Менелай, царь спарты, брат агамемнона, муж елены прекрасной, похищенной парисом в трою. Характеристика героев по произведению “Иллиада” Гомера Смотреть что такое "Менелай" в других словарях



Менелай Менелай

(Menelaus, Μενελαος). Сын Атрея, супруг прекрасной Елены, отец Гермионы, младший брат Агамемнона, царь Спарты. Парис (см. Парис) увез Елену, жену Менелая, и это послужило поводом к Троянской войне. Во время войны Менелай вступил в единоборство с Парисом, которого спасла Афродита, покрыв облаком. После смерти Париса, Елена вышла замуж за его брата Дейфоба, который был убит Менелаем при взятии Трои. Елена впоследствии примиряется с Менелаем, вместе с ним отплывает из Трои и, после 8-ми летнего странствования по берегам Средиземного моря, они возвращаются в Спарту, где в мире и богатстве доживают свою жизнь.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

МЕНЕЛАЙ

Μενέλαος в греческой мифологии сын А грея и Аэропы, брат Агамемнона. После убийства Атрея Эгисфом М. и Агамемнон вынуждены были бежать из Микен. Они нашли приют в Спарте у царя Тиндарея, который выдал замуж за Агамемнона Клитеместру и помог ему вернуть царский трон в Микенах (Tzetz., Chil. I 456-465). М., избранному из нескольких десятков знатнейших героев всей Эллады в супруги Елены (земным отцом которой был Тиндарей, а небесным Зевс), Тиндарей вскоре уступил царскую власть в Спарте (Apollod. epit. II 16). Безмятежная жизнь М. с Еленой продолжалась около десяти лет; их дочери Гермионе было девять лет, когда в Спарту явился троянский царевич Парис. М. в это время отправился на Крит, чтобы участвовать в похоронах своего деда по матери Катрея. Узнав о похищении жены и сокровищ Парисом, М. призвал на помощь всех её бывших женихов, связанных совместной клятвой оберегать честь её супруга, и сам выставил ополчение на 60 кораблях (Нот. II. II 581-590). До начала военных действий М. вместе с Одиссеем отправились в качестве послов в Трою, пытаясь уладить конфликт мирным путём, но Парис и его сторонники отказались вернуть Елену и сокровища, и война стала неизбежной (Apollod. epit. Ill 28). В единоборстве с Парисом М. явно берёт верх, и только вмешательство богини Афродиты спасает соперника М. (Нот. П. III 324-382). Вскоре М. был ранен Пандаром стрелой из лука (IV 112-147). Ещё раз М. проявляет доблесть, обороняя от троянцев тело убитого Патрокла (XVII 1-69, 553- 581, 702-761; известна скульптурная группа 2 в. до н. э., изображающая М. с трупом Патрокла, представленная также большим количеством поздних копий). М. входил в число греческих воинов, укрывавшихся в деревянном коне, и в ночь падения Трои убил троянского царевича Деифоба, ставшего мужем Елены после смерти Париса (Apollod. epit. V 22). Тотчас после победы над Троей М. вместе с возвращённой ему Еленой отплыл на родину, но уже у берегов Пелопоннеса попал в страшную бурю, которая отбросила его к берегам Крита. Во время восьмилетних скитаний М. Попадает на Кипр, в Финикию и Египет, где приобретает большие сокровища (Нот. Od. Ill 276-312). С островом Фарос в устье Нила связан последний эпизод странствий М.: от морского старца Протея с помощью его дочери Эйдофеи М. получает предсказание о своём будущем и о способах возвращения на родину. С Египтом М. связывает и другая версия мифа, по которой в Трое находился только призрак Елены, сама же она по воле Зевса была перенесена к берегам Нила и ожидала здесь во владениях Протея своего супруга (Еur. Не1. 1-760). Последний этап возвращения М. в Спарту после восемнадцатилетнего отсутствия, согласно эпической традиции, протекал без осложнений. Предупреждённый Протеем об убийстве Эгисфом Агамемнона, М. торопится отомстить Эгисфу, но его опережает сын Агамемнона Орест, убивший Эгисфа и Клитеместру, М. поспевает только к их похоронам (Нот. Od. III 301-312, IV 546 след., 584 след.). После долгих лет спокойной жизни с Еленой по возвращении в Спарту М. как зять Зевса удостоился поселения на Елисейских полях, куда античная традиция помещала легендарных героев прошлого (IV 561-569). Поздние авторы называют имена нескольких сыновей М., рождённых ему в отсутствие Елены наложницами (Apollod. Ill 11, 1"); с одним из них (Мегапенфом) связан вариант сказания об изгнании Елены из Спарты после того, как М. был перенесён в обитель блаженных. В отличие от образа Елены, восходящего к древнейшему растительному божеству, образ М. является плодом героического сказания, возможно, опирающегося на какие-то исторические воспоминания микенской эпохи. По преданию (Paus. VIII 23, 4), в Аркадии находился старый платан, посаженный М., когда он собирал войско для похода под Трою (аркадяне выставили, согласно гомеровскому каталогу, ополчение для 60 кораблей. Нот. II. II 603- 614). В Спарте показывали дом, в котором некогда жили М. с Еленой (Paus. Ill 14, 6); видимо, близ него в историческое время девичий хор исполнял обрядовый эпиталамий Елены наподобие засвидетельствованного в 18-й идиллии поэта 3 в. до н. э. Феокрита.
В. Н. Ярхо.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Менелай

Царь Спарты. Супруг Елены Прекрасной, дочери Леды и Зевса. Сын царя Микен Атрея и Аэропы, брат Агамемнона, женатого на сестре Елены Клитемнестре. Организовал военный поход под Трою, чтобы вернуть похищенную троянцем Парисом Елену - этот поход стал известен как Троянская война. Елена родила ему дочь Гермиону. Отец Мегапента (от рабыни). См. о нем более подробно.

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)



Синонимы :

Смотреть что такое "Менелай" в других словарях:

    Менелай - Менелай. Римская мраморная копия с греческого оригинала ок. 230 до н.э.: Менелай с телом Патрокла. Лоджия деи Ланци. Флоренция. Менелай. Римская мраморная копия с греческого оригинала ок. 230 до н.э.: Менелай с телом Патрокла. Лоджия деи Ланци.… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Я, муж. Стар. редк.Отч.: Менелаевич, Менелаевна.Происхождение: (Греч. личное имя Menelaos Менелай. От menos сила, мощь и laos народ.) Словарь личных имён. Менелай я, м. Стар. редк. Отч.: Менелаевич, Менелаевна. [Греч. личное имя Menelaos Менелай … Словарь личных имен

    Брат Агамемнона, царь спартанский, муж бежавшей с Парисом Елены; один из героев Троянской войны, по окончании которой 8 лет скитался по разным странам вследствие бурь у берегов Финикии, Египта и Ливии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (MevelaoV) сын Атрея, младший брат Агамемнона. ИзгнанныеТиестом братья бежали из Микен в Спарту, к Тиндарею, на дочери которого,Елене, женился М., унаcледoвав престол тестя. Когда Парис увез Елену, М.с Одиссеем отправились в Илион и требовали… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    В греческой мифологии участник Троянской войны, царь Спарты, муж Елены; организовал поход под Трою, чтобы вернуть похищенную троянцем Парисом Елену … Большой Энциклопедический словарь

    - (иноск.) обманутый мужъ (намекъ на Менелая мужа «прекрасной Елены»). Ср. Мысль обратить въ Менелая такого матодора, какъ князь Питеръ Биберштейнъ... сильно волновала Павла Павлыча... Маркевичъ. Изъ Петерб. жизни. Почему Павелъ Павлычъ не попалъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Сущ., кол во синонимов: 1 герой (80) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (др. греч. Μενέλαος) легендарный герой гомеровского эпоса «Илиада», муж Елены. Назван светловласым (IV, 183). Менелай был сыном Атрея (по версии, Плисфена) и Аэропы, младшим братом Агамемнона. Изгнанные Фиестом Менелай и Агамемнон бежали … Википедия

    Менелай - 1. Младший брат спартанского царя Агамемнона и муж Елены. В боевых действиях Троянской войны его образ малозначителен на фоне других героев, однако именно он отбил у врагов труп Патрокла; он также был в числе воинов, укрывшихся в деревянном… … Античный мир. Словарь-справочник.

Спартанский царь.

Это одна из центральных фигур гомеровского эпоса - муж женщины, из-за которой началась троянская война, и, более того, - человек, который сделал все, чтобы эта война состоялась. Однако никто и никогда не упрекал его за это. Менелай действовал в соответствии с международным правом и законами мужской чести, к тому же он сделал все возможное, чтобы сначала решить вопрос мирным путем. В троянской войне он был одним из лучших бойцов. Не менее мужественно боролся он и с судьбой.

Судьбе Менелая трудно было позавидовать. Еще юношей он вынужден был бежать из родных Микен вместе со своим братом , так как их дядя Фиест убил их отца и намеревался так же поступить и с ними. Братья нашли прибежище у спартанского царя Тиндарея. В Спарте с Менелаем случилось то, что он ошибочно считал счастьем: он женился на прекраснейшей женщине на свете, неродной дочери Тиндарея (родным отцом Елены был сам , увлекшийся супругой Тиндарея, ). Елена любила Менелая, родила ему дочь , а после смерти Тиндарея возвела своего супруга на царский трон. Однако Менелаю не пришлось долго наслаждаться семейным счастьем и мирным правлением.

Менелай и Елена, скриншот компьютерной игры Warriors: Legend of Troy.


Картина «Менелай и Елена Прекрасная», Ян Стыка.

Однажды в Спарте появились гости из далекой Трои: сын царя Парис, сопровождаемый своим двоюродным братом Энеем. Шаги Париса направляла богиня любви , пообещавшая ему в супруги прекраснейшую женщину в мире в награду за то, что в споре о красоте богинь он отдал ей предпочтение перед и . Менелай радушно принял дорогих гостей, устроил в их честь парадный обед и представил их своей супруге. Парис влюбился в Елену с первого взгляда, ей он тоже показался симпатичным. Дальше уже все пошло своим чередом, да и сам Менелай невольно этому посодействовал. В один прекрасный день он извинился перед гостями, что вынужден их покинуть: ему нужно на Крит, так как там умер его дед ; Елене же он наказал выполнять все пожелания гостей. Не без влияния Афродиты Елена истолковала этот наказ, пожалуй, слишком широко. Очарованная молодым Парисом и его соблазнительными речами, Елена покинула мужа, дочь, родину и уплыла вместе с ним в Трою.

Когда, вернувшись с Крита, Менелай узнал, что его жена пропала, он ни минуты не сомневался, что Парис похитил ее. Об этом свидетельствовало и то обстоятельство, что вместе с Еленой пропала и вся его царская казна. Это было грубым оскорблением царя, супруга, мужчины и к тому же нарушением священных законов гостеприимства. Поэтому Менелай отправился к своему брату Агамемнону, который правил в Микенах после смерти Фиеста, и попросил у него совета и помощи. Агамемнон посоветовал ему лично посетить Трою и потребовать от Приама и Париса вернуть Елену, а в случае отказа пригрозить им войной. Менелай взял с собой искушенного, красноречивого посредника - Одиссея, но и это не помогло. Парис готов был вернуть лишь казну, а о Елене и разговаривать не хотел. Тогда Агамемнон призвал всех ахейских царей объединиться, чтобы отомстить за оскорбление Менелая, и объявил Приаму войну.

Военная экспедиция, возглавленная могучим микенским царем, обнадеживала славой и добычей, поэтому вскоре в Авлидской гавани сосредоточилась стотысячная армия на более чем тысяче кораблей, готовая двинуться на Трою. Менелай привел с собой шесть тысяч воинов, представлявших в рамках объединенной армии самостоятельное войско, которое выделялось не столько числом, сколько отвагой и решимостью. Каков вождь, таково и войско: и если Менелай не выделялся среди ахейцев силой, то он подавал им пример своей спокойной смелостью и (что не менее важно на войне) самодисциплиной.


Кадр из фильма «Троя» (2004 г.): братья-цари ахейцев Менелай (актер Брендан Глисон) и Агамемнон (Брайан Кокс).

За десять лет троянской войны Менелай совершил немало подвигов. Но три из них остались навечно в памяти потомков, и лакедемоняне пели о них у костров на походных привалах еще столетия спустя. Прежде всего это был поединок Менелая с Парисом в начале десятого года войны. Когда затяжные безрезультатные бои посеяли в сражающихся армиях разочарование и ропот, когда рядовые воины заговорили, что если у вождей есть счеты между собой, то пусть сами их и сводят, Менелай без колебаний принял вызов Париса на бой не на жизнь, а на смерть.

Этот поединок должен был решить исход войны. Как оказалось, Менелаю противостоял не только Парис, но и Афродита, хранившая своего любимчика. Тем не менее Менелай не пал духом и в конце концов победил Париса и непременно убил бы его, если бы Афродита не окутала Париса облаком и не унесла бы его в безопасное место за стенами Трои. Вторым его подвигом было спасение тела павшего Патрокла, друга . Третьим - участие в штурме укрепленного дворца Приама. Менелай был одним из отборных бойцов, которые проникли в Трою, спрятавшись в огромном деревянном коне, и взяли царский дворец дерзкой атакой. Там Менелай убил в числе прочих Приамова сына , женившегося на Елене после смерти Париса, и вернул себе жену собственным мечом.

Так же, как и на поле боя, Менелай выделялся на военном совете. Он говорил кратко и дельно, всегда имея в виду интересы всей ахейской армии. Авторитет главнокомандующего Менелай признавал безоговорочно и всегда его поддерживал, и дело здесь не только в том, что Агамемнон приходился ему братом. К остальным военачальникам и к своим воинам он относился по-дружески, признавая, что они сражаются прежде всего за его дело и его честь.


Картина «Телемах, Менелай и Елена», Жан-Жак Лагрене Младший.

О долгом возвращении Менелая на родину после взятия Трои можно прочесть в статье « ».

В статьях об Агамемноне, Одиссее и других ахейских героях содержатся краткие упоминания об археологических исследованиях дворцов-замков, в которых, по словам Гомера, жили герои. Однако в Спарте ничего похожего не было обнаружено; доказано лишь существование ахейского поселения средней величины. Нам даже не известны точные границы исторического города Спарты, так как он не был обнесен стенами («городскими стенами Спарты были груди мужей лакедемонских»); город исчез почти бесследно. И все же город Спарта существует, хотя с древней Спартой у него практически нет ничего общего, так как он был заложен лишь в 1834 г.

Художники античных и более поздних времен часто изображали Менелая, как правило, в обществе Агамемнона или Елены. Кроме многочисленных изображений сюжетов «Менелай преследует Елену», «Менелай и Елена», «Свадьба Менелая и Елены» и т. д. на вазах наиболее известна пергамская скульптурная группа «Менелай с телом Патрокла» (3 в. до н. э.), дошедшая до нас в нескольких римских копиях.

Менелай фигурирует в любом из бесчисленных художественных произведений, посвященных троянской войне. Но не всегда он выглядит положительным героем - таким, как он показан в «Илиаде» или «Одиссее» Гомера. Римляне, считавшие себя потомками троянцев, принижали образ Менелая, так же как и Еврипид в своих произведениях времен пелопоннесской войны, чтобы в его лице умалить спартанцев.

«Менелай с телом Патрокла» - мраморная копия I века н. э. с утраченной пергамской скульптуры, фрагменты которой были обнаружены в Риме в XVI веке и сразу же приобретены тосканским герцогом Козимо Медичи. Он поручил Пьетро Такка и Лодовико Сальветти выполнить «восстановление» обезображенной скульптуры; результат их усилий был помещён в одну из ниш Понте Веккьо. Ныне он стоит в лоджии Ланци на площади Синьории.

В 1771 году Антон Менгс, будучи не удовлетворён маньеристской «реставрацией» скульпторов XVI века, решил исправить их огрехи и выполнил гипсовый вариант скульптурной группы. Ещё один вариант той же героической композиции, происходящий из мавзолея Августа, с XVI века фигурировал в собрании Медичи под именем Аякса; его можно видеть в палаццо Питти. Знаменитая римская статуя Пасквино, видимо, первоначально иллюстрировала тот же сюжет.

Агамемнон

Агамемнон - в древнегреческой мифологии царь микенский, сын микенского царя Атрея и Аэропы (или Плисфена и Клеоллы, или Плисфена и Аэропы) и брат Менелая, муж Клитемнестры, один из главнейших героев древнегреческого национального эпоса - «Илиады» Гомера. В современной науке отождествляется с Акагамунасом (14 в. до н.э.), упоминаемым в хеттских текстах .

После убийства отца племянником Эгисфом, сыном Тиеста, Агамемнон вместе с братом бежал в Спарту, где искал убежища у Тиндарея. Здесь братья женились на дочерях спартанского царя Тиндарея, Агамемнон на Клитемнестре, Менелай на - Елене. По смерти Тиндарея, престол перешёл к Менелаю. С помощью брата, Агамемнон сверг Фиеста с престола и воцарился в Микенах. Впоследствии он расширил свои владения и стал могущественнейшим властителем во всей Греции.

Его дети Орест, Хрисофемида, Электра и Ифигения (в ранней версии дети Ифимеда, Электра, Орест).

Троянская война

В Троянскую войну Агамемнону принадлежало главное начальство над всем войском. Решившие двинуться походом против Илиона совещались в Элленионе в Спарте. По другой версии, они совещались в Эгионе (Ахайя), почему там и стоит статуя Зевса Гомагирия. Отправлявшиеся походом на Илион клялись не прекращать войны у статуи Зевса Механея в Аргосе. Перед войной Агамемнон посетил оракул в Дельфах . Медный порог шатра Агамемнона показывали в Авлиде. Нечаянно убил лань Артемиды и был вынужден принести в жертву свою дочь Ифигению.

Привел под Трою 100 кораблей. Воздвиг алтарь 12 богам на острове Лект, а также святилище царя у озера Селинусия (Иония) . В «Илиаде» убил 11 троянцев. Убил Ифидаманта и Главка. Всего убил 16 воинов. В погребальных играх по Ахиллу участвовал в состязании наездников.

Из-за прекрасной пленницы Брисеиды у него возник раздор с Ахиллесом. Злой рок преследовал весь его род, начиная с родоначальника Тантала и заканчивая самим Агамемноном и его детьми - Ифигенией и Орестом.

Возвращение и смерть

По поздней версии, возвращаясь из-под Трои, посетил Ифигению в Тавриде. Либо по пути основал Микены, Тегею и Пергам на Крите.

По возвращении на родину с Кассандрой, одной из дочерей Приама, взятой в добычу, он погиб от руки Эгисфа (по Гомеру) - или своей супруги - по другим источникам (трагедии). Той же участи подверглась и Кассандра. Те, кто вернулись с ним из Илиона, были убиты Эгисфом на пире, их могилы, как и Агамемнона, в Микенах. Также могильный памятник в Амиклах. Построил храм Афины на мысе Онугнафон в Лаконике. Его почитали в Клазоменах. Одиссей встречает его в Аиде. В Спарте почитали Зевса-Агамемнона. По Стесихору и Симониду, его дворец в Спарте. После смерти его душа выбрала жизнь орла.

Храбрость, благородство и царственное величие отличали, по словам Гомера, этого мужа. Печальная судьба и роковой конец его в особенности были излюбленной темой древних трагедий. Местом погребения его называют Микены и Амиклы. В Спарте Агамемнону воздавались божеские почести. В Херонее хранился, как святыня, его скипетр, - произведение Гефеста. Изображения Агамемнона часто встречаются в памятниках искусства, но лишь очень редко на первом плане. «Агамемноном» называли Гн.Помпея.

Действующее лицо трагедий Эсхила «Агамемнон», Софокла «Эант», Еврипида «Ифигения в Авлиде» и «Гекаба», Иона Хиосского и неизвестного автора «Агамемнон», Сенеки «Троянки» и «Агамемнон».

Менелай

Менелай - легендарный герой гомеровского эпоса «Илиада», муж Елены. Менелай был сыном Атрея (по версии, Плисфена) и Аэропы, младшим братом Агамемнона.

Изгнанные Фиестом Менелай и Агамемнон бежали из Микен в Спарту, к Тиндарею, на дочери которого, Елене, женился Менелай, унаcледoвав престол тестя. У них родилась дочь Гермиона. Во время похищения Елены Менелай посещал Крит.

Троянская война

Когда Парис увез Елену, Менелай с Одиссеем отправились в Илион (Трою) и требовали выдачи похищенной жены, но безуспешно.

Вернувшись домой, Менелай с помощью Агамемнона собрал дружественных царей на илионский поход, причём сам выставил 60 кораблей, набрав воинов в Лакедемоне, Амиклах и других городах. Собрав войско, он посадил платан у горы Кафий в Аркадии. Согласно «Илиаде», убил 7 названных по имени троянцев. Всего убил 8 воинов. Убил Евфорба, щит, который он отнял у Евфорба, он позже посвятил в храм Геры около Микен.

Перед Илионом Менелай, располагая помощью Геры и Афины, выказал себя доблестным воином и разумным советником. Когда Парис объявил вызов на единоборство, Менелай с радостью согласился и так ожесточенно бросился на противника, что последний испугался и стал отступать. Гектор устыдил Париса, и единоборство состоялось: Менелай схватил Париса за шлем и повлек его к ахейским дружинам, но Афродита спасла своего любимца. Победившая сторона стала требовать выдачи Елены и увезенных с ней сокровищ, но Пандар, выступивший из рядов троянцев, ранил Менелая и тем самым, устранил возможность перемирия. Позднее Менелай вызывается на единоборство с Гектором, но по просьбе друзей оставляет этот опасный план; точно также Антилох удержал его от состязания с Энеем. Когда Патрокл пал, Менелай был в числе тех, которые защищали тело убитого героя. В погребальных играх по Патроклу победил в метании копья . В играх по Ахиллу победил в гонках колесниц.

Когда был построен деревянный конь, Менелай вместе с другими был введён в город Трою и был одним из первых, завязавших решительную битву на улицах Трои, приведшую к падению последней. Изображен на картине Полигнота в Дельфах среди участников взятия Трои с драконом на щите.

Возвращение в Грецию

После взятия Трои Афина вызвала ссору между Агамемноном и Менелаем. На обратном пути попал в бурю, причалил к мысу Сунию, затем на Крит, странствовал по Ливии, Финикии, Кипру и только с 5 судами прибыл в Египет. Пространствовав 8 лет по Востоку, он был задержан на некоторое время на острове Фарос и терпел голод, пока, по совету Идофеи, её отец Протей не помог ему отплыть на родину. Рассказы о пребывании Менелая в Ливии связывают с киренской колонизацией. Имя Менелая носила гавань у Арданиды (Киренаика) . По другой версии, Менелай в Египте женился на царской дочери, с его слов египтяне записали на стелах историю Троянской войны.

Возвратясь на родину, он жил с Еленой в Лакедемоне, а после смерти был перенесён в Элизиум. Телемах посещает в Спарте Менелая и Елену. Гера сделала его бессмертным, и он прибыл на Элисийские поля с Еленой. Его дом показывали в Спарте. Могилы Менелая и Елены показывали в Ферапне, где было его святилище и происходили в честь его игры. В отношении к Агамемнону он считал себя подчинённым, во всем признавая его верховную власть.

Действующее лицо в трагедиях Софокла «Эант», Еврипида «Ифигения в Авлиде», «Троянки», «Елена», «Орест», «Андромаха», комедии Алексида «Менелай». Среди спартанцев имя Менелай не встречается

Гнев спартанского царя против неверной жены, уже при первой встрече смягченный ее красой, при дальнейшем общении исчез совершенно. Нельзя было применять к дочери Немезиды обычную мерку: как годы, проведенные в Трое, бесследно скользнули по ней, не тронув ее, так и нравом она стояла выше человеческого закона. Она хотела вновь стать женой Менелая и вновь стала ею — и не она у него, а он у нее был в плену.
Впрочем, пока что, оба они были в плену у прихотливой богини, решившей держать их вдали и от ее старой, и от ее новой родины. Буря, оторвавшая корабль Менелая от других, скоро отбушевала; но когда небо прояснилось, ни Менелай, ни его искусный кормчий не знали, где они и куда им держать путь. Брали направление наобум, чтобы доехать хоть куда-нибудь, к каким-нибудь людям и от них узнать дальнейшее; и, действительно, они видели населенные города, пасущийся скот, обработанные поля, но люди их языка не понимали и об Элладе и Трое никакого представления не имели. Иные их встречали гостеприимно, от иных приходилось спасаться в поспешном бегстве. Иногда нужда заставляла пловцов превращаться в морских разбойников и внезапным набегом на приморское селение обеспечивать себе продовольствие на ближайшие дни. Так протекали дни, месяцы, годы — девять полных лет. Все устали и одичали, а конца все еще не было видно.
Наконец, судьба сжалилась над скитальцами: в приютившей их стране они узнали Египет, древнюю родину Даная, родоначальника аргосских царей. Хотя гостеприимство не принадлежало к исконным качествам его народа, все же урок, данный некогда Гераклом Бусириду, не прошел бесследно: египетский царь принял эллинских странников радушно и указал им путь, которого следовало держаться, чтобы доехать домой. С радостью в сердце двинулись они дальше, доехали до острова Фароса — вдруг погода изменилась, подул резкий северный ветер, продолжать путь не было никакой возможности. Бездеятельно блуждали пловцы по пустынному острову; им вспомнились далекие авлидские дни. Припасы, данные гостеприимным царем, быстро пришли к концу; матросы стали удить рыбу, отчасти, чтобы убить скуку, отчасти, чтобы прокормиться. Но ветер оставался все тот же, конца бедствию никто предсказать не мог.
С тоской в душе блуждал и Менелай по унылому берегу плоского острова. Вдруг видит — среди пены разбивающихся об утесы волн показывается русая голова девушки, за ней плечи, грудь — и внезапно перед ним стоит неописуемая красавица. На волосах венок из водорослей, с синего платья стекает морская вода; подходит к герою, кладет ему руку на плечо: «Что призадумался? Не могу ли я помочь беде?» Он ей все рассказал. Она покачала головой. «Очевидно,— говорит,— какой-то бог гневается на тебя, но какой, за что и как его умилостивить — этого не знаю; тут требуется некто поумнее бедной Идофеи». «Кто же такой?» — спросил Менелай.— «Мой отец, Протей».— «Так веди меня к нему, я его умолю». Идофея засмеялась: «Так он тебя и послушается! Нет, тут хитрость нужна. Послушай: возьми с собою трех надежных товарищей и приведи их сюда; тем временем и я пойду за делом».
Исполняя ее волю, Менелай привел с собою трех своих лучших матросов и стал дожидаться появления ласковой нимфы. И действительно, она скоро выплыла вновь из своего подводного терема и принесла с собою четыре моржовых шкуры. «Мой отец,— сказала она,— выйдет скоро сюда из морской глубины, чтобы погреться на солнце со своим стадом моржей. Если он вас признает людьми, то он тотчас скроется, и тогда все погибло. Но я покрою вас этими шкурами, и он вас примет за моржей. Сосчитав свое стадо, он вздремнет; тогда вы набросьтесь на него и держите крепко-крепко. Слышите? Крепко держите и не пускайте, что бы он ни делал, как бы вас ни пугал. Вредить вам он не может, а напугать может: не будьте же трусами1»
С этими словами она надела на каждого моржовую шкуру. Но дело оказалось не очень легким. Очутившись в шкуре морского чудовища, Менелай едва не задохнулся: подобного зловония он за всю жизнь никогда еще не вдыхал. Пришлось опять призвать Идофею. Та засмеялась: «Да, да, это труднее, чем взять Трою! К счастью, у меня и для этого средство есть». Нырнув в свой подводный терем, она достала оттуда бутылку с амбросией и помазала краешком у каждого под носом. Тотчас зловоние прошло; ахейцам показалось, что они в саду Зевса, в цветнике Гесперид. И они терпеливо стали дожидаться прихода вещего морского старца.
И вот он пришел — рост небольшой, глаза хитрые, борода седая, длинная; за ним стадо его моржей; располагаются вокруг наших поддельных моржей, уткнулись мордами в песок и дремлют. Старика, видимо, тоже ко сну клонит; однако он долг свой исполняет, принимается считать свою компанию, нет ли дезертиров — все благополучно, даже, как будто лишние есть; садится на песок, грудь утонула в бороде, нос — в моржовых усах, глаза — под густыми ресницами. Спит.
Менелай, наблюдавший все рассказанное через глазные прорехи своей моржовой шкуры, тихонько вылез из-под нее и дал знак своим товарищам последовать его примеру. Веревки они уже раньше захватили с собою; дружно бросившись на старика, они принялись его вязать. Дело, однако, оказалось нелегким. Старик открыл глаза,— быстро понял свое положение,— и в следующий миг под руками ахейцев был уже не старик, а лев — огромный, злой, с поднятой гривой. Один из них в испуге отскочил, но другие, помня слова Идофеи, не выпускали чудовища из рук: они знали, что это превращение было только обманом для глаз, что сил у мнимого льва было не больше, чем у прежнего старика. Видя, что лев не подействовал, Протей вдруг обернулся дельфином, чтобы прыжком в море спастись от врага. Но прыгнуть ему не удалось: веревки его держали за плавники и хвост, а товарищи Менелая, вдобавок, сели ему, один верхом на спину, другой на его плоскую морду. Чтобы избавиться от этих неприятных всадников, Протей стал внезапно гладким змеем, и вначале дело пошло недурно. Оба ахейца покатились на песок, и из веревок ему удалось выскользнуть. Но зато Менелай, схватив его за горло, принялся его так жестоко душить, что он вскоре сник. И вдруг змей расплылся струей воды, которая стала постепенно стекать по отлогому берегу в море. Но герой не дал себя смутить и этой хитростью: мгновенно он провел пятой глубокую борозду в мягком песке, вода собралась в этой борозде, дальше течь было невозможно. Образовалась обыкновенная лужа; сидят наши пловцы по ее краям и смотрят, что дальше будет. Замутилась лужа, закипела, брызнула фонтаном — а фонтан стал чайкой с расправленными крыльями, готовой вспорхнуть. И это, однако, не удалось: и крылья и ножки чайки оказались в цепких руках ахейцев; как она ни барахталась, а освободиться не могла. Уперлась она в землю, и как бы приросла к ней; крылья стали раскидистыми ветвями, и в ОДНО мгновение перед удивленными глазами ахейцев стоял огромный тополь, зеленая вершина которого весело шумела под порывами северного ветра. Это было неприятно; конечно, бежать в этом виде Протею нельзя было, но он мог, если бы пожелал, взять измором своих противников. «Принеси топор!» — крикнул Менелай одному из товарищей. Тополь, видимо, испугался: он съежился, зашипел и внезапно стаЛ огнем. «Шкурой его!» — крикнул Менелай — и вольный сын эфира под моржовой шкурой, точно в печке, утратил свою прыть и принялся смиренно лизать ее мокрую поверхность. Не понравилось ему это занятие: исчерпав круг своих семи превращений, он опять принял свой прежний вид морского старика. «Вижу,— сказал он угрюмо,— что вас моя негодная дочь научила; говорите, чего вам нужно!»
Менелай поставил свой вопрос — «Чем вы богов прогневали? — переспросил Протей.— Тем, что всегда бессмысленно торопитесь. Так вы поступили и под Троей; твой брат говорил тебе, что надо перед отправлением принести жертву бессмертным богам; а у тебя не хватило терпения. Зато он, принесши гекатомбу, уже через несколько дней был на родине; правда, он тут же погиб от руки своей нечестивой жены, но в этом уже боги неповинны. А тебя...» «Постой,— крикнул Менелай, побледнев,— ты сказал, что мой брат, Агамемнон, погиб от руки своей жены? Как же это случилось?»
И Протей рассказал ему то, что мы уже знаем — о кровавой купели, приготовленной Клитемнестрой в Микенах для вернувшегося мужа, об ее преступном царствовании, о том, как Орест изгнанником растет на чужбине — это было еще до его мести. Затем он продолжал. «И теперь снова, когда вам блеснула надежда на возвращение в Элладу, ты не подумал о том, чтобы принести подобающую жертву бессмертным богам. Вернись же в Египет, исполни свой долг, и тогда ласковый южный ветер направит тебя через Ливийское море к берегам Пелопоннеса».
Менелай последовал совету старца, и его желание исполнилось. Но то, что он услышал о судьбе своего брата, заставило его первым делом отправиться в Микены. Он прибыл туда на следующий день после Орестовой мести; Клитемнестру и Эгисфа он похоронил и учредил временно правящий совет старейшин впредь до очищения и возвращения законного наследника Ореста. Только после этого он вернулся в Спарту, где принял бразды правления из рук престарелого Тиндара. Свою дочь Гермиону он во исполнение данного еще под Троей слова выдал за Неоптолема; об этом браке еще будет рассказано. Вообще его дальнейшая жизнь была мирная и счастливая; дожив до глубокой старости, он, не изведав смерти, был перенесен богами в Елисейские поля, где и наслаждался вечным блаженством с другими любимцами богов.
Но Елена за ним уже туда не последовала: она была ему дана только в земные супруги. Одновременно богами было решено еще в день великого примирения создать и силу выше силы, и красоту выше красоты — создать Ахилла и Елену, дабы возникла великая война и была облегчена обуза Матери-Земли. Эта задача была исполнена; теперь они оба, и сын Пелея и дочь Немезиды, были поселены вместе на Белом острове, что у самого входа в Понт Евксин.

Парис – сын царя Трои Приама, брат Гектора. Это беспечный красавец, хвастливый и праздный, кото­рый, нарушив правила гостеприимства, похитил у ца­ря Менелая его жену, прекрасную Елену. Кроме кра­соты у Париса нет за душой ничего, отвагой и воин­ской доблестью он также не блещет. Ахейцы и троян­цы договариваются о том, что исход войны должен решить поединок между Менелаем и Парисом

Парис всеми силами старается избежать единоборст­ва, и только упреки брата Гектора заставляют его взяться за оружие. Поединок Парис проигрывает

и спаса­ется лишь благодаря заступничеству Афродиты. Да­же Елена насмехается над таким горе-воякой, но это не смущает Париса, поскольку он и не стремится добывать воинскую славу, а видит смысл жизни лишь в служе­нии богине любви Афродите и плотских утехах. Парис ко­варен, он подкупает Антимаха для того, чтобы тот на совете троянцев высказывался против возвращения Елены Менелаю. Парис малодушен – в сражениях с гре­ческими героями он участвует только в качестве луч­ника. По сути, не Елена, а именно Парис становится при­чиной затяжной кровопролитной Троянской войны. Но боги именно ему велят победить Ахилла. Тем са­мым

Гомер хочет подчеркнуть, что судьба сильнее да­же богов, поскольку может присудить победу вовсе не самому доблестному воину, сделав его своим послуш­ным орудием.

Глоссарий:

– характеристика менелая

– кто в иллиаде менелай

– характеристика париса за текстом


Другие работы по этой теме:

  1. АХИЛЛ (АХИЛЛЕС) АХИЛЛЕС – центральная фигура произведения, олицетво­рение воинской доблести, мужества и твердости. Предводитель ахейцев, которые 10 лет вели осаду Трои, Агамемнон наносит Ахиллесу оскорбление,...
  2. ЕЛЕНА Елена – дочь главного бога древнегреческого пантеона Зевса и земной женщины Леды – женщина необык­новенной красоты, жена царя Спарты Менелая. Похи­щение Елены сыном троянского...
  3. НЕСТОР Старец Нестор, царь Пилоса, – один из персонажей “Или­ады”. Благодаря большому жизненному опыту и мудрости, Нестор считает своим долгом помогать советами бо­лее молодым героям....
  4. ЗЕВС И ДРУГИЕ ОБИТАТЕЛИ ОЛИМПА Зевс – верховный бог древнегреческого пантеона. В образе Зевса в “Илиаде” отразилось отношение греков к своим царям. Царь в античном...
  5. ГЕКТОР ГЕКТОР – сын царя Трои Приама, военачальник троян­цев. Этот образ сродни образу Ахилла, ГЕКТОР такой же до­блестный и отважный воитель, для него нет ничего...
  6. ТЕРСИТ Терсит (иначе Ферсит) – герой поэмы, один из грече­ских воинов. Терсит появляется в поэме лишь однажды, во 2-й песне в эпизоде испытания Агамемноном гре­ческого...
  7. АНДРОМАХА АНДРОМАХА – жена Гектора – героя эпической поэмы “Илиада”, предводителя троянского войска. Читатель впервые встречается с ней в 6-й песне, где повествует­ся о ее...
  8. Афина – богиня, дочь верховного бога Зевса, одно из главных действующих лиц “Одиссеи” и “Илиады”. В “Илиаде” Афина покровительствует ахейцам, осажда­ющим Трою. В “Одиссее” Афина...
  9. НАВСИКАЯ Навсикая – дочь Алкиноя и Ареты, царевна феаков. В ту самую ночь, когда до острова феаков Схерии добира­ется Одиссей, к Навсикае во сне является...