 1ч. Основные события Смутного времени.

Практикум. 1час. Действующие лица Смутного времени.

Теоретическое занятие. 1час. Создание народного ополчения в Нижнем Новгороде в 1612г. и освобождение Москвы.

Практикум . (1ч.)Путь Нижегородского ополчения на карте.

Историческая Игра. 1час. Я- полководец. Освобождение Москвы.

Практикум. 1час. Антигерои Смутного времени.

Практикум. 1 час. Минин, Пожарский и Иван Сусанин - герои Смуты.

Практикум. 1час. Речь Кузьмы Минина.

Практикум. 1час. Почему Петр 1 назвал Минина и Пожарского первыми гражданами России.

Конкурс знатоков. 1час. Герои Смутного времени.

Экскурсия 2час. Нижегородские памятники Смуты.

21- 29

Раздел 2. Первые Романовы.

Теоретическое занятие. 1час.Начало династии Романовых. Михаил Федорович Романов и его дела.

Практикум. 1 час.Память о Михаиле Романове. Подвиг Ивана Сусанина.

Практикум. 1час. Реши исторический кроссворд.

Теоретическое занятие. 1час. Алексей Михайлович Тишайший Романов.

Практикум. 2часа.Знаменитые личности эпохи Алексея Михайловича:патриарх Никон, Ордин-Нащокин, Степан Разин, Богдан Хмельницкий.

Брейн-ринг. 1 час.Эпоха Алексея Михайловича.

Виртуальная экскурсия.1 час. Память об Алексее Михайловиче.

Конкурс знатоков (1час.). Логические задачи по истории

30 -35

Раздел 3. Защита проектов.

Конкурс презентаций. 4 часа. Герои Смуты. Первые Романовы.

Практикум. 1 час. Итоги деятельности.

Резерв 1 час

Литература для учителя.

Закон об образовании. М.2015.

Криворотова Т.А. Ценностные ориентиры гражданственности и патриотизма в современной школе. Н.Новгород. 2009.

Григорьев Д. В.. Программы внеурочной деятельности. М., Просвещение, 2011г.

Ступницкая М.А.. Что такое учебный проект? М., 1сентября. 2016

Островский. С.Л. Как сделать презентацию? М., 1сентября, 2012

Алексеев Ю . Г. Под знаменем Москвы. — М., 1992.

Беловинский Л . В . С русским воином через века. — М., 1992.

Борисов Н. Иван Калита. — М., 2005

Борисов Н. Иван III — М., 2006.

Борисов Н . С . Русские полководцы XIII—XVI вв. — М., 1993.

Бушуев С., Миронов Г. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. IX - XVI вв. — М., 1991.

Горский А. А. Москва и Орда. — М., 2005.

Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. — М., 2004.

Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. — М., 1997.

Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. — М., 1991.

Зимин А. А. Опричнина. — М., 2001.

Зимин А. А. Россия на рубеже XV XVI столетий. — М., 1982.

Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного. — М., 1982.

История государства Российского: Жизнеописания. IX - XVI век. — М., 1996.

История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. XV - XVI вв. М., 1998.

История России с древнейших времен до конца XVII века / Под ред. Л.В. Милова. — М., 2006.

Каргалов В . В ., Сахаров А . Н . Полководцы Древней Руси. — М., 1985.

Карпов А . Владимир Святой. — М., 2004.

Карпов А. Княгиня Ольга. — М., 2009.

Карпов А.. Ярослав Мудрый. — М., 2010.

Клейн Л. С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. — СПб., 2009.

Кобрин В. Б. Иван Грозный. — М., 1989.

Кульпин Э. С. Золотая Орда. — М., 2007

Кучкин В. А. Русь под игом: как это было. — М., 1991.

Учебное пособие. 400 дет Дому Романовых. Электронное пособие. Сайт ОВИО.

Литература для учащихся.

Васильева Л.Н. Жены русской короны. М, 1999.

Женщины в исторических судьбах России. Кострома, 1995.

История России в лицах и датах. М., 1995.

История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник. КНоРус, 2007.

Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М., Школа-Пресс, 2002.

Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М., Школьная пресса, 2002.

Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX в. М., Школьная пресса, 2003.

Манько А.В. Выдающиеся деятели XX в. М., Школьная пресса, 2004.

Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. Издательство "Мысль", 1985.

Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862-1917 гг. М., 1997.

Перхавко В.П. История России в лицах. IX - начало XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.

Творогов О . В . Древняя Русь. События и люди. — СПб., 1994.

Терещенко А. В . Быт русского народа. В 2 ч. — М., 1997. — Ч. 1.

Толочко П. П.

Филюшкин А. Андрей Курбский. — М., 2008.

Фроянов И.Я .

Шенк Ф. Б.

Янин В. Л.

В. Быт русского народа. В 2 ч. — М., 1997. — Ч. 1.

Толочко П . П. Древнерусская народность. — СПб., 2005.

Филюшкин А. Андрей Курбский. — М., 2008.

Фроянов И. Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. — М.; СПб., 1995.

Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. Т. 1. — М, 1994.

Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти. — М., 2007.

Янин В. Л . Очерки истории средневекового Новгорода. — М., 2008.

Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб., 1997.

Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991.

Энциклопедия по истории России. Ариада, 1998-1999 г.

Энциклопедия по истории России. Русика, 2008 г.

Энциклопедический справочник школьника. История России. М., 2011

1. Дранишников В.В. Краеведческий факультатив. // Преподавание истории в школе. – 1990. - № 6. – С. 106-108.

2. Лебедева И.М. организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 кл.: Из опыта работы: Книга для учителя. – М., 1990.

3. Баранов П.А. городская олимпиада по истории.// Преподавание истории в школе. – 1996. - № 4.

4. Манн Б.Б. Школьный исторический театр.// Преподавание истории в школе. – 1993. - № 3.

5. Озерский И.З. Начинающему учителю истории. – М., 1989. – Гл. 4.

6. Кожин Ю. Олимпиада по истории в старших классах.// История. – 1999. - № 3.

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.

Значение внеурочной работы:

1. на уроке не всегда можно разъяснить, довести до сознания учащихся отдельные элементы знаний, к тому же нехватка времени. Расширение и углубление исторических знаний.

2. на уроке нельзя показать памятники, утварь и т.п.

3. практическая функция изучения истории чаще реализуется во внеурочной работе.

4. Возникает более тесное общение между учителем и учеником.

5. Развитие индивидуальных способностей, инициативы и самостоятельности в познании истории, создание условий для самореализации школьников.

Может носить массовый (вечер, конференция), групповой (кружок), индивидуальный характер.

Задачи внеурочной работы:

1. расширение и углубление знаний об историческом прошлом мира, страны, края, семьи.

2. формирование устойчивого познавательного интереса к истории и способам ее изучения

3. развитие познавательных способностей учащихся, практических и коммуникативных умений

4. воспитание гражданственности, патриотизма, положительных моральных качеств, чувства личной сопричастности и уважения к историко-культурному наследию, ответственности за его сохранность.



Принципы организации внеурочной работы:

1. добровольность. Необходимо учитывать интересы и особенности каждого для привлечения к деятельности.

2. работа должна носить исследовательский характер.

3. Значительная часть работы должна носить коллективный характер.

1. Факультативное занятие – не копия урока, но включает в себя многие его элементы. Факультатив не идентичен и внеурочной работе, хотя и имеет с ней много общих форм. Факультативные курсы строятся на принципе добровольности и призваны удовлетворить личный интерес школьника к предмету. Определить степень интереса учащихся к факультативу можно с помощью беседы. Обобщив ее результаты, учитель продумывает содержание курса, методические приемы и формы занятий. Кроме того, должен быть решен вопрос о том, как часто будут проводиться занятия: два раза в неделю по часу, либо один раз по два часа. После этого можно приступать к планированию курса с учетом интересов и уровня подготовленности учащихся. Первые одно-два занятия следует посвятить теоретическим проблемам курса и работе с терминами, т.к. без знания терминологии учащимся будет трудно ориентироваться в содержании конкретного факультатива. Например, факультативный курс «История второй мировой войны» предполагает знание терминов военная доктрина, стратегия, тактика, оперативная обстановка и т.д.

Факультативные занятия могут проходить в форме лекции, семинара, практикума, конференции, занятия в музее, посещения объекта изучения. Возможно проведение комбинированных занятий типа: лекция и практикум, семинар и практикум, лекция и семинар. Начинающий учитель, как правило, предпочитает форму лекции, однако два академических часа зачастую не под силу слушать школьнику. Поэтому лекцию следует оснащать средствами наглядности, работой с документами, можно предусмотреть проблемные задания. Лекции по характеру и содержанию бывают разные. Аналитическая лекция отличается не только глубоким анализом теоретических проблем, но и существенных фактов, без которых невозможно сделать выводы и обобщения. Такое аналитическое изложение проблемы позволит лучше усвоить ее в целом. Семинарские занятия целесообразно проводить на основе документальных источников. Практикумы по своему характеру близки семинарам, они могут быть общими, групповыми и индивидуальными. На основе анализа источников и конкретно-исторического материала учащимся предлагается обосновать свою позицию, сделать обобщения и выводы. Индивидуальные задания даются в том случае, если учитель располагает большим и разнообразным материалом.

Первая ступень подготовки учителя к факультативным занятиям в теоретическом плане связана с накоплением материала, с углублением теоретической подготовки самого учителя в данной тематике. Вторая ступень – отработка методики проведения факультативных занятий.

В отличие от основных курсов, обеспеченных учебниками и другими пособиями, факультативы в лучшем случае имеют только методические пособия или пособия для учащихся, а ряд курсов не имеет даже этого.

Все факультативы в той или иной степени связаны с основными курсами, обогащают их и тем самым повышают уровень образования учащихся. Факультативные курсы не только углубляют знания учащихся, формируют у них научное мировоззрение, расширяют кругозор, но и создают благоприятные условия для подготовки их к дальнейшему образованию и сознательному выбору профессии. Факультативный курс создает возможность для показа не только основных исторических событий, но и событий второго плана. Одним из видов самостоятельной работы учащихся в рамках факультатива могут быть ученические исследования, строящиеся на основе изучения научной и научно-популярной литературы, мемуаров, беллетристики, вещественных памятников. Их цель – формирование устойчивого интереса у учащихся к исторической науке, глубоких и прочных знаний по избранной проблеме, развитие элементарных навыков исследовательской работы. Подготовленная работа обсуждается на занятии факультатива. Чтобы обсуждение проходило активно, учащимся предлагается ознакомиться заранее с основным содержанием или тезисами работы.

Программа краеведческого факультатива наряду с материалом по истории региона должна включать и информацию о теоретических основах краеведения. О методике краеведческих изысканий. Только в этом случае можно добиться активной работы учащихся, вовлечь их в творческий поиск и сформировать устойчивый познавательный интерес. В программе краеведческого факультатива необходимо четко определить основные понятия и термины, усваиваемые на занятиях, сформировать практические умения и навыки. Краеведы должны научиться анализировать местную периодическую печать, краеведческую литературу, грамотно проводить опросы, беседы со старожилами края, готовить сообщения рефераты, работать в школьном краеведческом музее. Нужны технические (использование аппаратуры) и туристские умения и навыки. Можно в качестве одной из форм результата работы рекомендовать рабочие книжки краеведа, куда заносятся сведения о коллективных и индивидуальных заданиях и итогах их выполнения. При оценке деятельности членов факультатива следует избегать формальных приемов и способов контроля. Нельзя ставить плохие оценки ученикам, недостаточно активным на занятиях, т.к. даже пассивное участие в работе краеведческого факультатива положительно влияет на развитие познавательной деятельности, интереса к истории. Необходимо поощрять самостоятельную познавательную деятельность краеведов.

Усвоению основного содержания факультатива предшествует подготовительный этап: знакомство с программой, формами работы, друг с другом, с преподавателем. На этом этапе важно заинтересовать школьников занимательным краеведческим материалом, привлекательными формами работы (экскурсиями, поездками, походами), создать эмоционально приподнятую атмосферу и нравственную почву для формирования коллектива единомышленников, наметить ближние и дальние перспективы, выделить актив. Обычно подготовительный этап охватывает 1-ю четверть.

Факультатив – не только форма внеурочной работы, но и способ духовного общения с детьми, позволяющий ученикам самовыражаться и самоутверждаться в непринужденной обстановке, получая ценный опыт общения со сверстниками. Для развития познавательной активности учащихся уместно использовать как традиционные учебные формы работы (лекции, беседы), так и внеурочную деятельность (краеведческие викторины, работу в библиотеках, в архиве, экскурсии, тематические вечера, конференции, выпуск газеты, создание школьного музея, любительских фильмов и т.д.).

Виды внеурочной работы:

1. Чтение источников, исторической литературы (если оно носит управляемый характер).

2. Школьные исторические кружки и общества.

3. Конференции, диспуты, олимпиады, викторины, спектакли, исторические вечера и т.п.

4. Создание «малых историй» – школы, улицы, села и т.д. Организация школьных музеев.

5. Отряды следопытов (поиск мест боевых действий, атрибутов культуры и т.п.)

6. Экскурсии, экспедиции и турпоходы по историческим местам.

7. Подготовка и празднование дней воинской славы, юбилейных торжеств.

8. Изучение и обобщение народных традиций.

9. Выпуск стенгазет.

Исторический вечер . Позволяет углубить интерес к предмету, закрепить знания, приобрести новые знания, формировать историческое мышление и историческое сознание. Расширяет мировоззрение школьника, активизирует желание работать самостоятельно, использовать знания на практике. Формирует патриотизм, гуманистические ценности, этические нормы, эстетический вкус.

Структурная единица урочных занятий - урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, но они не всегда создают оптимальные условия для реализации творческого потенциала учащихся и учителей, их склонностей и желаний, т.е. для реализации приоритетных целей образования.

В.А. Сухомлинский писал: "Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого - то и - результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками".2

Отличительной чертой урока является ограничение во времени, а также невозможности отойти от изучаемой темы, даже когда учащиеся особо интересуются каким-либо вопросом.

Традиционно педагогически организованный процесс обучения и воспитания в массовой школе складывался из уроков как обязательной его части и внеурочных занятий по воспитанию личности в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами, потребностями. Независимо от формы одной из общих обязанностей для педагогов и воспитателей была организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности.

Однако с 80-х гг. прошлого столетия стало меняться содержание внеклассной деятельности, начался активный поиск новых подходов к ее организации, что привело не столь к смене терминов, сколько к ориентации на личность ребенка, на его творческую активность. Эта тенденция получила развитие с внедрением ФГОС и институализацией внеурочной деятельности. образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Изучение исторического прошлого открывает широкие возможности для формирования ценностных установок. Ученик не просто познает факты, события, процессы и деятельность людей, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, потребностей, интересов, сформированных под воздействием разных жизненных обстоятельств и в ходе предшествующего изучения исторического прошлого. Ценностное отношение человека к историческому опыту отражает такая категория как историческое сознание. Историческое сознание - это ценностное отношение человека к историческому прошлому, система ориентации в мире под углом зрения истории, способ рационального воспроизведения и оценивания социумом и личностью движения общества во времени.4

Как и другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру и, согласно И.Я. Лернеру, включает в себя следующие компоненты: систему исторических знаний и представлений; историческое осмысление современных социальных явлений; методологию исторического познания; эмоционально-ценностное отношение к прошлому.5

Индивидуальное историческое сознание, являясь результатом приобщения к знанию о прошлом, осмыслением прошлого и генерации чувства сопричастности к нему, представляет собой способность (готовность) ребенка ориентироваться в историческом прошлом и использовать его для оценки, анализа современности. Историческое сознание, как персональный способ ориентации, - это сложное личностное образование, состоящее из следующих компонентов:

  • 1. Когнитивный (система представлений, взглядов, идей, установок личности в отношении исторического прошлого);
  • 2. Операционно-деятельностный (система способов познания исторического прошлого);
  • 3. Ценностно-смысловой (система мотивов, интересов и объектов ценностного отношения человека).

Основными объектами отношений выступают вселенная, космос, предметный мир, мир общества, мир природы и собственный мир. Основными ценностями являются: ценность жизни, бытия, добра, истины, красоты, гармонии, свободы, природы, Отечества.

Историческое сознание, отражая ценностное отношение человека к историческому опыту, выступает как цель, средство и результат целенаправленного приобщения личности к истории.

П.Г. Постников выделяет следующие уровни исторической образованности как личностного качества: базовый, оптимальный и расширенный.

При базовом уровне ученик просто воспроизводит систему ценностей, адекватно реагирует на изменения в учебе, труде, жизни и решает учебные и предметные задачи и на основе полученного опыта, ориентируется в системе социокультурных норм и ценностей.

Оптимальный уровень предполагает, что ученик обладает развитой культурой исторического мышления и речи, определенным стилем исторического мышления и устойчивым интересом к историческому опыту. Таким образом, им освоена историческая культура как базовая основа развития.

Уровень расширенный означает, что школьник прогнозирует собственное поведение на основе имеющихся норм и ценностей, а также выстраивает собственную линию поведения в социальной, коммуникативной, жизненной ситуации. То есть, на этом уровне уже сформированы личностные социальные, нравственные, гражданские качества, развиты потребности и механизмы самообразования в области истории. Но главное достоинство внеурочной (внеклассной) работы, в сравнении с классно-урочной, заключается в том, что она может обеспечить в более полной мере реальную дифференциацию и индивидуализацию обучения. Внеклассные занятия нужны, прежде всего, школьнику, поскольку удовлетворяют некоторые его важнейшие потребности: потребности в общении, самовыражении и самореализации, признании и уважении. Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательного процесса, внеклассная работа может интегрироваться с уроком, быть его продолжением, что обеспечивает реализацию воспитательных и развивающих функций в полной мере. При этом условии внеклассные занятия по истории позволяют школьникам углубить и расширить знания, полученные на уроках, сформировать общеучебные умения и навыки, развить познавательные, коммуникативные и творческие способности, обогатить жизненный опыт и ценностное отношение к историческому прошлому.

Цель и задачи внеурочной деятельности по истории

Образование всегда было синтезом обучения как индивидуального процесса познания, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. В парадигме личности центрированной педагогики, которую, декларирует ФГОС, синтез - это не просто сумма процессов, форм, видов деятельности и других компонентов специального организуемого процесса образования в школе. Синтез есть всегда "созидательный процесс" - взаимопроникновение и взаимовлияние.

Внеурочная деятельность - это всего лишь координата пространства школы, которая может рассматриваться как заявка на определенный способ его организации на "оси" вне и после уроков в континууме (непрерывной совокупности) школьной жизни. Ее нельзя сводить только к деятельности школьников. К ее организации должны быть подключены все участники - взрослые и дети, учителя и ученики, родители и педагоги-организаторы, методисты и другие специалисты школы. Она нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, обеспечиваемом педагогическим коллективом.

В качестве методологического ключа к пониманию и объяснению сущности внеурочной деятельности предложим, прежде всего, обратить внимание на категорию "деятельность". Именно в процессе деятельности природа, общество, но создаются все социальные свойства и способности человека. Кроме того, деятельность представляет собой целенаправленное производство идеалов, ценностей, идей, понятий, представлений. В процессе деятельности осуществляется творческое созидание культуры. Важно учитывать структуру деятельности, выраженную взаимосвязь таких ее структурообразующих элементов, как цель, средство, результат, субъект, объект. Посредством деятельности не только удовлетворяются потребности человека, но и устанавливается и функционирует регламентирующие индивидуальное поведение, базовое общественное отношение "господство - подчинение", которое проявляется во всех конкретных видах и формах организации деятельности. Разнообразные формы деятельности являются способами социализации индивида, становление личности, ее идентификации, а также самоидентификации социальной организации (в нашем случае образовательной организации или учреждения).

Внеурочная деятельность - это, прежде всего процесс, какое-то действие, способ исполнения чего-либо. Придание внеурочной работе статуса деятельности кардинально меняет ее качество.

Для школы, как и любого другого образовательного учреждения, внеурочная деятельность становится новым видом подотчетной деятельности, за которую она несет ответственность. Используя различные формы этой деятельности, школа должна решать задачи по социализации детей и подростков, формированию метапредметных способностей, воспитанию и развитию качеств личности. Эта деятельность может стать показателем ее уникальности, привлекающим внимание потребителей и заказчиков. Исходя из изученных материалов, документов, мнений различных специалистов о данной проблеме, можно предложить следующее определение: внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участие в содержательном досуге.

Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи внеурочной деятельности:

  • - расширение общекультурного кругозора;
  • - формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
  • - включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
  • - формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
  • - участие в общественно значимых делах;
  • - помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
  • - создания пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.

Внеурочная деятельность по истории является неотъемлемой частью внеурочной деятельности в целом, таким образом можно сказать, что она решает те же воспитательные задачи и направлена на ту же цель.

Одной из главных целей внеурочной деятельности является стремление развивать интерес учащихся к истории своего государства. К основным задачам внеклассной работы по истории относят: развитие самостоятельности учащихся в поиске исторического материала; творческого мышления и способностей через основные формы внеурочной деятельности; воспитание чувства патриотизма у учащихся на мероприятиях, посвященных отечественной истории; углубление стремления изучать события, исторических личностей, культуру и быт различных исторических эпох; оптимизация учебной нагрузки учащихся.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся. Примерами массовых форм внеурочной деятельности являются исторические вечера (на них могут обсуждаться проблемы истории), исторические экскурсии (посещение наиболее памятных исторических мест), олимпиады (главной задачей олимпиад является выявление наиболее сильных учащихся, обладающих широким кругозором не только историческим, но и общекультурным). Еще один важный аспект этого внеклассного мероприятия состоит в том, что можно задать тот уровень, к которому должны стремиться ученики. Сложные вопросы должны подстегнуть самостоятельный интерес учащихся, показать им новые рубежи,

конференции (призваны развивать у учащихся интерес не только к прошлому, но и настоящему, самостоятельность мышления и чувства ответственности за проделанную работу).

Еще одной распространенной формой внеклассной работы по истории является групповая, или кружковая . Ее проявлениями являются исторические кружки и клубы, экскурсии, экспедиции. Исторический кружок относится к систематичным формам внеклассной работы. Он рассчитан на углубленную работу в течение длительного времени с постоянным составом учащихся. Кружковая работа по истории способствует углубленному усвоению знаний, полученных на уроках, развивает интерес к предмету и творческие

способности, формирует навыки исследования, практические умения учащихся. Выпуск в школе исторических газет и журналов также способствует формированию самостоятельности и развитию творческих способностей учащихся.


Наиболее сложной и интересной является индивидуальная форма внеклассной работы по истории с учениками. Индивидуальная работа может быть самостоятельным поиском учеником способа достижения поставленной цели; его движением от незнания к знанию, формированию необходимого объема и уровня знаний, умений; приобретением навыков самоорганизации и самодисциплины. Самостоятельная работа представляет собой особый вид учебной деятельности: она осуществляется под руководством учителя, но без его непосредственного вмешательства, потому что именно такая работа в наибольшей степени отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. К ней относятся написание рефератов и докладов, создание проектов, выполнение творческих заданий.

В практике школьной работы различают экскурсии: учебные; экскурсии внепрограммные. По характеру объекта экскурсии могут быть: по музейной экспозиции; по местам исторических событий; по маршруту; к историческим памятникам; по историко-бытовым комплексам. По месту в учебной работе различают – вводную экскурсию, урок-экскурсия, обзорная экскурсия и итоговая. Обычно экскурсию проводит экскурсовод, музейный работник. Однако в ряде случаев может быть проведена и самим учителем, при условии соответствующей специальной подготовки. Ее преимущества: учитель знает свой класс, уровень его подготовленности, знает, что из материала темы уже освещалось на уроке, и имеет больше возможностей увязать содержание экскурсии с уроком или кружковым занятием. Возможно проведение экскурсии и самими учащимися. Однако к работе юный экскурсовод допускается после проверки учителем и доработки составленного текста рассказа по избранному музейному объекту.

Руководство внеклассным чтением учащихся по истории является обязанностью учителя. Оно складывается из: пропаганды книги; помощи учащемуся в усвоении содержания прочитанного; изучения читательских вкусов учащихся; развития интереса к чтению по истории; учитывать возрастные особенности учащихся. На II‒III ступенях получения общего среднего образования учителя часто делают обзор художественной и научно-популярной литературы с кратким разбором и оценкой содержания рекомендуемых книг. Такие обзоры представляют одну из форм внеклассной работы и требуют широкой осведомленности учителя истории в области литературы для внеклассного чтения. Интересной формой пропаганды являются тематические вечера, посвященные книге и ее истории, олимпиады, конкурсы, викторины, встречи с писателями.

Важным моментом организации внеклассного чтения является учет прочитанного учащимися. Индивидуальные беседы с учениками о прочитанном, их ответы на уроке, выступления. Важным является так же

Теоретический раздел. Конспект лекций

умение учителя возбудить у учащихся интерес к чтению, воспитать постоянную потребность в нем. Научить разбираться в прочитанном материале, давать ему оценку, делать выводы. Связывать содержание книг с теми знаниями, которые они получают на уроках истории.

Можно предложить памятку, по которой пойдет такая беседа.

Памятка беседы по прочитанной книге.

2. О какой эпохе и каких исторических событиях рассказывается в книге?

3. Каких героев, действующих лиц ты можешь назвать?

4. Что тебе понравилось в книге? Почему?

«Недели истории» ‒ представляют обширную программу викторин, конкурсов, экскурсий по истории для различных классов. Их основная цель – стимулировать интерес к историческим знаниям. Традиционно такие недели заканчиваются выпуском стенгазет, выставками работ. Исторические конкурсы. Например, конкурс «День в истории». Необходимо составить Положение о конкурсе, в котором определяются его задачи, прописываются условия и сроки конкурса, критерии для определения победителей и количество призовых мест, а также организаторы и члены жюри. Такой конкурс обычно является среднесрочным и долгосрочным, может проходить во внеурочное и урочное время, постепенно или в 2‒3 этапа. Суть его в том, чтобы учащиеся подготовили материал и рассказали об историческом событии или событиях конкретного дня в истории. Оформление желательно в виде небольшого доклада. Требования к его оформлению также должны быть прописаны в Положении о конкурсе.

Методы внеклассной работы по истории.

а) Использование проблемного метода обучения в преподавании истории.

б) Эвристический метод обучения во внеклассной работе по истории.

в) Применение метода проектов во внеклассной работе по истории.

Историческое краеведение прочно вошло в школу и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер. Историческое краеведение в школе проводится в трех формах: на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе.

Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках истории, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса,

Теоретический раздел. Конспект лекций

школы. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие учащихся и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.

Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы. Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной. Массовые формы внеклассной работы – создание школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение. Групповыми формами внеклассной работы являются: кружок, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней. Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий.

Углубленная постоянная и систематическая историко-краеведческая работа нередко приводит к созданию в школах историко-краеведческих музеев. Организация школьного музея ‒ одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков. Учителю истории остается только использовать в образовательно-воспитательных целях тягу учащихся к не всегда осознанному ими коллекционированию: от собранных вещей, изображений, письменных документов вести подростков к знанию, ибо история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся. «Воспитание интереса к истории, понимание ценности памятников истории и культуры гордость за деяния славных земляков ‒ одна из основных задач школьного краеведческого музея». В целом школьный краеведческий музей способствует воспитанию учащихся в духе патриотизма, приобщает молодежь к общественно полезному труду.

Основными задачами музея являются: поиск и сбор краеведческого характера; учет и хранение собранных документов, предметов, материалов; их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе в школе. Среди школьных музеев важное место занимают военно-исторические музеи. Раскрывая ратные подвиги земляков в годы Великой Отечественной войны, эти музеи воспитывают у учащихся патриотизм, готовность к защите Родины. Такие музеи позволяют проводить

Теоретический раздел. Конспект лекций

большую поисково-исследовательскую работу и организовать сбор подлинных памятников истории. Наиболее часто в школах организуются краеведческие музеи многопрофильного или комплексного характера. Эти музеи создают самые широкие возможности в комплексном изучении краеведческих объектов, истории края и в сборе материалов. Комплексные музеи являются учебно-материальной базой в преподавании целого ряда учебных предметов.

Итак, историко-краеведческий музей призван раскрывать историю одного определенного края с древнейших времен и до наших дней или какого-то более короткого периода. Он является хорошим подспорьем в учебно-воспитательной деятельности школы и создает огромные возможности для разнообразных форм и методов работы с учащимися.

Таким образом, внеурочные занятия в единстве с учебными образуют систему «школьно-внешкольного образования», позволяющую оптимально решать проблему индивидуализации и дифференциации обучения как средства развития личности учащегося. Внеурочная работа стимулирует учителя в поиске средств и способов развития учащихся с учетом их индивидуальных интересов и способностей. Организация этих занятий по истории ориентирует на углубленное изучение предметов, развивает у учащихся интеллектуальную и эмоциональную сферу личности. Ученик, являющийся соучастником внеурочной деятельности, включенный в продуктивную социально и личностно-значимую деятельности, совершенствует себя как личность.

Список литературы

1. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М., 2011.

3. Кочетов, Н.С. Предметные недели в школе. История / Н.С. Кочетов. ‒ Волгоград, 2001.

4. Драхлер, А.Б. Всеобщая история: вопросы к олимпиаде / А.Б. Драхлер. – М.: Владос-пресс, 2002.

5. Крючкина, Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира / Н.Б. Крючкина. ‒ М., 2003.