Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта? Родные просторы Руководил экспедицией на челюскине 4 буквы

Писались сотни публикаций и книг, телепередач и фильмов, чествовались многочисленные даты, выпускались марки и ставились пьесы, а сами челюскинцы курсировали по необъятной стране нон-стоп, выступая перед собраниями народа.

Да и сегодня миллионы бывших советских людей считают, что великий подвиг полярников-челюскинцев занесен в мировую «книгу почета» и никогда не померкнет.

Что же помнят большинство уроженцев победившего социализма? Чему нас учили в школе и дома, на работах и в детских садиках? Я думаю, что примерно следущее:

Бесстрашные полярные исследователи, рискуя собственными жизнями, проводили важные научные исследования и на ледоколе Челюскин пытались пробиться как можно ближе к Северному полюсу. Где-то во льдах Арктики их ледокол зажало во льдах, но они продолжали свои исследования до последней минуты пребывания на льдине, куда высадились с потонувшего ледокола. Летчики могучей северной авиации СССР, с огромным риском провели блестящую операцию по спасению полярников. Были спасены все сто челюскинцев, а Родина получила бесценные материалы их труда.

Теперь откроем Википедию.Ру по запросу «Челюскин» и проясним официальную позицию РФ на эту тему. После прочтения становится ясно, что героизма за последние годы убавилось на 90%, да и результат плавания достаточно сомнительный в описаниях официальной кремлевской энциклопедии, однако, всё по порядку.

«Челю́скин» - советский пароход. Был построен в Дании на верфях фирмы Burmeister og Wain (B&W, Copenhagen) по заказу советских внешнеторговых организаций…Корабль был построен в соответствии со специальными требованиями Ллойда - «усиленный для навигации во льдах».

То есть речь идет о торговом грузовике, построенном в Дании, НЕ являвшимся ледоколом.

16 июля 1933 года пароход «Челюскин» под командованием полярного капитана В. И. Воронина и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР О. Ю. Шмидта отплыл из Ленинграда в Мурманск, по пути зайдя в доки компании-производителя в Копенгагене, где были устранены несколько выявленных дефектов.

По простейшей логике все арктические экспедиции максимально используют летний судоходный сезон. Челюскин вышел в путь 16 июля и проследовал для ремонта в Копенгаген.

2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов.

Реально старт полярной «научной» экспедиции был дан в конце лета, НО официально признан «отработкой схемы доставки грузов за одну летнюю навигацию» Знаменитый ледокол Челюскин нуждался в других ледоколах, которые «на трудных участках пути» ему бы помогали.

23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода «Александр Сибиряков».

«Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами «Челюскин» вошёл в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов.


И тут началась настоящая героическая эпопея по спасению героев. В результате все её участники покрыли себя неувядающей славой и нескончаемым потоком благодарностей, наград и почета. Отмечу, что от места гибели корабля, до ближайшей базы советских спасателей было огромное расстояние, многие тысячи километров. Спасатели со стороны Аляски, мгновенно предложившие свою помощь, могли закончить всю эту эпопею в считанные дни в виду своей близости к месту событий. Но, вернемся к нашей Википедии.Ру.

Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации...
Спустя примерно три недели после гибели судна, 5 марта, лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей...

Я никогда не слышал про детей-полярников и мужественное плавание в зимней Артике с таким количеством женщин. О, эти суровые советские дети! О эти героические советские беременные женщины! Да-да, в Карском море, 4 января 1934 года, была рождена девочка Карина (названная в честь Карского моря).
В той же Википедии.Ру в официальном списке спасенного экипажа Челюскина мы видим 104 фамилии спасенных и среди них 4(!) женщины-уборщицы. Остальные люди были мужчинами суровых мужских профессий. Например, в списке три печника и восемь плотников – ну никак не детей! Есть, правда, пара фамилий среднего рода, но до десяти всё равно не досчитать.

Следующий рейс был совершён только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов на самолетах Р-5, Маврикий Слепнёв на самолете «Консалидейтед-Флейстер» (англ.) и Иван Доронин на «Юнкерсе» W-34 (англ.) вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Всего летчики совершили 24 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находившееся в 140-160 км от ледовой стоянки.

Следуя официальной энциклопедической версии РФ, первый летчик спасатель вывез 12 человек за один раз. Остальные лётчики немного отстали от него и через месяц (!!!) долетели до замерзающих «исследователей» летнего судоходного пути. При этом, оставшихся 92 человека, пятью указанными выше самолетами, вывозили целую неделю(!!!) Куда пропал первый летчик? Почему он не смог за целый месяц вернуться за оставшимися? Что перевозили в пяти самолетах, которые могли легко поместить в себя 92 человека за один раз? Далее простая концовка:

Все 104 человека, два месяца проведшие в условиях полярной зимы на льдине, были спасены...

Почему речь идет о двух месяцах? Согласно этой же статье, Челюскин: «23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода «Александр Сибиряков». То есть, с сентября по апрель прошло 2 месяца?


В последние дни пребывания на льдине Шмидт тяжело заболел и по решению правительственной комиссии 11 апреля был переправлен в больницу на Аляске, в город Ном.

То есть, вся героическая спасательная операция полностью перечеркнута? На Аляске, в пяти сотнях километров от потонувшего «ледокола» был город с больницей, была цивилизация и люди?

Есть еще одна версия приключений челюскинцев (помимо официальной и приведенной выше). Она значительно проще и прозаичнее. Весной 1933 года на севере дальнего востока СССР были найдены огромные оловянно-цинковые залежи. Для их разработки и добычи стремительно экипировали 2 парохода – «Челюскин» и «Пижма». На Пижме перевозились заключенные - будущие добытчики драгоценного сырья. Несмотря на все усилия, выход кораблей был осуществлен с огромным опозданием и пришелся аккурат к началу осени. Но эта версия не является целью моего рассказа.

Впрочем, того что написано на официальной страничке Википедии, достаточно для полного развенчания мифа о героях челюскинцах. Столько нестыковок в описании единственного рейса новенького, только что купленного у Дании парохода говорят об очень глупой и непродуманной лжи. А ведь это не просто какой-то миф, а возвеличивание преступления! Далее я привожу некоторые факты увековечения этой невероятной экспедиции:

Улица Челюскинцев существует в городах России: Асбест, Астрахань, Балахна, Барнаул, Белгород, Брянск, Березники, Вологда, Воронеж, Грозный, Екатеринбург, Иваново, Ирбит, Казань, Киров, Кисловодск, Ковров, Курск, Кыштым, Москва, Мытищи, Мурманск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новосибирск, Новороссийск, Омск (пять улиц(!!!), Оренбург, Орехово-Зуево, Пермь, Петрозаводск, Полевской, Ржев, Самара, Саратов, Себеж, Севастополь, Тверь, Троицк, Томск, Тюмень, Якутск, Ялуторовск, Ярославль; городах Украины: Белая Церковь (улица и переулок Челюскинцев, а также улица и переулок С. И. Челюскина), Фастов (улица и переулок Челюскинцев), Борисполь, Донецк, Кременчуг, Луганск, Старобельск, Одесса, Стаханов, Харьков, Черновцы; в Белоруссии: Минск (улица и парк), Могилёв.
Площадь Челюскинцев в Ярославле и Туле
Челюскинская (платформа), Ярославского направления МЖД
Посёлок Челюскинцев в Тюменской области
Парк Челюскинцев в Минске и в Санкт-Петербурге (в 1991 году последнему возвращено старое, первоначальное название Удельный парк)
Улица профессора О. Ю. Шмидта в с. Молочное Вологодской области
Улица Шмидта и 2-я улица Шмидта в Твери
Улица Шмидта в Екатеринбурге
Улица Капитана Воронина в Санкт-Петербурге
Сад Челюскинцев в Челябинске
Улица Шмидта в городе Пенза
Проспект Шмидта в Могилёве

Литература

Как мы спасали челюскинцев. Под общей редакцией О. Ю. Шмидта, И. Л. Баевского, Л. З. Мехлиса. - М.: Правда, 1934.
Поход «Челюскина». В 2-х тт. - М.: Правда, 1934.
Героическая эпопея. Альбом фотодокументов - М.: Правда, 1935.
Каманин Н. П. Спасение челюскинцев // Лётчики и космонавты. - М.: Политиздат, 1971.
Слепнёв М. Война, жизнь и полёты // Как мы спасали челюскинцев. - М.: Правда, 1934. - С. 180-182.
Молоков В. Мы выполнили свой долг - вот и всё // Как мы спасали челюскинцев. - М.: Правда, 1934. - С. 213.

Фильмы

Документальный фильм «Челюскин», 1934 г. оператор А. М. Шафран
Художественный фильм «Челюскинцы» (Ленфильм, 1984).
«Обречённые на подвиг» Документальный фильм. Телекомпания «Останкино», 2004 г.
Художественный фильм «Челюскин» (Tscheljuskin) производства ГДР, 1970.

Марки, посвящённые эпопее «Челюскина»
Маврикий Слепнёв, 1935
Сигизмунд Леваневский,1935
Иван Доронин, 1935
Михаил Водопьянов, 1935
Николай Каманин, 1935
Василий Молоков, 1935
Анатолий Ляпидевский, 1935
Отто Шмидт, 1935
Почтовые марки СССР, 1984

Севморпуть стал одним из символов достижений России. Отлаженная, хорошо функционирующая трасса в полярной зоне - действительно полноценный повод для гордости. Однако путь к атомным ледоколам и регулярным рейсам современности не был усыпан розами. Стране пришлось вовсю бороться за Арктику.

Первое путешествие по Северному пути насквозь совершила экспедиция Вилькицкого в 1915 году. А вот регулярно действующей транспортной артерией его сделали уже позднее, в советскую эпоху. Именно во время экспериментов на Севморпути и произошла одна из самых драматических историй: катастрофа парохода "Челюскин" и спасение его экипажа.

Северный путь

После Гражданской войны роль Севморпути только росла. Новые власти вкладывались в освоение Сибири и её ресурсов, к тому же железные дороги пребывали в упадке. Для строительства новых полярных станций, составления лоций и карт, проводки судов вовсю привлекались специалисты царской эпохи. Благо исследователи могли использовать новинки индустриальной эпохи - ледоколы и самолёты для разведки льдов.

На этом этапе в полярную зону приехал один из главных героев будущей эпопеи - Отто Шмидт. Этот учёный происходил из балтийских немцев. По итогам Гражданской он не уехал - он и исследовал Памир, и руководил кафедрой на физмате МГУ, и составлял Большую советскую энциклопедию.

При прокладке Севморпути возникла очевидная трудность. Задачи в Арктике должны были выполнять разные наркоматы, для каждого из которых Заполярье было глубоко второстепенным районом. Поэтому с 1932 года начало работу специальное управление - Главсевморпуть под началом Шмидта - с широкими полномочиями и кругом задач. Ведомство занималось сразу организацией сети морского и воздушного транспорта, радиосвязи, строительством всей необходимой инфраструктуры (порты, мастерские и так далее), научными исследованиями.

Один из ключевых вопросов состоял в том, как сделать прохождение Севморпути наиболее быстрым. Севмор освобождается ото льда слишком ненадолго, но идея проскочить весь путь за одну навигацию не оставляла исследователей. Кроме того, было неясно, насколько свободно могут чувствовать себя в Арктике обычные пароходы - не ледоколы. Поэтому новосозданное ведомство быстро начало снаряжать новую экспедицию.

Главным героем нового похода должен был стать пароход "Челюскин". Это судно строилось в Дании по заказу СССР, и его конструкция изначально усиливалась для плаваний в полярных морях, хотя настоящим ледоколом "Челюскин" не был. Главной задачей "Челюскина" был прорыв из Мурманска во Владивосток. Требовалось отработать переход, наладить взаимодействие с ледоколами. Наконец, у перехода имелась и узко практическая цель - сменить зимовщиков на острове Врангеля, которые уже годами сидели там безвылазно.

Опыт попыток прорваться через Севмор одним махом уже имелся, но положительным его не назовешь. В 1932 году пароход "Сибиряков" прошёл от Архангельска до Чукотского моря, потерпел аварию и потерял винт. Тогда команда смогла выпутаться из положения оригинальным способом: установив самодельные брезентовые паруса.

Наиболее подготовленную часть команды "Челюскина" составили ветераны похода "Сибирякова", включая самого Шмидта. На "Сибирякове" раньше ходил и капитан "Челюскина" Владимир Воронин. Этот моряк из Арктики вообще не вылезал с 1916 года. Ещё одним старым полярником был Эрнст Кренкель, зимовавший на Новой Земле и также летавший на немецком дирижабле "Граф Цеппелин" в рамках советско-германской научной программы.

Кроме собственно моряков на пароходе находился персонал для базы на острове Врангеля - некоторые с жёнами и детьми, строители, учёные (от геодезистов до зоологов) и журналисты. Кроме того, на борт погрузили гидросамолёт с многоопытным лётчиком-полярником Михаилом Бабушкиным.

Правда, на подготовку рейса было мало времени. На экипаж "Челюскина" давили не только проблемы затерянной в полярной глуши станции на Врангеле, но и штурмовщина, когда сверху требовали как можно скорее дать результат. Поэтому о том, чтобы лучше подготовить судно и выйти в путь в следующую навигацию, не могло быть и речи. 2 августа 1933 года "Челюскин" покинул Мурманск и вышел на Владивосток.

Арктика - суровая хозяйка

Неприятности начались ещё в Карском море. В трюме открылась небольшая течь. "Челюскин" неплохо справлялся с непрочными льдами, повреждения не были тяжёлыми, но уверенности в завтрашнем дне происходящее не добавило.

К началу сентября "Челюскин" вышел на открытую воду, но здесь вместо таранящих судно льдин пришлось преодолевать жестокую качку. Между тем подходил срок высадки на остров Врангель. Однако решить эту задачу не получилось: Воронин, уже освоивший воздушную разведку, вместе с Бабушкиным облетел маршрут и сделал очевидный вывод: льды слишком плотные, не пройти. "Челюскин" отправляется прямиком в Берингов пролив.

Однако Чукотское море забито льдами. В середине сентября "Челюскин" пробивался сквозь торосы. Лёд вокруг корабля сжимался. Скорость упала до нескольких сот метров в сутки. В 20-х числах сентября корабль замирает в Колючинском заливе, зажатый льдами.

Оказавшись у чёрта на рогах в плотном льду, Шмидт и Воронин не потеряли головы. Для начала они попытались взорвать лёд вокруг "Челюскина". Однако с тем же успехом можно было пытаться взорвать Луну. Аммонал оставлял на льду только небольшие воронки.

"Челюскин" освободился было ото льда… и 16 октября вновь попал в ловушку. Винт смёрзся. Льды дрейфовали и тащили обречённый корабль назад, затем ветра переменились - "Челюскин" мотало кругами. На помощь "Челюскину" пытался выйти ледорез "Литке", но ледовая обстановка ухудшалась день ото дня: попытки ледореза прорваться к "Челюскину" быстро стали опасны для самих спасателей, и операцию свернули. "Челюскин" окончательно затерло в полутора сотнях миль от ближайшего берега.

На "Челюскине" ввели режим жёсткой экономии. Выдачу угля сократили, сооружали кустарные печки, питавшиеся от машинного масла и отходов. Тем не менее температура в каютах упала до 10 градусов. Продовольствие и тёплую одежду выгрузили на лед на случай внезапной гибели корабля. Предстояло ждать июля будущего года.

Однако июля "Челюскин" не дождался. 13 февраля 1934 года на "Челюскин" понесло огромное ледяное поле. Восьмиметровая гора льда двигалась как живая.

Шмидт и Воронин тут же распорядились о выгрузке с корабля людей и всего, что было необходимо для выживания. Работа ещё шла, когда льдина вдавила левый борт, и начала разрушать "Челюскин". Сначала разрушилась надводная часть корабля, но затем льды проломили пробоину и ниже ватерлинии. В машинное отделение пошла вода. На разгрузку "Челюскина" осталось всего несколько часов, но их использовали с толком. Экипаж выносил всё, что могло пригодиться для завершения зимовки. Решения принимались быстро, команды выполнялись, состояние корабля чётко отслеживалось. В 15:50 "Челюскин" повалился на нос и пошел под лёд. Погиб один человек - завхоз Борис Могилевич, неудачно зашибленный сорвавшейся бочкой и отброшенный на палубу, когда команда покидала "Челюскин". Ещё 104 человека вышли на лёд.

Помощь с небес

Спасти удалось довольно много имущества - вынесли даже киноаппаратуру и посуду. Однако теперь предстояло разбить лагерь на пустом месте в лютый мороз. На льду торопливо ставили палатки. Не было бы счастья - несчастье помогло: на остров Врангеля так и не попали ни строители, ни стройматериалы. Зато теперь инженеры и рабочие начали возводить камбуз и барак. В палатках обивали стены, стелили полы из подручных материалов, мастерили кустарные лампы, словом, устраивались всерьёз.

Везет тому, кто везёт: благодаря оперативным четким действиям во время катастрофы, удалось спасти вполне пристойное количество провианта, от консервов и риса до свежей свинины, шоколада, сгущёнки и какао. Запасы передавались завхозу, ему же сдавали лишнюю тёплую одежду все, не исключая Шмидта.

В это время радисты под командой Кренкеля великими трудами восстанавливали радиосвязь с землей. Антенна сгибалась на ветру, ремонтировать приемник приходилось голыми руками. Первым, что удалось поймать по восстановленной рации был... фокстрот. Вскоре Кренкель повыгонял в другие палатки тех, кто ночевал возле рации и устроил полноценный радиоузел. Вскоре удалось связаться с полярной станцией Уэлен. Шмидт обрисовал ситуацию - без паники, но и без приукрашивания своего положения.

Москва отреагировала на несчастья челюскинцев быстро. Спецкомиссию по спасению людей возглавил Валериан Куйбышев, один из высших сановников государства. Между тем спасательная операция представляла такие трудности, которых раньше не знали. У СССР был опыт эвакуации терпящих бедствие полярников.

Огромную помощь будущим спасителям оказали сами спасаемые. Шмидт и Воронин изначально исходили из того, что нужно облегчить жизнь лётчикам, и послали людей расчищать взлетную полосу. Нагромождения льдин и стоящие ребром куски льда счищали вручную на подходящей площадке в нескольких километрах от лагеря. В результате получилась взлётная полоса в 600 метров длиной, а когда льды смяли её, началось строительство новых - всего челюскинцы построили четыре (!) взлётно-посадочных полосы.

Идею пробиваться к спасению собственными силами прорабатывали и Шмидт с Ворониным на льду, и члены комиссии в Москве. Её пришлось отбросить: слишком много людей требовали для жизнеобеспечения слишком много груза: на себе всё необходимое имущество просто не унесли бы по торосам.

5 марта в сорокаградусный мороз первый самолёт АНТ-4 под командой лётчика Анатолия Ляпидевского вылетел из Уэлена к "Челюскину". Вскоре с воздуха разглядели дым - это люди Шмидта подавали сигналы. Под радостные вопли внизу машина Ляпидевского приземлилась на "аэродроме". Порядок соблюдался жёстко: первыми увезли женщин и двух маленьких девочек.

Ляпидевский привёз полярникам ломы, кирки, лопаты, аккумуляторы и свежую оленью тушу. Авиатору пришлось с величайшей аккуратностью стартовать со льдов - за пределами самодельной челюскинской "ВПП" торчали ропаки, которые при столкновении просто уничтожили бы самолёт со всеми, кто на нём находился. Однако всё прошло благополучно.

Начало спасению было положено, но в ту же ночь чуть не случилась беда с бараком: во льду образовалась трещина, разделившая его надвое. Люди повыскакивали кто в чём был - им пришлось разойтись по палаткам.

Ляпидевский больше не летал в лагерь челюскинцев - его машина потерпела аварию девять дней спустя. Все остались живы, но из операции по спасению он выбыл. Однако к этому моменту на место происшествия уже прибыло сразу несколько самолётов. Интересно, что в этом русским помогли американцы: они предоставили два самолёта и аэродромы на Аляске в качестве дополнительной базы, более того, в экипажи переданных самолётов включили американских механиков для техобслуживания.

Спасение приближалось - 7 апреля на льдину прибыли сразу три самолёта. Заработал настоящий воздушный мост. Первыми вывозили больных. Шмидт сам тяжело заболел, но улетал одним из последних. 12 апреля на льду остались лишь шесть человек, включая капитана Воронина и радиста Кренкеля. 13 апреля эвакуировали последних обитателей ледового лагеря на месте гибели парохода "Челюскин".

Спасшихся встречали как героев. Катастрофа парохода бледнела по сравнению с блестящей борьбой экипажа за собственное выживание и спасательной операцией.

Шмидт возвращался через Америку. В США его представили президенту Рузвельту, а мировая пресса не уставала воспевать полярника, сравнивая с Амундсеном. Дома Шмидту и остальным устроили овацию.

Путешествие "Челюскина", несмотря на катастрофу корабля, дало огромный опыт действий в Арктике, причём касавшийся и мореплавания, и организации авиации в Заполярье. Большинству участников этой эпопеи судьба улыбалась. Шмидт продолжал работу учёного, и умер много лет спустя. Семь лётчиков, спасавших челюскинцев со льда, стали героями Советского Союза, Ляпидевский вообще стал первым, кто был удостоен этого звания. Орденами наградили вообще всех взрослых участников зимовки и технический персонал, участвовавший в операции, включая двоих американцев.

Кроме трагической случайности, обернувшейся гибелью одного из полярников, спасение экипажа прошло, казалось бы, почти рутинно. Но за этой внешней простотой скрывается как раз блестящая работа и стальное самообладание руководства экспедиции.

Когда-то история первого и единственного плавания парохода «Челюскин», а также спасения челюскинцев после гибели судна была известна всему миру. Но прошли десятилетия, и сегодня большинству уже ничего не говорят имена Отто Шмидта , Эрнста Кренкеля и капитана Владимира Воронина

Между тем события 80-летней давности во многом перекликаются с сегодняшним днём. Тогда, как и сейчас, стоял вопрос об освоении Севера и о доказательстве прав нашей страны на обширные территории в Северном Ледовитом океане.

Стране нужен Север

Отечественный приоритет в Арктике Советский Союз стал отстаивать ещё на заре своего существования: в 1923 году советское правительство объявило, что все земли, находящиеся в советском секторе Арктики, принадлежат СССР. Далеко не все соседи были согласны с этим, имели свои притязания и другие страны, например Норвегия.

Мало объявить о приоритете — надо ещё убедительно доказать, что государство в состоянии решить задачу освоения побережья Северного Ледовитого океана.

Для этого необходимо было наладить навигацию по так называемому Северному морскому пути — кратчайшему маршруту из Европы на Дальний Восток, пролегающему через моря Северного Ледовитого океана.

Главной трудностью являлись многолетние арктические льды, мешающие навигации. Тем не менее частично Северный морской путь функционировал уже к началу 1930-х годов. На участке от Енисея до Белого моря, а также от Колымы до Владивостока шли промышленные перевозки. Следующим этапом должно было стать прохождение всего Северного морского пути за одну навигацию.

Одним из главных энтузиастов, занимавшихся в этот период исследованиями Севера, являлся Отто Юльевич Шмидт, учёный с мировым именем.

В 1932 году экспедиция Отто Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» под командованием капитана Владимира Воронина сумела пройти за одну навигацию из Белого в Баренцево море, тем самым впервые осуществив сквозное плавание по Северному морскому пути. Правда, во время плавания из-за встречи с тяжёлыми льдами пароход лишился гребного винта, пройдя последнюю часть пути под парусом и на буксире, однако значимость достижения от этого не уменьшалась.

Успех воодушевил советских руководителей, которые по итогам плавания приняли решение создать Главное управление Северного морского пути. В задачу управления входила окончательная подготовка и обустройство Северного морского пути для его промышленной эксплуатации. Начальником Главсевморпути стал Отто Шмидт.

Начальник экспедиции на пароходе «Челюскин», один из организаторов освоения Северного морского пути Отто Юльевич Шмидт (1891-1956 гг.). Фото: РИА Новости

Большая авантюра

1930-е годы были временем энтузиастов и авантюристов, и Отто Юльевич Шмидт, безусловно, принадлежал к этой когорте. Стремясь достичь результата как можно скорее, он не считался с трудностями и опасностями. Иногда риск, допускаемый им, становился чрезмерным.

В 1933 году Шмидт решил доказать, что по Северному морскому пути могут проходить не только ледокольные и специально подготовленные суда, а и обычные тяжёлые сухогрузы. Предполагалось в практических условиях отработать взаимодействие грузового судна и ледоколов.

В качестве судна для экспедиции был выбран только что построенный в Дании по заказу СССР транспортный пароход «Лена», который был переименован в «Челюскин», в честь знаменитого русского исследователя Арктики.

Капитан Владимир Воронин, изучив новое судно, обратил внимание на ряд существенных конструктивных недостатков, а также на то, что «Челюскин» не приспособлен к плаванию среди льдов.

Но осторожные замечания Воронина не могли соперничать с энтузиазмом Шмидта. В успехе предстоящей экспедиции не сомневались настолько, что геодезист Васильев , к примеру, отправился в плавание с беременной женой. В составе экспедиции, по мнению историков, вообще оказалось немало «лишних» людей, без которых столь серьёзное плавание вполне могло бы обойтись.

Роковая ошибка

Судно вышло из Ленинграда в Мурманск 16 июля 1933 года и по пути вынуждено было зайти в Копенгаген для проведения мелкого ремонта. Из Мурманска во Владивосток судно вышло 2 августа. Оно было сильно перегружено, поскольку на борту находились грузы для зимовщиков, сборные дома для посёлка на острове Врангеля, а также гидросамолёт для проведения разведки с воздуха.

Пароход «Челюскин» отбывает из архангельского порта, 1933 год. Фото: РИА Новости

Уже 15 августа, при первой серьёзной встрече с тяжёлыми льдами, судно получило повреждения. Однако вызванный на помощь ледокол «Красин» пробил «Челюскину» дорогу. При этом пароход всё равно шёл под серьёзной нагрузкой, так как канал, пробиваемый «Красиным», был узок для тяжёлого сухогруза.

Однако экспедиция продолжалась, и без приключений «Челюскин» добрался до Чукотского моря, где был зажат многолетними льдами. Ввиду этого подойти к острову Врангеля, как было запланировано, «Челюскин» не смог. С середины октября до начала ноября судно дрейфовало в сторону Берингова пролива и 4 ноября достигло его. Фактически Северный морской путь был пройден. Лёд стал заметно тоньше, и до чистой воды «Челюскину» оставалось всего несколько километров. Рядом находился ледокол «Литке», который предложил пробить для «Челюскина» проход к чистой воде.

И здесь Отто Шмидт допустил роковую ошибку. Полагая, видимо, что «Челюскин» окажется на свободе самостоятельно в течение нескольких часов, он отверг помощь «Литке». Ледокол отправился выполнять свои задачи, а уже вечером 4 ноября «Челюскин» стало сносить от чистой воды в глубину ледовых полей.

Капитан парохода «Челюскин» Владимир Воронин на мостике. Фото: РИА Новости

Обстановка стала ухудшаться стремительно, но Шмидт обратился за помощью к «Литке» только десять дней спустя. Время было упущено — между кораблями теперь находились поля многолетнего льда, которые не мог преодолеть даже ледокол. Стало ясно, что экипаж «Челюскина» ждёт зимовка во льдах.

Гибель «Челюскина»

Ещё хуже было то, что возникли серьёзные опасения за сохранность судна. Лёд давил всё сильнее, и руководство экспедиции приняло решение разместить все важные грузы на палубе на случай экстренной эвакуации.

Мытарства «Челюскина» продолжались до 13 февраля 1934 года, когда наступила развязка. Мощный напор льдов пробил в левом борту трещину шириной в метр и длиной в 30 метров. Стало ясно, что «Челюскин» вскоре уйдёт на дно.

Эвакуация была спешной, но не панической. На лёд удалось перенести всё необходимое для создания лагеря. Без трагедии, однако, обойтись не удалось. Один из членов экспедиции опоздал с эвакуацией, был придавлен сместившимся грузом и погиб.

Около 16 часов 13 февраля «Челюскин» затонул. На арктическом льду осталось 104 человека, включая двоих детей, одним из которых была новорождённая дочь геодезиста Васильева Карина. Сообщение о катастрофе передал на Большую землю радист экспедиции Эрнст Кренкель.

В Москве была создана правительственная комиссия для спасения экспедиции Шмидта под руководством Валериана Куйбышева . В сложившихся условиях спасти людей можно было только при помощи авиации. В экстренном порядке на Чукотку перебрасывались самолёты и самые опытные лётчики.

Как таковой арктической авиации в стране, да и в мире, к тому времени не было, и пилотам приходилось осваивать новую профессию методом проб и ошибок.

Воздушный мост

Одним из первых поиск лагеря челюскинцев начал лётчик Анатолий Ляпидевский , совершивший 28 безуспешных попыток разыскать его. Лишь 5 марта экипаж Ляпидевского заметил на льду гидросамолёт экспедиции и людей рядом с ним.

Площадка, расчищенная под аэродром, была крайне мала, тем не менее Ляпидевскому удалось посадить свой АНТ-4. Забрав всех женщин и детей (12 человек), Ляпидевский благополучно доставил их на Большую землю.

Казалось, спасение всех челюскинцев — вопрос нескольких дней, однако у самолёта Ляпидевского вышел из строя двигатель. Возобновить спасательную операцию удалось лишь через месяц, 7 апреля. В эвакуации челюскинцев участвовали лётчики Николай Каманин (будущий начальник первого отряда космонавтов), Михаил Водопьянов (именно он вскоре высадит на лёд зимовщиков первой дрейфующей станции «Северный полюс-1»), Василий Молоков , Маврикий Слепнев и Иван Доронин . Ещё один пилот, Сигизмунд Леваневский , потерпит аварию на пути к месту спасательной экспедиции и сам станет объектом спасения. Несмотря на это, он войдёт в число награждённых по итогам операции лётчиков.

Лётчики, принимавшие участие в спасении экспедиции с парохода «Челюскин». Слева — Герой Советского Союза Николай Каманин. Фото: РИА Новости

Людей вывозили в чукотское стойбище Ванкарем, ставшее центром спасательной операции, а уже оттуда отправляли дальше, вглубь страны.

Самостоятельно из лагеря добрались пилоты гидросамолёта, перелетевшие в Ванкарем 2 апреля. Большинство же челюскинцев были спасены в период с 7 по 13 апреля, при всё более ухудшающихся условиях. Ледовое поле, на котором находился лагерь, разрушалось, 9 апреля серьёзно была повреждена взлётная полоса. Несмотря на это, лётчики продолжали полёты.

Последним 13 апреля лагерь покинул капитан «Челюскина» Владимир Воронин. Пилоты успели вовремя — уже сутки спустя мощный шторм полностью разрушил лагерь челюскинцев.

Чествование спасителей и спасённых

История «Челюскина» и спасения его экипажа потрясла весь мир. Само спасение в полярных условиях такого количества людей не имело аналогов в истории. Успех лётчиков был отмечен по достоинству — все лётчики, спасшие людей, а также Леваневский, стали первыми, кто был удостоен вновь учреждённого звания «Герой Советского Союза». Малоизвестный факт, но, помимо лётчиков, были награждены и два американских бортмеханика, обслуживавших американские самолёты, закупленные для спасательной операции. Клайд Армстед и Уильям Левери удостоились орденов Ленина. Все участники зимовки, кроме детей, были удостоены орденов Красной Звезды.

Челюскинцев и их спасителей страна чествовала как героев. Всеобщий энтузиазм отразился даже в появлении оригинальных имён для новорождённых, таких как Оюшминальд (Отто Юльевич Шмидт на льдине).

Ликующие толпы москвичей встречают участников ледовой эпопеи «Челюскина». Фото: РИА Новости

На официальном уровне было заявлено, что плавание «Челюскина» доказало реальность полного освоения Северного морского пути. Зарубежные специалисты, однако, не были столь оптимистичны, полагая, что катастрофа «Челюскина» как раз доказала всю сложность этой задачи.

Впрочем, и в СССР, не слишком говоря об этом вслух, надлежащие выводы сделали. На Северный морской путь с того момента отправлялись суда, подготовленные на порядок лучше «Челюскина», стал расти ледокольный флот, была отработана проводка ледоколами грузовых судов тяжёлых льдах. Освоение Северного морского пути продолжалось.

Знаменитый британский драматург Бернард Шоу , говоря про эпопею челюскинцев, заметил: «СССР — потрясающая страна: даже трагедию вы превратили в триумф».

Название парохода «Челюскин» знакомо многим россиянам, особенно старшего возраста. При этом не все четко помнят, чем же именно прославилось это судно. Экспедиция «Челюскина» в середине 1930-х годов должна была доказать пригодность использования Северного морского пути (СМП), который планировалось использовать для снабжения всем необходимым Дальнего Востока и Сибири. Летом 1932 года из Архангельска до Берингова пролива успешно прошел советский ледоход «Александр Сибиряков». Успех ледокола должно было повторить грузовое судно. Таким судном и стал пароход «Челюскин».

Корабль был назван в честь участника Великой Северной экспедиции Семена Ивановича Челюскина (1700-1764). Этот российский исследователь открыл самую северную точку на континенте Евразии - мыс, который в настоящее время носит его имя. Стоит отметить, что поход 1932 года не обошелся без приключений. Ледокол «Александр Сибиряков» лишился в Беринговом проливе винта, поэтому ему пришлось двигаться кормой вперед под самодельными парусами. И все же он смог пройти от Мурманска до Владивостока всего за одну навигацию, т. е. за летне-осенний период. Капитаном ледокола в этом плавании был Владимир Иванович Воронин, а начальником экспедиции - знаменитый советский профессор Отто Юльевич Шмидт.


Сразу же по завершении этой первой экспедиции в СССР было организовано Главное управление Северного морского пути, сокращенно Главсевморпуть. Новой организации предстояло освоить данный путь, построить необходимые поселки, обеспечить трассу необходимым техническим оборудованием и сделать многое другое. Начальником Главсевморпути стал выше упомянутый О. Ю. Шмидт. Новый поход по трассе СМП он задумал провести уже в 1933 году. С немалым трудом Шмидту удалось добиться передачи в адрес Главсевморпути нового, только что построенного на датских верфях парохода «Лена», который был переименован в «Челюскин».

Корабль был построен в Копенгагене на верфях компании «Бурмейстер и Вайн» по заказу СССР. Это был достаточно большой пароход новейшей на тот момент конструкции. При постройке судна были учтены условия его эксплуатации во льдах. Корпус корабля обладал соответствующей формой, а обшивка корпуса была укреплена. На корабле также имелось специальное помещение, предназначенное на случай вынужденной зимовки, когда силовую установку пришлось бы остановить, чтобы зря не расходовать топливо. На борту корабля даже был размещен небольшой самолет-амфибия Ш-2. Самолет мог взлетать как с большой льдины, так и с открытой воды, и предназначался для ведения воздушной разведки.

Необходимо отметить, что в те годы арктические достижения были блестящей находкой для советской пропаганды. В это время полярники были теми людьми, чье место через 30 лет предстояло занять космонавтам. Тема освоения Севера в Советском Союзе была сопряжена с мужеством полярников и романтикой арктических будней, она не сходила со страниц советских газет и журналов, а также художественной литературы и киноэкранов. В результате было сформировано целое поколение граждан, для которых работа в советском Заполярье стала настоящим делом всей жизни. В этих людях отразилась эпоха 30-х годов. Ими двигало всё то возвышенное и прагматичное, романтичное и страшное, что было присуще тому времени.

16 июля 1933 года пароход «Челюскин» под командованием известного полярного капитана В. И. Воронина и начальника экспедиции О. Ю. Шмидта, который, помимо всего прочего, был членом-корреспондентом Академии Наук СССР, отплыл из Ленинграда в Мурманск. По пути корабль зашел в датские доки компании «Бурмейстер и Вайн», здесь на корабле устранили ряд выявленных дефектов. 10 августа 1933 года корабль вышел из мурманского порта и отправился во Владивосток. Экспедиция должна была отработать схему доставки грузов по трассе СМП за одну летнюю навигацию. На трудных участках трассы планировалась проводка «Челюскина» с помощью ледоколов.


Пароход отбыл из Мурманска рано утром в 4:30. Из-за столь раннего времени на пристани было не так много провожающих. На борту «Челюскина» находилось 112 человек, включая 53 члена экипажа, 29 человек из состава экспедиции, а также 18 зимовщиков острова Врангеля и 12 строителей. На судне имелись существенные запасы: 2995 тонн угля, 500 тонн воды и продовольствие, которого должно было хватить на 18 месяцев. Также корабль взял на борт трехгодичный объем снабжения для острова Врангеля. Стоит отметить, что в экспедиции достаточно серьезно подошли к вопросу питания ее членов. Для того, чтобы экипаж корабля мог питаться свежим мясом, на борт было взято 26 коров и 4 маленьких поросенка, которые в процессе плавания превратились в здоровых боровов и помогали разнообразить меню полярников.

Поначалу плавание шло для экспедиции довольно успешно. «Челюскину» удалось пройти практически весь маршрут. Корабль вошел в Берингов пролив и 7 ноября отправил в Москву специальную приветственную радиограмму. Однако в проливе началось движение льдов в обратную сторону. Зажатый во льдах пароход «Челюскин» начал движение в обратном направлении, снова попав в Чукотское море. Это возвращение сопровождалось получением судном повреждений. В итоге корабль просто вмерз в крупную льдину и несколько месяцев был вынужден дрейфовать вместе с ней. При этом в любой момент льды могли прийти в движение и просто раздавить судно. Так и произошло…

13 февраля 1934 года в эфир ушла радиограмма, которая рассказала миру о гибели парохода «Челюскин». Корабль затонул 13 февраля 1934 года в 15:30 в 144 милях от мыса Уэлен и в 155 милях от мыса Северный, будучи раздавлен льдами. Последними корабль покинули его капитан Воронин и начальник экспедиции Шмидт, при этом завхоз Борис Могилевич замешкался на палубе корабля и был придавлен накатившейся на него бочкой. Он ушел на дно вместе с судном и стал единственной жертвой экспедиции. После затопления парохода на льду осталось 104 человека, включая 10 женщин и 2-х детей (во время экспедиции в семье геодезиста Васильева родилась дочь). Еще 8 человек покинули пароход до описанных событий возле мыса Челюскин по различным причинам, в основном по болезни.


В результате ровно 2 месяца - с 13 февраля по 13 апреля 1934 года - членам полярной экспедиции пришлось вести борьбу за жизнь. Все 104 члена экспедиции вели героическую работу по организации на океанском льду нормальной жизни, а также занимались подготовкой аэродрома, поле которого покрывалось трещинами и торосами, заносилось снегом, а лед на нем постоянно разламывался. Челюскинцы смогли обустроить неплохой лагерь. Для женщин и детей был построен полноценный деревянный барак, благо на борту судна были необходимые пиломатериалы. Также участники экспедиции построили свою пекарню и даже начали выпускать стенгазету под названием «Не сдаемся!» Душой лагеря в это время был начальник экспедиции Отто Шмидт. Связь экспедиции с материком все это время обеспечивал Эрнст Кренкель - знаменитый полярный радист.

Спасение челюскинцев вылилось в настоящую эпопею и стало славной страницей в отечественной полярной авиации. Первую посадку в лагере челюскинцев 5 марта 1934 года совершил экипаж самолета АНТ-4 под управлением Анатолия Ляпидевского. До этого экипаж под его командованием совершил 28 вылетов, удачным оказался только 29-й по счету. В этом нет ничего удивительного: найти дрейфующую льдину с полярниками с периодически опускающимся туманом было не так-то легко. При этом Ляпидевский сумел посадить самолет на очень ограниченной площадке 150 на 400 метров в 40-градусный мороз. Это был самый настоящий подвиг.

Первым же рейсом самолет АНТ-4 вывез из лагеря 10 женщин и двоих детей, однако во второй раз у самолета отказал двигатель и его экипаж вынужден был присоединиться к челюскинцам. Массовая эвакуация полярников началась через 13 дней и продлилась две недели. Всего советские летчики выполнили 24 рейса, спасти удалось всех 104 человек, оказавшихся на льдине и 2 месяца проведших на ней в условиях полярной зимы. Все летчики, принимавшие участие в спасении полярников, были представлены к званию Героя Советского Союза. Среди них были Анатолий Ляпидевский, Маврикий Слепнев, Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов и Иван Доронин. Все участники зимовки на льдине, включая погибшего при затоплении судна Б. Могилевича, были награждены орденами Красной Звезды (кроме детей). За помощь в спасении советских полярников также были награждены двое американцев - бортмеханики Уильям Левери и Клайд Армстед, которые получили ордена Ленина.

В Москве всем челюскинцам была устроена торжественная встреча с руководством Советского Союза и жителями города, их встретили как настоящих героев. История парохода «Челюскин» нашла свое отражение в литературе и кино. По мотивам данной экспедиции было снято несколько художественных фильмов, написаны книги. Память челюскинцев была увековечена в большом количестве улиц, которые сегодня можно встретить во многих городах России, Украины и Белоруссии.

В недавнем прошлом предпринимались попытки обнаружить затонувшее судно. Экспедиции, которые были организованы в 1974 и 1978 годах, закончились ничем. Новая поисковая подводная экспедиция была организована уже в России - в 2004 году, к 70-летию со дня описываемых событий. Экспедиция получила название «Челюскин-70». Участники данной экспедиции заявляли об обнаружении затонувшего парохода в том же году, но довольно скоро удалось выяснить, что данная информация является ошибочной.

Корабль был обнаружен в 2006 году. Поднятые со дна моря фрагменты корабля и взятые пробы металла были отправлены в Данию на верфи, на которых и строилось судно. В феврале 2007 года датская судостроительная компания подтвердила, что найденные фрагменты принадлежат именно «Челюскину». В частности, вентиляционная решетка и стойка леерного ограждения, которые были подняты со дна Чукотского моря, действительно принадлежат легендарному пароходу. Обнаружение затонувшего парохода поставило точку во всей этой истории.

Источники информации:
http://www.diletant.ru/excursions/35543
http://monoblog.su/?p=7275
http://www.calend.ru/event/5888
http://www.testpilot.ru/review/ppt/cheluskin.htm

В этот день во льдах затонул пароход "Челюскин".
Казалось его экипаж и пассажиров уже не спасти. А начиналось все хорошо. 10 августа 1933 года ледокольный пароход, провожаемый тысячной толпой, отошел от набережной Мурманска. «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну летнюю навигацию из Баренцова моря в Тихий океан. Он должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути не только ледоколами, но и транспортными кораблями.

Корабль был построен в 1933 году в Дании на верфях фирмы "Burmeister and Wain", B&W, Copenhagen по заказу советских внешнеторговых организаций. Первое его название "Лена" (в честь любовницы директора завода реки). По тем временам корабль надежный.

Возглавил экспедицию знаменитый полярный исследователь Отто Юльевич Шмидт. Местами корабль шел за ледоколами. 1 сентября был достигнут мыс Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован. Не смотря на то, что корабль был построен в соответствии со специальными требованиями Ллойда — «усиленный для навигации во льдах», пробиться он не смог и получив повреждения, вмерз в большую льдину. В дальнейшем «Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев.

4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами «Челюскин» вошёл в Берингов пролив.

Казалось пароходу удалось выкрутиться самому. Вместе со льдами он вошел в Берингов пролив и даже успел дать к 7 ноября в Москву приветственную радиограмму. Но в проливе началось движение льдов в обратную сторону, и «Челюскин» снова оказался в Чукотском море... а ведь до чистой воды оставались считанные мили.

13 февраля 1934 года началось сильное сжатие льдов, и «Челюскин» затонул. На дрейфующий лед сошло 104 человека - среди них 10 женщин и двое маленьких детей. При высадке один человек погиб. Я все понимаю, вот только что там делали беременные "моряки" не понимаю... в результате еще и детей спасали.


В эфир ушла радиограмма: «13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов...».

На следующий день Москва создала правительственную комиссию по спасению. Сначала решили пробиться к льдине на собачьих упряжках, но это не удалось. Осталась надежда на авиацию. Мир не верил в спасение челюскинцев.
Западные газеты писали, что люди на льду обречены, и возбуждать в них надежды на спасение негуманно, это только усугубит их мучения. Датская «Политикен» заочно оплакивала Шмидта: «На льдине Отто Шмидт встретил врага, которого еще никто не мог победить. Он умер как герой, человек, чье имя будет жить среди завоевателей Северного Ледовитого океана».

Но советские летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались до станции.

Было ясно, но холодно - ниже 40 градусов. Люди ждали самолеты возле палатки, которую окрестили аэровокзалом. Летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду.

Последними улетели с льдины Отто Шмидт и капитан ледокола Владимир Воронин. Спасенные челюскинцы на Красной площади. Москва.

На трибуне руководитель экспедиции, начальник Главсевморпути Отто Шмидт и лётчик, Герой Советского Союза Николай Каманин. Москва, 1 сентября 1934 года.

По поводу зэков и корабля "Пижмы". Этот фейк впервые появился в г. Новосибирске в еженедельнике "Новая Сибирь", за №10 (391) от 9 марта 2000 г.. В нем был опубликован очерк Э.И. Белимова (ныне он в Израиле) «Тайна экспедиции «Челюскина», введший в обращение миф о существовании корабля "Пижма", построенного по тому же проекту и плывшего в составе экспедиции "Челюскина" с 2000 заключенными для работы на оловянных рудниках. Этот "Летучий Голландец" умудрился не пройти ни в каких документах того времни, не попасть на фото и не остаться в памяти участников того дрейфа. Его помнил только сын одного спасшегося зэка, который все это и рассказал. Ага. После гибели "Челючкина" корабль с зк конечно же, сразу затопили. Зачем? Видимо, просто из кровожадности гэбни. И беременные женщины на "Челюскине" наверное объясняются присутствием зеков, которые ради "встречи" с ними переплывали ночами с корабля на корабль, рискуя опоздать к ужину.
Вся эта мрачная страшилка была в духе либерасни того времени и естественно получила быстрое распространение в инете. Всерьез обсуждать это в комментариях не хочется.

Инфа и фото (С) разные места инета