Константинополь был захвачен крестоносцами во время. Взятие Константинополя крестоносцами (1204). Начало упадка Византии

ЧЕТВЕРТЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД. ВЗЯТИЕ КРЕСТОНОСЦАМИ КОНСТАНТИНОПОЛЯ.

Эпоха крестовых походов производит неизгладимое впечатление и столетия волнует воображение людей. Походы стали олицетворением всей средневековой эпохи. Крестовые походы – это авантюра мировой истории.

Четвертый Крестовый поход (1199–1204) занимает особое место в истории восточных войн европейского рыцарства. Некоторые западные ученые считают его неким историческим недоразумением, парадоксом, и это имеет под собой определенные формальные основания: ведь поход этот, преследуя целью освобождение "святых мест" от мусульманского владычества, обернулся в конечном счете разгромом Византии и образованием на ее месте Латинской империи - государства крестоносцев, еще одного в ряду созданных ими на Востоке ранее.

С конца XII века римский папа Иннокентий III (1198 – 1216), при котором папство достигло наибольшего влияния в странах Западной Европы, вновь начал проповедь крестовых походов, используя все свое красноречие. Во Францию, Германию, Англию, Италию, Венгрию и в другие страны в августе - сентябре 1198 г. были направлены велеречивые послания, в которых он скликал всех "верных" выступить на защиту Святой земли. Для сборов предоставлялся срок в полгода – до марта 1199 г. К лету 1999 г. те, кто задумал отплыть за море, и те, кто положил отправиться сухим путем, должны были сойтись в гаванях Южной Италии и Сицилии.

Тотчас были приняты конкретные меры по подготовке к Крестовому походу - религиозно-практические, финансовые и дипломатические.

Крестоносное движение осуществлялось в двух направлениях: в Переднюю Азию и в Прибалтику.

Четвертый крестовый поход – предприятие по составу своих участников и руководителей преимущественно французское, хотя в нем также принимали участие итальянские и германские феодалы. В подготовке и проведении Четвертого крестового похода велика роль Жоффруа де Виллардуэна – маршала Шампани. Он вел переговоры с Венецией, добиваясь предоставления флота крестоносцам, он предложил кандидатуру Бонифация Монферратского на должность командующего войсками, немалые усилия предпринял он, чтобы скоординировать действия отдельных рыцарских отрядов.

Иннокентий III объявил о самом широком отпущении грехов всем участникам Крестового похода. Крестоносцев освободили от всех налогов, "их личность и достояние, по принятии креста, находятся под покровительством блаженного Петра и нашим собственным".

Папу весьма серьезно беспокоила и финансовая сторона предприятия. В течение трех лет на цели похода церковные служители должны были выделять 1/20 часть доходов, а папа римский и кардиналы – 1/10 часть.

Феодальных магнатов, как и прежде, толкали к заморским авантюрам совсем не благочестивые, а вполне земные заботы и помыслы: они хлопотали о собственном благополучии, о сохранении своих владений и, конечно, об их приумножении путем захватов на Востоке. Захватнические побуждения руководили в основном и массой рыцарей.

К лету 1200 г. во Франции собралось внушительное по тем временам войско, готовое отправиться за море. Поход было решено начать из Венеции, поскольку там имелся хороший флот. Баронская верхушка признала верховным военачальником феодальных ополчений 22-летнего графа Тибо III Шампанского.

Затем в Компьене были отобраны шесть знатных рыцарей, которых направили послами в Венецию. Им предстояло договориться с венецианским правительством о переправе крестоносцев.

В начале XIII века дожем (правителем) Венецианской городской республики был Энрико Дандоло (1192 – 1205) – 80-летний старик, энергичный и хитрый правитель.

В начале апреля 1201 г. в результате нескольких встреч с Энрико Дандоло был подписан договор, по которому Венеция на определенных условиях согласилась предоставить крестоносцам корабли. Подписание этого договора – ответственный эпизод в истории Крестового похода. М.А. Заборов полагал, что именно тогда в Венеции и была изготовлена главнейшая пружина этого предприятия, которая позже, распрямившись, отбросила крестоносцев далеко в сторону от Святой земли.

Согласно договору Венеция обязалась предоставить суда для переправы 4,5 тыс. рыцарей и стольких же коней, 9 тыс. оруженосцев, 20 тыс. пехотинцев, обеспечить их кормом в течение 9 месяцев. Сверх того "из любви к Богу" Венеция принимала обязательство сама (т.е. за собственный счет) снарядить еще 50 вооруженных галер. Крестоносцы же, со своей стороны, брались уплатить Венеции за услуги 85 тыс. марок серебром. Уплату следовало произвести в рассрочку, четырьмя взносами, последний платеж - не позднее апреля 1202 г. Венеция выговорила для себя также половинную долю всего, что будет завоевано крестоносцами с помощью ее флота и военных сил - на суше или на море. С чисто коммерческой точки зрения условия эти были весьма выгодными для Венеции: ее купцы никогда не действовали наобум, все было рассчитано и подсчитано заранее.

Дандоло распорядился перевезти крестоносцев на один из венецианских островов, а затем, отведя свои корабли, предложил уплатить деньги по договору. Крестоносцы смогли внести только 51 тысячу марок. Тогда венецианцы предложили возместить недостающую сумму военными услугами: захватить город Задар (Зара). Задар – торговый конкурент венецианцев, находившийся под властью христианского венгерского короля. Крестоносцы согласились на это предложение. Задар был захвачен.

Почему и каким образом крестоносцы попали в безвыходную зависимость от Венеции? Жоффруа де Виллардуэн причину этого видел в стечении неблагоприятных случайностей, а именно:

    смерть сеньоров, со смертью которых многие отказались от крестового обета (кончина графа Тибо III Шампанского);

    отступничество рыцарей, отплывших из Марселя в Сирию. Это была серьезная потеря для войска – и в людях, и в материальных ресурсах, поскольку на кораблях находилось множество рыцарей, припасы и ценности;

    внутри войска крестоносцев имелись люди, стремившиеся его расколоть (они отказались произвести дополнительную выплату венецианцам, когда обнаружилось, что собранные суммы не покрывают задолженности; они мешали тем, кто готов был в счет долга отдать все, лишь бы поход состоялся).

Многие крестоносцы восстали против завоевания Зары – христианского города. Их поддерживал и папа римский, который напоминал крестоносцам значение и цели крестового похода. Папа упрекал венецианцев в том, что они вовлекли крестоносцев в несправедливую войну; в своих письмах он убеждал рыцарей раскаяться в своих действиях и исправить ущерб, нанесенный жителям Зары. Но венецианцы не отступили, а французские бароны отправили в Рим депутатов, чтобы испросить прощение папы. Иннокентий III дал им отпущение грехов и благословил, а также просил их направиться в Сирию.

Следующая цель для венецианцев – Константинополь. Незадолго до вышеуказанных событий в Византии в результате дворцового переворота был низвергнут император Исаак II Ангел. Его сын Алексей сумел добраться до крестоносцев на остров Корфу и с помощью Дандоло смог убедить их двинуться в Константинополь за огромное вознаграждение (200 тысяч марок серебром). Также Алексей обещал помочь крестоносцам в войне с Эйюбитами, до конца своей жизни содержать на жалованье в Святой Земле 500 воинов, а также содействовать подчинению греческой церкви католической вере. Это было чрезвычайно заманчиво для крестоносцев. Это обещало выгоды и крестоносцам, и папе римскому.

В начале 1203 года предводители крестоносцев вошли в сговор с византийским царевичем Алексеем об оказании помощи его отцу и ему в восстановлении на константинопольском престоле.

Перед походом на Константинополь лагерь крестоносцев раздирали горячие споры: следует ли идти на это дело? Большинство были настроены отрицательно в отношении плана главарей. Значительная часть крестоносцев решила отделиться от основных сил чтобы избежать войны с Византией, на что рыцарей подталкивали их главные предводители вкупе с венецианским дожем Энрико Дандоло. Бароны – главари вынуждены были униженно, со слезами умолять ратников, готовых уйти прочь, остаться с ними.

Когда папа узнал о намерении крестоносцев направиться в Константинополь, он стал обвинять их, лишил своего благословения и угрожал им Божиим гневом. Но крестоносцы считали, что своими победами они оправдаются в глазах папы. Предостережения папы от дальнейших нападений на христианские государства (в особенности на Византийскую империю) остались безуспешными.

«Пилигримы» отправились к византийской столице с самыми благими намерениями, как описывал Жоффруа де Виллардуэн: «восстановить справедливость» и после этого, пополнив запасы продовольствия и опираясь на финансовую поддержку восстановленных в правах императоров, идти дальше, на Восток.

Но все получилось по-иному: восстановленные на константинопольском престоле государи не выполнили своих денежных обязательств, как было уговорено, хотя Исаак II , заняв престол, подтвердил эти финансовые обязательства, зафиксированные и в договоре с крестоносцами, подписанном его сыном царевичем Алексеем.

С этой «несправедливостью» тоже нельзя было мириться и пришлось, предварительно бросив по-рыцарски вызов Алексею IV , брать Константинополь силой.

Такой поворот оказался неизбежным, поскольку в Константинополе произошла смена правительства: перспективы урегулирования конфликта с Византией ликвидировались. Алексей IV был смещен и убит Алексеем V Дукой.

В глазах крестоносцев поступок Алексея V был тягчайшим преступлением. Было решено начать войну против Константинополя.

Византийская столица подверглась осаде и 12 апреля 1204 года была взята. Крестоносцы подвергли Константинополь невероятному разграблению.

Византийский летописец Никита Акоминат оставил описание разгрома храма святой Софии, в котором говорится, что красивейшие налои были разрублены на куски и разделены между воинами. Для вывоза серебра, золота и сосудов в храм согнали мулов и лошадей. Животные пугались блестящего пола и не хотели входить, но крестоносцы били их и оскверняли их кровью священный пол храма.

Новгородский летописец повествует о том, что на восходе солнца крестоносцы вошли в церковь святой Софии, ободрали двери, рассекли серебряный амвон; иконостасы и кресты разрубили; ободрали драгоценные камни и жемчуг. Было разграблено множество церквей, многие монахи и монахини были ограблены, некоторые из них избиты.

Жоффруа де Виллардуэн так описал захват и разгром Константинополя: в городе полыхали пожары; крестоносцы разошлись по городу и собирали добычу: золото, серебро, сосуды, драгоценные камни, бархат, шелковые ткани, меха – добыча была велика. Ж. де Виллардуэн свидетельствует о том, что в течение многих веков не находили столько добычи в одном городе.

Патриарх бежал из Константинополя. Все богатые люди превратились в нищих.

Папа Иннокентий III , узнав об этих событиях, направил письмо маркизу Монферратскому, в котором обвинял его в том, что рыцари устремились на завоевание Константинополя, предпочитая земные блага небесным. Как отмечал папа римский, вина крестоносцев отягчается тем, что никому не было пощады: ни служителям церкви, ни женщинам, ни старикам и детям. Также папа выдвинул в адрес маркиза обвинения в разграблении храмов (особенно собора святой Софии). В послании папа сетует, что после этого вряд ли греческая церковь сделает разворот в сторону католичества, видя со стороны латинян лишь изуверства и «дела дьявольские».

Никита Хониат писал, что жители Константинополя вышли навстречу крестоносцам с крестами и святыми изображениями Христа, но это не смягчило и не укротило захватчиков. Топтались иконы, мощи святых были выброшены. На улицах плач, вопли и стенания. Западные войска «беззаконничали», никому не оказывали снисхождения. Захватчики каждый день пьянствовали и объедались, время проводили в бесчестных забавах и непотребствах. Автор назвал крестоносцев варварским народом, который невозможно умилостивить.

Маркиз Монферратский и другие предводители крестоносцев подписали договор о разделе византийского наследства, которое они уже видели в своих руках. В этом документе были подробно разработаны условия дележа будущей добычи – движимого имущества, земель и власти в том новом государстве, которое западные сеньоры задумали основать на месте Византии. Венецианцы позаботились прежде всего о том, чтобы приумножить свои старые торговые привилегии и обеспечить себе львиную долю – три четверти всей добычи, остальные крестоносцы должны были по договору удовольствоваться одной четвертой.

В 1204 году западные варвары, действовавшие под прикрытием креста, уничтожали не только памятники искусства, но и богатейшие константинопольские книгохранилища: безграмотные и невежественные рыцари, не задумываясь, швыряли в костры сотни книг.

Дикие бесчинства крестоносцев резко контрастировали со сравнительно сдержанным поведением мусульманских завоевателей в отношении христианских святынь на Востоке. Даже сарацины, по словам Никиты Хониата, бывали более милосердны. Погромы рыцарей Креста в византийской столице побили все рекорды вандализма. Католические завоеватели опустошили город, как никто. Массовое уничтожение веками накопленных культурных ценностей, совершенное в Константинополе рыцарями и церковниками, нанесло серьезный ущерб европейской цивилизации. Византийская столица никогда уже не смогла оправиться от последствий нашествия латинских крестоносцев.

Захвату Византии рыцарями Креста посвящено множество книг, статей, публикаций. В этих работах выдвинуты самые разнообразные версии относительно тех факторов, под воздействием которых Крестовый поход изменил свое направление. Религиозная оболочка оказалась в этом предприятии полностью разорванной. Крестоносцы, двинувшиеся против мусульманского Египта, в итоге захватили христианское государство – Византийскую империю, разорили дотла ее столицу и довольствовались этим, забыв об освобождении Святой земли.

Каким образом получилось, что Крестовый поход против Египта превратился в грабительский поход против Византии? Предположения выдвигались и выдвигаются различные: случайное, непредвиденное стечение роковых обстоятельств; преднамеренные действия участников похода (венецианские купцы; руководители похода; вмешательство политических сил, действовавших и из-за кулис, и изнутри, которые толкнули крестоносцев на константинопольскую авантюру).

Таким образом, вопрос о причинах, по которым Четвертый Крестовый поход принял новое направление и закончился разгромом Константинополя, является запутанным.

После разграбления Константинополя крестоносцы решили обосноваться на завоеванной территории, отказавшись от похода на Иерусалим. Около половины византийских владений на Балканском полуострове было захвачено. Здесь крестоносцы основали Латинскую империю.

Прикрываясь лозунгом «освобождения гроба господня», крестоносцы преследовали грабительские интересы, уничтожая и мусульманские, и христианские города и церкви. Во главе церкви в Византии был поставлен Константинопольский патриарх – представитель католической церкви, который стремился навязать местному населению католическую веру.

Наибольшую выгоду от завоевания Византии получила Венеция:

Она захватила значительную часть византийских владений: важнейшие береговые пункты в Южной и Восточной Греции, предместья Константинополя, остров Крит и другие острова;

Имея выход в Черное море, венецианцы постарались вытеснить с территории Балканского полуострова своих торговых соперников – генуэзских купцов;

В самом Константинополе венецианцы заняли особый квартал.

Латинская империя просуществовала недолго – она пала в 1261 году. Вновь была восстановлена Византийская империя, которая больше никогда не смогла вернуть прежнего могущества.

Список литературы

    Васильев А.А. История Византийской империи. В 2 т. Т. 2. От крестовых походов до падения Константинополя// http:// www .azbyka.ru

    Виймар П. Крестовые походы: Миф и реальность священной войны. СПб.: Евразия, 2008. – 383 с.

    Виллардуэн Ж. де. Завоевание Константинополя. М.: Наука, 1993. – 300 с.

    Всемирная история: В 24 т. Т. 8. Крестоносцы и монголы/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Литература, 1998. – 528 с.

    Куглер Б. «История Крестовых походов». Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 243 с.

    Джонатан Р.-С. История Крестовых походов// http://modernlib.ru.

    Заборов М.В. История Крестовых походов в документах и материалах//http://coollib.com.

    Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1980. – 320 с.

    Заборов М.А. «Завоевание Константинополя» Ж. де Виллардуэна и историческая мысль Средневековья/Статья в книге Виллардуэна Ж. де. Завоевание Константинополя. М.: Наука, 1993. С.

    Мишо Г. История Крестовых походов. Репринтное издание. Издательство «Новый Акрополь» при содействии фирмы «Бронт – ЛТД». Киев, 1995. – 232 с.

    Никита Хониат. История// http://www.hist.msu.ru.

    Осокин Н.А. История средних веков. М.: АСТ, Минск: Харвест, 2008. – 672 с.

    Письмо папы Иннокентия III маркизу Монферратскому//История Средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В 2 ч. Ч. 1. (V XV века)/Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – М.: Просвещение, 1988. – С. 233 – 234.

    Послание папы Иннокентия III о Крестовом походе (1198 г.)//История Средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В 2 ч. Ч. 1. (V XV века)/Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – М.: Просвещение, 1988. – С. 229 – 230.

    Савчук В.С. Крестовые походы: религиозные идеалы и воинственный дух//Вступительная статья к книге Б. Куглера «История Крестовых походов». Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – С. 3 – 23.

    Успенский Ф.И. История Крестовых походов//http://dugward.ru

Константинополь XI-XII веков – жемчужина средиземноморья, центр культуры, музыки и архитектуры. Богатства и роскошь этого города поражала любого путешественника. Такого великолепия дворцов, фонтанов, скульптур и храмов не было на то время ни в одном из европейских и азиатских городов. Населением этот город превосходил любой другой в разы. Сюда стекались поэты, музыканты, писатели, летописцы, скульпторы и художники со всего света. Кроме того, здесь была развита и наука. Существовало множество школ, семинарий и даже университет. Процветала торговля, земледелие, а разнообразие и мастерство здешних ремесленников было известно далеко за пределами Византийской империи. По этим причинам, Константинополь был не только предметом восхищения других народов, но и предметом их зависти. Его богатства не раз становились объектом желания и набегов. Но, все же, он стоял, как древнегреческий колосс, скрывая свои великие богатства и знания за огромными крепостными стенами, защищающими его от враждебного и завистливого внешнего мира.
Но рассвет Византийской империи сменился ее упадком. Причиной этому послужили крестовые походы европейских властителей на Иерусалим. Первым тревожным звонком для византийцев стал уже Первый Крестовый поход. В июле 1096 года в окрестностях Константинополя появились первые крестоносцы. В основном, это были крестьяне. Плохо вооруженные, голодные и уставшие, они шли не только ради религиозной идеи – вернуть святыни христианам, но и бежали от нелегкой жизни в поисках рая небесного. Возглавлял их монах Петр Пустынник. Византийскому императору Алексею Комнину, несмотря на начавшиеся беспорядки и грабежи, все же удалось быстро переправить многотысячное ополчение крестоносцев через Босфор, избежав тем самым более серьезных последствий.
Потерпев поражение под Никеей, крестоносцы вернулись. Часть из их осталась под Константинополем дожидаться подкрепления. И в декабре того же года оно прибыло. Это было уже не крестьянское ополчение, а настоящие солдаты, ведомые немецкими рыцарями. Их возглавлял Готфрид Бульонский. Напряжение между войском крестоносцев и византийцами возрастало и достигло своего апогея в апреле 1097 года, вылившись в открытое столкновение. Сражение велось в окрестностях и на крепостных стенах столицы Византийской империи. На этот раз, благодаря личной гвардии императора и щедрым дарам, византийцам удалось одолеть противников. Оставшаяся часть войска крестоносцев отправилась на святую землю.
И вновь на византийскую землю пришли западные рыцари и вооруженные паломники. Опять начались грабежи, поджоги и другие бесчинства, творимые «святым воинством». Возглавляемые Раймундом Тулузским, после долгих переговоров и множества щедрых даров, крестоносцы приняли присягу императору и стали его вассалами. А весной 1097 года они продолжили свой путь на святую землю. В июне 1099 года Иерусалим был взят крестоносцами. Взяв город они учинили настоящую резню. Это должно было стать предупреждением для византийцев, что в своем стремлении к власти и богатствам крестоносцы ни перед чем не остановятся. Но правители Византии не отнеслись к этому с должным вниманием.
На полвека в Византийской империи воцарилось спокойствие и благополучие. Но то было лишь затишье перед новой бурей. Папой Римским был объявлен Второй Крестовый поход. И 10 сентября 1147 года под стенами Константинополя вновь появилось воинство крестоносцев, состоявшее в основном из немцев и французов. Императору Иоанну Комнину удалось с помощью силы, дипломатии и денег склонить их к тому, чтобы покинуть византийские земли и отправиться далее в поход. Но грабежей, насилия и пожаров и в этот раз не удалось избежать. А отношения с вновь возникшими государствами крестоносцев стали еще более враждебными.
Смерть императора Мануила Комнина привела в 1180 году к борьбе за престол. А в 1181 году это вылилось в ожесточенные уличные беспорядки и кровопролитие. К борьбе за престол прибавилось недовольство народа большими поборами, коррупцией, засильем иностранных наемников, ремесленников и купцов. Вследствие крестовых походов западных иноземцев стало много. И они стали притеснять местных жителей. Из-за этого многие ремесленники, купцы стали терять доход. Только итальянцев насчитывалось более 60 тысяч. Так же было велико влияние генуэзцев и венецианцев, как в торговле, так и в военном плане. При этом, иноземцы вели себя вызывающе и с презрением относились к византийцам. Народ устал от них, ему требовался человек, который вернет византийцам контроль над торговлей и ремеслом. Таким человеком в глазах византийцев стал Андроник Комнин, являвшийся двоюродным братом умершего императора. Весной 1182 года произошел народный бунт. Византийцы громили дома чиновников и иноземцев. Самих же латинян они убивали, не жалея ни стариков, ни женщин, ни детей. Горели богатые иноземные кварталы, корабли, церкви, больницы, школы. Мало кому удалось спастись. Но те, кто успел покинуть город до начала погрома, в отместку жгли и разоряли византийские селения по обе стороны Босфора и призывали запад отомстить за своих собратьев.
Погром латинских иноземцев позволил на волне народного ликования взойти на престол Андронику в 1183 году. С этого года началось жестокое подавление несогласных. Все эти события еще больше ухудшили отношения между Европой и Византией.
Иерусалим был взят Саладином и в 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его возглавил Фридрих I Барбаросса. Особых успехов крестоносцы не достигли, ограничившись лишь локальными столкновениями с византийцами на Балканах.
Римский папа Иннокентия III, провозгласивший Четвертый Крестовый поход, желал чтобы Византия отказалась от своей самостоятельности в вере и приняла римскую католическую веру. Но император отказался. Это еще больше настроило Запад против Византии. Ведомые ненавистью и жаждой невиданной наживы крестоносцы двинулись в сторону Константинополя. По пути они захватили и разграбили венгерский город Задару. Удачным моментом для нападения на византийскую столицу стал очередной дворцовый переворот. Император Исаак II из династии Ангелов был свергнут братом Алексеем III. Сын Исаака II, Алексей, желая вернуть престол, заключил с крестоносцами договор, суля им несметные богатства.
В июне 1203 года флот крестоносцев почти беспрепятственно вошел в Золотой Рог, встав лагерем у Влахернского дворца. Флот самих же византийцев на тот момент был малочислен (так как византийские императоры полагались на наемный флот венецианцев) и не смог помешать этому. После захвата 17 июля крестоносцами нескольких башен и части крепостной стены император бежал, а его войско капитулировало. Народ освободил Исаака II, но крестоносцы, не желая терять обещанные богатства, провозгласили Алексея императором. Это привело к одновременному правлению двух императоров. Для того, чтобы расплатиться с крестоносцами император Алексей увеличил поборы с населения.
В результате недовольства императором в народе, в начале 1204 начался бунт, который привел к власти Алексея Мурчуфла. Крестоносцы не стали в открытую противостоять этому. Но все более уверенно чувствовали себя хозяевами положения, совершая грабительские вылазки в город. Вскоре они заключили договор о разделе Византии с венецианцами.В апреле того же года крестоносцы, возглавляемые Бонифацием Монферратским, начали штурм города со стороны Золотого Рога. Несмотря на отчаянное сопротивление, им удалось ворваться в город. Одна часть войска штурмом взяла стены, а другая, сделав пролом в стене, ринулась вовнутрь. Алексей Мурчуфл бежал из города. Защитники города проиграли. Начались пожары, уничтожившие две трети города. Крестоносцы насиловали, убивали, грабили всех подряд. Город захлебывался кровью. Были разрушены многие памятники архитектуры, сожжены древние манускрипты, разграблены храмы и дворцы, осквернены святыни.
Взятие крестоносцами Константинополя стало настоящим крахом великой византийской культуры, которая даже спустя десятилетия не смогла восстановить былое величие. Получившие власть над Константинополем на десятилетия, крестоносны стали вывозить из него все ценное в Европу. После падения столицы, центром византийской культуры стал город Никея. А византийская империя распалась на множество мелких государств. Крестоносцы основали Латинскую империю, столицей которой стал Константинополь. Венеция получила несколько городов на побережье мраморного моря и город Галата. Остальную часть составили Морейское латинское княжество, Никейская империя (ставшая в последствии центром сопротивления захватчикам), Трапезундская империя и Эпирский деспотат.
Спустя более полувека, после нескольких неудачных сражений, никейский император Михаил VIII Палеолог, заручившись поддержкой Генуи и Сельджукского Султаната, выступил на Константинополь. Летом 1261 года основные силы латинского императора Балдуина II находились в походе. Это стало удачным моментом для осады города. Проникнув в город, небольшой отряд сумел открыть ворота и впустить в город основные силы, которые возглавил Алексей Стратигопулос. Император Балдуин II бежал, а Михаил VIII был провозглашен императором Византийской империи, просуществовавшей еще почти два века.

Четвертый Крестовый поход остается одной из самых позорных страниц в истории христианской цивилизации. Военная кампания, затеянная с целью отвоевать Святую Землю , завершилась вероломной междоусобицей. К тому времени Саладин , который изгнал крестоносцев из Иерусалима в 1187 году и не дал отвоевать его обратно во время Третьего Крестового похода (1189-1192), умер. Четвертый крестовый поход планировался на 1199 год — он должен был начаться с удара по Египту (которым владели наследники Саладина), и тогда, в случае успеха, Иерусалим сам бы упал в руки победителей. Но вместо этого крестоносцы пошли на Византийскую империю и 13 апреля 1204 года взяли Константинополь и разграбили его.

Выбор цели

Начало похода много раз переносилось из-за нехватки денег. Для того, чтобы добраться до Египта, крестоносцам были нужны корабли. Самый мощный флот в Средиземноморье был у Венеции . Поэтому вожди крестоносцев обратились к Республике Святого Марка, и венецианцы пообещали помочь с доставкой армии в Египет. За это им полагалось 85 тысяч марок, последний срок уплаты истекал в июне 1202 года. Но собрать эту сумму никак не получалось.

Отряды крестоносцев стали прибывать в Венецию только в мае 1202 года. Их размещали на острове Лидо, подальше от города. Поначалу венецианцы исправно снабжали крестоносцев всем необходимым. Но когда месяц спустя выяснилось, что из оговоренной суммы выплачена лишь половина, Энрико Дандоло (Enrico Dandolo , 1107-1205), дож Венецианской республики, запретил подвозить продовольствие на Лидо, пока не будет возвращен весь долг, и отказал в предоставлении судов для перевозки в Египет. Среди ратников Христовых началось разложение: кто-то просто сбежал, кто-то занялся грабежами и разбоем. Судьба похода повисла на волоске.

Так продолжалось до середины августа 1202 года, когда Бонифаций Монферратский (Boniface de Montferrat , ок. 1150 - 1207), возглавлявший войско крестоносцев, и дож Дандоло нашли компромисс. Дандоло прощал долг при условии, что крестоносцы помогут ему взять город Задар (сегодня — в Хорватии). Этот выгодно расположенный населенный пункт на Адриатическом побережье Балканского полуострова давно был предметом вожделений Венеции. Но совсем незадолго до описываемых событий, в 1186 году, Задар перешел под покровительство Венгрии.

Далеко не всех крестоносцев порадовало достигнутое соглашение. Некоторые из них, как утверждает современник, «считали совершенно недостойным и недопустимым для христиан, чтобы воины креста Христова обрушивались на христиан же убийством, грабежами и пожарами, что обычно бывает при завоевании городов». Тем более, что король Венгрии Имре (I. Imre ; Emeric I , король с 1196 по 1204 годы, умер в 1205 году), сам принял крестоносный обет. Часть пилигримов даже вернулась на родину, но большинство согласилось.

24 ноября 1202 года после упорного сопротивления Задар был взят. За этим последовали обычные ужасы штурма. Папа Иннокентий III (Innocent III , 1160-1216) резко реагировал на бесчинства. «Увещеваем вас, — писал он крестоносцам, — и просим не разорять более Задар. В противном случае вы подлежите отлучению от Церкви без права отпущения». Город, однако, остался в венецианском владении, а дальнейший путь был назначен на весну 1203 года.

Новое изменение направления

В это время и в Византии происходили кровавые события. В Греческой империи (как ее называли на западе) священным считался сан государя (по-гречески — василевса), но никак не сам человек, этот сан носивший. Законным (и священным) полагался любой император, если он был помазан на царство патриархом и венчан в соборе Святой Софии. Строгие правила престолонаследия отсутствовали. Из 109 человек, занимавших трон с 395 по 1453 годы, лишь 34 умерли своей смертью, находясь в императорском сане. Остальные либо погибли, либо вынуждены были отречься и постричься в монахи. Часто отречение сопровождалось ослеплением.

Однако у дожа Республики Святого Марка кроме политических и экономических резонов были свои счеты с Византийской империей. Энрико Дандоло в 1171 году был посланником Венеции в Константинополе. А в Византии существовал обычай ослеплять подданных иных государств, даже и дипломатических представителей, если это государство вступало в конфликт с Греческой империей. В марте 1171 года василевс Мануил I Комнин (ок. 1122-1180) повелел внезапно арестовать всех граждан Венеции, пребывавших на территории империи, и конфисковать их имущество. Тогда-то Энрико Дандоло и лишился зрения.

Личный мотив был и у вождя крестоносцев Бонифация Монферратского. Во-первых, Бонифаций был давним союзником дома Гогенштауфенов, к которому принадлежал Филипп Швабский. Во-вторых, брат Бонифация Рене (1162-1183) женился в 1180 году на Марии, дочери Мануила Комнина, которая в качестве приданого принесла мужу город Фессалоники. В ходе политической борьбы в 1183 году молодожены были убиты, и Бонифаций претендовал на Фессалоники по праву наследования.

Смена власти в Византии

Итак, 23 июня 1203 года флот крестоносцев оказался на константинопольском рейде. Воинов Христовых, по разным оценкам, было от 10-12 до 30 тысяч. У императора Алексея III было около 70 тысяч войска. Однако боевой дух византийских воинов был невысок, да и организация оставляла желать много лучшего. В государстве царили коррупция и казнокрадство. Как пишет византийский историк и современник событий Никита Хониат (Niketas Choniates, около 1150-1213), командующий византийским флотом Михаил Стрифна, родственник василевса, «имел обыкновение превращать в золото не только рули и якоря, но даже паруса и весла и лишил греческий флот больших кораблей».

5 июля 1203 года галеры венецианцев прорвались в бухту Золотой Рог. Крестоносцы предъявили василевсу требование немедленно отречься от престола. Тот отказался, но не предпринимал никаких мер. Брошенные в бой резервы византийцев обратились в бегство, так и не вступив в бой. Узнав об этом, Алексей III бежал из Константинополя, бросив жену и трех дочерей, но, не забыв прихватить с собой государственные ценности.

Падение Константинополя

18 июля 1203 года слепой Исаак II Ангел был восстановлен на троне. По требованию крестоносцев 1 августа Алексей венчан на царство под именем Алексея IV . Настало время платить по счетам. Но денег в казне не было. Попытки увеличения налогов только вызывали ненависть у населения. Исаак, который полностью устранился от дел управления и проводил время со звездочетами, даже заявил крестоносцам: «Конечно, вы оказали такую услугу, что за нее можно бы отдать и всю империю, но я не знаю, из чего вам уплатить». Не получив обещанного, латиняне сами стали удовлетворять свои аппетиты., тем более, что возможности для этого были.

Как писал участник событий, пикардийский рыцарь Робер де Клари (Robert de Clari, умер после 1216 года), в Константинополе «было такое изобилие богатств, так много золотой и серебряной посуды, так много драгоценных камней, что поистине казалось чудом, как свезено сюда такое великолепное богатство». И воины Христовы, при молчаливом попустительстве бессильной власти, начали грабить церкви.

Растущее раздражение среди населения столицы было направлено не только против крестоносцев, но и против государей, особенно Алексея. В последних числах января 1204 года монахи и простонародье стали собираться на площадях и требовать низложения отца и сына Ангелов и избрания нового василевса. Воина по имени Николай Канав даже короновали в соборе Святой Софии, но без участия патриарха, то есть, строго говоря, не по правилам. В городе воцарился хаос. Тогда высокопоставленный сановник и зять Алексея III Алексей Дука по прозвищу Мурзуфл (Насупленный) 29 января арестовал Исаака II и Алексея IV и провозгласил себя императором Алексеем V. Алексея IV и Канава задушили в тюрьме, слепой Исаак II умер, узнав о казни сына.

Новый император демонстративно отказался выполнять прежние договоренности и потребовал от крестоносцев очистить греческую землю в недельный срок. До этого им возбранялось лишь покидать лагерь под стенами Нового Рима (они постоянно жили именно там, а не в городе). Ратники Божьи стали открыто готовиться к штурму. В марте крестоносцы и дож Энрико Дандоло заключили соглашение о захвате всей Византийской империи и о разделе добычи и земель.

8 апреля 1204 года Константинополь был блокирован с моря. 9 апреля французы пошли на приступ, ворвались в город, но не удержали позиций и вынуждены были отступить. Во время штурма в городе возник пожар, уничтоживший чуть ли не две трети его. 12 апреля попытка штурма увенчалась успехом. Войско Мурзуфла отступило, а сам он той же ночью бежал. Спешно провозглашенный императором Константин Ласкарь (умер в 1211 или 1212, император в 1204-1205 годах) не получил действенной поддержки от населения. 13 апреля основные силы крестоносцев вступили в Константинополь, не встретив никакого сопротивления. Царьград пал.

Причины падения Византии

С очень давних времен главным виновником захвата Греческой империи французами считают венецианцев, недовольных конкуренцией со стороны Византии в торговле в восточном Средиземноморье. Вдобавок Константинополь время от времени оказывал покровительство Генуе и Пизе, конкурентам Венеции. К тому же после смерти Мануила I его преемники обещали выплатить компенсацию Республике св. Марка, но так и не сделали этого. К началу похода долг Византии превышал 60 кг золота, чего венецианцы простить, естественно, не могли.

Хронист Эрнуль (ум. 1229 г.), современник, хотя и не участник похода (он жил в латинской Сирии и на Кипре) даже заявлял (большинство современных исследователей отвергает это), что венецианская синьория получила солидную взятку от египетского султана, желавшего отвести опасность от своей страны.

Новости партнёров

Вопрос про разграбление Константинополя воинами Христа все еще остается достаточно дискуссионным. Существуют разные точки зрения, исторический ревизионизм проявляет себя во всей красе. Я изложу субъективную точку зрению стараясь опираться больше на факты, а не на интерпретацию тех или иных событий:

В первую очередь надо понимать, кто был инициатором Четвертого Крестового похода. Им выступил папа Иннокентий III, который скорее больше тянул не на примера отца веры, а на талантливого предшественника Маккиавели. Он был чрезвычайно одаренным человеком, хитрым и коварным, стал чуть ли не самым молодым Папой в истории. Главная его целью было "установление полной супрематии (верховенства) римской курии над всем феодальным миром Запада и Востока". Он хотел объединить весь мир под властью католической веры(т.е. подчинить его себе), поэтому приложил громадные усилия в организации ЧКП(Четвертый Крестовый Поход). Лично принимал участие в сборах денег, рассылал ко всем христианским феодалам просьбы с пожертвованиями и войсками, даже свою собственную церковь обложил налогом военным(что было нонсенсом). По началу его жестко игнорили зажравшиеся короли, которые не хотели тащиться черт знает в какой Египет и помирать там непонятно за что. Тот же образцовый рыцарь из сказок,Ричард Львиное сердце, по словом придворного летописца на призыв Папы ответил:"Ты советуешь мне отречься от моих трех дочерей - гордыни, жадности и распутства. Ну что ж, я отдаю их более достойным: мою гордыню - тамплиерам, мою жадность - цистерцианцам и мое распутство - попам". В итоге удалось уговорить французов, но из 30 тысяч обещанных солдат приплыло только 12.Вообще, все эти "воина Христа" были, по словам очевидцев, не самыми благородными людьми.Кто-то шел отмывать грехи, кто-то зарабатывать, кого-то отец послал отстаивать честь семьи.

Еще согласились помочь венецианцы, но у них был вообще чисто коммерческий интерес:

1)За перевозку крестоносцев они потребовали просто огромное количество денег.Отличный повод пополнить казну.

2)Когда крестоносцам нечего было платить, Венеция предложила совместно разграбить конкурирующий торговый христианский(!) город Задар. Те согласились, город взяли, всех поубивали, добычу поделили. Папа в ответ всех отлучил от церкви, но потом принял обратно, потому что иначе вообще без армии бы остался.

Теперь единственным крупным игроком в мировой торговле Средиземного Моря кроме Венеции оставался Константинополь, который тогда раздирался от междоусобиц. Император Исаак II довел население до ручки, его ослепили и бросили в тюрьму. Сынок(Алексей) успел сбежать и попросил у крестоносцев(ну а уже по сути простых головорезов) помощи, а вдобавок наобещал Иннокентию, что Византия(т.е. православные) признают верховенство папского престола(католиков). В итоге отмашка Папы была дана,крестоносцы приплыли к столице Византии(опять на венецианских кораблях), вернули царевичу престол, но за свои услуги потребовали огромную плату. Император искал-искал деньги, обложил налогами все живое и все никак не мог накопить нужную сумму. А тем временем эти бандиты сидели около богатейшего на тот момент города мира и присматривались. Армия у греков была слабая, без единого лидера, правитель тоже не очень храбрый. Легкая добыча как ни крути. А тут как раз население снова взбунтовалось, обоих (Алексея и Исаака) казнили, что было формальным поводом для участников ЧКП к окончательному штурму. Победа была быстрой, потому что население было разделено, но вот тут и начинается самое интересное: одни источники утверждают, что крестоносцы вели себя как самые большие аскеты на свете, никого не убивали, никого не трогали, ну чуток пограбили и все. А то,что сгорело 2/3 города это все случайно и вообще они первые начали!То, что уничтожили в пожарах лучшие памятники и книги античности, это тоже случайно! Вообще, крестоносцы тогда награбили куда больше, чем те же турки в 1453 году.

Вот собственно и все, ЧКП превратился в коммерческое предприятие Венеции, которая устранила главных торговых противников. Рыцарям не пришлось тащиться за три девять земель и подставлять свои головы под стрелы мусульман, все-таки золото они и так уже прибрали к своим рукам, mission completed и по домам! Про гроб Господня,Иерусалим никто даже и не вспоминал. Иннокентий пытался собрать еще и Пятый Поход, но не успел. Говорят, его душа все еще в Чистилище за свои грехи.

В разговорах со многими людьми на темы церковной истории, мне часто приходится касаться событий времен Крестовых походов. Иногда, говоря о них, я упоминаю «миф о захвате Константинополя в 1204 г.». Если мои собеседники – православные, то эти слова нередко вызывают возмущение: «Как же так? Вы отрицаете это историческое событие? Этот грех вашей Церкви?». Всякий раз приходится снова объяснять свое отношение к этому историческому событию и к тому, в каком виде отражается оно в массовом сознании. Необходимость раз за разом повторять эти объяснения и побудила меня к написанию этого очерка.

Разумеется, ни одному историку, находящемуся в здравом уме, не придет в голову пытаться отрицать тот факт, что в 1204 г. Константинополь был захвачен и разграблен совместно крестоносцами IV Крестового похода и венецианскими войсками, что дало начало истории т. н. Латинской Романии. Сам этот факт твердо установлен и хорошо документирован. Упоминая «миф о захвате Константинополя», я вовсе не имею в виду оспорить или подвергнуть сомнению это событие. Мифом является не оно само, а расхожие представления о нем, представляющие его во вполне определенном виде, в значительной мере ложном и одностороннем.

В очень простых словах изложить этот миф можно так: «В 1204 г., ослепленные жаждой наживы и папской пропагандой, крестоносцы, вместо того, чтобы идти на Восток и оказать помощь тамошним христианам, напали на православный Константинополь, утопив его в крови. В этом событии явлена ужасная сущность католичества и папства, и оно является ярким примером хищнической деятельности Католической Церкви в отношении православных» . Варианты мифа могут, конечно, как всегда бывает с мифами, отличаться друг от друга – но суть его сохраняется. Нередко он проглядывает даже из?за текстов, которым не откажешь в некоторой серьезности. Среди мифологических представлений, используемых в целях антикатолической пропаганды в православной среде, он занимает одно из первых, если не первое, место – особенно в России.

Романией, т. е. «Царством ромеев» или «греков», восточную часть Римской империи называли на Западе задолго до Крестовых походов. Позднее, в европейской медиевистике, термином Латинская Романия стали обозначать «совокупность владений западноевропейских феодалов, а также итальянских морских республик, Генуи и Венеции, на территории Византии» (Карпов С. П. Латинская Романия. СПб, 2000. С. 9). См. также Wolff R. L. Romania: the Latin Empire of Constantinople // Speculum. 1948 (Jan.). Vol. 23, No. 1. P. 1–34.

Показателен в плане мифологизации сознания учебник Истории средних веков для 6 класса Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского (по нему, с незначительными изменениями, учились поколения российских детей до недавнего времени, а многие продолжают учиться и сегодня). В разделе о IV Крестовом походе ничего не говорится о приглашении царевича Алексея и о промежуточных событиях похода, включая и разграбление Задара. После изложения истории о задолженности крестоносцев венецианцам, авторы сразу же, без какой?либо смычки переходят к событиям после второго штурма Константинополя: «Правитель Венеции уговорил рыцарей вмешаться во внутренние дела Византии, где в это время шла острая борьба за императорский престол. В 1204 году „освободители Гроба Господня“ штурмом овладели византийской столицей. Ворвавшись в христианский Константинополь, они стали грабить и разрушать дворцы и храмы, дома и склады» (Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков. М., 2005. С. 143). Вероятно, таким образом авторы учебника пытаются привить читателям критическое и последовательное историческое мышление и побудить их к лучшему пониманию всей сложности исторических событий.

Уже в этих словах заключается один из расхожих мифов. Современные исследования историков показали, что желание наживы практически не играло роли мотива в умонастроениях участников Крестовых походов. Дж. Райли?Смит пишет: «Крестоносцы понимали, что их предприятие может потребовать огромных затрат, и мы уже видели, насколько разорительными оказывались крестовые походы. Не сохранилось почти никаких сведений о том, что первые крестоносцы возвращались домой разбогатевшими, хотя они и привозили с собой разнообразные христианские реликвии <…> С другой стороны, вернувшиеся крестоносцы и их семьи должны были выкупать заложенные перед походом земли и имущество, отдавать долги <…>» (Райли?Смит Дж., и др. История крестовых походов. М., 1998. С. 92). В современной историографии, стоящей на надежной почве изучения источников и фактов, «наконец?то ищущие приключений и богатств младшие сыновья исчезли со сцены. Очень немногие современные историки продолжают верить в теорию о том, что в походы отправлялись в первую очередь младшие члены баронских семей, не имевшие владений и не находившие себе применения на родине» (Там же. С. 16). Крестовый поход был способом покаяния и искупления грехов. Война в крестовом походе рассматривалась, прежде всего, «как акт благочестия, форма религиозного служения, которое можно сравнить с вознесением молитвы» (Там же. С. 95).
Иоанн Павел II. «Прощаем и просим прощения» // Новая Европа. 2001. № 14. С. 24. Здесь мы не будем вдаваться в сложную богословскую проблематику различения между применением насилия и оправданным использованием силы.
Очень осторожно выражено и более раннее высказывание Папы Иоанна Павла II о событиях 1204 г. – в обращении к архиепископу Афинскому, во время визита в Грецию, от 4 мая 2001 г.: «Конечно, нас отягчают прошлые и нынешние противоречия, и продолжающееся непонимание. Но в духе взаимной любви мы можем и должны их преодолеть, ибо этого от нас требует Господь. <…> За прошлые и нынешние случаи, когда сыны и дочери Католической Церкви грешили действием или бездействием против своих православных братьев и сестер, да дарует нам Господь прощение, которого мы просим у Него. Некоторые воспоминания особенно болезненны, и некоторые события отдаленного прошлого оставили глубокие раны в умах и сердцах людей до сего дня. Я думаю об ужасном нападении на имперский град Константинополь, столь долго бывший оплотом христианства на Востоке. Трагично, что воители, направлявшиеся, чтобы обеспечить свободный доступ христиан в Святую Землю, обратились против своих братьев по вере. Тот факт, что они были латинскими христианами, наполняет сердца католиков глубокой скорбью. Как мы можем не увидеть здесь тайны беззакония, действующей в человеческом сердце? Богу одному принадлежит суд, и потому мы вверяем тяжкое бремя прошлого Его бесконечному милосердию, прося его исцелить раны, от которых до сих пор страдает дух греческого народа». (John Paul II. Address to Holy Synod // L’Osservatore Romano: Weekly Edition in English. 9 May 2001. P. 3).
В 2004 г. константинопольский Патриарх Варфоломей I выразил свое положительное отношение к высказыванию Папы: «В этом году мы с глубокой скорбью вспоминаем разграбление Константинополя в 1204 г. Восемьсот лет назад западные крестоносцы вступили в город и разграбили его. Эта трагедия отражает сложные политические и коммерческие факторы того времени. Однако она серьезно отягчила отношения между Церковью Рима и Церковью Константинополя. Некоторые историки выражали мнение, что IV Крестовый поход и временное учреждение Римом западной иерархии на Востоке могли стать действительным знаком начала раскола. Нет никаких сомнений, что трагедия IV Крестового похода углубила враждебность между христианским Западом и христианским Востоком, особенно среди мирян. Мы глубоко ценим то, что Его Святейшество Иоанн Павел II признал катастрофические последствия IV Крестового Похода 1204 г. Во время своего визита в Грецию в 2001 г., Его Святейшество Иоанн Павел II заявил, что крестоносцы „обратились против братьев по вере“. Его Святейшество просил Господа о прощении за грехи, которые „сыны и дочери Католической Церкви“ содеяли „действием или бездействием против своих православных братьев и сестер“. Мы глубоко тронуты этой мольбой о прощении со стороны Его Святейшества Иоанна Павла II. Это еще одно выражение его желания исцелить разделение между нашими Церквями. С благодарением Господу, мы признаем искренность Папы и почитаем его просьбу о прощении. Дополняя его молитву, мы также возглашаем: „Да простит наш благой и милосердный Бог всех, согрешивших против единства Церкви, и да ведет он всех верующих по пути к воссоединению!“» (Bartholomew I. His All Holiness Ecumenical Patriarch Bartholomew On the Quest for the Unity of the Orthodox and Roman Catholic Churches. Wednesday, 12 May 2004 // Ecumenical Patriarchate of Constantinople . 12 May 2004. URL http://www.patriarchate.org/making_peace/?id=16).
Несколько иной тон имели выступления высших иерархов Русской Православной Церкви на конференции «Православная Византия и латинский Запад», посвященной 950?летию разделения Церквей и 800?летию захвата Константинополя крестоносцами, которая состоялась 26–27 мая 2004 г. в Москве. Хотя в своем выступлении митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) и признает, что Папа Иннокентий III осудил эксцессы крестоносцев при взятии Константинополя, он видит все же причину событий в духовном состоянии западной Церкви: «Между событиями разделения Церквей и разорения Константинополя много общего, ибо и то, и другое являют собой пагубные последствия оскудения любви, ложного понимания духовного авторитета, стремления утвердить свой частный взгляд на окружающее в качестве единственно верного, что неизбежно приводит к столкновениям и конфронтации» («Православная Византия и латинский Запад» (К 950?летию разделения Церквей и 800?летию захвата Константинополя): Сб. мат. М., 2005. С. 10–11). Те же мотивы слышатся и в обращении к участникам Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II: «Было бы непростительной ошибкой <…> разрушение Константинополя в апреле 1204 г. объяснять лишь жаждой обогащения участников IV крестового похода. Противостояние Рима и Константинополя и, как следствие, восточной и западной цивилизации, началось задолго до упоминаемых событий. Причины этого противостояния крылись в различном понимании и в различном толковании общего церковного Предания» (Там же. С. 7). Впрочем, непосредственно перед этим, Патриарх Алексий II замечает: «Долг каждого христианина, дорожащего наследием своей Церкви, каждого богослова, понимающего принципиальную значимость церковных догматов, каждого ученого, занимающегося церковной историей – знать и помнить первопричины, приведшие к катастрофам XI и XIII вв.» (Там же. С. 6–7.) Причинам – не духовным, но историческим – событий IV Крестового похода мы и посвящаем нашу работу.
Документ Международной комиссии при Конгрегации вероучения «Память и примирение: Церковь и прегрешения прошлого» (дек. 1999 г.).
Ратцингер Й. «Запятнавшая себя грехами, но прекрасная благодатью Твоей» // Новая Европа. 2001. № 14. С. 30.
Ратцингер Й. «Запятнавшая себя грехами…». С. 31.

В своем изложении я буду опираться на первоисточники и работы специалистов в рассматриваемой области. Я не ставлю себе задачу написать всеобъемлющий обзор истории IV Крестового похода – в этом очерке меня интересуют, прежде всего, факты, помогающие понять мотивы участников похода, дать некую «моральную оценку» их действиям и понять, насколько в событиях 1204 г. правомерно обвинять Католическую Церковь.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ОТНОШЕНИИ КРЕСТОНОСЦЕВ К ВИЗАНТИЙЦАМ

Геноцид латинян 1182 г. в Константинополе

К основам исторической науки относится одно простое правило: чтобы правильно понять события истории, их необходимо рассматривать не по отдельности, а в контексте. Исключение исторического контекста, особенно в случае, когда мы имеем дело с мифологическим сознанием, приводит к плачевным последствиям. Образ жестоких и кровожадных крестоносцев, рисуемый в «мифе о захвате Константинополя», предполагает, в качестве самоочевидного, что «православные греки» не делали ничего такого, что могло бы послужить причиной какой-либо враждебности. Поддерживающие миф авторы подчеркивают такие события, как норманнское завоевание Фессалоник в 1185 г. или мелкие грабежи, которые совершали западные войска, проходившие по византийской территории. В популярном сознании византийцы предстают невинными жертвами алчных западных завоевателей. Между тем, часто обходятся молчанием другие события, которые могут пролить свет на причины настороженного и бдительно-враждебного отношения к византийцам со стороны латинян.

Читая латинские источники времен Крестовых походов, приходится то и дело натыкаться на упоминание «вероломства греков». Почему же столь часто латиняне рассматривали византийцев как людей вероломных и дурных? Было это отношение основано на простом неприятии чужой культуры, или имело иные, более веские, причины? Совершали ли православные византийцы по отношению к латинянам злодеяния, сравнимые с разорением 1204 г.? Ответ на этот вопрос побуждает современного западного историка писать:

«Каким бы ужасным и не подлежащим оправданию ни был захват [Константинополя], справедливость требует упомянуть о том, что он не был совершенно неспровоцированным; более чем единожды (например при резне 1182 г.) греки Константинополя обращались с латинянами так, как теперь обходились с ними самими» .

Что же такое произошло в 1182 г. в Константинополе? «Историки, красноречиво и возмущенно – и не без определенных причин – рассказывающие о захвате Константинополя, <…> почти не упоминают о резне западного населения в Константинополе в 1182 г., <…> о кошмарном уничтожении тысяч людей, <…> когда убийцы не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков, ни больных, ни священников, ни монахов. Кардинал Иоанн, посланник Папы, был обезглавлен, и голова его была протащена по улице, привязанная к хвосту собаки; младенцев вырезали из чрева матерей; над выкопанными телами западных совершали надругательство; те же 4000, что избежали смерти, были проданы в рабство туркам». Правда ли это, или измышление современного западного историка?
Увы, это правда. Направлял эти события и использовал ненависть возбужденной толпы к латинянам будущий византийский император Андроник I Комнин на своем пути к императорскому престолу. Об этом кошмарном событии сообщают нам современники. Один из этих современников – архиепископ и хронист Гийом Тирский, которого историки называют «хорошо осведомленным о ситуации в Константинополе». Вот что пишет он об этих событиях в своей хронике «История деяний в заморских землях»:
«Поэтому наши (латиняне – П. П.) были весьма испуганы, боясь внезапного нападения горожан на них, так как были предупреждены кем?то, кто знал о заговоре; те, кто был более силен, на сорока четырех галерах, которые находились в порту, убежали от греков; другие, поместив на корабли, которых в порту было большое множество, все свое хозяйство, избегли смертельной опасности. Те же, кто был стар, или не мог узнать [об опасности], или не был способен к бегству, остались в своих домах и перенесли бешенство нечестия из?за того, что другие бежали. Ибо многократно помянутый Андроник, тайно снарядив корабль, ввел в город все множество тех, кого увлек за собой; они, как только вошли [в город], вместе с гражданами ворвались в ту часть города, которую населяли наши, и остаток народа, который, когда другие уходили, либо не захотел, либо не смог бежать, буйствуя, перебили мечами; и лишь немногие, кто был в состоянии взяться за оружие, остались в тот день в живых, и сделали победу врагов небескровной.

Итак, забывшие верность и услуги, которые многие наши оказали империи, уничтожив тех, кто, как они видели, мог сопротивляться, предали огню их жилища и всю их область (район города – П. П.) немедленно обратили в пепел; женщины и дети, старики и больные погибли в огне. И не было достаточно их нечестию буйствовать в мирских (не священных – П. П.) местах; воистину, они вошли в церкви и чтимые места, к убежищу которых прибегали [латиняне], и вместе с ними сожгли дотла святые храмы. И не было различия между народом и клиром, но безжалостно растерзали тех, кто отличался религиозным саном и достоинством. Монахам же и священникам первым причинили несправедливость, и тех, кого нашли, жестоко убили. Среди них достопочтенного мужа по имени Иоанн, субдиакона святой Римской Церкви, которого по церковным делам господин Папа направил туда, схватив, ради поношения Церкви обезглавили, а его голову привязали к хвосту грязной собаки. Но и мертвые, которых обычно щадит всякое нечестие, среди настолько гнусных и злых отцеубийц и святотатцев не были оставлены в покое; их вытаскивали из гробниц и разбрасывали по улицам и дворам, словно чувствующих причиненную несправедливость.

Кроме того, ворвавшись в госпиталь, носящий имя св. Иоанна, сколько в нем ни нашли больных, всех убили мечами. Тех же, кто из долга благочестия справедливо был сохранен от нападавших, прежде всего священников и монахов, привлеченные к разгрому бродяги и разбойники искали, обшаривая ради награды убежища и укрытия в домах, чтобы те там не спрятались и не могли избежать смертельной опасности; найденные и насильно вытащенные передавались мучителям; те же, чтобы они не даром прилагали усилия, давали им награду за убийство несчастных. Более же добрые, видя, как действуют разбойники, тех, кто у них искал защиты и кому они дали надежду на спасение, продали в вечное рабство туркам и другим неверным народам; людей всякого пола, возраста и состояния, числом более четырех тысяч было увезено к варварским народам для получения награды. И вот, так нечестивый народ греков, порождения ехиднины, нравом подобные змее, пригретой на груди, и домовым мышам, отплатили злом своим соседям, ничего такого не заслужившим, ничего такого не боявшимся; тем, что отдавали им своих дочерей, внучек и сестер в жены и из?за долгого сожительства считали их своими родственниками».

Латинский хронист рассказывает правду. Его слова подтверждает даже враждебно настроенный к латинянам византийский историк Никита Хониат, тоже современник событий – не ужасаясь деяниям греков, он подтверждает, что латиняне, не успевшие вовремя спастись, «все были осуждены на смерть, и все без исключения лишились имущества». Куда более откровенен другой греческий хронист, также современник, православный архиепископ Евстафий Солунский в своем «Разорении Фессалоник»:
«На Андроника, однако, столица с самого его вступления в город могла только сетовать <…> Ибо он не избирал прямого пути, как и показало все дальнейшее. Едва лишь принял он наследство великого Константина, как его пафлагонцы, дикий народ, который эллины именовали варварами, тут же по команде набросились на латинян. Те жили, по древнему обычаю, обособленно на восточном берегу Златого рога, числом более 60.000. Были они обвинены в том, что держат?де сторону протосеваста и кесарини <…> и по этой причине враждебны ромеям <…>
Но, к несчастью, пафлагонцы в своей бездумной дерзости истребили большое зло посредством другого зла. Ибо, едва войдя в столицу, они набросились на латинян, – конечно, в союзе с другими бунтарями, – неожиданно напали на них и обошлись с ними самым жестоким образом. Тогда было посеяно семя, от которого мы, и многие с нами, собираем сейчас урожай, так сказать, подобно Персефоне. Ибо с этого и начались наши нынешние беды.
Много труда потребовалось бы для описания всех ужасов, что довелось тогда пережить латинянам: огонь, пожравший ту часть их имущества, что не была разграблена; пожары на море от огня, который ромеи низвергали на тех, что желали спастись на судах; происходившее на берегу и на улицах. Люди Андроника нападали не только на вооруженных противников, но и на тех, кто по слабости своей заслуживал снисхождения. Ибо и женщин, и маленьких детей они избивали мечом. Уже и это было ужасно, но всего ужаснее, когда железо разверзало материнское чрево и извергало плод его. Солнце сияло прежде времени на младенцев, и тьма Аидова принимала их, еще несозревших для жизни. Это скотство, и ни с каким иным преступлением не сравнимо. Тогда же погиб святой человек из латинян, приехавший по делам не то из Ветхого Рима, не то с Сицилии; в общем, римлянин или сицилиец. Он лишился жизни не просто так, а в полном священном облачении, которое надел для защиты от оружия, предполагая, что тогда разбойники постыдятся его тронуть.
Это тоже было предвкушением того, что потом пришлось пережить нам. <…> Но это произошло позднее; тогда же несчастье латинян было таково, что они, как мне кажется, взывали к небесам против Андроника, чтобы они отомстили нам, и Бог услышал прошения их».
Об этом эпизоде рассказывают и другие современные ему источники. Жестокость греков была ужасна – как мы видели, убивали женщин и детей, священников и монахов, у беременных вырезали плод, грабили и жгли церкви, варварски убили папского посланника, кардинала Иоанна, надругавшись над его телом. Историки указывают, что число жителей латинского квартала в Константинополе в 1182 г. составляло около 60.000 человек. Даже учитывая то, что некоторые из них успели бежать до начала или уже во время ужасного погрома, и даже с учетом тех 4.000 человек, которые выжили и были проданы в рабство, число жертв должно было быть огромным, в самом благоприятном случае – никак не менее 10.000 человек. Здесь стоит заметить, что и средневековые источники, и современные историки оценивают число греков, погибших при захвате Константинополя в 1204 г., примерно в 2.000 человек. Уже это позволяет сравнивать масштабы этих двух катастроф.
Даже русский историк Ф. И. Успенский, как правило, несколько односторонне – и отнюдь не в пользу латинян – излагающий события истории Византии, описывая конфликты и взаимодействие латинского запада и греческого востока, пишет, в частности, по поводу этих событий: «То не был только грабеж и расхищение богатых домов, то было беспощадное истребление целого племени». Соглашаясь с Евстафием Солунским, которого он выше процитировал, Успенский пишет дальше: «Событиями 1182 года действительно если не посеяно, то полито зерно фанатической вражды Запада к Востоку. С этими событиями нужно соединять и сицилийский поход в 1185 г., и завоевание латинянами Царьграда в 1204 г.».

В этом плане, конечно, немного странно читать слова православного епископа Каллиста (Уэра), впрочем, признающего некую ответственность православных за события 1182 г.: «Они (православные – П. П.) должны корить себя за такие инциденты, как бунт 1182 г., когда множество живущих в Константинополе латинян были растерзаны византийской чернью (хотя ни одно злодеяние византийской стороны нельзя сравнить с грабежом 1204 г.)» (Каллист, еп. Диоклийский. Православная Церковь. М., 2001. С. 67). Как видим из изложенных фактов – эти события вполне сравнимы.
Успенский Ф. И. История Византийской империи. М., 2002. Т. 4. С. 365. Необходимо отметить, что Успенский, по-видимому, ошибается, считая, что в этих событиях пострадали прежде всего венецианцы, и полагая это одной из причин желания их повести войска IV Крестового похода на Константинополь (Там же. С. 454). Эту, как и некоторые иные ошибки Успенского, весьма убедительно опровергает российский историк Соколов (Соколов Н. П. Образование Венецианской колониальной империи. Саратов, 1963. С. 307–308).

В тексте цитаты стоит 1181 г., но это очевидная опечатка.

Это, пожалуй, сильно преувеличенное выражение. Греческий Восток обыкновенно не настолько сильно занимал латинский Запад, чтобы можно было говорить о «фанатической вражде» – таковая требует, как минимум, постоянного внимания.

Успенский Ф. И. История Византийской империи. Т. 4. С. 366. Из современных историков, помимо уже цитированного Кэррола, о резне 1182 г., см. также, напр.: Юревич О. Андроник I Комнин. С. 117–119. Весьма интересно и характерно то преломление, которое это событие получило в мусульманской историографии. Согласно изложению Ибн Джубайра, константинопольский императорский престол был узурпирован неким человеком. Он влюбился в близкую родственницу и, поскольку христианство запрещало брак в таком случае, бежал к иконийскому султану Масуду, где принял ислам. Затем, с армией мусульман он возвратился и занял Константинополь, убив порядка 50.000 его жителей, а богатства города отошли к султану Масуду. Летописец прибавляет, что эти события – знак приближения победы ислама. См.: El?Cheikh N. M. Byzantium through the Islamic Prism from the Twelfth to the Thirteenth Century // The Crusades from the Perspective of Byzantium and the Muslim World / ed. A. E. Laiou and R. P. Mottahedeh. Washington, DC, 2001. P. 60.

Некоторые эпизоды взаимодействия византийцев с крестоносцами

События 1182 г., как бы страшны они ни были – не единственное, что омрачало историческую память латинян о византийцах. Помимо них, все хорошо помнили, насколько вероломно, и не раз, вели себя греки по отношению к христианским воинам с Запада. Приведем здесь только два примера, впрочем, довольно ярких.
Один из них относится ко времени III Крестового похода. Одним из руководителей этого предприятия был, как известно, император Фридрих I Барбаросса. Вот как излагает эти события американский историк Кэрролл: «[в 1188 г. ] Фридрих <…> потребовал у восточного императора Исаака II Ангела позволения на проход своих войск по византийским владениям на пути в Святую Землю и права закупать в них провизию для своих отрядов. Исаак дал согласие, <…> однако в действительности он решил помешать движению крестоносцев и вошел в соглашение с Саладином с тем, „чтобы задержать и уничтожить германскую армию“. Это „византийское предательство“ несомненно, даже враждебные к Крестовым походам и симпатизирующие Византии современные западные историки вынуждены соглашаться с этим <…>». Действительно, этот предательский союз православного императора с Саладином против крестоносцев хорошо документирован и неплохо изучен историками.

Итак, православный император Византии заключает соглашение с Саладином против западных христиан, идущих на помощь христианам Святой Земли. С тем самым Саладином, о котором российский византинист А. А. Васильев писал: Услышав о подготовлявшемся крестоносном походе, Саладин призвал мусульман к неутомимой борьбе с христианами, этими «лающими псами», «безумцами», как он их характеризовал в своем письме к брату. Это был своего рода контркрестовый поход против христиан. Средневековая легенда рассказывает, будто сам Саладин перед тем объездил Европу, чтобы ознакомиться с положением христианских стран. По выражению одного историка, «никогда крестовый поход не имел еще столь ясно выраженного характера поединка между христианством и исламом». Показательно, в этой связи, что еще до событий III Крестового похода, когда в 1187 г. Саладин отбил у христиан и захватил Иерусалим, император Исаак II Ангел… направил к нему посольство с поздравлениями по этому поводу. Между прочим, именно измена некоторых православных жителей Иерусалима, которые договорились открыть ворота города Саладину, была одной из причин его печального падения. Тем, кто упрекает латинян в отъеме греческих храмов в будущей (после 1204 г.) Латинской Романии, следовало бы помнить и о том, что условия договора императора Исаака с Саладином включали обращение в греческий обряд (и передачу православным) всех существующих к тому моменту в Святой Земле латинских храмов.
Послы императора Фридриха в Константинополе были схвачены и заключены в тюрьму. Когда следующему посольству удалось, все?таки, вызволить их, и они возвратились в Филиппополь, где находилось тогда крестоносное войско, они поведали вождям Крестового похода о том, что происходило в византийской столице:
Согласно рассказу послов, византийский император не только заключил их в тюрьму и опозорил, морил голодом и оскорблял, но и «еще усугубляя их страдания <…> жеребцов, лучших, каких они имели, отдал в дар послам сарацина Саладина, а те на них взобрались и так и сяк крутились на них, издеваясь <…> Затем они передали, как патриарх Константинопольский, псевдоапостол того времени, в праздничные дни в речах к народу называл паломников Христовых псами, и что он обыкновенно проповедовал, что любого грека, обвиненного в убийстве десяти людей, если он убьет сотню паломников, от прежнего обвинения в убийствах и от всех его грехов освободит».
Узнав о греческой измене, Фридрих безмерно разгневался. Он «сообщил об этом своему сыну Генриху <…> чтобы тот просил дозволения у Папы на Крестовый поход против Восточной Империи, по причине ее предательства и сношений с врагом. Папское дозволение не было дано<…>». Эта показательная история вероломства византийцев долго не забывалась на Западе.

Она, однако, не была первой. Так, в 1111 г., послы от византийского императора со схожими намерениями посетили багдадского султана Мухаммада I. Об этом в подробностях сообщают мусульманские историки:
«В том году посол от так называемого греческого царя прибыл с дарами, ценными подношениями и письмами, в которых выражалось желание напасть и покарать франков: мы могли бы объединиться, чтобы изгнать их из местностей, где они находились, но действовать предстояло не с той беспечностью, с какой мы выступали против них прежде, а, наоборот, приложив все усилия, внезапно напасть на них, пока их позиция не стала для нас опасной, а вред, какой они наносят, не достиг высшей точки. Грек добавлял, что он с оружием в руках помешал им пройти к мусульманским территориям через его государство, но если, дабы удовлетворить свое желание завоевания, они созовут огромную армию и отправят подкрепление к мусульманским землям, он будет вынужден в силу необходимости пощадить их, разрешить им пройти и помогать им во всех начинаниях и намерениях; поэтому он настойчиво предлагал заключить союз и соглашение, чтобы бороться против франков и изгнать их из этих мест». (Ибн аль?Каланиси. История Дамаска.)

«Правоверные мусульмане Багдада воспользовались прибытием византийского посольства, чтобы упрекнуть султана за медлительность, с какой он начинал священную войну:
„Значит, ты не боишься кары Аллаха, – кричали они султану, – ты допускаешь, чтобы аль?Мелик аль?Рум (правитель греков) с большим рвением выступал за ислам, ты ждешь, пока он отправит тебе посла и воодушевит тебя начать священную войну?“». (Ибн аль?Асир. Всеобщая история.)
Трудно сказать, насколько такое отношение греков к крестоносцам могло быть вызвано локальными дурными деяниями со стороны самих западных воинов (а они, разумеется, также имели место), а насколько – характерным отношением греков к инородцам, о котором российский историк А. П. Лебедев писал: «Нужно знать, как греки всегда презирали и гнушались всем тем, что лежало за пределами их благороднейшей, как им казалось, нации<…>». Во всяком случае, зная обо всем этом, можно лучше понять некоторые события дальнейшей истории и, может быть, даже допустить, что есть доля истины в следующих словах Пьера Виймара: «Участники четвертого крестового похода (1204 г.) сделали свои выводы из подобного поведения, быть может, трудные, но единственно возможные с логической точки зрения». Никоим образом не оправдывая событий 1204 г., все это может помочь нам лучше понять мысли и побуждения людей, в них участвовавших.

Фридрих I Барбаросса (ок.1125–1190), король Германии (с 1152), император Священной Римской Империи (с 1155). Из династии Штауфенов. Герцог Швабии (1147–52). Участвовал во II Крестовом походе. После смерти своего дяди Конрада III (1152) был избран королем Германии (1152), а Папа Адриан IV три года спустя провозгласил его императором (1155). Совершил пять походов в Италию (1154–55, 1158–62, 1163–64, 1166–68 и 1174–78), в результате которых многие города северной Италии признали его власть, но его поражение от Ломбардской лиги в битве при Леньяно (1176) восстановило status quo. В 1189 г. возглавил III Крестовый поход. Утонул в р. Салеф в Малой Азии.

Исаак II Ангел (1056–1204), император Византии (1185–95 и 1203–04). Основатель династии Ангелов. Пришел к власти в результате народного бунта против деспотии Андроника I (1185). Заключил выгодный для себя мир с Сицилией (1185). Все его правление прошло в подавлении мятежей в провинциях и войнах с Болгарией, окончившихся провозглашением ее независимости от империи. Во время последней болгарской компании, взбунтовавшееся войско провозгласило императором старшего брата Исаака II – Алексея Ангела, по приказу которого императора ослепили и заключили в темницу. Вновь вернулся на трон после бегства Алексея III во время первой осады Константинополя, разделив власть со своим сыном Алексеем IV. Умер вскоре после переворота Алексея Дуки.
Салах ад?Дин Юсуф ибн Айюб (1138–1193), султан Египта с 1171. Основатель династии Айюбидов. Полководец сирийского султана Нур ад?Дина, участвовал в освобождении Египта от крестоносцев (1164–69). Везир последнего фатимидского халифа в Египте (1169–71), после смерти которого сделался фактически независимым правителем Египта (султан с 1174). В 1174–86 гг. завоевал Сирию и часть Ирака. В 1187 г. Салах ад?Дин разбил крестоносцев в битве под Хиттином и в том же году захватил Иерусалим, что привело к организации III Крестового похода. По мирному договору 1192 г. за Иерусалимским королевством сохранилась только узкая береговая линия. Умер в Дамаске.
Carroll W. H. Op. cit. P. 130–133.
См., в частности: Brand Ch. M. The Byzantines and Saladin, 1185–1192: Opponents of the Third Crusade. Speculum. 1962 (Apr.). Vol. 37, № 2. P. 167–181. «С 1185 по 1192 г. союз с Саладином был краеугольным камнем византийской внешней политики» (Ibid. P. 178), в статье приведен текст писем Исаака Саладину, где он обещает всячески вредить крестоносному войску (Ibid. P. 175–176), одно из посольств Саладина привозит с собой отравленную пищу, чтобы ею причинять смерть крестоносному войску, есть свидетельства того, что она пускалась в ход (Ibid. P. 171–172).
Васильев А. А. История Византийской империи: От начала Крестовых походов до падения Константинополя. СПб, 2000. С. 93. Васильев там же (с. 94) подтверждает, что, несмотря на договор, заключенный представителем императора Исаака с Фридрихом, он действительно вступил в вероломный союз с Саладином.
См.: The History of the Crusades. Vol. I: The First Hundred Years / ed. by M. W. Baldwin. Madison, WI, 1969. P. 620; Виймар П. Крестовые Походы: Миф и реальность священной войны. СПб, 2006. С. 360; Ришар Ж. Латино?Иерусалимское королевство. СПб, 2002. С. 175.
Об этих двух фактах см.: Brand Ch. M. Op. cit. P. 170.
См., напр.: Васильев А. А. Указ. соч. С. 94

Это изложение содержится в письме Фридриха I Барбароссы своему сыну Генриху: Historia de expeditione Friderici imperatoris // MGH SS rer. Germ. N. S. T. 5. P. 48–49 (пер. цит. – Ф.Л. Моисеев). Общее содержание сообщения подтверждается и другими источниками – см.: Brand Ch. M. Op. cit. P. 167–181. В сообщении послов речь, по?видимому, идет о Патриархе Константинопольском Досифее – о нем см., напр.: Никита Хониат. История со времени царствования Иоанна Комнина. СПб, 1862. Т. 2. С. 65–70. Досифей был личностью, конечно, сомнительной, и возведен на константинопольскую кафедру был фактически с нарушением канонов – хотя видимым образом все канонические формальности были соблюдены согласно процедуре, созданной Антиохийским Патриархом Феодором Вальсамоном, великим греческим канонистом. Хониат пишет, что Досифей вел свой род от некоего венецианца. Так или иначе, в это время патриарх Досифей стоял во главе греческой Церкви (впрочем, это не единственный в православной истории патриарх поместной Церкви «инородного» происхождения). Это, однако, мог быть и Патриарх Константинопольский Никита II Мунтан (именно так героя сообщений послов идентифицировали авторы «The History of the Crusades» (The History of the Crusades. Vol. II: The Later Crusades, 1189–1311 / ed. by R. L. Wolff and H. W. Hazard. Madison, WI, 1969. P. 103) или Леонтий Феотокрит . Об этой своеобразной «индульгенции» за убийство крестоносцев известно нам только из этого источника – сообщение послов, однако, может быть признано точным во всех других деталях – заключение договора с Саладином, его послы в Константинополе; нет оснований поэтому сомневаться в точности и этой любопытной детали

Мы не рассматриваем (как это случалось с некоторыми историками) события IV Крестового похода в качестве прямого следствия или результата описанных выше событий. Однако, они, несомненно, составляли часть фона отношений между Византией и Западом, о которой часто предпочитают умалчивать.