Трансформеры дамба гувера. Прорвет ли дамбу Гувера? Работы по возведению туннелей и бетонной плотины

Плотина Гувера в США — рукотворное чудо Аризоны

Практически все туристы, путешествующие по Лас-Вегасу и Гранд-каньону , проезжают через плотину Гувера или Гувер-Дам. Эта огромная бетонная дамба, равная по высоте 70-этажному дому, усмирила бурный нрав реки Колорадо. Плотина Гувера контролирует уровень паводок, снабжает водой и обеспечивает электроэнергией Аризону, Калифорнию, а также «игорную столицу США » — Лас-Вегас (штат Невада). Историки полагают, что отнюдь не игорные дома, а именно стройка Гувер-Дам стала причиной развития Лас-Вегаса, превратившегося из деревушки в процветающий город.

Строительство плотины Гувера

Строительство дамбы Гувера, начатое в 1931 году, в разгар Великой депрессии, способствовало созданию новых рабочих мест для безработных американцев. Возведение плотины велось в тяжёлых условиях — температура воздуха летом поднималась до +50°C. С особой опасностью был сопряжен труд скалолазов, а рабочие, занятые бурением тоннелей, страдали от избытка угарного газа. Однако претендентов на вакантные места было хоть отбавляй. По официальным данным, за всё время стройки Гувер-Дам погибло 96 человек. В 2000 году около входа на плотину установили памятник скалолазам: рабочий с фонариком и в защитной каске висит на верёвочной страховке над обрывом. Интересно, что плотина Гувера возводилась примерно в те же годы, что и ДнепроГЭС (1932 — 1939 гг.). Более того, в строительстве этих гидротехнических сооружений принимал участие один и тот же инженер из компании «Дженерал Электрик» — американец Си Джи Томсон, отвечавший за монтаж турбин и генераторов. В 1935 году советские писатели Ильф и Петров посетили США и побывали на стройке. Они с восхищением описывают это «чудо инженерии»: «Представьте себе бурную, горную реку Колорадо, протекающую по дну гигантского ущелья, стены которого образованы высокими чёрно-красными скалами. И вот между этих двух сотворённых природой стен человек создал третью стену из железобетона, преграждающую речные потоки».

Плотина Гувера — чудо инженерной мысли

Возведение плотины Гувера закончилось в 1936 году, на два года раньше, чем планировалось. Она была названа в честь экс-президента США — Герберта Гувера. В своё время, то есть в середине 30-х годов прошлого столетия, Гувер Дам являла собой чудо инженерной мысли. В ходе её сооружения было применено множество технических новшеств: для отвода речных потоков от стройплощадки в стенах Чёрного каньона вырубили четыре канала, а сама плотина строилась не в виде сплошного монолита, а как ряд взаимосвязанных трапециевидных блоков — благодаря меньшей площади поверхности бетонная смесь быстрее охлаждалась и затвердевала. Учёные подсчитали, что если бы дамба строилась цельной, то полное застывание бетона завершилось бы через 125 лет.

Электростанция на плотине Гувера

Плотина Гувера является самой высокой дамбой в Западном полушарии и одной из крупнейших электростанций США. Сегодня на станции установлено 17 турбин общей мощностью 2074 МВт. По мнению экспертов, система автоматизации управления оборудованием настолько хорошо отлажена, что электростанция сможет самостоятельно работать в течение двух лет без присмотра сотрудников, до тех пор, пока трубы не зарастут водорослями.

Объезд Дамбы Гувера

На вершине плотины Гувера проходила шоссейная дорога 93, соединяющая Аризону и мексиканскую границу. С наступлением XXI века частые автомобильные пробки привели к необходимости постройки моста через Чёрный каньон в обход дамбы. В октябре 2010 года в 500 метрах от плотины был открыт Мемориальный мост Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана, более известный как Объезд Дамбы Гувера. Мост носит имена Майка О’Каллагана — экс-губернатора штата Невада и Пэта Тиллмана — американского футболиста из Аризоны, который оставил успешную карьеру и вступил в армию США после террористических актов 11 сентября 2001 года, чтобы отмстить террористам. Мост представляет собой грандиозную арочную конструкцию длиной 579 м и высотой 270 м. На строительство Объезда плотины Гувера потрачено $240 млн. Ежедневно мост принимает 17 тыс. автомобилей, что позволило разгрузить соседние магистрали. Развлечения на плотине Гувера Прошло 75 лет после открытия плотины Гувера, но это грандиозное сооружение по-прежнему привлекает путешественников. Плотина Гувера стоит на границе двух штатов, расположенных в разных часовых поясах. На водосбросных башнях установлены часы, одни из них показывают время правобережного штата Невада, другие — время левобережной Аризоны. По одну сторону дамбы спокойно струится побеждённая река, по другую — простирается крупнейшее в США рукотворное озеро — Мид, ставшее популярной зоной отдыха. Здесь можно покататься на лодке и водных лыжах, заняться рыбалкой или позагорать на пляже.


Для посетителей, приезжающих на автомобиле, рядом с дамбой Гувера есть парковка. Стоимость парковки обойдётся примерно в 7 долларов. Забрать свою машину необходимо до 17:00 часов. По плотине Гувера можно прогуливаться как самостоятельно, так и в сопровождении профессионального гида. Групповые экскурсии проводятся строго с 9:00 до 15:00. С группой можно осмотреть дамбу не только снаружи, но и внутри. При спуске в машинное отделение гидроэлектростанции не следует брать с собой крупные предметы и багаж. Разрешено брать с собой что-нибудь мелкое, а также фотоаппаратуру. Всё это является антитеррористическими мерами безопасности.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ПЛОТИНЫ ГУВЕРА

Самый близкий крупный город из которого можно добраться до плотины — Лас-Вегас. Дорога на автомобиле составит всего 30 минут. Едем на юго-восток по 93 шоссе до Боулдер-Сити. Внутри города на втором перекрёстке нужно повернуть налево и дальше уже едем до самой плотины Гувера. По дамбе нельзя проехать из Невады в Аризону. Для этого придётся вновь вернуться на 93 шоссе, но проехать уже по мосту Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана.

В Черном Каньоне на реке Колорадо на границе двух американских штатов, Аризоны и Невады, возвышается величественная плотина. В 1935 году Франклин Д. Рузвельт назвал ее в честь президента Герберта Гувера, и 30 сентября 2011 отмечалась 76 годовщина этого события. С 1931-го по 1936-й год шло строительство огромного гидротехнического сооружения, высота которого составила в итоге 221 метр. Далее – фотографии, которые покажут вам шаг за шагом строительство этой конструкции.


1. Вид на плотину Гувера ночью, 1983 год. (AP Photo/Steve McPeak)
2. На этом месте спустя несколько лет будет возвышаться результат одного из самых масштабных проектов в истории США стоимостью более 165 000 000 долларов. Построенная в 11 км от Лас-Вегаса плотина станет источником электроэнергии для 6 штатов. (AP Photo)
3. Водохранилище размером в 588 квадратных километров покроет эти холмы. А гора с плоской вершиной, на фоне которой запечатлен инженер-мелиоратор Элмер Л. Чепмэн, станет небольшим островком, который будет возвышаться над поверхностью воды лишь на 14 метров. Невада, 24 августа 1932 года. (AP Photo)
4. Так в высоты птичьего полета выглядело место, где будет построено самое массивное искусственное сооружение, построенное на Земле со времён Пирамид Гизы, 4 марта 1931 года. Подряд на строительство плотины был получен консорциумом Six Companies, Inc., который предложил наименьшую сумму затрат, 48 890 995,50 долларов. (AP Photo/Fairfield Aerial Surveys) 5. 17 сентября 1930 года, церемония открытия строительства в штате Невада. Тогда же секретарь Департамента внутренних дел США Рэй Лайман Вилбур объявил, что плотина, носившая название Боулдер, будет названа плотиной Гувера. (AP Photo)
5. 17 сентября 1930 года, церемония открытия строительства в штате Невада. Тогда же секретарь Департамента внутренних дел США Рэй Лайман Вилбур объявил, что плотина, носившая название Боулдер, будет названа плотиной Гувера. (AP Photo)
6. 19 сентября 1930 года, своеобразным символом начала строительных работ было забивание Рэем Лайманом Вилбуром серебряного костыля в шпалу на железнодорожных путях, которые соединяли место строительных работ и Лас-Вегас. На фото запечатлены слева направо: конгрессмен Вильям Итон из Колорадо, сенатор Кей Питтимэн из Невады, министр Вилбур и сенатор Сэмюэл Шортридж. (AP Photo)
7. Открытие почтового отделения в Боулдер Сити. Городок был возведен специально для строителей. Почтальона Дж. Л. Финни поздравляют сотрудники Бюро мелиорации. На фото слева направо: В.Р. Армстронг, руководитель United Pacific, Р.Ф. Уолтер, главный инженер Бюро мелиорации, плотник из Six Company Inc, Почтальон Финни, доктор Элвуд Мид, специальный уполномоченный комиссии по мелиорации и П.В. Дент, помощник доктора Мида. (AP Photo)
8. Главная улица в городе строителей, Боулдер Сити, Невада, 24 августа 1932 года. Расходы на строительство города составили 2 000 000 долларов. (AP Photo)
9. На этом месте по верху плотины будет проходить часть шоссе Невада-Аризона, под которым будет находиться электростанция, 24 августа 1932 года. В процессе строительства здесь появится самое большое озеро, созданное человеком. (AP Photo)
10. На этом снимке можно увидеть осушенное русло реки Колорадо. Ее воды были направлены в подземные туннели на период строительства дамбы, 12 января 1923 года. Спустя несколько лет здесь будет возвышаться плотина Гувера. (AP Photo)
11. Фундамент плотины Гувера на дне Черного Каньона, штат Невада, 9 июня 1933 года. В стальном контейнере объемом 8 кубометров первая партия раствора, который заливается в форму, где одной из стенок является отвесная скала каньона. (AP Photo)
12. Один их тоннелей для отвода реки Колорадо. Начало строительных работ. Невада, 18 апреля 1932 года. (AP Photo)
13. Группа строителей возле специальной установки, Большого Бура, который использовался для работы над тоннелями. От 24 до 30 отбойных молотков одновременно помогали прокладывать тоннели для отвода вод реки Колорадо.
14. Граница штатов Аризона и Невада, строительство плотины Гувера. Кран поднимает бак с двумя кубометрами раствора для покрытия стен водослива бетоном. Июнь 1933 года. (Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, D.C.)
15. Процесс создания дамбы в Черном Каньоне. Десятки грузовиков доставляют материалы для строительства. Невада, дата неизвестна. (AP Photo)
16. При строительстве плотины использовались бетонные трапеции с сечением от 20 (с внешней стороны) до 8 (с внутренней) кв. м. Всего было установлено 215 взаимосвязанных блоков. Раствор в блоки заливался постепенно, что позволяло создать более прочную конструкцию. После застывания раствора в блоках, между ними заливался новый жидкий раствор, что скрепляло колонны между собой. (Department of the Interior, Bureau of Reclamation)
17. Процесс строительства плотины закончен наполовину. Работа идет круглосуточно с опережением графика на несколько месяцев. Фундамент электростанций уже заложен у основания дамбы. По центру дамбы можно увидеть темную линию – это пустоты, оставленные для ускорения застывания раствора.(AP Photo)
18. Работа над строительством тоннелей для отвода вод реки Колорадо. 50 тонн земли вывозится грузовиками ежеминутно. 15 ноября 1932 года. (AP Photo)
19. На дне каньона видны огромные бетонные конструкции, которые послужат основанием плотины Гувера. Невада, 12 августа 1933 года. 6000 кубометров раствора ежедневно заливается в формы.
20. Одна из башен водоспуска на плотине Гувера, 9 августа 1934 года. Высота башен, по две с каждой стороны дамбы, составит 120 метров. (AP Photo)
21. Процесс строительства плотины Гувера вблизи Лас-Вегаса, штат Невада, 9 января 1932 года. (AP Photo)
22. На снимке вид на плотину сверху вниз по течению реки, 1 февраля 1935 года. (AP Photo)
23. Специальные бетонные «пробки» весом около 1500 тонн для закрытия тоннелей, отводящих воды реки Колорадо. При закрытии тоннелей река вернется в свое русло и наполнит водохранилище перед дамбой. (AP Photo)
24. Вид на временный подвесной мост и тоннели для отвода вод реки Колорадо, 12 марта 1932 года. (AP Photo)
25. Вид сверху на плотину Гувера, 16 июля 1935 года. По верхней части плотины проходит шоссе, обеспечивающее сообщение между штатами Невада и Аризона. С другой стороны дамбы видны 4 башни водоспуска. (AP Photo)
26. На снимке запечатлен редкий вид на внешнюю стену дамбы, май 1935 года. (Bureau of Reclamation, United States)
27. Покраска металлических конструкций на стене водослива на плотине Гувера. Снимок сделан в период между 1936 и 1946 годами. (United States, Bureau of Reclamation, Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, D.C.)
28. Завершающие этапы строительства дамбы Гувера. Плотина достигает уже 153 метра из 222 планируемых. 28 августа 1934 года. (AP Photo)
29. Завершение строительства плотины Гувера, высота которой составляет более 200 метров над рекой Колорадо, 12 августа 1935 года. (AP Photo)
30. Один из генераторов электростанции, Невада, 10 сентября 1936 года. Всего через месяц гидроэлектростанция станет одним из основных источников электроэнергии на Западе США. (AP Photo)
31. Церемония запуска электростанции на дамбе Гувера, 11 сентября 1936 года. Первая турбина мощностью в 3500 лошадиных сил была запущена президентом Рузвельтом нажатием кнопки в Вашингтоне. (AP Photo)
32. Вид на плотину Гувера, запечатленный фотографом Энселом Адамсом. Этот снимок входит в серию фотографий 1933-1942 годов «Национальные парки и памятники». (U.S. National Archives and Records Administration)
33. Вид на плотину Гувера. (AP Photo)
34. Президент Франклин Д. Рузвельт на плотине Гувера в день ее переименования. (AP Photo)
35. На снимке изображены Президент Франклин Д. Рузвельт и ответственный за проект представитель Бюро мелиорации Уокер Янг (слева) и военный советник президента (справа), 30 сентября 1935 года.
36. Вид на плотину Гувера, 13 марта 1936 года. Пропускная способность плотины – десятки тысяч литров воды в секунду. За плотиной видны четыре башни водоспуска и часть озера Мид. (AP Photo)
37. Распределительное устройство плотины Гувер ночью, 27 апреля 1937 года. 15 генераторов мощностью 115000 лошадиных сил и 2 генератора мощностью 55000 лошадиных сил производят электроэнергию, которая распределяется здесь и по линиям электропередач направляется в Лос-Анжелес. (AP Photo/Department of the Interior)
38. Башни водоспуска плотины Гувера, 14 апреля 1938 года. Они подают воду к турбинам, что приводит в движение генераторы, находящиеся в нижней части плотины. Водохранилище, созданное дамбой, стало популярным местом отдыха. (AP Photo)
39. Самые мощные генераторы в мире на 7 февраля 1939 года. Их мощность составляла 82 500 кВ-А и объем производимой энергии равнялся 130 000 000 киловатт-часам в месяц. За два года работы гидроэлектростанции Бюро мелиорации, которое построило плотину, получило 3 297 289 долларов. (AP Photo)
40. Вид на плотину Гувера и озеро Мид, 13 июля 1948 года. Это один из самых пустынных районов страны площадью в 21 000 квадратных километров, поэтому самолеты авиационного отряда шерифа постоянно его патрулируют. Они помогают водителям, если их машины сломались в дороге, ищут сбившихся с пути путешественников и проводят спасательные операции в случае авиакатастроф в пустыне. (AP Photo)
41. Закат над дамбой Гувера, 20 сентября 1950 года. (AP Photo)
42. Балет Rhythmettes во время концертного номера на плотине Гувера, 8 июня 1957 года. Балет из Лас-Вегаса приобрел довольно большую популярность с момента своего создания. (AP Photo/V)
43. Уникальная конструкция, плотина Гувера, 11 мая 1953. Шедевр технической мысли 20 века. Озеро Мид, водохранилище, которое находится выше дамбы, пользуется популярностью у рыбаков и любителей каталься на лодках. (AP Photo)
44. Вторая по величине дамба в мире, плотина Гувера, 26 февраля 1957 года. Озеро Мид, самое большое искусственное озеро в мире, стало излюбленным местом для рыбалки, катания на лодке и отдыха в теплое время года. (AP Photo/Union Pacific Railroad)
45. Стив МакПик взобрался на дамбу Гувера, чтобы выразить свой протест против политики, проводимой президентом Р. Рейганом, 8 декабря 1982 года. (AP Photo/Frank Walters)
46. Охранники плотины Гувера убеждают Стива МакПика спуститься с канатов, на которых он три дня и две ночи висел над рекой Колорадо, 9 декабря 1982 года. Таким способом он выражал свой протест против политики, проводимой Р. Рейганом. (AP Photo/Scott Henry)
47. Плотина, названная в честь президента Гувера, - уникальное гидротехническое сооружение в США на реке Колорадо в Черном Каньоне. Ее строительство длилось около 5 лет и над ее созданием трудились тысячи строителей, а почти сто человек погибло от несчастных случаев. 50. В процессе проведения испытаний прочности труб в шлюзе через них прогоняются миллионы литров воды, 26 февраля 2004 года. (AP Photo/Joe Cavaretta)
51. Тест на безопасность на плотине Гувера, 26 февраля 2004 года (AP Photo/Joe Cavaretta)
52. Снимок с воздуха плотины Гувера и процесса строительства моста, 12 июня 2009 года, Аризона. (Photo by Ethan Miller/Getty Images)
53. Снимок с воздуха плотины Гувера и процесса строительства моста, 12 июня 2009 года, Аризона. (Photo by Ethan Miller/Getty Images)
54. 19 октября 2010 года рядом с плотиной Гувера был открыт мост Майка О"Каллахен-Пэт Тиллмана. Длина моста составляет около 600 метров и находится он на высоте 270 метров над рекой Колорадо. Строительство моста, обеспечившего дополнительную пропускную способность шоссе Невада-Аризона, обошлось в 240 млн. долларов. (Photo by Ethan Miller/Getty Images)

Airwolfhound / flickr.com Airwolfhound / flickr.com Airwolfhound / flickr.com Вид с плотины Гувера (Alexander Russy / flickr.com) Ron Reiring / flickr.com Ron Reiring / flickr.com Lauri Väin / flickr.com David Herrera / flickr.com Viator.com / flickr.com Строительство моста О’Каллагана (Alan Stark / flickr.com) Henner Zeller / flickr.com Башни дамбы Гувера (Joseph Francis / flickr.com) Joseph Francis / flickr.com Башня с часами на плотине Гувера (Ian Lee / flickr.com) Joseph Francis / flickr.com Omshivaprakash H L / flickr.com Xiquinho Silva / flickr.com Электрогенераторы плотины Гувера (Dennis Redfield / flickr.com) Joseph Francis / flickr.com Joseph Francis / flickr.com Электрогенераторы дамбыГувера (Joseph Francis / flickr.com)

В нижней дельте реки Колорадо расположилась одна из известнейших достопримечательностей Соединённых Штатов и Лас-Вегаса - Плотина Гувера. Гидроэлектростанция, представляющая собой громадную гидротехническую конструкцию в высоту более 200 метров, была сооружена в 30-х годах прошлого столетия.

Чёрный каньон – место, где устроилось данное строение, находится неподалёку от штата Аризона и Невада. Плотина Гувера получила своё название в честь одного из американских президентов, а именно Герберта Гувера. 31-й глава огромного государства принял активное участие в организации и ходе строительства дамбы, чем и удостоился чести дать своё имя такому грандиозному строительному проекту.

Река Колорадо неоднократно создавала множество проблем населению, проживающему на её берегах. Чаще всего страдали фермерские угодья, расположенные вниз по её течению: с таянием снегов речные воды выходили из берегов и покрывали собою всё, что было в их досягаемости.

Основной причиной, послужившей решительным шагом в возведении плотины, стало предположение проектировщиков о том, что только так можно искоренить ежегодно возникающие проблемы с полноводьем Колорадо. К тому же на возникшее новое водохранилище возлагались надежды о развитии земледелия прилегающих районов и поставке питьевой воды в несколько районов штата Калифорния.

Подписание договора – Конвенции реки Колорадо

Достаточно долгий срок главной преградой для возведения дамбы служили разногласия между руководителями соседних административных делений. Большинство из них настаивали, что ресурсы Колорадо должны распределяться равномерно между всеми вероятными потребителями.

Этот факт поспособствовал созданию специального комитета, в состав которого входили представители всех заинтересованных в разбирательстве, в числе главных лиц Соседних Штатов и американского правительства. Все они опасались намерений власти Калифорнии, претендующей на получение права на распоряжение основным объемом водных запасов.

Результатом деятельности вышеуказанной комиссии стало подписание многостороннего договора – Конвенции реки Колорадо, которая юридически закрепляла механизм распределения речного резерва между заинтересованными сторонами.

Подготовка проекта и инвестиционных ресурсов

Дамба Гувера, согласно проекту её строительства, нуждалась в значительном вливании денежных средств, источником которых был государственный бюджет. Но одобрение властей США на возведение такой масштабной гидротехнической конструкции было получено лишь спустя некоторое время.

Несмотря на решение, подписанное Кулиджем в 1928 году, первые инвестиции были получены лишь через два года. Именно тогда, пост главы государства занимал Гувер. Первоначально строительные работы по созданию плотины Гувера планировалось проводить в каньоне Боулдер, вследствие чего в дальнейшем строительный проект именовали Боулдер Каньон Проджект, несмотря на то, что плотина Гувера была возведена в Чёрном Каньоне.

Тяжелейшие условия труда

Подрядчиками строительства были назначены ведущие компании США. Количество рабочих рук, задействованных в процессе создания гидроэлектростанции, было просто невероятным: самая большая численность работников зафиксирована в 1934 году – более 5200 человек.

Вид на плотину Гувера (Joseph Francis / flickr.com)

Особенностью контрактного соглашения был запрет на наём азиатов, и лимит на привлечение к труду африканцев – лишь около 30 чернокожих человек допускались к самым низкооплачиваемым работам.

Во время строительства рядом с плотиной Гувера должно было быть отстроено специальное поселение для рабочих и строителей. Однако планы были изменены, так как график рабочего процесса был пересмотрен с целью роста количества свободных трудовых вакансий. Все эти факторы повлияли на ход выстраивания городка, который к приезду основного числа наёмников не был завершён. Строителям пришлось жить во временных бараках поблизости с дамбой Гувера.

Стоит отметить и ужасные условия труда. Отсутствие нормального проживания в не рабочее время и опасности, подстерегающие тружеников на каждом шагу из-за пренебрежений техникой безопасности, стали причинами состоявшейся в 1931 году забастовки, которая не увенчалась успехом – полиции был отдан приказ разогнать бастующих с применением силы. После этих событий властями штата было решено ускорить темп строительства, а через год наёмников поселили в постоянные дома в прилегающем завершённом городе.

Joseph Francis / flickr.com

До самого конца строительных работ на территории Боулдер-Сити категорически запрещалась проституция, продажа любых алкогольных напитков, азартные игры. При этом на деле запрет просуществовал ещё сорок лет, а на азартные игры – не снят и по сей день, что делает данный город единственным в Неваде, где действует такое табу.

Плотина Гувера рождалась в тяжелейших нечеловеческих условиях. Люди, занятые трудом в глубоких тоннелях, задыхались от угарного газа, но руководство наотрез отказывалось брать на себя ответственность за болезни и смерти своих подчинённых.

Дамба Гувера и история её создания отличились тем, что именно здесь рабочие впервые применяли каски, защищающие головы от ударов. Тем не мение в общей сложности жертвами халатности руководителей проекта, которые пренебрегали соблюдением правил технической безопасности, стали 96 человек.

Строительные работы

Черный каньон, в котором должна была быть возведена дамба Гувера, был достаточно узок и играл разграничивающую роль между Невадой и Аризоной. Отвести воду в противоположную сторону от точки строительства планировали с помощью 4 тоннелей, общая длина которых почти 5 км.

Плотина Гувера, Аризона / Невада, США (Ron Reiring / flickr.com)

Плотина Гувера имеет бетонное основание, которое было залито в 1933 году. Для этой цели специально вскрыли ближайшие нерудные месторождения и построили заводы по изготовлению бетона.

Сталкиваясь в процессе сооружения такой гигантской плотины с проблемами охлаждения бетонной смеси, строителям пришлось внести коррективы в первоначальный план, и далее дамба Гувера возводилась из множества отдельных трапециевидных колонн, связанных между собой. Такая методология возведения позволила значительно ускорить процесс застывания бетона.

Котлован для гидроэлектростанции предполагалось вырыть одновременно с основным котлованом водохранилища. Все земляные работы завершились к 1933 году.

Электрогенераторы дамбы Гувера (Joseph Francis / flickr.com)

Спустя три года были установлены первые электрогенераторы и впервые получен электрический ток. На сегодняшний день плотина Гувера размещает 17 электрических генераторов, которые достигают мощности до 2074 МВт.

Они поддерживают баланс потребления электроэнергии, необходимой для нужд населения и производства на западе США. 25 лет назад система управления электроэнергией на дамбе Гувера была модернизирована и оборудована современными компьютерами.

Архитектурный облик дамбы

Внешняя часть плотины Гувера должна была выглядеть как обыкновенная стена, украшенная неоготической балюстрадой. К вопросу архитектуры здания гидроэлектростанции создатели вообще не собирались относиться серьёзно, так как первоочередной задачей было как можно быстрее завершить строительство. При этом такое решение вызвало целую волну критикующих обсуждений, и в конце концов, было принято решение проработать архитектурный вид плотины Гувера.

Приглашённый архитектор из Лос-Анджелеса Гордон Кауфман добился кардинальных перемен, утвердив новый проект, относящийся к стилистике арт-деко. Кроме башен на верхней части дамбы, его идеей стало размещение часов на водосбросных вышках.

Законное название — «Плотина Гувера»

Плотина Гувера не всегда имела своё законное название. Дело в том, что кроме первоначального «плотина Боулдер», связанного с местом возведения дамбы, были и другие факторы, препятствовавшие легендарному сооружению носить заслуженное имя.

Спустя некоторое время, после того, как официально дамба получила наименование в честь президента Герберта Гувера, он проиграл выборы, уступив президентское место Франклину Рузвельту. В конгрессе США снова предложили вернуть названию изначальную версию. И только после смерти президента Рузвельта, проект о возвращении конструкции имени Гувера был подписан следующим американским главой.

Новый мост О’Каллагана

Через дамбу Гувера до 2010 года проходило шоссе, связывающее штат Аризона с границей Мексики. Прилегающая к плотине часть дороги, не соответствовала требованиям магистрали и количеству пропускаемых транспортных средств.

Строительство моста О’Каллагана (Alan Stark / flickr.com)

Также извилистая опасная двухполосная дорога имела несколько сложных крутых поворотов и узких мест с низким уровнем обзора.

Теракт в 2001 году в Нью-Йорке оставил свой отпечаток на пропускной системе автотранспорта. Во избежание повторных террористических актов был организован более тщательный досмотр автомобилей, что замедлило проходимость транспортных средств и увеличило пробки на въезде.

Но открытый 6 лет назад мост О’Каллагана, неподалёку от дамбы Гувера, значительно снизил поток машин, проезжающих через плотину.

Значение плотины Гувера сегодня

Возведенная дамба Гувера значительно повлияла на водный режим реки Колорадо и на её экологическую систему. Подобные негативные воздействия присуще всем искусственным гидросооружениям, однако, польза от плотины весомая: каньон реки избавился от частых наводнений.

Плотина или дамба Гувера считается самой большой в США. Она расположена в узком Черном каньоне, образованном рекой Колорадо, на границе двух штатов – Аризона и Невада. Это не только гидроэлектростанция, но и основной элемент системы мелиорации и защиты населенных пунктов от наводнений. Дамба построена в нескольких километрах от Лас-Вегаса и является одной из самых знаменитых достопримечательностей Америки. Туристы совмещают посещение казино и этого интересного гидротехнического сооружения.

Строительство

Возведение дамбы началось в 1931 году. Президент Герберт Гувер выделил на строительство плотины Гувера бюджетные деньги. Работы велись во время Великой Депрессии. На строительную площадку дамбы в поисках работы съезжались тысячи людей. Специально для рабочих было решено разбить небольшой городок Боулдер-Сити. Но в срок построить жилье не успели, поэтому люди расположились в лагере, разбитом на скорую руку. Условия были настолько невыносимые, что рабочие не выдержали и летом 1931 году устроили забастовку, которая была жестоко подавлена.

В строительстве плотины Гувера участвовало более пяти тысяч человек, для них были запрещены азартные игры, спиртные напитки и проституция. При возведении дамбы использовалось много технологических новшеств. Одно из них – каски, защищающие голову рабочих.

Значение плотины

Торжественное открытие плотины Гувера состоялось в 1935 году, но окончательно работы были завершены год спустя. Дамба быстро стала известной достопримечательностью. Посмотреть на нее приезжает девять миллионов туристов ежегодно. Штаты Невада и Аризона плотина Гувера снабжает водой, контролируя при этом уровень паводков. Есть предположение, что не игорные дома, а именно стройка дамбы стала толчком для развития Лас-Вегаса, который быстро превратился из деревушки в процветающий город.

Архитектурные особенности

Самый первый проект плотины Гувера предполагал простое архитектурное решение объекта: внешняя стена должна была стать обычной стеной, обрамленной балюстрадой в неоготическом стиле. Здание электростанции не должно было отличаться от фабричного цеха. Проект критиковался многими современниками, что стало причиной его переделки. Сделал это Гордон Кауфман – архитектор из Лос-Анджелеса. Он предложил экстерьер сооружений в стиле арт-деко. Верхняя часть плотины получила украшение в виде башенок, растущих прямо из дамбы. На водосбросных башнях двое часов: одни показывают Горное время, вторые – тихоокеанское Североамериканское время.

Плотина Гувера в США сооружена из колонн в виде трапеций и считается крупнейшим искусственным сооружением, возведенным со времен пирамид.

На одной из самых больших плотин мира есть смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на озеро Мид, образованное в результате строительства дамбы. Также рядом построен монумент – памятник погибшим во время строительства.

До возведения плотины река Колорадо нередко показывала свой бурный нрав, зачастую во время таяния снегов в Скалистых горах затопляя фермерские угодья, лежащие ниже по течению. Проектировщики плотины планировали, что её возведение поможет сгладить колебания уровня реки. Помимо этого, ожидалось, что водохранилище даст толчок развитию орошаемого земледелия, а также станет источником водоснабжения Лос-Анджелеса и других районов Южной Калифорнии.

В то же время одним из препятствий для осуществления проекта стали сомнения штатов, лежащих в бассейне реки Колорадо, в справедливом распределении водных ресурсов между потребителями. Существовали опасения, что Калифорния, с её влиянием, финансовыми ресурсами и недостатком воды предъявит права на большую часть водных ресурсов водохранилища.

(ca. 1928)* — Engineers and politicians view dam site at Black Canyon.

В итоге в 1922 году была создана комиссия, включавшая по одному представителю от каждого из заинтересованных штатов и одного - от федерального правительства (им стал Герберт Гувер, в то время министр торговли в правительстве президента Уоррена Гардинга). Результатом деятельности этой комиссии стала подписанная 24 ноября 1922 года Конвенция реки Колорадо, в которой были закреплены методики раздела водных ресурсов. Подписание этого документа, получившего название «Компромисс Гувера», открыло путь к осуществлению строительства плотины.

Постройка такого масштабного гидротехнического сооружения требовала привлечения значительных средств из государственного бюджета. Законопроект о выделении финансирования не сразу получил одобрение Сената США и Белого дома. Лишь 21 декабря 1928 года президент Калвин Кулидж подписал билль, одобряющий осуществление проекта. Первоначальные ассигнования же на постройку плотины были выделены только в июле 1930 года, когда президентом был уже Герберт Гувер.

Первоначальный план предусматривал возведение плотины в каньоне Боулдер (англ. Boulder Canyon ). Поэтому, несмотря на то, что окончательно было решено строить плотину в Чёрном каньоне, проект получил название Boulder Canyon Project


Строительство плотины было намечено в узком каньоне на границе между Невадой и Аризоной. Для отвода воды реки Колорадо в сторону от места строительства были пробурены четыре тоннелядиаметром 17,1 м в каменных стенах Чёрного каньона. Общая длина тоннелей составила 4,9 км. Строительство тоннелей началось в мае 1931. Обделка тоннелей была выполнена из бетона толщиной 0,9 м, в итоге полезный диаметр водоводов составил 15,2 м. После окончания строительства тоннели частично были перекрыты бетонными «пробками», а частично - применяются для подачи воды ктурбинам и сброса излишков воды . Тот факт, что водосброс осуществляется не через тело плотины (как на построенной позднее по тому же принципу, что и дамба Гувера, Саяно-Шушенской ГЭС), а посредством тоннелей, расположенных в окружающих скалах, придаёт стабильности плотине .

Для изоляции места строительства и предотвращения возможного затопления водами реки было сооружено две дамбы-кессона. Возведение верхней дамбы было начато в сентябре 1932 года несмотря на то, что отводящие тоннели на тот момент не были достроены.

С целью обеспечения безопасности работ перед началом сооружения плотины были проведены мероприятия по очистке стен каньона от свободно лежащих камней и скал: они подрывались динамитом и сбрасывались вниз.

(1931)* — The first blast of the dam construction. Cameras are rolling as the blast goes off.

Подряд на строительство плотины был получен консорциумом Six Companies, Inc., совместным предприятием компаний Morrison-Knudsen Company (Бойсе, штат Айдахо); Utah Construction Company (Огден, штат Юта); Pacific Bridge Company (Портленд, штат Орегон); Henry J. Kaiser & W. A. Bechtel Company (Окленд, штат Калифорния); MacDonald & Kahn Ltd. (Лос-Анджелес) и J. F. Shea Company (Портленд, штат Орегон) .

В строительстве участвовали многие тысячи рабочих (максимальное количество - 5251 человек - в июле 1934 года). Согласно условиям контракта на строительство, не допускался наём на работу выходцев из Китая, а количество чернокожих работников в ходе строительства не превышало тридцати человек, занятых на самых низкооплачиваемых работах . Планировалось, что для строителей рядом с плотиной будет возведён целый городок - Боулдер-Сити, однако график строительства был скорректирован в пользу ускорения и увеличения количества рабочих мест (это было сделано для снижения массовой безработицы, ставшей результатом Великой депрессии). В связи с этим в момент появления первых рабочих, город был ещё не готов, и первое лето строители дамбы провели во временных лагерях. Задержка со сдачей жилья и опасные условия работы повлекли за собой забастовку, состоявшуюся 8 августа 1931 года. Выступление рабочих было разогнано оружием и дубинками, но темпы строительства Боулдер-Сити были увеличены, и к весне 1932 года рабочие переселились в постоянные жилища. В Боулдер-Сити на время строительства были запрещены проституция,азартные игры и продажа спиртных напитков. Запрет на продажу спиртного в городе сохранялся до 1969 года, а запрет на игорный бизнес остаётся до сих пор (это единственный такой город в штатеНевада).

(ca. 1931)^^ — Workmen supported by lines from the top as they did high scaling on canyon walls during construction of the dam.
(1932)* — View from above the Colorado River looking upstream towards the site of Hoover Dam which is at the bend in the river. On the right we can see the lower portals of the Arizona water diversion tunnels.
(ca. 1932)**# — Blasting away the sides of the canyon.

Строительство плотины велось в тяжёлых условиях. Часть работ проводилась в тоннелях, где рабочие страдали от избытка угарного газа (некоторые работники стали инвалидами или даже погибли вследствие этого). Работодатель же объявил, что данные заболевания - последствия обычной пневмонии, и он не несёт ответственность за это. В то же время строительство плотины Гувера стало первой стройкой, строителями которой использовались защитные каски.

Всего за время строительства погибло 96 человек. Первым человеком, погибшим на строительстве дамбы, был топограф Дж. Тирни, утонувший в Колорадо в декабре 1922 года в процессе выбора наилучшего места для стройки

(ca. 1933)^#^ — Government officials and politicians take a ride in one of the 30 ft. diameter pipe sections.

Первый бетон был залит в основание плотины 6 июня 1933 года. Для производства бетона были вскрыты местные месторождения нерудных материалов, выстроены специальные бетонные заводы .

Так как работы подобного масштаба ранее никогда не производились, ряд технических решений, применённых в процессе строительства, носил уникальный характер. Одной из проблем, с которой довелось столкнуться инженерам, стало охлаждение бетона. Вместо сплошного монолита, плотина строилась как серия взаимно связанных колонн в форме трапеций - это позволяло рассеяться излишнему теплу, выделявшемуся при застывании бетонной смеси. Инженеры подсчитали, что если бы плотина была сооружена как монолит, для полного охлаждения бетона до окружающей температуры понадобилось бы 125 лет. Это могло бы привести к появлению трещин и разрушению дамбы . Помимо этого, для ускорения процесса охлаждения слоёв бетона каждая форма, в которую осуществлялась заливка, содержала охлаждающую систему из дюймовых металлических труб, в которые поступала речная вода. Процесс отвердевания бетона, из которого построена плотина, не завершён по сей день.

Всего в бетон, потребовавшийся для сооружения тела плотины, замесили 600 тыс. тонн портландцемента и 3,44 млн м³ заполнителя. Плотина Гувера на момент завершения её строительства стала самым массивным искусственным сооружением на земле, превышающим массу кладки Пирамид Гизы - израсходованного бетона хватило бы для постройки 20-ти сантиметровой по толщине бетонной дороги шириной 5 метров от Сан-Франциско до Нью-Йорка, то есть пересекающей все США от Тихого до Атлантического океана

Workmen stand in completed spillway tunnel lining at Boulder Dam.* The spillway tunnel is 50 feet in diameter and 2,200 feet in length. Click to view a detail diagram showing Boulder Dam’s piping and penstock configuration.
(1934)* — Five workmen peer at the inside one of the four diversion tunnels. Behind them on the right is another tunnel.

Плотина первоначально должна была строиться в каньоне Боулдер, поэтому, несмотря на то, что по факту стройка началась в Чёрном каньоне, первоначально в официальных документах наименовалась «плотина Боулдер». Но уже на официальной церемонии открытия строительства секретарь Министерства внутренних дел США Рэй Вилбур объявил, что плотина получит название Гувера в честь действующего президента США. Этим заявлением Вилбур продолжил сложившуюся традицию присвоения крупнейшим плотинам США имён президентов, находящихся у власти в период их возведения (как, например, плотина Вильсона или плотина Кулиджа). Конгресс США 14 февраля 1931 года утвердил официальное название «плотина Гувера».

В 1932 году Гувер проиграл выборы кандидату от Демократической партии Франклину Делано Рузвельту. Сразу после вступления в должность нового президента администрация США инициировала переименование дамбы в «плотину Боулдер». Официального решения по этому поводу принято не было, однако изо всех официальных документов, туристических путеводителей того времени имя Гувера исчезло.

В 1947 году, через два года после смерти Рузвельта, калифорнийский конгрессмен Джек Андерсон представил проект решения о возвращении плотине имени Гувера. 30 апреля соответствующий законопроект, одобренный Сенатом, был подписан президентом; с тех пор плотина носит своё современное имя.

(ca. 1933)^^ — Construction was a 24/7 operation. In this view we can see the base of the dam face on the far side of a pool of water, construction equipment and night lights.
(ca. 1933)* — Hoover Dam initial construction phase. Note the width and depth of the dam as it goes up.
(ca. 1933)* — View of the on-site cement plant at Hoover Dam.
Wooden forms seen above the dam.*

(1934)^ — Hoover Dam takes shape from the concrete columns in which it was poured.
(ca. 1934)* — Upstream face and top of Boulder Dam.

Before and After

(1930)* (1934)^
(1934)^^ — Looking down at the construction of one of the Nevada intake towers. These towers permit and control flow of water into tunnels and then to power turbines.
(1934)#* — A raised view of the Hoover dam while it was under construction. Most of the concrete has already been poured, and work seems to be concentrated on the top and at the base of the dam.
(ca. 1934)* — The cement forms for the two power plants can clearly be seen.
(ca. 1934)* — A closer look at the cement forms for the two power plants. Construction workers can be seen throughout.
(ca. 1935)* — View of the giant turbine runner before its installation at Hoover Dam power plant. The fin-like pieces of metal between the two circular flanges are the vanes.
(ca. 1936)* — View of the upper generator room at Hoover Dam, on the Nevada side, where there are eight generators. (The Arizona side has nine.)
(1935)* — Hoover Dam close to completion. Water can already be seen at the base of the dam.
(1935)^ — The upstream face of Hoover Dam slowly disappears as Lake Mead fills.
(1935)**# — View of the graceful intake towers whose gates control the release of the reservoir water.
(ca. 1935)* — View of the intakes as the water level nears the top of Hoover Dam. Cars are parked along the roadway over the dam. The Arizona Spillway can be seen on the other side of the canyon.
(1935)^#* — View of Hoover Dam as seen from above the Arizona Spillway side looking toward the intake towers as the water continues to rise.
(n.d.)**# – Detailed drawing of the dam and power plant from U.S. Department of Interior.
(1934)* — View of the diversion tunnel, showing the entrance of one of the 16 tunnels which lead to the turbines. The water will then turn turbine generators to create the electricity.
(ca. 1934)* — The needle valves of the power plant under construction. The valves are 13 feet in diameter and will dicharge the water back into the Colorado River once the water does its work by turning the turbine generators.
(1936)* — Hoover Dam during the final stages of testing. Three of the 13 foot diameter penstocks are fully opened.
(1936)** — Another view of the final testing showing water flowing out of all six of the penstocks on one side of the dam.

А сейчас она выглядит вот так.