Как решать 12 задание егэ по русскому. Что такое спряжение глаголов и где оно применяется

Материал, который необходимо знать для успешного выполнения практической части задания 12 ЕГЭ 2019 по русскому языку . Он поможет учащимся повторить, закрепить и обобщить полученные знания.

Нам (не) где было даже разложить свои документы на столе, заваленном книгами.

Было тихо, (не) жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни.

Он шёл, (не) смотря на дорогу.

(Не) истовый, срывающийся лай наполнил сад.

Девочка была (не) красивее других.

  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.

Дождь хлынул на нас (не) укротимым потоком.

Наше внимание привлекла (не) высокая стройная лиственница.

Дождь продолжался, но (не) сильный, как утром, а слабый, моросящий.

В молчании добро должно твориться, но (не) чего об этом толковать.

(Не) смотря на дождь, дети гуляли целый день.

  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.

Меня манили (не) изведанные уголки земли.

Объявили (не) продолжительный перерыв на обед.

Рассмотрение дела (не) завершено.

Оказалось, что такое сложное задание поручить было (не) кому.

(Не) навидимый всеми кот исчез в кустах шиповника.

  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не) доумевая, он взглянул на собеседника.

(Не) преодолимое желание увидеть своих родных заставило Широкова тут же отправиться в обратный путь.

Причины миграции птиц из этих районов еще (не) изучены.

Сквозь густой туман пробивался (не) яркий свет фонарей.

Дом (не) взрачный, но очень удобный.

  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.

Герой, (не) навидя рабство, пытается изменить отношения между людьми.

(Не) понятное правило трудно запомнить.

Ещё видны остатки (не) растаявшего снега.

Это был (не) первый случай воровства в доме.

(Не) образованный человек нуждается в помощи.

Есть дома было (не) чего, и мы отправились в магазин.

Неужели твой кот ни капли меня (не) боится?

Всё было по-прежнему, но в саду были (не)старые, а новые качели: их скрывали кусты сирени.

Брат убежал, опять (не) вымыв за собой грязную посуду.

Всё шло очень хорошо, пока (не) произошёл этот дурацкий случай с потерянными деньгами.

  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ожидать высшего балла (не) приходится, поскольку я допустил орфографические ошибки.

Данные тенденции характерны (не) только для России: эти явления наблюдаются во всём мире.

Игра в ошибки возникла (не) в Интернете, но в Интернете она стала популярной и распространилась.

Погост был разорён ещё в Смутное время и более (не) возобновлялся.

  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.

Люди, (не) бывавшие в тропиках, не могут представить себе зимний дождь.

Птиц гонит на юг (не) наступающий холод, а отсутствие корма.

В детстве Чехов был (не) истощим на выдумки.

Андрей вошёл в ещё (не) оштукатуренную комнату.

Вовсе (не) видимая окружающим черта казалось мне заметной.

  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.

Стихи Случевского (не) забыты.

В повести «Дуэль» (не) только главные герои оценивают друг друга.

Выберите (не) высокие георгины.

Генерал рассказывал об ужасной сцене, (не) испытывая ни малейшего смущения.

После лесного похода шрам остался вовсе (не) заметный.

  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО? Раскройте скобки и выпишите это слово.

Режиссёр (не) перестаёт удивлять своими работами.

(Не) промеренные ещё глубины океана хранят в себе тайны.

Отчёты (не) подписаны.

Последний параграф остался (не) выученным.

Но (не) к кому мне пойти и рассказать тайну.

Правильные ответы!

  1. не смотря (дееприч.)
  2. не сильный (а слабый)
  3. не завершено (кр. прич.)
  4. не изучены (кр. Прич.)
  5. не первый (числ.)
  6. нечего (отр. Мест.)
  7. негодуя (без НЕ не употр.)
  8. неистощим (без НЕ не употр.)
  9. невысокие (= короткие)
  10. невыученным (прич.)

Объяснительный диктант

Незлобный , но придирчивый ; не сегодня , а завтра ; непроходимые леса , нерешительность , неприязнь , ни с чем не сравнимый , несравненная красота , не хватает , не гляди , не глядя , не считай , не считая , нечего , не на что , некуда , не о чем , некрасивый поступок , совсем не красивый поступок , не всегда , не каждый , непрочитанная книга , непрочитанная мною книга , не под силу , не над чем работать , нечем , ничем , некого , не за кого , не рад , не был , не жаль , не мог , не должен , не дорогой , а дешевый , вовсе не дорогой , недорогой костюм , дверь не заперта .

Определить, какое слово в каждом ряду “лишнее”.

  1. (Не)удача, (не)здоровье, (не)вежливость, (не)поседа.
  2. (Не)дружелюбно, (не)серьёзно, (не)доверчиво, (не)зыблемо,
  3. (Не)зависимый, (не)покорный, (не)бесполезный, (не)взрачный.
  4. (Не)дотрога, (не)ряха, (не)погода, (не)настье.
  5. (Не)истовствовать, (не)волить, (не)здоровиться, (не)сознаться.

Правильные ответы!

  1. непоседа
  2. незыблемо
  3. невзрачный
  4. непогода
  5. не сознаться

Задание 12 ЕГЭ по русскому языку закрепляет навыки правильного написания гласных в личных окончаниях глаголов и в суффиксах причастий. Иногда в задании встречаются суффиксы глаголов прошедшего времени (гласные перед -л-) и суффиксы деепричастий.

Для отличного выполнения такого задания важно знать соответствующие правила.

Правило о спряжении глагола.

1. Что такое спряжение глаголов и где оно применяется

Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.

В русском языке два спряжения глаголов – I (первое) и II (второе).

У причастий спряжений нет, но в целях выбора гласной в суффиксе к причастиям применяется правило о спряжении глагола.

Правило о спряжении глагола необходимо в двух случаях:

1) для правильного написания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени;

2) для правильного написания суффиксов причастий настоящего времени (действительных и страдательных).

К глаголам и причастиям прошедшего времени правило о спряжении применять нельзя!

2. Таблица «Глаголы II и I спряжений»

Глаголы-исключения – это те глаголы, которые мы учим наизусть.
Это 4 глагола на -ать, 7 глаголов на -еть, а также глаголы брить, стелить, зиждиться.

3. Личные окончания глаголов II спряжения

Как мы видим, у глаголов II спряжения в окончании пишется гласная И.

А либо Я .

У либо Ю .

Эта строчка будет такой же, как у глаголов I cпряжения! Написание одинаковое для обоих спряжений.

4. Личные окончания глаголов I спряжения

Как мы видим, у глаголов I спряжения в окончании пишется гласная Е (иногда – Ё) .

В 3-ем лице множественном числе (после местоимения «они») – гласная У либо Ю .

В 1-ом лице единственном числе (после местоимения «я») – гласная У либо Ю .

Эта строчка будет такой же, как у глаголов II cпряжения! Написание одинаковое для обоих спряжений.

5. Важные нюансы применения правила о спряжении

1. Правило о спряжении глагола необходимо для правильного написания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.

Если окончание глагола ударное, то пишем то, что слышим. Правило о спряжении применять не следует! Иначе будет путаница.

Лет..шь.

2. В глаголах может встречаться приставка вы- . Она всегда ударная. Для выбора гласной в личном окончании глагола необходимо её отбросить.

У глагола «летИт» окончание ударное. Пишем то, что слышим. Правило о спряжении применять не надо.

У глагола «спрОс..т» окончание безударное, правило о спряжении применять надо.

3. Приставки и суффикс –ся на спряжение не влияют!

Смотреть – II спряжение.
Посмотреть – II спряжение.
Смотреться – II спряжение.
Посмотреться - II спряжение.

Держать – II спряжение.
Удержаться - II спряжение.

Важно уметь видеть «середину» (находить знакомый глагол, «спрятавшийся» после приставки и перед суффиксом).

4. Необходимо различать похожие глаголы. Спряжения у них могут различаться. Соответственно, и гласные в личных окончаниях будут разными.

Гнать – II спряжение.
Гонять – I спряжение.

Слышать – II спряжение
Слушать - I спряжение.

ЖАлить - II спряжение.
ЖалЕть - I спряжение.

МолОть (муку, чепуху)– I спряжение (я мелЮ, мы мЕлем, ты мЕлешь, вы мЕлете, он мЕлет, они мЕлют).

МелИть (потолок мелом) – II спряжение (я мелЮ, мы мелИм, ты мелИшь, вы мелИте, он мелИт, они мелЯт) – личные окончания ударные. Правило о спряжении не применяется!

МолИть (о пощаде) - II спряжение (я молЮ, мы мОлим, ты мОлишь, вы мОлите, он мОлит, они мОлят).

5. Необходимо знать наизусть , как пишется неопределённая форма следующих глаголов.

Сея ть, рея ть, вея ть,
Тая ть, лая ть, блея ть.
Лелея ть, затея ть.
Кая ться, надея ться.
Кашля ть.

А также чуя ть, чая ть, мая ться.

Во всех этих глаголах в неопределённой форме перед окончанием -ть пишется гласная «я » (а не «е» и не «и»). Это глаголы I спряжения!

6. Очень важно для написания гласной в личном окончании глагола правильно подобрать н.ф. глагола! Не спутать инфинитивы, похожие по буквам, но разные по смыслу (например, молоть – мелить). Не перепутать похожие глаголы совершенного вида и несовершенного вида (например, гнать – гонять).

7. Как определить спряжение глагола и выбрать гласную в окончании глагола?
Действуем по Алгоритму выбора гласной в окончании глагола.

Необходимо определить спряжение глагола «стро..шь».

1. Задаём вопрос. Это необходимо, чтобы потом правильно подобрать н.ф. глагола.

Что д елаешь? стро..шь.

2. Ставим глагол в неопределённую форму.

Что д елать? строить .

На -ить.

4. Вспоминаем исключения.

5. Определяем спряжение.

6. Выбираем гласную и вставляем её в личное окончание глагола.

У глаголов II спряжения в личном окончании должна быть гласная «и » (за исключением 3-го лица множественного числа, то есть после местоимения «они»).

Вставляем гласную «и ».

Ответ: строи шь.

8. Зависимость суффиксов причастий от спряжения глагола

1) Если действительное причастие настоящего времени образовано от глагола I спряжения, то в причастии будет суффикс -ущ- либо -ющ- .

Как легче это запомнить? В глаголе I спряжения в форме 3-его лица множественного лица (после местоимения «они») встречаются те же гласные (окончания т, -ю т).

2) Если действительное причастие настоящего времени образовано от глагола II спряжения, то в причастии будет суффикс -ащ- либо -ящ- .

Как легче это запомнить? В глаголе II спряжения в форме 3-его лица множественного лица (после местоимения «они») встречаются те же гласные (окончания -а т, -я т).

Строить (II спряжение) – строя т - строя щий.

3) Если cтрадательное причастие настоящего времени образовано от глагола I спряжения, то в причастии будет суффикс -ем - либо -ом -.

4) Если cтрадательное причастие прошедшего времени образовано от глагола I спряжения, то в причастии будет суффикс -им -.

Гнать (II спряжение) – гони мый.

Исключение: запомним написание причастия «движимый »!

9. Как применить к причастию правило о спряжении глагола и выбрать гласную в суффиксе причастия?
Действуем по Алгоритму выбора гласной в суффиксе причастия настоящего времени.

Необходимо правильно написать суффикс действительного причастия настоящего времени «стро..щий».

1. Вспоминаем, что у действительных причастий настоящего времени бывают суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- .

2. Подбираем глагол, от которого образовано причастие.

Что д елать? строить .

3. Смотрим, на что оканчивается н.ф. глагола.

На -ить.

4. Вспоминаем исключения.

В исключениях глагола «строить» нет.

5. Определяем спряжение.

Глаголы на -ить относятся ко II спряжению.

Значит, «строить» – это глагол II спряжения.

6. Вспоминаем правило о том, что если действительное причастие настоящего времени образовано от глагола II спряжения, то в причастии будет суффикс -ащ - либо -ящ -.

Выбираем гласную и вставляем её в суффикс причастия.

Ответ: строя щий.

Как мы видим, пункты 2-5 этого Алгоритма полностью совпали с пунктами 2-5 приведённого ранее Алгоритма по выбору гласной в личном окончании глагола.

Обратим внимание!

Необходимо запомнить и не путать написание следующих слов, которые часто встречаются в задании 12 ЕГЭ.

удостоенный – пишется с гласной е

удостоен – пишется с гласной е

достоин - пишется с гласной и

Правило о неопределённой форме глагола и как оно применяется к глаголам, причастиям и деепричастиям.

Единое правило о неопределенной форме глагола звучит следующим образом.

Перед суффиксом -л- глаголов прошедшего времени,
перед суффиксами -в-, -вши- деепричастий совершенного вида,
перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени,
перед одной и двумя Н в страдательных причастиях прошедшего времени (кратких и полных) пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола.

Для наглядности разделим это правило на четыре составляющие.

1. Перед суффиксом -л- глаголов прошедшего времени пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола.
Обратим внимание! Эта гласная является самостоятельным суффиксом. Например, в глаголе «видел» два суффикса – суффикс «е » и суффикс «л ».

Примеры применения правила о правописании гласной.
1) Стро..л.
Н.ф. – строи ть.
Гласная и перейдёт из н.ф. глагола в глагол прошедшего времени: cтрои л.

2) Кле..ли.
Н.ф. – клеи ть.
Гласная и перейдёт из н.ф. глагола в глагол прошедшего времени: клеи ли.

3) (Ветер) ве..л.
Н.ф. – вея ть.
Гласная я перейдёт из н.ф. глагола в глагол прошедшего времени: вея л.

2. Перед суффиксами -в-, -вши- деепричастий совершенного вида пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола.

Примеры.
1) Постро..в.
Н.ф. глагола – построи ть.
Гласная и перейдёт из н.ф. глагола в деепричастие совершенного вида: поcтрои в.

2) Закле..в.
Н.ф. глагола – заклеи ть.
Гласная и перейдёт из н.ф. глагола в деепричастие совершенного вида: заклеи в.

3) Разве..в.
Н.ф. глагола – развея ть.
Гласная я перейдёт из н.ф. глагола в деепричастие совершенного вида: развея в.

3. Перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола.

Примеры.
1) Стро..вший.
Н.ф. глагола – строи ть.
Гласная и перейдёт из н.ф. глагола в действительное причастие прошедшего времени: cтрои вший.

2) Кле..вшие.
Н.ф. глагола – клеи ть.
Гласная и перейдёт из н.ф. глагола в действительное причастие прошедшего времени: клеи вшие.

3) Ве..вший.
Н.ф. глагола – вея ть.
Гласная я перейдёт из н.ф. глагола в действительное причастие прошедшего времени: вея вший.

4. Перед одной и двумя Н в страдательных причастиях прошедшего времени (кратких и полных) пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола.
Исключение: перед одной и двумя Н в страдательных причастиях прошедшего времени не бывает гласной «и»! Гласная «и» меняется на «е».

Примеры.
1) Постро..нный.
Н.ф. глагола – построи ть.
Перед одной и двумя Н в страдательных причастиях прошедшего времени не бывает гласной «и», поэтому вместо «и» надо вставить «е»: построенный.

2) Закле..нный.
Н.ф. глагола – заклеи ть.
Перед одной и двумя Н в страдательных причастиях прошедшего времени не бывает гласной «и», поэтому вместо «и» надо вставить «е»: заклее нный.

3) Разве..нная (мечта).
Н.ф. глагола – развея ть.
Гласная я перейдёт из н.ф. глагола в страдательное причастие прошедшего времени: развея нная.

А использовать правила на практике поможет Алгоритм выполнения задания 12 ЕГЭ.

Формулировка задания 12 ЕГЭ

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) стро..л, выкач..нное (колесо)
2) леле..шь, (он) догон..т
3) закашл..вшийся, кле..щий (карандаш)
4) завеш..нные (конфеты), (зерно) мел..тся
5) пол..шь, удерж..шь

Алгоритм выполнения задания 12 ЕГЭ

А) Поработать с глаголами.

1. Найти в задании глаголы. Желательно выписать их на черновик.

2. Определить по вопросам время каждого из глаголов.

3. Если у глагола время настоящее или будущее, то надо поставить в этом глаголе ударение.
Если окончание глагола ударное, то пишем то, что слышим. Правило о спряжении применять не следует! Иначе будет путаница.
Лет..шь. Слышим под ударением гласную «и». Вставляем её. Правило о спряжении применять не будем.

4. Если у глагола время настоящее или будущее и при этом есть приставка вы- , то необходимо её отбросить.
ВЫлет..т – летИт, (он) вЫспрос..т – (он) спрОс..т.
У глагола «летИт» окончание ударное. Пишем то, что слышим. Правило о спряжении применять не надо.
У глагола «спрОс..т» окончание безударное, правило о спряжении применять надо.

5. Применить к глаголам настоящего и будущего времени правило о спряжении (за исключением глаголов с ударными личными окончаниями, см. пункты 4 и 5 Алгоритма). Вставить гласную.

6. К глаголам прошедшего времени применить правило о неопределённой форме глагола. Вставить гласную.

Б) Поработать с причастиями.

1. Найти причастия. Желательно выписать их на черновик.

2. Определить по суффиксам время каждого из причастий.

3. Если у причастия время настоящее , то надо применить правило о спряжении глагола. Вставить гласную.

4. Если у причастия время прошедшее , то надо применить правило о неопределённой форме глагола. Вставить гласную.

В) Поработать с деепричастиями.

1. Найти деепричастия совершенного вида. Они отвечают на вопрос что сделав?
Желательно выписать деепричастия на черновик.

2. Применить правило о неопределённой форме глагола. Вставить гласную.

Г) Проверить, в каких строках мы вставили одну и ту же гласную. Занести номера этих строк в бланк ответов ЕГЭ.

Вернёмся к нашему заданию.
Будем действовать по Алгоритму.

А) Поработаем с глаголами.
1. Найдём и выпишем глаголы.
Стро..л, леле..шь, (он) догон..т, (зерно) мел..тся, пол..шь, удерж..шь.

2. Определим по вопросам время каждого из глаголов.
Что делал? стро..л – время прошедшее.
Что делаешь? леле..шь – время настоящее.
Он что сделает? догон..т – время будущее.
Зерно что делает? мел..тся – время настоящее.
Что делаешь? пол..шь – время настоящее.
Что сделаешь? удерж..шь – время будущее.

3. Поставим ударения в глаголах настоящего и будущего времени.
лелЕ..шь
(он) догОн..т
(зерно) мЕл..тся
пОл..шь
удЕрж..шь
В этих глаголах окончания безударные, поэтому ко всем этим словам необходимо применить правило о спряжении глагола.

4. В указанных в п.3 Алгоритма глаголах нет приставки вы-. Другие приставки отбрасывать не надо!

5. Применим к указанным в п.3 Алгоритма глаголам правило о спряжении. Вставим гласные.
Лелеешь – от глагола «лелеять» I спряжения, выбираем гласную «е».
(Он) догони т – от глагола «догнать» II спряжения, поэтому выбираем гласную «и».
(Зерно) меле тся – от глагола «молоть» (а не «мелить»!) I спряжения, выбираем гласную «е».
Поле шь – от глагола «полоть» I спряжения, выбираем гласную «е».
Удержи шь – от глагола «удержать» II спряжения, поэтому выбираем гласную «и».

6. Глагол «стро..л» - прошедшего времени. Применим к нему правило о неопределённой форме глагола. Вставим гласную.
Строи л – от глагола «строи ть». Гласная «и» сохраняется в глаголе прошедшего времени.

Б) Поработаем с причастиями.
1. Найдём и выпишем причастия.
Выкач..нное (колесо), закашл..вшийся, кле..щий (карандаш), завеш..нные (конфеты).

2. Определим по суффиксам время каждого из причастий.
Выкач..нное (колесо) – суффикс -енн- либо -нн-. Это страдательное причастие прошедшего времени.
Закашл..вшийся – суффикс -вш-. Это действительное причастие прошедшего времени.
Кле..щий (карандаш) – суффикс -ущ-, либо -ющ-, либо -ащ-, либо -ящ-. Это действительное причастие настоящего времени.
Завеш..нные (конфеты) – суффикс -енн- либо -нн-. Это страдательное причастие прошедшего времени.

3. К причастию настоящего времени («кле..щий (карандаш)») применим правило о спряжении глагола. Вставим гласную.
Клея щий карандаш – от глагола «клеить» второго спряжения. В причастии должен быть суффикс «ящ».

4. К причастиям прошедшего времени применим правило о неопределённой форме глагола. Вставим гласные.
Выкаче нное (колесо) – от глагола «выкати ть», а не «выкачать» (колесо мы катим, выкатываем, а воду, наоборот, выкачиваем). «И» меняется на «е», согласно правилу о неопределённой форме глагола.
Закашля вшийся – от глагола «закашля ться».
Завеше нные конфеты – от глагола «завеси ть», а не «завешать» (так как речь идёт о весе). «И» меняется на «е», согласно правилу о неопределённой форме глагола.

В) Поработаем с деепричастиями.
Деепричастия в нашем задании не встретились. Поэтому переходим к пункту Г).

Г) Проверим, в каких строках мы вставили одну и ту же гласную. Занесём номера этих строк в бланк ответов.
В нашем примере это строки 3 и 4.
Занесём их в бланк ответов:
34.

Задание под номером 13 проверяет умение выпускников верно использовать частицы «не» и «ни». Ученикам предлагается выписать слово, удовлетворяющее определенному условию: например, то, с которым «не» пишется слитно. Это задание, за которое можно получить один первичный балл, у многих вызывает трудности, поэтому советуем ознакомиться с приведенной ниже теорией.

Теория к заданию №13 ЕГЭ по русскому языку

Слитное написание Со всеми словами, не употребляющимися без «не» Ненавидеть, нельзя, неужто, невзгоды, невежа, несдобровать, ненастный, негодование
Со словами, к которым можно подобрать синоним без «не» Неправда (=ложь), неприятель (=враг), нетрудный (=легкий),
С противопоставлением, выраженным союзом «но» Город небольшой, но красивый.
С наречиями меры и степени: абсолютно, более чем, весьма, в высшей степени, крайне, настолько, очень, полностью, почти, слишком, совершенно, чрезвычайно Весьма нелегкое задание, совершенно неприспособленный, слишком неуверенный в себе
С краткими прилагательными, если полные тоже пишутся слитно с «не» Невысокий (невысок)
С отглагольными прилагательными с суффиксами «ем/им» Неутомимый, неиссякаемый, неувядаемый, несокрушимый
С неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов Нечего, некому, нечто
С глаголами с приставкой «недо» и образованными от них деепричастиями Недоспать, недоделать; недоспавший, недоделавший
С полными причастиями без зависимых слов Нераспустившийся, нерастаявший
С наречиями, кончающимися на «о/е», к которым можно подобрать синоним без «не», и отрицательными наречиями Неумно (=глупо), некрасиво (=страшно); некогда, некуда
В союзе «несмотря на то, что»
В частице «неужели»
В предлогах «несмотря/невзирая на»
Раздельное написание С противопоставлением, выраженным союзом «а» Не долгий, а короткий; не умный, а глупый
С относительными и притяжательными прилагательными Цепочка не золотая, пальто не мамино
С краткими прилагательными, если полные тоже пишутся раздельно с «не» Книга не интересна, дорога не длинна
При наличии слов, усиливающих отрицание – с отрицательными наречиями и местоимениями Никому не известный, никем не любимый, ничуть не красивый
При наличии пояснительных слов: далеко, отнюдь, вовсе Вовсе не дорогой, отнюдь не интересный
С прилагательными, обозначающими вкус и цвет, а также – с прилагательными в сравнительной степени Не красный, не сладкий; не вкуснее, не горячее
В вопросах с логическим подчеркиванием отрицания Не моя ли это книга? Не новый ли это дом?
С краткими прилагательными, не имеющими полной формы Не должен, не обязан, не намерен, не прав, не виден, не готов, не согласен, не склонен
С числительными Не двое, не восемнадцатый
С неопределенными и отрицательными местоимениями, когда «не» отделяется от следующего слова предлогом Не у кого, не к чему, не о чем
С глаголами с приставкой «до» и отрицанием перед ней, обозначающими не доведенное до конца действие, и со всеми остальными глаголами Не дослушать оперу, не дочитать книгу; не бежал, не участвовал
С деепричастиями, которые могут употребляться без «не» Не думая, не читая
С полными причастиями при наличии зависимых слов Не доставленный вовремя, не пришедший на встречу
С краткими причастиями Письмо не написано, посылка не отправлена
С наречиями, кончающимися на «о/е», с противопоставительным союзом «а» Не весело, а грустно; не умно, а глупо
При наличии пояснительных слов: далеко не, отнюдь не, вовсе не, ничуть не Ничуть не красиво, вовсе не интересно, далеко не смешно
С наречиями, кончающимися не на «о/е»; с наречиями, пишущимися через дефис Не всегда; не по-нашему, не по-товарищески
С сочинительными союзами Не то, не то
С частицами, кроме «неужели» Не только
С непроизводными предлогами Не из, не под

Пишется слитно в таких фразах, как: никто иной, ничто иное

Никто иной не мог этого сделать; ничто иное не было важно для меня.

Пишется раздельно , когда используется для:

  • усиления отрицания в предложениях без подлежащего

Вокруг не было ни души.

  • усиления утвердительного смысла после слов кто, что, как, куда

Куда ни пойду, везде встречаю знакомых.

  • усиления отрицания, выраженного «не/нет»

На небе ни облачка.

  • устойчивых выражений: ни жив ни мертв, ни больше ни меньше, ни много ни мало, ни слуху ни духу, ни туда ни сюда, ни тот ни другой, ни свет ни заря и т.д.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем каждое предложение, раскрывая скобки в соответствии с нормами правописания русского языка.
  3. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №13 ЕГЭ по русскому языку

Двенадцатое задание демонстрационного варианта 2018

  1. (НЕ)ВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько вопросов.
  2. Василиса вернулась домой, (НЕ) УСПЕВ сделать самого главного: она ничего не узнала о судьбе Андрея.
  3. Бывшие студенты, в потёртых шинелях, с ещё (НЕ)ЗАЖИВШИМИ ранами, возвращались в свои семьи.
  4. В рассказе И.С. Тургенева «Несчастная» герой говорит о впечатлении, которое произвела на него соната, которую он прежде (НЕ)СЛЫШАЛ.
  5. (НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
    • НЕВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько вопросов. – НЕ пишется слитно, так как слово можно заменить синонимом без НЕ – расплывчатый ответ .
    • Василиса вернулась домой, НЕ УСПЕВ сделать самого главного: она ничего не узнала о судьбе Андрея. – НЕ пишем раздельно, так как НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
    • Бывшие студенты, в потёртых шинелях, с ещё НЕ ЗАЖИВШИМИ ранами, возвращались в свои семьи.- НЕ пишем раздельно, так как оно относится к причастию с зависимым словом ЕЩЁ.
    • В рассказе И.С. Тургенева «Несчастная» герой говорит о впечатлении, которое произвела на него соната, которую он прежде НЕ СЛЫШАЛ. – НЕ с глаголами пишется раздельно.
    • НЕ ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно. – НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
  2. Записываем правильный ответ: невнятный .

Первый вариант задания

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем каждое предложение, раскрывая скобки в соответствии с нормами правописания русского языка:
    • Он младше, но этого не скажешь: он уже не ниже старшего брата. — В первом случае НЕ с глаголом пишется раздельно, во втором – НЕ со сравнительной степенью прилагательного пишется раздельно.
    • Это отнюдь не вымышленная история. – НЕ пишется раздельно при наличии пояснительного слова отнюдь.
    • Достать кошку с дерева было трудно: на «кис-кис» она не реагировала.- НЕ с глаголами пишется раздельно.
    • Ваше участие в олимпиаде необязательно, хотя я бы советовала вам попробовать свои силы.- НЕ с наречиями на О/Е пишется слитно, если к ним можно подобрать синоним без НЕ: добровольно .
    • Из Первой мировой войны Европа вышла покалеченной не только физически, но и нравственно.- НЕ пишется раздельно, так как является частью союза НЕ ТОЛЬКО, НО И.
  3. Записываем правильный ответ: необязательно.

Второй вариант задания

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

  1. Нам (не)к кому было обратиться за помощью.
  2. Это была (не)более чем шутка.
  3. Мечтой Рудольфа Дизеля был (не)лёд, изготовлением которого занималась фирма, а пламя - от мечтал усовершенствовать двигатель внутреннего сгорания конструкции Августа Отто.
  4. Я люблю молодую картошечку: её (не)нужно чистить.
  5. В этой теории (не)окрепшие умы нашли всё, чего хотели: много критики устоев, казавшейся им убедительной.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем каждое предложение, раскрывая скобки в соответствии с нормами правописания русского языка:
    • Нам не к кому было обратиться за помощью.- НЕ с неопределенными и отрицательными местоимениями пишется раздельно при наличии предлога между ними.
    • Это была не более чем шутка.- НЕ пишется раздельно в выражении НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ.
    • Мечтой Рудольфа Дизеля был не лёд, изготовлением которого занималась фирма, а пламя - он мечтал усовершенствовать двигатель внутреннего сгорания конструкции Августа Отто.- НЕ пишется раздельно, так как в предложении есть противопоставление с союзом А.
    • Я люблю молодую картошечку: её не нужно чистить.- НЕ пишется раздельно с наречиями на О/Е.
    • В этой теории неокрепшие умы нашли всё, чего хотели: много критики устоев, казавшейся им убедительной.- НЕ пишется слитно с причастиями без зависимых слов.
  3. Записываем правильный ответ: неокрепшие.

На уроке рассматривается решение 12 задания ЕГЭ по информатике, включая задания 2019 года


12 тема — «Сетевые адреса» — характеризуется, как задания базового уровня сложности, время выполнения – примерно 2 минуты, максимальный балл - 1

Адресация в Интернете

Адрес документа в Интернете (с английского — URL — Uniform Resource Locator) состоит из следующих частей:

  • протокол передачи данных; может быть:
  • http (для Web-страниц) или
  • ftp (для передачи файлов)
  • встречается также защищенный протокол https ;
  • символы-разделители :// , отделяющие название протокола от остальной части адреса;
  • доменное имя сайта (или IP-адрес);
  • может присутствовать также: каталог на сервере, где располагается файл;
  • имя файла.

Каталоги на сервере разделяются прямым слэшем «/ »

  1. имя протокола сетевой службы – определяет тип сервера HTTP (протокол передачи гипертекста);
  2. разделитель в виде символа двоеточия и двух символов Slash ;
  3. полное доменное имя сервера;
  4. путь поиска web-документа на компьютере;
  5. имя web-сервера;
  6. домен верхнего уровня «org» ;
  7. имя национального домена «ru» ;
  8. каталог main на компьютере;
  9. каталог news в каталоге main ;
  10. конечная цель поиска – файл main_news.html .

Сетевые адреса

Физический адрес или MAC-адрес – уникальный адрес, «вшитый» на производстве — 48-битный код сетевой карты (в 16-ричной системе):

00-17-E1-41-AD-73

IP-адрес – адрес компьютера (32-битное число), состоящий из: номер сети + номер компьютера в сети (адрес узла):

15.30.47.48

Маска подсети :

  • необходима для определения того, какие компьютеры находятся в той же подсети;
в 10-м представлении в 16-м представлении

255.255.255.0 -> FF.FF.FF.0

  • маска в двоичном коде всегда имеет структуру: сначала все единицы, затем все нули:
  • 1…10…0

  • при наложении на IP-адрес (логическая конъюнкция И ) дает номер сети:
  • Та часть IP-адреса, которая соответствует битам маски равным единице, относится к адресу сети, а часть, соответствующая битам маски равным нулю – это числовой адрес компьютера

  • таким образом, можно определить каким может быть последнее число маски :
  • если два узла относятся к одной сети, то адрес сети у них одинаковый.
  • Расчет номера сети по IP-адресу и маске сети

    В маске под­се­ти старшие биты , от­ве­ден­ные в IP-адресе ком­пью­те­ра для номера сети , имеют зна­че­ние 1 (255) ; млад­шие биты , от­ве­ден­ные в IP-адресе ком­пью­те­ра для ад­ре­са компьютера в подсети , имеют зна­че­ние 0 .



    * Изображение взято из презентации К. Полякова

    Число компьютеров в сети

    Количество компьютеров сети определяется по маске: младшие биты маски — нули — отведены в IP-адресе компьютера под адрес компьютера в подсети.


    Если маска:

    То число компьютеров в сети:

    2 7 = 128 адресов

    Из них 2 специальных: адрес сети и широковещательный адрес

    128 - 2 = 126 адресов

    Решение заданий 12 ЕГЭ по информатике

    Ip-адрес и доменное имя сайта: правила построения

    12_7: Решение задания 12 (Поляков К., вариант 17):

    На месте преступления были обнаружены четыре обрывка бумаги. Следствие установило, что на них записаны фрагменты одного IP-адреса. Криминалисты обозначили эти фрагменты буквами А, Б, В и Г. Восстановите IP-адрес. В ответе укажите последовательность букв, обозначающих фрагменты, в порядке, соответствующем IP-адресу.


    ✍ Решение:
    • Вспомним правила построения .
    • Исключим фрагменты, которые не могут соответствовать началу IP-адреса: это фрагмент Б (с точки не может начинаться IP-адрес).
    • Исключим фрагменты, которые не могут соответствовать концу IP-адреса: это фрагмент В (отсутствие точки в начале, и, при этом, в остальных фрагментах нет таких, где в конце стояла бы точка (***.)).
    • Фрагмент А должен быть либо на последнем месте, либо после него должен находиться только Б (так как следом должна идти точка).
    • Фрагмент Б может находиться только в конце, так как последующий за ним фрагмент увеличит число до величины, большей 255 , чего не может быть в IP-адресе (например, 322 ).
    • Переберем оставшиеся варианты, и найдем искомый IP-адрес:
    ВГАБ : 222.222.222.32

    Ответ: ВГАБ

    12_8: Решение задания 12 (Поляков К., вариант 7):

    На сервере school.edu находится файл rating.net , доступ к которому осуществляется по протоколу http . Фрагменты адреса данного файла закодированы буквами а, Ь, с… g (см. таблицу). Запишите последовательность этих букв, которая кодирует адрес указанного файла в Интернете.

    a .edu
    b school
    c .net
    d /
    e rating
    f http
    g ://

    ✍ Решение:

    Ответ: fgbadec

    Определение адреса сети по IP-адресу и маске сети

    12_3: Решение задания 12 (Поляков К., вариант 25):

    В терминологии сетей TCP/IP маской сети называют двоичное число, которое показывает, какая часть IP-адреса узла сети относится к адресу сети, а какая – к адресу узла в этой сети. Адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному адресу узла и его маске.

    По заданным IP-адресу узла сети и маске определите адрес сети :

    IP-адрес: 145.92.137.88 Маска: 255.255.240.0

    При записи ответа выберите из приведенных в таблице чисел четыре элемента IP-адреса и запишите в нужном порядке соответствующие им буквы без точек.

    A B C D E F G H
    0 145 255 137 128 240 88 92

    ✍ Решение:
    • Для решения задания необходимо вспомнить, что IP-адрес сети так же как и маска сети хранятся в 4 байтах записанных через точку. То есть каждое из отдельных чисел IP-адреса и маски сети хранится в 8-разрядном двоичном виде. Для получения адреса сети необходимо выполнить поразрядную конъюнкцию этих чисел.
    • Так как число 255 в двоичном представлении — это 8 единиц , то при поразрядной конъюнкции с любым числом, в результате получится то же самое число. Таким образом, нет необходимости брать во внимание те байты IP-адреса, которые соответствуют числу 255 в маске сети. Поэтому первые два числа IP-адреса останутся такими же (145.92 ).
    • Остается рассмотреть числа 137 и 88 IP-дареса и 240 маски. Число 0 в маске соответствует восьми нулям в двоичном представлении, то есть поразрядная конъюнкция с любым числом превратит это число в 0 .
    • Переведем оба числа ip-адреса и маски сети в двоичную систему и запишем IP-адрес и маску друг под другом, чтобы осуществить поразрядную конъюнкцию:
    137: 10001001 88: 1011000 - IP-адрес 240: 11110000 0: 00000000 - маска сети 10000000 00000000 - результат поразрядной конъюнкции
  • Переведем результат :
  • 10000000 2 = 128 10
  • Итого, для адреса сети получаем байты:
  • 145.92.128.0
  • Ставим в соответствие буквы в таблице и получаем BHEA .
  • Результат: BHEA

    Предлагаем посмотреть подробный видеоразбор:

    Определение маски сети

    12_1: ЕГЭ по информатике 2017 задание 12 ФИПИ вариант 1 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):

    В терминологии сетей TCP/IP маской сети называется двоичное число, определяющее, какая часть IP-адреса узла сети относится к адресу сети, а какая — к адресу самого узла в этой сети. Обычно маска записывается по тем же правилам, что и IP-адрес, — в виде четырех байтов, причем каждый байт записывается в виде десятичного числа. При этом в маске сначала (в старших разрядах) стоят единицы, а затем с некоторого разряда — нули. Адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному IP-адресу узла и маске.

    Например, если IP-адрес узла равен 211.132.255.41, а маска равна 255.255.201.0, то адрес сети равен 211.132.201.0

    Для узла с IP-адресом 200.15.70.23 адрес сети равен 200.15.64.0 . Чему равно наименьшее возможное значение третьего слева байта маски? Ответ запишите в виде десятичного числа.

    ✍ Решение:

    • Третий байт слева соответствует числу 70 в IP-адресе и 64 — в адресе сети.
    • Адрес сети — это результат поразрядной конъюнкции маски и IP-адреса в двоичной системе:
    ? ? ? ? ? ? ? ? -> третий байт маски И (&) 0 1 0 0 0 1 1 0 2 -> 70 10 = 0 1 0 0 0 0 0 0 2 -> 64 10
  • Наименьшим возможным результатом маски может быть:
  • 1 1 0 0 0 0 0 0 - третий байт маски И (&) 0 1 0 0 0 1 1 0 2 -> 70 10 = 0 1 0 0 0 0 0 0 2 -> 64 10
  • Здесь самый старший бит взят за единицу, хотя для результата конъюнкции можно было взять ноль (0 & 0 = 0). Однако, так как следом стоит гарантированная единица, значит, в старший бит ставим тоже 1 . Как известно, в маске сначала идут единицы, а потом нули (не может быть такого: 0100… , а может быть только так: 1100… ).
  • Переведем 11000000 2 в 10-ю систему счисления и получим 192 .
  • Результат: 192

    Пошаговое решение данного 12 задания ЕГЭ по информатике доступно в видеоуроке:

    12_2: 12 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:

    В терминологии сетей TCP/IP маской сети называется двоичное число, определяющее, какая часть IP-адреса узла сети относится к адресу сети, а какая – к адресу самого узла в этой сети. Обычно маска записывается по тем же правилам, что и IP-адрес, – в виде четырёх байтов, причём каждый байт записывается в виде десятичного числа. При этом в маске сначала (в старших разрядах) стоят единицы, а затем с некоторого разряда – нули.
    Адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному IP-адресу узла и маске.

    Например, если IP-адрес узла равен 231.32.255.131, а маска равна 255.255.240.0, то адрес сети равен 231.32.240.0.

    Для узла с IP-адресом 57.179.208.27 адрес сети равен 57.179.192.0 . Каково наибольшее возможное количество единиц в разрядах маски?


    ✍ Решение:
    • Поскольку адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданному IP-адресу узла и маске, то получим:
    255.255.?.? -> маска & 57.179.208.27 -> IP-адрес = 57.179.192.0 -> адрес сети
  • Так как первые два байта слева в IP-адресе узла и адресе сети совпадают, значит, в маске для получения такого результата при поразрядной конъюнкции в двоичной системе должны быть все единицы. Т.е.:
  • 11111111 2 = 255 10
  • Для того, чтобы найти оставшиеся два байта маски, необходимо перевести соответствующие байты в IP-адресе и адресе сети в 2-ю систему счисления. Сделаем это:
  • 208 10 = 11010000 2 192 10 = 11000000 2
  • Теперь посмотрим, какая может быть маска для данного байта. Пронумеруем биты маски справа налево:
  • 7 6 5 4 3 2 1 0 1 1 1 0 0 0 0 0 -> маска & 1 1 0 1 0 0 0 0 = 1 1 0 0 0 0 0 0
  • Для 5-го бита получаем: ? & 0 = 0 -> в маске может находиться как единица, так и 0 . Но так как по заданию у нас спрашивается наибольшее возможное количество единиц, то значит, необходимо сказать, что в маске данный бит равен 1 .
  • Для 4-го бита получаем: ? & 1 = 0 -> в маске может находиться только 0 .
  • Так как в маске сначала идут единицы, а затем все нули, то после этого нуля в 4-м бите все остальные будут нули. И 4-й слева байт маски будет равен 0 10 .
  • Получим маску: 11111111.11111111.11100000.00000000 .
  • Посчитаем количество единиц в маске:
  • 8 + 8 + 3 = 19

    Результат: 19

    Подробное решение 12 задания демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:

    12_9: Решение задания 12 (с сайта К. Полякова, вариант 139):

    Два узла, находящиеся в разных подсетях, имеют IP-адреса 132.46.175.26 и 132.46.170.130 . В масках обеих подсетей одинаковое количество единиц . Укажите наименьшее возможное количество единиц в масках этих подсетей.


    ✍ Решение:
    • В маске подсети сначала следуют единичные биты, которые соответствуют адресу подсети в IP-адресе компьютера. Так как адреса подсети двух компьютеров из условия задачи разные, но при этом количество единиц в их масках совпадает, то необходимо определить в IP-адресах компьютеров первый слева бит, который у них будет различен. Этот бит будет относиться к адресу подсети, а остальные биты, идущие справа от него, могут относиться уже к адресу компьютера.
    • Таким образом, найдем первый слева различный бит:
    175: 101011 11 170: 101010 10
  • Получаем, что в маске подсети все биты, включая тот, что соответствует выделенным, будут равны единице. Отобразим это, переводя в двоичную систему счисления только интересующий нас байт. Выделим ту часть адресов, которая соответствует наименьшему возможному адресу подсети (соответственно, наименьшему количеству единиц в маске):
  • адрес 1: 132.46.101011 11.26 адрес 2: 132.46.101010 10.130 маска: 255.255.111111 00.00000000
  • 255 для маски — это 8 единиц. Посчитаем общее количество единиц в маске (она одинакова для обеих компьютеров):
  • 8 + 8 + 6 = 22

    Ответ: 22


    ✍ Решение:
    • Единичные биты маски (равные единице) определяют адрес подсети, т.к. адрес подсети — это результат поразрядной конъюнкции (логического умножения) битов маски с IP-адресом.
    • Остальная часть маски (начиная с первого нуля) определяет номер компьютера.
    • Поскольку в двоичном представлении число 255 — это восемь единиц (11111111 ), то при поразрядной конъюнкции с любым числом, возвращается то же самое число (1 ∧ 0 = 0; 1 ∧ 1 = 1). Таким образом, те байты в маске, которые равны числам 255 , мы рассматривать не будем, т.к. они определяют адрес подсети.
    • Начнем рассмотрение с байта равного 128 . Ему соответствует байт 189 IP-адреса. Переведем эти числа в двоичную систему счисления:
    128 = 10000000 2 189 = 10111101 2
  • Те биты IP-адреса, которые соответствуют нулевым битам маски, служат для определения номера компьютера. Переведем получившееся двоичное число в десятичную систему счисления:
  • 0111101 2 = 61 10

    Результат: 61

    Подробное решение данного задания смотрите на видео:

    Количество адресов компьютеров

    12_5: Решение задания 12 (Поляков К., вариант 41):

    В терминологии сетей TCP/IP маской подсети называется 32-разрядное двоичное число, определяющее, какие именно разряды IP-адреса компьютера являются общими для всей подсети — в этих разрядах маски стоит 1. Обычно маски записываются в виде четверки десятичных чисел — по тем же правилам, что и IP-адреса.

    Для некоторой подсети используется маска 255.255.255.192 . Сколько различных адресов компьютеров теоретически допускает эта маска, если два адреса (адрес сети и широковещательный) не используют?


    ✍ Решение:
    • Единичные биты маски (равные единице) определяют адрес подсети, остальная часть маски (начиная с первого нуля) определяет номер компьютера. То есть для адреса компьютера существует столько вариантов, сколько можно получить из нулевых битов в маске.
    • В нашем случае первые слева три байта маски мы рассматривать не будем, т.к. число 255 в двоичном представлении — это восемь единиц (11111111 ).
    • Рассмотрим последний байт маски, равный 192 . Переведем число в двоичную систему счисления:
    192 10 = 11000000 2
  • Итого получили 6 нулей в маске сети. Значит, на адресацию компьютеров выделяется 6 бит или, другими словами, 2 6 адресов компьютеров. Но поскольку два адреса уже зарезервировано (по условию), то получим:
  • 2 6 - 2 = 64 - 2 = 62

    Результат: 62

    Видеоразбор задания смотрите ниже:

    Задание 12 ЕГЭ по русскому языку

    Правописание НЕ и НИ

    Краткая теория для успешного выполнения задания 12 из ЕГЭ по русскому языку.

    НЕ пишется слитно:
    1)Когда слово без НЕ не употребляется,
    2)С существительными, если НЕ придает ему новое, противоположное значение,
    3)С полными и краткими прилагательными и с наречиями на -о(-е), если НЕ используется для выражения противоположного значения,
    4)С полными причастиями, при которых нет поясняющих слов: неоконченная работа(но,
    не оконченная вовремя работа ),
    5)С местоимениями,не отделенными от НЕ предлогом,
    6)В глагольной приставке недо-, обозначающей несоответствие норме.

    НЕ пишется раздельно:
    1)При глаголах и их деепричастных формах,
    2)В краткой форме причастий и в полной, когда при причастии есть пояснительные слова или есть/подразумевается противопоставление,
    3)В существительных, прилагательных, наречиях, когда есть или подразумевается противопоставление,
    4)При усилительных наречиях, предлогах и союзах,
    5)При всех словах, пишущихся через дефис.

    НИ пишется слитно:
    1)В местоимениях, если НИ не отделена предлогом,
    2)В наречиях
    никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нимало, нипочем, ничуть и в частице нибудь .

    В остальных случаях НИ пишется слитно.

    Тестовые варианты для задания 12 из Егэ по Русскому:

    Попробуйте решить их самостоятельно и сравнить с ответами в конце страницы

    Пример 1:

    Было время, когда человек был (не)хозяином природы, а ее послушным рабом.
    Нужная книга (не)найдена.
    Речка была (не)широкой и мелкой.
    Вводное слово грамматически (не)связано с другими словами в предложении.

    Ему (не)верили.

    Пример 2:

    Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

    Не хотелось сейчас думать о (не)выполненном вчера обещании.
    Птиц гонит на юг (не)наступивший холод, а отсутствие корма.
    Ключи до сих пор (не)найдены.
    Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную тучу.
    Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина.

    Пример 3:

    Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

    Вовсе (не)старинная, а очень современная шляпа!
    Мы достигли цели, но наш путь (не)закончен.
    Молодые деревья засыхали на корню, (не)дотянувшись до света.
    Стояла пронзительная, (не)тронутая тишина.
    Ворота были (не)заперты, а дверь в дом распахнута настежь.

    Пример 4:

    Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

    В его словах (не)было ничего странного.
    Меня огорчило (не)вежливое замечание приятеля.
    Дожди зарядили надолго, а я к сырой погоде был (не)подготовлен и промок до нитки.
    Это (не)придуманная, а происходившая на самом деле история.
    Ничуть (не)обиженный.

    Пример 5:

    Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

    М. Врубель создал сказочно-символический образ девичьей красоты, (не)меркнущей с годами свежести, таинственности и величавости.
    Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
    По мнению Базарова, роль общества важнее, чем влияние отдельной личности: «Исправьте общество, и болезней (не)будет».
    Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнялась дивными звуками.
    Бунин рисует в рассказе (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.

    Пример 6:

    Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

    Подвиги наших прадедов (не)забыты нами.
    Тянутся по Волге нагруженные арбузами баркасы с (не)высокими бортами.
    В полном одиночестве он простоял с минуту, (не)решаясь двинуться дальше.
    Ребёнок был совсем мал ростом, поэтому (не)доставал до полочки с книгами.
    Чехов писал о ничем (не)примечательных людях.

    Пример 7:

    Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

    То сердце (не)научится любить, которое устало ненавидеть.
    На востоке появилась (не)высокая, прерывающаяся только в одном месте дуга.
    (Не)будь случайного свидетеля, происшествие в гостинице сумели бы скрыть.
    (Не)глядя на повара, Анна Павловна отдала ему множество приказаний и снова устремила взгляд на дорогу.
    В кабинете Кирсанова ждал человек, (не)пожелавший назвать своё имя.

    Ответы:

      неширокой

      незабываемые

      нетронутая

      невежливое

      незабываемые

      невысокими

      невысокая