Понятие и сущность педагогических способностей. Формирование способностей. Структура педагогической системы

Наиболее распространенная классификация, разработанная Н.В.Кузьминой, включает следующие педагогические способности: гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские, проектировочные. Мы предлагаем разработку дробной структуры способностей педагога, предложенную М.И.Станкиным.

Экспрессивная способность - умение преподавателя образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств.

В.А.Сухомлинский указывал, что «множество школьных кон­фликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим ис­точником неумение учителя говорить с учениками».

Особо следует отметить необходимость данной способности для педагога-тренера. Умение вдохновить спортсмена на победу, внушить необходимость соблюдения тяжелого тренировочного режима, убе­дить в целесообразности тех или иных тренировочных нагрузок.

Так, Юрий Титов, вспоминая о своем первом выступлении на Олимпийских играх, с благодарностью говорит об умелом замечании Александра Семеновича Мишакова: «Тренеры рискнули - поставили в команду молодого гимнаста. Гадали, спорили, выдержит или не вы­держит напряжение неслыханной борьбы. И вдруг после обязатель­ной программы я оказался по сумме многоборья в числе трех лидеров.

Смутное чувство радости будоражило и волновало меня. С не­которым испугом даже думал - неужели такое возможно: быть ря­дом с Виктором Чукариным и лидером японских гимнастов Токаси Оно. То верится, то не верится, как подумаешь о медали, сразу же пугаешься - ведь все может и кончиться, если допущу малейшую ошибку в произвольной программе, на брусьях или на перекладине. И думы, думы, тревоги - где же таится эта возможная ошибка?

И вдруг, как остужающий душ, резкие слова Александра Семе­новича Мишакова: «Ты что раскуражился? Результат хороший, это верно, пока хороший. Но, ты не спеши, не подсчитывай медали, мо­лод еще, здесь все уже разыграно и поделено за тебя и без тебя. Чем­пионов именитых и титулованных здесь хватает. Твои медали в буду­щем. А сейчас ты должен лишь сделать свои комбинации - и не ста­райся сделать что-то лучше, чем на тренировке!».



Я даже не обиделся. Просто вспомнил, что в спорте случайнос­ти бывают, но побеждают все-таки сильнейшие. И мне стало спо­койно. Отлегло от сердца. Действительно, что я гадаю про места? лавное я уже сделал - очки команде принес. В результате всех этих «педагогических ухищрений» тренера я остался третьим».

Гностическая способность. Способность быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами. Умение быстро найти причины отставания Ника, спортсмена, класса, команды и внести коррективы в учебный процесс; умение анализировать и корректировать собственное поведение и учебный процесс в целом.

Гностические (познавательные) способности зависят от уровня развития мышления - способности приобретать, перерабатывать и ис­пользовать информацию, которые необходимы для всех, кто занимает­ся интеллектуальной деятельностью. Однако интеллект нельзя сводить к хорошо развитому мышлению. Это - сложное и многоуровневое об­разование, система психических процессов, обеспечивающая не толь­ко познание окружающего мира, но и принятие решений в различных ситуациях, управление своим поведением. Неслучайно психологи вы­деляют такие виды интеллекта, как общий, обеспечивающий успешность любой деятельности, профессиональный, ориентированный на решение специальных проблем, и социальный, проявляющийся в сфере межлич­ностных отношений. Высокий уровень профессионального интеллек­та педагога возможен лишь при целостнЪм развитии его интеллекта.

Как результат позитивной направленности и открытости мыш­ления воспринимается такое качество личности педагога, как толе­рантность - терпимость по отношению к взглядам, убеждениям, по­ведению студентов и коллег, не соответствующих его собственным.

Дидактическая способность - это способность обучать творчес­ки, развивая мышление спортсменов и школьников, приучая их ра­ботать на занятиях сознательно, инициативно, самостоятельно. Уме­ние преподнести материал так, чтобы он стал доступным для всех обучаемых и был прочно ими освоен. Одним словом, умение пра­вильно, высокоэффективно построить учебно-воспитательный про­цесс относится к данной способности.

Академическая способность - стремление работать творчески.

Кре­ативность - общая способность личности к творчеству, которая оп­ределяется не только уровнем развития творческого мышления, со­здающего нечто новое, оригинальное, но, по мнению К.Роджерса, прежде всего способностью к самосовершенствованию, самоактуа­лизации как проявлению педагогом своей внутренней сущности и индивидуальности.

В наши дни, когда наука, в том числе теория и методика физичес­кого воспитания, развивается невиданными темпами, необходимо вни­мательно следить за новинками литературы, за научными работами по своей и смежным дисциплинам, вести исследовательскую работу.

Выступая на международном конгрессе «Спорт и физическое воспитание» в Мехико, один из специалистов физического воспита­ния Р.Фрост (США) говорил: «Мастер-учитель всегда любопытен и мчится учиться. Он никогда не удовлетворяется достигнутым результатом. Он счастлив получить знания от других, будь то его ученики руководители или коллеги».

Как-то журналисты спросили у И.Абаджиева, блестящего бол­гарского тренера, воспитавшего замечательную плеяду штангистов, чемпионов и рекордсменов Европы и мира: «Какое качество, по-вашему, самое важное для тренера?» Так как он какое-то время не от­вечал, пытались подсказать: «трудолюбие», «целеустремленность», «честолюбие»... Но ответ оказался неожиданным: «Нет, нет, все эти качества результат более важного: постоянного беспокойства. Тре­нер должен постоянно жить мыслью, что он отстает, что он просто погибнет, если не придумает что-то новое, если что-то не откроет. Я замечал, что это беспокойство невидимым путем передается спорт­сменам и заставляет их стремиться к тому, что ранее казалось недо­стижимым».

Все сказанное в полной мере относится к учителю физической культуры, который призван формировать интерес к физической куль­туре и здоровому образу жизни.

Организаторская способность предусматривает методически гра­мотное проведение учебных занятий, умение четко, без потерь вре­мени подготовить и провести любое мероприятие: вечер отдыха, ту­ристический поход, спортивное соревнование и т.п.

Организаторская способность учителя проявляется в умении найти каждому ученику, спортсмену интересное для него дело, со­здать дружескую обстановку в коллективе. Организаторские способ­ности обеспечивают эффективную организацию учебной и внеауди­торной деятельности школьников, управление их взаимодействием в педагогическом процессе. Данные способности проявляются в сле­дующем:

Организаторском чутье; способности учитывать психологичес­кие особенности ученика и группы при построении педагоги­ческого взаимодействия, видеть организаторские возможности школьников;

Способности вести за собой, создавать мотивацию к деятельно­сти, увлекать ее перспективами;

Способности «заражать» и заряжать других своей энергией, ко­торая во многом зависит от эмоционального потенциала пре­подавателя, его увлеченности своей деятельностью.

Способность к концентрации и распределению внимания, т.е. способность на уроках, тренировках и во всех случаях общения со школьниками и спортсменами держать в поле зрения всю учебную группу секцию, класс.

Внимательно наблюдая за воспитанниками, нельзя терять кон­троль за собственной речью, жестами, выражением лица. Страхуя школьников у одного снаряда, необходимо держать в поле зрения всех остальных учащихся. Разговаривая с учащимися, нужно переводить взгляд с одного на другого, подолгу ни на ком не задерживаясь. Стре­миться создать впечатление у каждого школьника, что именно он является объектом внимания.

Перцептивная способность - способность к адекватному восприя­тию, дающая возможность проникнуть во внутренний мир ученика.

Основа перцепции - в аналитическом подходе к поведению обу­чаемого, в готовности педагога фиксировать в сознании значимые детали этого поведения, раскрывающие их внутреннее содержание. Плохое настроение школьника, пропуски им занятий, грубость мо­гут быть следствием неблагополучных отношений с товарищами в коллективе или ненормальной обстановки в семье, отклонений в состоянии здоровья. И понять это, помочь ему добиться успехов в учебе можно только хорошо зная, что ему конкретно мешает серьез­но учиться и правильно себя вести в коллективе.

Способность воспринимать и понимать психологию школьни­ка и спортсмена, его психическое состояние в каждый отдельный момент учебного и тренировочного процесса, способность увидеть, установить по ряду признаков, слушают и понимают ли школьники и спортсмены, наблюдают ли за показом упражнений, работают ли на занятии в полную меру своих сил - все это раскрывает сущность перцептивной способности.

Конструктивная способность обеспечивает прогнозирование, про­ектирование и построение педагогического процесса: постановку целей и задач, разработку планов и проектов их решения, определе­ние условий эффективной организации учебно-воспитательной де­ятельности, определение возможных результатов. В основе способ­ности человека прогнозировать свою деятельность лежит единство мышления и воображения. Преподавателю необходимо развивать в себе педагогическое воображение - способность предвидеть то, ка­ким может стать тот или иной школьник в будущем. «Как и любому творцу, учителю необходимо представить себе свое творение, - пи­шет известный педагог М.П.Щетинин. - Чем оно яснее видится в главном, в деталях, тем целенаправленнее идет созидание. Картина со временем уточняется, в нее вносятся коррективы, но она должна постоянно присутствовать в воображении автора. Хороший учитель п ° т своего ученика как бы в трех проекциях: прошлого, настоящего и будущего».

Способность к предвидению во многом связана с развитой интуицией, которую обычно определяют как «чувствование», способ­ность целостно схватывать ситуацию, получать знание без осозна­ния путей и условий его получения. Интуиция чаще всего присуща педагогам, обладающим эмоциональной чуткостью и восприимчи­востью. Ее также рассматривают как свернутый мыслительный акт, формирующийся в результате длительного опыта аналогичных мыс­лительных действий.

Итак, в структуру конструктивных способностей учителя физи­ческой культуры входят:

Умения определять цели, задачи, перспективы обучения и вос­питания, составлять программы и планы с учетом контингента, специфики условий для занятий;

Способность проектировать будущее ученика, предвидеть ре­зультаты учебно-тренировочного процесса, выявлять спортив­ные задатки школьников.

Психомоторная способность обеспечивает умение вникнуть в ме­ханизм движения, выполняемого школьником, найти слабые момен­ты и усилить их, умение подобрать индивидуальную спортивную тех­нику, учитывая специфические особенности спортсмена. Знания, опыт, рассуждения здесь необходимы. Именно поэтому мы говорим о психомоторной, а не просто о моторной способности.

Заслуженный тренер СССР В.И.Алексеев неоднократно отме­чал большую роль изучения закономерностей движения для роста спортивных результатов. Важны не только объем и интенсивность тренировки, но и умение тренера вникнуть в механизм движения, найти индивидуальные ошибки в технике и устранить их. В структу­ру этой способности входит умение педагога анализировать технику выполнения упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, умение показать упражнение по час­тям с разной скоростью и амплитудой, умение подобрать имитаци­онные упражнения.

Коммуникативная способность представляет собой ведущую груп­пу педагогических способностей, обеспечивающих межличностное и Деловое общение в процессе воспитания и обучения. Они включают

в себя целый комплекс способностей и личностных свойств педа­гога:

- общительность - способность быстро вступать в контакт, ори­ентироваться в ситуациях общения и адекватно реагировать на действия партнеров по общению;

- эмпатия - способность к сопереживанию, эмоциональной со­причастности и пониманию, возникающая у педагога как ре­зультат осознания тех чувств и переживаний другого человека, которые он в подобной ситуации испытывал сам (вывод по ана­логии), или на основе его способности с помощью воображе­ния и интуиции прочувствовать жизненную ситуацию другого человека. Эмпатия часто возникает в результате эмоциональной идентификации - способности педагога ощущать чувства и пе­реживания другого как свои собственные, поставить себя на место другого человека. Вот почему преподавателю полезно чаще вспоминать те свои состояния и проблемы, которые он испытывал в возрасте своих учеников.

Авторитарная способность заключается в умении быстро завое­вать авторитет, способность к волевому влиянию на воспитанников. Авторитет приобретается не какими-то искусственными приемами, а всей деятельностью воспитателя, его повседневным поведением. Слагаемые авторитета - эрудиция педагога, знания и умения, отно­сящиеся не только к его профессии. Авторитет не остается неизмен­ным. Часто педагог с трудом приобретает авторитет и легко теряет его. А когда авторитет теряется или колеблется, восстановить заново его очень трудно.

В значительной части случаев авторитет тренера базируется на его спортивной славе, на спортивных успехах в прошлом. Спортив­ная слава тренера воспринимается как своеобразная гарантия того, что он сможет довести своих питомцев до такого высокого уровня, которого сам достиг в свое время.

Постоянные неудачи команды или оплошности на занятиях;

Ошибочный прогноз, сделанный им в отношении прогресса спортсмена;

Бестактные замечания в адрес школьников.

А.С. Макаренко выделил следующие формы ложного авторитета:

Расстояния (как можно меньше общения с воспитанниками);

Чванства, спеси (чрезмерное хвастовство своими заслугами);

Педантизма (основывается на бюрократической требователь­ности);

Резонерства (любовь к поучениям, нотациям); - доброты (чрезмерная уступчивость).

Мажорная способность, или оптимизм и юмор педагога, позволя­ющие безболезненно предупредить и ликвидировать самый сложный коН фликт, нейтрализовать самое сильное напряжение, активизиро­вать учебно-тренировочный процесс, любой вид работы и отдыха. Педагог, обладающий этой способностью, всегда оптимистично на­строен, подтянут и бодр, готов к полезному действию.

Оптимистический тон и доброжелательность преподавателя не менее важны, чем его профессиональная квалификация и педагоги­ческое мастерство. В арсенале опытного воспитателя должны быть и доброжелательная шутка, и веселый рассказ, и пословица. Стать ос­троумным человеком невозможно, но научиться профессионально использовать шутку в работе может каждый учитель. Умение видеть противоречие в поведении учеников, находить в них комическое -один из показателей зрелости учителя.

Оптимизм, энтузиазм обычно заразительны. Увлеченность пе­дагога часто предотвращает нарушения дисциплины. Излишняя же строгость или даже просто суровое лицо старшего вызывает внутрен­нее сопротивление, протест воспитанников против каждого, даже разумного, требования, снижает работоспособность.

Раздраженный или считающий себя оскорбленным педагог пе­рестает контролировать свои поступки, допускает ошибки в методи­ке обучения, несправедливость в отношении школьников, нередко становится объектом их насмешек. Но это происходит тогда, когда учитель не соблюдает следующие педагогические требования:

1. Нельзя смеяться над личностью школьника. Можно шутить по поводу одного конкретного поступка или черты характера ученика.

2. Осмеянию подлежит только то, что школьник в состоянии исправить. Нельзя даже улыбаться, услышав смешную фамилию, уви­дев какой-то дефект в телосложении, заметив патологические осо­бенности в речи, например, заикание.

3. Позволяя себе шутить, педагог должен терпимо относиться к Шуткам в свой адрес, не пресекая их административными мерами.

Личностная способность, или педагогический такт. Такт заключается прежде всего в умении соблюдать чувство меры в отношениях воспитанниками и основывается на уважении к личности. Однако н учитель отмечает: «Легко уважать способных, послушных, аккуратных, смышленых, добрых и честных. Но как уважать вот этого: азах скука и «неразбуженное» мышление? Или вот эту упитанную, которая, еле переваливаясь, с ленцой передвигается по залу, или еще того, с циничной улыбкой и презрением к окружающим».

И, тем не менее, когда мы теряем чувство меры, начинается не только наша трагедия, но и тех, которые будут нам вверены. Откры­вается мелкий счет забытым тапочкам, записанным замечаниям. Дотошная памятливость изнуряет и учителей, и детей, и родителей. Примеры бестактных замечаний встречаются довольно часто. Напри­мер, школьники пишут: «Я слабее товарищей, но это не дает препо­давателю права называть меня «инкубаторским» или «Я болела око­ло трех месяцев. Располнела. С удовольствием пришла после долго­го перерыва на занятия по физкультуре. Попробовала выполнить упражнение на брусьях, но верхняя жердь треснула. И вдруг слышу, преподаватель на весь зал со смешком говорит: «Удивляюсь, как та­кая туша две жерди не сломала». Подобнее заявления учителя вызы­вают отчуждение школьников. ,

Руководством к действию учителя может служить высказывание К.Д.Ушинского, который отмечал, что в работе воспитателя «долж­на царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращаю­щая всего дела в шутку, справедливость без придирчивости, ласко­вость без приторности, доброта без слабости, порядок без педантиз­ма, а главное, постоянная разумная деятельность».

Итак, все общие и педагогические способности взаимосвязаны в личности преподавателя и образуют единую совокупность способ­ностей, вот почему развитие каждой из них зависит от степени раз­витости всех других.

Контрольные вопросы

/. Перечислите виды педагогической компетентности. Дайте им характеристику.

2. Раскройте сущность педагогического мастерства.

3. Дайте характеристику педагогическим способностям.

Тема 3.

Специфика педагогической

План лекции:

1. Сущность педагогических способностей.

2. Базовые педагогические способности. Структура педагогических способностей

3. Стиль педагогической деятельности.

Основные понятия: педагогические способности, педагогический такт, дидактические способности, авторитарные способности, стиль педагогической деятельности.

1. Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:

· педагогический такт- это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся;

· наблюдательность это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся;

· любовь к детям;

· потребность в передаче знаний.

2. Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены, который и дал им соответствующие общие определения:

Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

На основе теории общих педагогических способностей рядом ученых были выделены специальные педагогические способности учителей разных предметов.

В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой соотносит педагогические способности с основными аспектами (сторонами) педагогической системы. В трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов: цели, содержание образования (учебная информация), средства педагогической коммуникации, учащиеся и педагоги.

Уровни педагогических способностей. Н.В. Кузьмина рассматривает совокупность способностей педагога в качестве важнейшего фактора развития и формирования способностей учащихся. В связи с этим в структуре педагогических способностей ею выделяются два ряда признаков:

· Специфическая чувствительность педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности, в которой учащийся выступает в роли субъекта-объекта педагогического воздействия.

· Специфическая чувствительность педагога к учащемуся как субъекту общения, познания и труда, поскольку главными средствами воспитания являются виды деятельности формирующейся личности (т.е. самого учащегося) и способы их организации в целях получения искомого конечного результата.

3. Стиль педагогической деятельности.

Стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип.

А.К. Маркова выделяет следующие наиболее характерные четыре стиля деятельности учителя

1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, а менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном на сильных учеников. Деятельность учителя высоко оперативна: на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Деятельность учителя характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся такой учитель чуток и проницателен.

2. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлективностью. Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышенно чувствителен к изменениям ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся.

3. Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлективности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбия, характерна осторожность, традиционность.

4. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.

А.К. Маркова и А.Я. Никонова рассматривают три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности:

2. динамические

3. результативные.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.


Похожая информация.


Под педагогическими способностями понимают определенные индивидуально-психологические особенности и свойства личности, позволяющие ей достигнуть высоких результатов в педагогической деятельности. Назовем и коротко охарактеризуем основные (базовые) педагогические способности .

Гностические способности - способности к изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов, явлений и т.п.

Академические способности - способности к профессиональному росту и самосовершенствованию. Они связаны с усвоением знаний, формированием умений и навыков в соответствующей области науки.

Дидактические способности - способности адаптировать учебный материал с целью успешного его понимания учащимися. Эти способности позволяют учителю успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся. Неумение объяснять - причина многих педагогических неудач.

Коммуникативные способности - способности к эффективному общению с разными возрастными группами людей. Эти способности способствуют установлению взаимопонимания, благоприятной атмосферы совместной деятельности. Слабое их развитие часто приводят к конфликтам, ошибкам, которые трудно исправить.

Речевые способности - способности адекватно своим желаниям выражать чувства и мысли; они взаимосвязаны с экспрессивными способностями , позволяющими учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения материала.

Перцептивные способности - способности, позволяющие понимать другого субъекта без вербальной информации. Выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее душевное состояние, понимании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Например, эмпатия - способность к сопереживанию, разделению интересов, забот, радостей и огорчений воспитанника.

Суггестивные способности - способности эмоционально-волевого влияния на личность, способности к внушению.

Конструктивные способности - способности планировать педагогическую деятельность в соответствии с целями и задачами (например, конструировать урок, занятие и т.д.).

Организаторские способности - способности организовать собственную деятельность и деятельность учащихся. Эти способности обеспечивают порядок в классе, продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного коллектива учащихся. (Задача из Р.т.)

Творческие способности - способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии.

Педагогическая интуиция - это способность предугадывать ход педагогического процесса, его возможные результаты и осложнения.


Способности к саморегуляции - дают возможность проявлять эмоциональную устойчивость, самообладание, владеть собой в ситуации и этой ситуацией.

Педагогические способности проявляются интегрировано, дополняя или даже компенсируя друг друга. Вместе с тем, педагогические способности являются лишь предпосылкой к успеху. На основе знаний и способностей формируются необходимые педагогические умения, которые и составляют основу компетентности педагога.

Педагогическое умение - это совокупность последовательных действий, основанных на теоретических знаниях, педагогических способностях и направленных на решение педагогических задач. Дадим краткую характеристику основных педагогических умений.

Аналитические умения представлены такими частными умениями, как умения анализировать педагогические явления, теоретически их обосновывать, диагностировать; формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения.

Прогностические умения - умения представить и сформулировать диагностируемые цели и задачи своей деятельности; отобрать методы их достижения; предвидеть возможные отклонения при достижении результата, выбрать способы их преодоления; умения мысленно проработать структуру и отдельные компоненты образовательного процесса; предварительно оценить затраты средств, труда и времени участников образовательного процесса; умения конструировать содержание взаимодействия участников образовательного процесса.

Педагог прогнозирует развитие личности, коллектива или педагогический процесс. Это требует от него овладения такими методами, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и др.

Проективные (проектировочные, конструктивные) умения - реализуются при разработке образовательного проекта. Включают умения: планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей, интересов, качеств и т.д.; определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных задач и особенностей участников; определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них; планировать индивидуальную работу с учащимися; отбирать оптимальные формы, методы и средства обучения и воспитания; планировать развитие воспитательной среды и т.д.

Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя. Рефлексия педагога - это деятельность по осмыслению и анализу собственной педагогической деятельности (анализируется правильность поставленных целей и задач, их адекватность условиям; соответствие деятельности учащихся поставленным задачам; эффективность методов, приемов и средств педагогической деятельности; соответствие применявшихся организационных форм возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, уровню их развития, содержанию образования и т.д.; причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе решения тех или иных педагогических задач; весь опыт своей педагогической деятельности и его соответствие критериям и рекомендациям современной науки).

К группе организаторских умений относят мобилизационные, информационно-дидактические, развивающие и ориентационные.

Мобилизационные умения - это умения привлекать к себе внимание учащихся, развивать у них интерес к учению; формировать потребность в знаниях, учебные навыки и обучать приемам научной организации учебной деятельности; разумно использовать методы поощрения и наказания и др.

Информационно-дидактические умения - это умения, связанные как с непосредственным изложением учебной информации, так и с методами ее получения и обработки. К ним относятся собственно дидактические умения : доступно излагать учебный материал с учетом специфики предмета, уровня подготовленности учащихся (обученности), их возраста и т.п.; доступно, лаконично и выразительно формулировать вопросы; эффективно использовать различные методы обучения, ТСО, ЭВТ, средства наглядности и т.п. Это также умения работы с печатными источниками информации, умения добывать ее из всевозможных источников и перерабатывать применительно к целям и задачам образовательного процесса.

Развивающие умения предполагают: определение «зоны ближайшего развития» отдельных учащихся, класса в целом; создание специальных условий для развития познавательных процессов, воли и чувств учащихся; стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления учащихся и т.п.

Ориентационные умения связаны с формированием морально-ценностных отношений воспитанников и их мировоззрения; с формированием интереса к учебной или профессиональной деятельности, науке и т.п.; с организацией совместной творческой деятельности в целях воспитания социально значимых качеств личности.

Коммуникативные умения включают взаимосвязанные группы: перцептивных умений, собственно умений педагогического (вербального) общения и умений (навыков) педагогической техники.

Перцептивные умения - это умения, проявляющиеся на начальном этапе общения и направленные на понимание других людей. Это, например, умения: на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манеры его поведения определять его внутренний мир и возможные будущие действия; определять тип личности и темперамент человека; по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность с тем или иным событиям; видеть главное в человеке, противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализация, «эффект ореола» и т.д.).

Собственно умения педагогического (вербального) общения связаны:

С осуществлением коммуникативной атаки, т.е. с привлечением к себе внимания речью; паузами в речи с активным внутренним общением (требованием внимания); развешиванием наглядных пособий, таблиц, записями на доске и т.д.; смешанным вариантом, включающим элементы трех предыдущих;

С установлением психологического контакта с классом: это умения создавать обстановку совместной творческой деятельности, вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом, предметом;

С управлением общением в педагогическом процессе. Это умения: организовать совместную творческую деятельность; поддерживать общение введением элементов беседы, риторическими вопросами; распределять и поддерживать внимание; создавать атмосферу благополучия в классе, организовать опыт эмоциональных переживаний учащихся; выбирать наиболее подходящие для учащихся способы поведения и общения (снятие психологического барьера, подготовка к восприятию информации и т.д.); анализировать поступки учащихся, видеть за ними мотивы, определять их поведение в различных ситуациях;

С установлением эмоциональной обратной связи в процессе общения. Это достигается следующими умениями: улавливать по поведению учащихся, их лицам, глазам общий психологический настрой класса; чувствовать момент изменения в эмоциональном состоянии при общении с учащимися класса; своевременно видеть выключение отдельных учащихся из общей деятельности и их включение обратно в деятельность.

Педагогическая техника (по Л.И. Рувинскому) - это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера). Включает две группы умений: умения, связанные с управлением своим поведением (мимикой, пантомимикой, эмоциями, настроением, вниманием, воображением, голосом, дикцией); умения, связанные с воздействием на личность и группу (дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные, приемы управления общением, организацией коллективной творческой деятельности).

В частности, педагогическая техника может быть представлена умениями и навыками: выбора правильного тона и стиля в общении со всеми субъектами педагогического взаимодействия; управления их вниманием; чувством темпа; владения словом, правильной дикцией, дыханием, мимикой и жестикуляцией (культура речи); управления своим телом, умением снимать мышечное напряжение; регулирования своего психического состояния (вызов чувств по заказу); владения техникой интонирования для выражения разных чувств; расположить к себе собеседника; образной, красочной передачи информации.

Все охарактеризованные выше умения входят в структуру профессиональной компетентности педагога.

В соответствии общим определением способностей, педагогические способности -- это индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности воспитуемого.

Это определение педагогических способностей может быть отнесено ко всем педагогам, независимо от педагогической системы, в которой осуществляется воспитание (семья, ясли, детский сад, начальная, восьмилетняя, средняя школа, профтехучилище, вуз, аспирантура, производство), от предмета, который педагог преподает, а также от вида трудовой или профессиональной деятельности, которой он обучает.

Способности педагога мы рассматриваем как важнейший фактор развития, формирования способностей учащихся. Поэтому в определении мы выделяем следующие признаки способностей:

во-первых, специфическую чувствительность к объекту, средствам и условиям педагогического труда, во-вторых, специфическую чувствительность к созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося.

В соответствии со сказанным, в педагогических способностях мы выделили два взаимосвязанных уровня: рефлексивный (перцептивно-рефлексивные способности обращены к объекту-субъекту педагогического воздействия и обусловливают интенсивность формирования чувственного опыта личности педагога); проективный (проективные педагогические способности обращены к способам воздействия на объект-субъект-учащегося, на его потребность в развитии, самоутверждении, гражданственном и профессиональном становлении).

Рефлексия в социальной психологии понимается как осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Она предполагает не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает «рефлексирующего» индивида. «Рефлексия - своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, взаимоотображение, содержанием которого является субъективное воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир первого исследователя».

Рефлексивный уровень педагогических способностей включает три вида чувствительности:

  • 1) «чувство объекта» - особая чувствительность к тому, какой отклик объекты реальной действительности Находят у учащихся и в какой мере интересы и потребности учащихся, выявляемые при этом, «совпадают» с требованиями ПС и с тем, что им предъявляет в учебно-воспитательном процессе сам педагог. В свою очередь, эта чувствительность связана симпатиеий проявляющейся в быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию учащегося и эмоциональной идентификацией, которая предполагает активную целенаправленную совместную деятельность педагога с учащимися;
  • 2) «чувство, меры или такта» -- чувствительность к мере изменений, происходящих в личности и деятельности учащегося под влиянием различных средств педагогического воздействия и особенно системы воздействий самого педагога, меры их вклада в искомый результат;
  • 3) «чувство причастности» -- чувствительность к достоинствам и недостаткам собственной деятельности личности, проявляемых во взаимоотношениях;

Уровень сформированности рефлексивных педагогических способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции, которая, в свою очередь, может быть как «хорошей», то есть помогающей продуктивно решать педагогические задачи, так и «плохой», то есть «подсказывающей» неверные решения. Известно, что интуиция -- это эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решения, а также недостаточная осознанность его логических оснований. «Хорошая» интуиция проявляется в принятии решений, продвигающих педагога к искомому результату, а «плохая» - в принятии решений, уводящих от него.

Известно также, что интуиция проявляется в условиях субъективно или объективно неполной информации и органически входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции (пополнения имеющейся и предвосхищения еще неизвестной информации). «Хорошая» интуиция проявляется в том, что педагог экстраполирует информацию о самых сильных, положительных свойствам личности учащегося, опираясь на которые, можно продвигать его к искомому результату. «Плохая» интуиция проявляется в экстраполяции слабостей, отрицательных качеств учащихся, акцентирование которых уводит, как правило, от искомых результатов или даже «толкает» к противоположным.

Рефлексивные, педагогические способности тесно связаны с проективными, проявляющимися в особой чувствительности к созданию, продуктивных моделей формирования у учащихся гностических (познавательных), проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских способностей, позволяющих им сравнительно легко входить в новые педагогические системы или общественное производство.

Естественно, педагог может сформировать у учащихся только то, чем обладает сам. Поэтому формирование искомых способностей у учащихся предполагает достаточно высокий уровень их сформированности у преподавателей, обеспечивающий выработку соответствующих педагогических стратегий воздействия. Способности эти следующие:

  • 1. Гностические способности к исследованию объекта, процессов и результатов собственной деятельности и способам ее перестройки на основе этого знания.
  • 2. Проектировочные способности к способам проектирования, отбору и распределению заданий-задач в расчете на формирование искомых качеств в личности ученика, знаний, навыков, умений» необходимых в его дальнейшей деятельности.
  • 3. Конструктивные способности к способам композиционного построения занятий, которые бы вызвали у учащихся интеллектуальный, эмоциональный и практический отклик.
  • 4. Коммуникативные способности установления с учащимися и развития педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия.
  • 5. Организаторские способности - способности включения учащихся в различные виды деятельности, превращения коллектива в инструмент воспитательного воздействия на каждую отдельную личность, побуждения к самовоспитанию, самообразованию,. саморазвитию.

Проективные педагогические способности, в свою очередь, «обеспечиваются» способностью к идентификации, то есть отождествлению себя с учащимися и чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся (их интересам, склонностям, способностям), хорошей интуицией, которая является важной характеристикой, творческого мышления, проявляемой в предвосхищении искомого педагогического результата уже при выборе стратегий воздействия, а также свойствами личности, ее способностью к благотворному внушению.

Известно, что внушение включает в себя различные способы вербального и не вербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Путем внушения могут быть вызваны ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения; путем внушения можно оказать воздействие на соматовегетативные функции.

Механизмы внушения изучены недостаточно. Предполагается, что в основе процесса внушения лежит ослабление действия сознательного контроля воспринимаемой информации.

Внушение - один из методов педагогического воздействия, которое может быть благотворным (если оно направлено на возбуждение фантазии, силы, уверенности в себе, в возможность преодоления возникших препятствий, самоутверждение через труд и преодоление) и разрушительным (если направлено на унижение, расслабление, поддерживает неверие в свои силы и способности или необоснованное самолюбование).

Педагогические способности обеспечивают накопление плодотворной информации об учащихся, позволяющей использовать «созидающее» внушение, стимулирующее формирование самоконтроля и саморегуляции, обеспечивая тем самым потребность учащегося в саморазвитии и самоутверждении.

Педагогическая неспособность проявляется в том, что педагог нечувствителен к потребностям и возможностям учащегося, к его самым сильным сторонам личности, деятельности, системы отношений, способностей. Такой педагог в процессе обучения не накапливает плодотворной информации, обеспечивающей «созидающее», внушение.

Именно вследствие специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению продуктивных моделей достижения искомых результатов способности человека выступают в качестве важнейшей предпосылки успешности педагогического труда.

По уровню результативности деятельности можно судить об уровне способностей.

Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности – это особенности личности, а педагогические умения – это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.

Педагогический такт – это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся. Педагогический такт предполагает: уважение к школьнику и требовательность к нему; развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой; внимательность к психическому состоянию школьника и разумность и последовательность требований к нему и др.

Педагогическая наблюдательность – это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся.

Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Академические способности – способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т. д.).

Перцептивные способности – способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

Речевые способности – способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

Организаторские способности – это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

Коммуникативные способности – способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта.

Педагогическое воображение (или прогностические способности) – это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.