Смотреть что такое "VI век" в других словарях. История человечества. С древнейших времен по VI век до нашей эры 6 век годы

А (у), предлож. о веке, на веку; мн. века, ов; м. 1. Промежуток времени в сто лет; столетие. Двадцатый век. В прошлом веке. Прошла четверть века. В глубине веков; из глубины веков (о том, что берёт начало в далёком прошлом). Многие народные… … Энциклопедический словарь

Муж. срок жизни человека или годности предмета; продолжение земного бытия. Век обыденки день; век дуба тысячелетие. | Быт, бытие вселенной в нынешнем ее порядке. Скончание века близко. | Столетие. Ныне девятнадцатый век по Рожд. Хр. |… … Толковый словарь Даля

Сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? века, чему? веку, (вижу) что? век, чем? веком, о чём? о веке и на веку; мн. что? века, (нет) чего? веков, чему? векам, (вижу) что? века, чем? веками, о чём? о веках 1. Век это временной период… … Толковый словарь Дмитриева

ВЕК, века (веку), о веке, на веку, мн. века (веки устар.), муж. 1. Жизнь (разг.). «Век живи век учись.» (посл.) Прибавить веку (удлинить жизнь). На своем веку он испытал много приключений. На мой век мне работы хватит. «Зла, в девках целый век.»… … Толковый словарь Ушакова

См. время, долго, жизнь в кои веки, во веки веков, доживать век, загубить век, испокон века, испокон веков, испокон веку, на веки веков, на веки вечные, ни во веки веков, от века до века, отжить свой век, промаяться век, промаячить век, спокон… … Словарь синонимов

ВЕК, а, о веке, на веку, мн. а, ов, муж. 1. Период в сто лет, условно исчисляемый от рождения Иисуса Христа (Рождества Христова). Третий век до нашей эры. Двадцатый в. (период с 1 января 1901 г. до 31 декабря 2000 г.). Начало века (десятые… … Толковый словарь Ожегова

Век неспокойного солнца … Википедия

Век вековать

Век свековать - ВЕК ВЕКОВАТЬ. ВЕК СВЕКОВАТЬ. Устар. Экспрес. 1. Долго жить; проживать жизнь. Так и осталась Алёна одна век вековать (Бажов. Ермаковы лебеди). Ну, брат, сказал Кустоломов, квартирка у тебя, конечно, незавидная, да ведь тебе не век здесь вековать… … Фразеологический словарь русского литературного языка

век - вековать времяпрепровождение век кончается действие, субъект, окончание век начался действие, субъект, начало век прожить окончание, времяпрепровождение век прошёл действие, субъект, окончание доживать век окончание,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

The Age of Stupid Жанр … Википедия

Книги

  • Век Джойса , И. И. Гарин. Если писать историю как историю культуры духа человеческого, то XX век должен получить имя Джойса - Гомера, Данте, Шекспира, Достоевского нашего времени. Элиот сравнивал его `Улисса` с…
  • Век надежд и крушений , Олег Волков. Издание 1990 года. Сохранность хорошая. Главным произведением в сборнике "Век надежд и крушений" одного из старейшин отечественной литературы Олега Васильевича Волкова, издаваемого к его…

Если с вами произошел необычный случай, вы увидели странное существо или непонятное явление, вам приснился необычный сон, вы увидели в небе НЛО или стали жертвой похищения пришельцев, вы можете прислать нам свою историю и она будет опубликована на нашем сайте ===> .

Ученые обнаружили в византийских хрониках за 536-540 годы нашей эры упоминания о закрытии Солнца "черным облаком". Это "затемнение", если верить хронисту Прокопию Кесарийскому и другим летописцам, продолжалось несколько месяцев. Именно с этим небесным явлением связывали прочие катаклизмы того времени, такие как неурожаи, голод, политические волнения и эпидемию Юстиниановой чумы.

Смерть "черная" и "красная"

Так называемая Юстинианова чума была первой в мире зарегистрированной чумной пандемией. Свое название она получила, так как началась при правлении византийского императора Юстиниана I и охватила практически весь цивилизованный мир. Впрочем, отдельные чумные эпидемии вспыхивали после этого еще на протяжении столетий — с 541 по 750 год.

Исследователи считают, что источник чумы появился в Эфиопии или Египте, откуда по торговым каналам вместе с грузом зерна в Константинополь "прибыли" зараженные инфекцией крысы и блохи. Оттуда эпидемия распространилась по всей Византии, а затем перекинулась на соседние страны… К концу 654 года она достигла Северной Африки, охватила всю Европу, Центральную и Южную Азию и Аравию.

В Византии пандемия достигла своего апогея к 544 году. Если верить хроникам, только в Константинополе ежедневно умирало от чумы до 5 тысяч человек, а порой смертность достигала 10 тысяч человек в день… Было уничтожено 40 процентов населения города.

На Востоке от чумы погибли около 100 миллионов человек, в Европе — около 25 миллионов. В ирландских источниках говорится о crom conaill ("Красной смерти"), ставшей в 549-550 годах причиной смерти многих святых и монархов. Так, именно от нее умерли валлийский король Гвинед Маэлгун и святой Финниан из Клонарда…

При желании пророчество об этих событиях можно отыскать и в Библии. Вот что говорится в девятой главе Откровения Иоанна Богослова:

"Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя…

Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера… От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей…"

Вулканический ужас

Что же произошло? Ученые считают, что причиной солнечного затемнения стали извержения вулканов, следы которых были обнаружены во льдах Гренландии и Антарктики.

"Каждое из этих извержений, которые произошли в 536 и 540 годах, должны были сильно повлиять на жизнь цивилизаций в то время, и их эффект был усилен тем, что они произошли с промежутком всего в четыре года, — комментирует Крюгер. — Пока мы не знаем, какие вулканы были виновны в этом, но у нас есть несколько кандидатов на эту роль в Центральной и Северной Америке, а также Индонезии".

Предположительно вулканы выбросили в атмосферу большое количество пепла, что вызвало так называемую "вулканическую зиму". Нечто похожее, только локального масштаба, приключилось в 1815 году после взрыва индонезийской горы Тамбора.

Лед и сера

Крюгер и ее коллеги нашли подтверждение "вулканической" гипотезе, проанализировав летописи VI столетия и исследовав образцы гренландского и антарктического льда, сформировавшиеся в ту эпоху.

Оказалось, что эти ледяные фрагменты содержат серу и другие соединения, которые в большом количестве входят в состав вулканических газов и пепла. Таким образом ученым удалось построить климатическую модель, позволившую реконструировать события конца 530-х годов.

Выяснилось, что последствия климатического катаклизма были куда более серьезными, чем ожидалось. Совокупная сила извержений двух вулканов была максимальной за последние 1200 лет.

В результате средняя температура на Земле на несколько лет понизилась на два градуса Цельсия, но больше всего изменения климата затронули северное полушарие. Были "задеты" Скандинавия, побережье Средиземного моря, Ближний Восток и Северная Африка.

В эту теорию вполне вписываются и события, изложенные в хрониках, и данные раскопок на севере Европы и Африки. По мнению исследователей из группы Крюгер, "апокалипсис" шестого столетия был "спровоцирован" именно вулканами. И нет никаких гарантий, что это не повторится вновь…

2. Третий - шестой века нашей эры

Длительный кризис, потрясший империю в III в., приносит с собою полное запустение в области художественной литературы на латинском языке. Она возрождается лишь с преодолением кризиса, но условия развития ее оказываются уже резко изменившимися. Абсолютная монархия, создающаяся в конце III в., переносит центр из Рима в Константинополь, господствующей религией вскоре становится христианство. В литературном развитии ведущая роль тоже принадлежит христианской литературе. «Поздняя империя» IV - V вв. - время зарождения средневековой латинской литературы. Античная литература находится в процессе замирания.

Старые литературные формы все же продолжают существовать вплоть до окончательного распада западной части империи и уничтожения ее «варварами». Консервативной силой, поддерживавшей старую литературную культуру, была школа, грамматическое и реторическое обучение. Школа учила владению старым «классическим» языком, от которого живое языковое развитие уже далеко отошло; она учила старому стихосложению, основанному на различении долгих и кратких слогов, исчезнувшем уже в живом языке. Старый язык остается классовым языком верхушки, независимо от ее религиозной принадлежности; христианские прозаики [Минуций Феликс (II - III вв.), Лактанций (III - IV вв.), Иероним (около 348 - 420 гг.), Августин (354 - 430)] пользуются тем же реторическим стилем, что и язычники, а христианские поэты пересказывают библейские сюжеты на манер Вергилия или следуют в своей лирике горацианским формам (видный поэт - Пруденций, около 348 - 410).

Христианская литература, подготовляющая дальнейшее средневековое развитие, лежит вне пределов нашего рассмотрения. Здесь мы ограничимся кратким указанием на несколько важнейших явлений, связанных со старой литературой.

Так, задачу возрождения римской литературы ставит себе во второй половине IV в. кружок аристократов, группирующийся вокруг оратора Симмаха (около 350 - 410 гг.). Кружо"к этот, остающийся «верным древней религии, противопоставляет традиции старой римской культуры христианству, с одной стороны, и «варварству», - с другой. Сохранение тщательно выверенных текстов многих римских писателей, создание комментариев к ним, - один из результатов деятельности этого кружка. Но собственное литературное творчество консервативных кругов отличается идейной бесперспективностью. Речи и письма самого Симмаха, прекрасно отделанные стилистически, чрезвычайно бедны содержанием. Пересказы старых авторов, вычурная форма и стиховые фокусы, школьный педантизм и символико-аллегорическая фантастика - характерные признаки этой литературы. Особый вид литературного кунстштюка представляют собой «центоны» (лоскутные платья): новое произведение создается с помощью объединения стихов, надерганных из разных мест какого-либо поэта (чаще всего Вергилия).

Из поэтов IV в. самый значительный - Децим Магн Авсоний (около 310 - 395 гг.), преподаватель грамматики и реторики в Бурдигале (современный Бордо) и воспитатель императора Грациана. Этот мастер поэтической игрушки, любивший сочинять на одну и ту же тему «одностишия» и «двустишия» (или «четверостишия»), оставил несколько произведений, представляющих не один только формально-стилистический интерес. К числу их относится Моse11а, описание путешествия по Рейну и Мозелю с разнообразными зарисовками картин природы, и «Эфемерида», - описание дневного времяпрепровождения. Римский патриотизм соединяется у Авсония с любовью к родной провинции, и в его многочисленных стихотворениях культурная жизнь верхушки галло-римского общества IV в. получает разнообразное отражение. Поэту удается изображение семейных чувств, дружеских отношений, светских добродетелей; более глубоко его интересы не проникают. Авсоний - христианин, но взоры его обращены преимущественно к прошлому, и произведения его загружены всевозможной грамматической, мифологической и историко-географической «ученостью». Он хорошо знает классическую поэзию и старается непосредственно примкнуть к поэтическим традициям I - II вв. н. э. (Марциал, поэты времени Адриана).

Выделение западной части империи в конце IV в. вернуло Италии ее утраченное было политическое значение. Вновь возникает придворная поэзия с политической тематикой, прославляющая успехи Рима в борьбе с «варварами». Самый талантливый представитель этой поэзии на грани IV и V вв. - Клавдий Клавдиан (умер в 404 г.), по происхождению александрийский грек, блестящий мастер стиха, писавший стихотворения на обоих языках. Клавдиан составляет стихотворения в честь западного императора Гонория и фактического правителя Запада, Стилихона, и обрушивается с резкой насмешкой против фаворитов восточного императора; страстная инвектива против евнухов и интриганов константинопольского двора чередуется с чрезмерными похвалами по адресу покровителей поэта. Единство латинского мира в его противопоставлении греческой империи нашло в лице Клавдиана красноречивого и патетического выразителя: он прославляет римское прошлое и возвещает вечность Рима. По живописному лиризму и богатству использования мифологического аппарата Клавдиан часто приближается к манере Стация. Большим изяществом отличается его мифологический эпос «Похищение Прозерпины». Восторженную хвалу Риму, как центру мирового владычества, содержит поэма Рутилия Наматиана, описывающая в элегических стихах возвращение автора из Рима в Галлию в 416 г.

Многие стихотворения позднего времени дошли до нас в сборнике, обычно называемом «Латинская антология». Сборник составлен, по-видимому, в Африке в VI в., но содержит произведения разного времени. Среди них выделяется по художественным достоинствам «Всенощная Венеры»: наступление весны и праздник рождения Венеры прославляются автором, для которого личная» весна не наступила. Стихотворение разделено на неравные части, окаймленные рефреном: «Завтра да любит, кто никогда не любил, а кто любил, да любит завтра». Ни автор, ни время стихотворения. неизвестны (может быть IV в.).

Старыми традициями питается также и внецерковная проза. Составляются «панегирики» по образцу Плиния, биографии императоров по образцу Светония. Из прозаиков позднего времени, кроме уже названного Симмаха, наибольший интерес представляют Аммиан Марцеллин (около 330 - 400 гг.), последний крупный римский историк, продолжатель Тацита, и казненный в 524 г. Теодорихом философ Боэтий, автор трактата «Об утешении, доставляемом философией».

Характерно развитие повествовательной литературы. «Деяния Александра», «Диктис», «Дарет» получают латинскую обработку, которая стала источником знакомства средневековой Европы с этими произведениями. Огромным распространением в Средние века пользовался еще и другой латинский роман приключений - «История Аполлония, царя Тирского», разрабатывающий сюжет о разбросанной по всему миру и воссоединяющейся семье. Аполлония преследуют несчастья. Ему приходится спасаться от царя Антиоха, кровосмесительную связь которого с дочерью он разгадал по ее загадкам; жена Аполлония, киренская царевна, умирает во время морского путешествия, и ящик с ее телом погружается в воду; новорожденная дочь, оставленная на воспитание недостойным людям, подвергается смертельной опасности и считается погибшей, но в действительности попадает в дом сводника. Все оканчивается, конечно, благополучно. Царство Антиоха переходит после его смерти к Аполлонию; ящик с телом жены прибило на сушу, смерть ее оказалась мнимой, и врач вернул ее к жизни; дочь осталась чиста, и Аполлоний, дошедший уже до состояния полного отчаяния, узнает дочь в грубо оттолкнутой им было певице и находит затем жену в должности жрицы Дианы Эфесской. Порок наказан, и все добродетельные персонажи вознаграждаются. Сюжет «Истории Аполлония» послужил материалом для приписываемой Шекспиру трагедии «Перикл, принц Тирский».

Распад Западной империи, варварские завоевания и переход античного общества в феодальное довершают процесс замирания старой римской литературы. На грани VI - VII вв. она уже мертва, и ее литературные формы лишь частично трансформируются в жанры средневековой латинской литературы Но потребности школы и техники требовали сохранения древних памятников. В монастырях, cтaновящихся отныне центрами просвещения, идет работа по переписыванию текстов старых римских писателей; особенно значительна в этом отношении инициатива Кассиодора (родился около 480 г.), видного государственного деятеля времен Теодориха. Войдя в обиход школьно-монастырской жизни, особенно со времени Каролингов, переписка римских текстов сохранила их до того времени, когда они снова стали мощными факторами культурной жизни Европы, до эпохи Возрождения.


Ученые обнаружили в византийских хрониках за 536-540 годы нашей эры упоминания о закрытии Солнца "черным облаком". Это "затемнение", если верить хронисту Прокопию Кесарийскому и другим летописцам, продолжалось несколько месяцев. Именно с этим небесным явлением связывали прочие катаклизмы того времени, такие как неурожаи, голод, политические волнения и эпидемию Юстиниановой чумы.

Смерть "черная" и "красная"

Так называемая Юстинианова чума была первой в мире зарегистрированной чумной пандемией. Свое название она получила, так как началась при правлении византийского императора Юстиниана I и охватила практически весь цивилизованный мир. Впрочем, отдельные чумные эпидемии вспыхивали после этого еще на протяжении столетий — с 541 по 750 год.

Исследователи считают, что источник чумы появился в Эфиопии или Египте, откуда по торговым каналам вместе с грузом зерна в Константинополь "прибыли" зараженные инфекцией крысы и блохи. Оттуда эпидемия распространилась по всей Византии, а затем перекинулась на соседние страны… К концу 654 года она достигла Северной Африки, охватила всю Европу, Центральную и Южную Азию и Аравию.

В Византии пандемия достигла своего апогея к 544 году. Если верить хроникам, только в Константинополе ежедневно умирало от чумы до 5 тысяч человек, а порой смертность достигала 10 тысяч человек в день… Было уничтожено 40 процентов населения города.

На Востоке от чумы погибли около 100 миллионов человек, в Европе — около 25 миллионов. В ирландских источниках говорится о crom conaill ("Красной смерти"), ставшей в 549-550 годах причиной смерти многих святых и монархов. Так, именно от нее умерли валлийский король Гвинед Маэлгун и святой Финниан из Клонарда…

При желании пророчество об этих событиях можно отыскать и в Библии. Вот что говорится в девятой главе Откровения Иоанна Богослова:


"Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя…

Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера… От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей…"

Вулканический ужас

Что же произошло? Ученые считают, что причиной солнечного затемнения стали извержения вулканов, следы которых были обнаружены во льдах Гренландии и Антарктики.


"Каждое из этих извержений, которые произошли в 536 и 540 годах, должны были сильно повлиять на жизнь цивилизаций в то время, и их эффект был усилен тем, что они произошли с промежутком всего в четыре года, — комментирует Крюгер. — Пока мы не знаем, какие вулканы были виновны в этом, но у нас есть несколько кандидатов на эту роль в Центральной и Северной Америке, а также Индонезии".

Предположительно вулканы выбросили в атмосферу большое количество пепла, что вызвало так называемую "вулканическую зиму". Нечто похожее, только локального масштаба, приключилось в 1815 году после взрыва индонезийской горы Тамбора.

Лед и сера

Крюгер и ее коллеги нашли подтверждение "вулканической" гипотезе, проанализировав летописи VI столетия и исследовав образцы гренландского и антарктического льда, сформировавшиеся в ту эпоху.

Оказалось, что эти ледяные фрагменты содержат серу и другие соединения, которые в большом количестве входят в состав вулканических газов и пепла. Таким образом ученым удалось построить климатическую модель, позволившую реконструировать события конца 530-х годов.

Выяснилось, что последствия климатического катаклизма были куда более серьезными, чем ожидалось. Совокупная сила извержений двух вулканов была максимальной за последние 1200 лет.

В результате средняя температура на Земле на несколько лет понизилась на два градуса Цельсия, но больше всего изменения климата затронули северное полушарие. Были "задеты" Скандинавия, побережье Средиземного моря, Ближний Восток и Северная Африка.

В эту теорию вполне вписываются и события, изложенные в хрониках, и данные раскопок на севере Европы и Африки. По мнению исследователей из группы Крюгер, "апокалипсис" шестого столетия был "спровоцирован" именно вулканами. И нет никаких гарантий, что это не повторится вновь…

Самым ценным памятником, который содержит сведения об образовании Русского государства, считается летопись «Повесть временных лет». Оттуда можно узнать о происхождении Русской земли и о том, кто был первым князем в Киеве. Летопись скорее всего составил киевский монах Нестор примерно в 1113 г. Нестором были использованы русские летописи, написанные ранее, памятники византийской и западнославянской письменности, а также народные сказания. Он занимался специальными поисками ответов, которые требуют вопросы русской истории.

Работа Нестора дошла до наших лет, но она имеет различного рода искажения и наслоения, так как позднее перерабатывалась, однако сохранился и первоначальный вариант рукописи «Повести временных лет», который свидетельствует об увлекательной попытке монаха XII в.ответить на вопрос: "Каким образом появилась Русская земля?". Его рассказ начинается, как и у всех средневековых историков, всемирным потопом.

Летописец рассказывает о том, как в древности расселялись западные и восточные славяне на территории Европы. В летописи восточнославянские племена разделены по уровню развития, который, в соответствии с описанием, был разным, на две группы. Одна из групп жила, как он выразился, «зверинским образом», при этом сохранялись особенности, присущие родовому строю: кровная месть, остатки матриархального строя, полностью отсутствовали брачные запреты, похищение жён. Таким племенам противопоставляются поляне, на земле которых был сооружён Киев. Поляне являлись «смысленными мужами», они уже имели патриархильные моногамные семьи, они обладали "кротким и тихим" характером.

Подтверждением слов Нестора может послужить археологическая карта тех земель II-V вв. н. э. Во-первых, погребальный обряд, который описан в документе: остатки сожжённого мертвеца хоронили в столпах-домовинах и в урнах, полностью соответствует обряду захоронения, так как были обнаружены поля, где находились погребальные урны. Во-вторых, древляне, радимичи и вятичи, которые заселяли лестные области правобережья Днепра, реки Сож и реки Ока, в действительности обладали более низким уровнем культуры. Территория полян в большой мере совпадают с местом, где приблизительно во II-V вв. распространилась черняховская культура, а её носители уже приблизились и почти переступили через самую последнюю границу первобытно-общинного строя,

Далее монах сообщает о том, как создавался город Киев. Князь Кий, который там правил, по повествованию Нестора, посещал в Константинополе императора Византии, всегда принимавшего киевского правителя со всеми почестями. Кий возвёл город на береге реки Дунай, надеясь на то, что останется здесь на длительный период, однако местные жители посчитали его своим врагом, и Кию пришлось возвратиться на берег Дуная.

Сочинение Прокопия Кесарийского, который является историком Византии VI в. повествует о том, что император Юстиниан I позвал к себе служить антского князя и поставил перед ним задачу: обеспечить защиту крепости на реке Дунай. Но окрестные племена вынудили пришедшего антского князя покинуть город. В летописях Прокопия и Нестора почти одинаково описана история России 6 век.

Первое событие истории на пути к созданию Древнерусского государства, по летописи Нестора, возникновение в Среднем Приднепровье княжества полян. Рассказ о Кии и его двух братьях получил распространение очень даже далеко на юг. Но всё же остаётся неизвестным, был ли в реальности князь Кий или это просто эпическое имя, которое образовалось от названия города Киева и относится к какому-либо князю, проживающему примерно во времена Юстиниана. Стоит отдать должное тому, что киевским летописцем была описана важнейшая граница в истории восточного славянства, он отметил, как складывались союзы племён, появлялись князья, правившие огромными массами людей, строились крепости - грады, которые со временем преобразовались в города и феодальные замки.

История России 6 век подобным образом описана и иными византийскими писателями. В их повествованиях переданы перемены, произошедшие в жизни славянских племенных имён, которые отразились на перегруппировке племени в промежуток времени, когда создавались их союзы. Также византийские историки говорят о том, как среди антов появлялись предводители типа Мезамира, сына Идарисия, которые были опасны для Византии возможностью их объединения и возглавлением «бесчисленных племён» антов. Известным фактом о славянских князьях является то, что византийцы старались звать их к себе служить и давали им роль начальников эскадр и пограничных районов, полководцев.

При царствовании Юстиниана I очень большое количество славян смогли продвинуться до северных рубежей Византийской империи. Они пересекали Дунай, переходили пограничные укрепления и занимались захватом плодородных балканских земель. Византийские историки очень ярко описывают то, как славянские войска вторгались в пределы империи, а затем забирали пленных и увозили богатства, а также про то, как славянские колонисты заселяли империю. Так как у славян были общинные отношения, их появление в Византии способствовало уничтожению здесь рабовладельческого строя и развитию феодализма.

Успешная борьба славян с Византией может сказать о том, что уровень развития славяне имели довольно высокий на те времена. Походы на дальние расстояния способствовали тому, что усиливалась власть князей на территориях коренных славян, это сопровождалось созданием племенных княжений.

Совершенно очевидным является то, что поляне возглавляли племенной союз, который образовался в Среднем Поднепровье, постепенно были вытеснены названия остальных племён и все они распространились практически по всей лесостепной полосе и заселили Восточную Европу, которая была занята славянами-земледельцами и прочими различными кочевыми племенами.

Государство полян-руси, рассказом про которое начинается повествование летописца, даёт начало истории государственности России.